Глава №42 книги «История зарубежной музыки — 4»
К предыдущей главе К следующей главе К содержанию
Четвертая симфония e-moll ор. 98 (1885) принадлежит к числу наиболее совершенных и самобытных творений Брамса. С потрясающим драматизмом и несгибаемой стойкостью духа в ней рассказывается о трагических перипетиях жизненной борьбы.
