Глава №167 книги «История зарубежной музыки — 4»
К предыдущей главе К следующей главе К содержанию
Среди комических опер Сметаны мировую славу приобрела «Проданная невеста» (1866). Сначала она имела два акта и шла с разговорными диалогами; всего было двадцать музыкальных номеров. В 1869 году композитор добавил новые номера *,
* Мужской хор «Кто пиво с нами пьет», арию Марженки «То был любви прекрасный сон», ряд танцев (скочну, польку, фуриант).
расширил прежние — опера стала трехактной. В следующем году для ее постановки в Петербурге (состоялась под руководством Э. Ф. Направника в 1871 году) он заменил диалоги речитативами. В 1872 году пражский «Художественный клуб» издал клавир «Проданной невесты», тираж которого был вскоре распродан. Этопервое музыкальное произведение, выпущенное в свет чешским издательством.
Популярность оперы является поистине всенародной. Еще при жизни композитора, в 1882 году, состоялось ее сотое представление, а к 30-м годам XX века их было уже около тысячи. Зденек Неедлы так объясняет эту популярность: «Иностранец не в состоянии был бы понять, что можно извлечь, какие силы можно почерпнуть из невинной истории о Марженке и Енике, Кецале и Вашеке, но чеху говорил здесь сам дух народа, его высочайший завет, пронесенный сквозь все испытания истории: «не отчаивайтесь, будьте веселы, и тогда вы неодолимы...». «Проданная невеста» оказала, в особенности в эпоху борьбы за национальное существование, неоценимые услуги отечественным борцам тем, что вселяла в них радость и веру, необходимые для борьбы. Поэтому чехи с восторгом ходили на ее представления как раз в те периоды, когда им приходилось хуже всего».
Народность сюжета и музыки определила неувядаемую свежесть и жизненность оперы. Нежная, но глубоко чувствующая Марженка; батрак Еник, наделенный незаурядным умом и здоровой сметкой, несмотря на свою молодость уже немало увидавший в своих странствиях по стране; чванливый, по-крестьянски упрямый сват Кецал; недалекий и наивный Вашек, баловень зажиточной семьи Михи — все это типы, выхваченные из жизни. Они выступают как плоть от плоти той деревенской среды, на фоне которой развивается действие оперы. Вот почему такое место уделено в ней народным сценам. Они излучают душевное тепло, бодрость и веселье.
Словно сгусток таких настроений содержится в оркестровой увертюре. Сразу же, с первых тактов, обрушивается искрометный поток звуков в предельно быстром темпе (Vivacissimo). Этот темп выдерживается на протяжении всей увертюры; он словно подстегивается безудержным разбегом фигурации струнных. На этом непрерывно усиливающемся фоне утверждается основной мотив главной партии (см. пример 236 а), изложенной полифонически — так постепенно «наращивается» звучность оркестра.
Иной, словно «притопывающий» характер присущ побочной партии, но и в ее развитие включается стремительное фигурационное движение, достигающее своего апогея в коде. Увертюра тематически связана с музыкой оперы: фигурации, использованные в главной партии, встречаются в момент развязки комедии (III акт, 9-я сцена), а тема побочной партии, равно как открывающий увертюру «возглас» оркестра, заимствована из хорового финала II акта; текст этого финала гласит: «Продал, продал он невесту!..».
Хор, открывающий 1 акт, дает зарисовку жизни села. Вначале будто наигрывает пастуший рожок (солирует кларнет), сопровождаемый аккордами волынки (у струнных),— возникает картина мирного деревенского пейзажа. Крестьяне запевают жизнерадостную песню в характере польки:
Внезапно тень омрачила светлую идиллию — набежали заботы и грустные думы. Но снова выглянуло солнце, и опять зазвучали веселые песни. В передаче такой светотени Сметана использует смену G-dur одноименным минором. В основе данной сцены, обрамленной свирельным наигрышем, три больших тематических раздела в тональностях G-dur, C-dur и g-moll. Минор звучит дважды: первый раз в хоре, второй — во время диалога Еника и Марженки. Так образуется рондальная последовательность эпизодов G-dur, C-dur, g-moll, G-dur (реприза хора), g-moll (диалог влюбленных; тематически связан с предшествующим хоровым минорным разделом), G-dur (реприза всей сцены).
Отметим еще одну деталь, очень показательную для тонкой мотивной работы Сметаны. Основная тема хора постепенно подготавливается в оркестровом вступлении к данной сцене, причем тема эта оказывается родственной «мелодическому зерну» главной партии увертюры:
Близка данной теме и напористо-динамичная полька, которой замыкается I акт. Наконец, начальный хор, но в более сжатом и несколько измененном изложении (G-dur — C-dur — G-dur) заключает оперу.
Народные сцены играют важную роль и во II акте. Он открывается хоровой застольной («Кто пиво с нами пьет»), которая своим ритмически прихотливым узором подготавливает оркестровый танец — фуриант. (В музыке фурианта Сметана воспользовался народной мелодией; см. пример 222). Драматическая кульминация этого акта — мнимое отречение Еника от своей невесты. По договору с Кецалом, за триста дукатов он отказывается от Маржейки в пользу сына Михи. Все думают, что речь идет о Вашеке. Однако, как позже откроется, незадачливый сват был одурачен: в этой деревне никто не знал, что Еник, еще в юные годы покинувший родительский кров, также является сыном Михи!.. А пока что возмущенные, негодующие крестьяне активно вмешиваются в сцену «купли-продажи». Композитор передает эту сценическую ситуацию в изобретательно использованной форме рондо (II акт, 6-я сцена).
Народные танцы представлены и в III акте; бродячие комедианты исполняют головокружительную скочну, а дуэт танцовщицы Эсмеральды и директора цирка выдержан в духе польки. В последних же двух сценах вновь активно участвует хор.
С народными сценами тесно связаны и органически из них вырастают музыкальные характеристики главных действующих лиц; оперы.
Тепло очерчены родители Марженки. Они участвуют в терцете I и секстете III актов. В музыке терцета воссоздан и портрет свата: плавное движение соуседски хорошо выражает беседу степенных пожилых крестьян. Но Кецал к тому же болтлив и суетлив. Эти черты образа сохраняются во всех ансамблях, в которых он участвует. Так, центральный в драматургическом отношении дуэт с Еником, где Кецал заключает соглашение о «продаже» невесты (II акт, 4-я сцена), построен на сопоставлении скороговорки (в крайних частях) и комичной важности речи (в средней). Объединяющим же началом служит все тот же бесконечно разнообразный ритм польки:
Комическими штрихами охарактеризован и Вашек. Этот буффонный персонаж, нелепый, заикающийся, над которым все подсмеиваются: два ариозо Вашека (II акт, 2-я сцена и III акт, 1-я сцена) и особенно его дуэт с Марженкой (II акт, 3-я сцена) выразительны и напевны.
Но, естественно, главное внимание уделяется обрисовке основных героев оперы — Еника и Марженки. Их дуэт из I акта дает ключ к пониманию идейного содержания оперы. Завершающая дуэт тема любви обаятельна в своей простоте: спокойная и уравновешенная, с постоянным возвращением к тонике и чередованием Т — D — Т в гармонии, она символизирует ясность и прочность чувств простых чешских людей:
Эта тема приобретает далее лейтмотивное значение: она возникает в оркестре в минуты тягостных раздумий Марженки — во время ее бесед с родителями (II акт, 3-я сцена и II акт, 5-я сцена).
Песенной выразительностью отмечена вся партия Марженки. Грустью овеяно ее поэтическое ариозо «Если б только я узнала» из I акта — оно звучит сразу же вслед за начальной большой хоровой сценой:
Светлой печалью воспоминаний проникнута и ария «То был любви прекрасный сон» из III акта. Но облик Марженки выявлен многогранно: она предстает не только элегичной, но и лукавой (в дуэте с Вашеком из II акта), и гневной (в дуэте с Ени- ком — из III акта).
Столь же разносторонне показан Еник: на фоне народных сцен (диалог с Марженкой, включенный в хоровую сцену из I акта, ариозо внутри начальной хоровой сцены II акта), в общении с людьми, в ансамблях. Вообще гибкий показ взаимодействия героя и окружающей его среды — замечательное достижение оперной драматургии Сметаны. Примечательно в этой связи, что только одну арию он поручил Марженке (III акт, 6-я сцена). Еник имеет всего одно ариозо, Вашек — два; другие же действующие лица совсем лишены архитектонически завершенных сольных номеров — они выступают в ансамблях, их реплики «подключаются» в хоровые сцены.
В решении таких действенных ансамблей и сцен Сметана очень изобретателен. В «Проданной невесте», например, пять дуэтов: каждый из них и по эмоциональному содержанию, и по формальному строению индивидуален. Так, двухчастный, широко развернутый любовный дуэт Марженки и Еника из I акта противостоит их краткой размолвке — ссоре из III акта (7-я сцена), где выразительно закреплены строптивые черты характера влюбленных. А сколько душевного тепла и юмора в дуэтах Марженки и Вашека или Еника и Кецала из II акта (в этих дуэтах свободно использована трехчастность). И, наконец, как неподдельно весел дуэт Эсмеральды с директором цирка!
Чередуя и сопоставляя различные ансамблевые формы, включая сольные высказывания в хоровые сцены, применяя резкие контрасты, Сметана ярко передает стремительный темп действия комедии. Кипучей энергией пронизана вся музыка «Проданной невесты». Легкая и подвижная, искренняя и глубокая, она правдиво передает не только комические ситуации, но и драматические переживания главных действующих лиц.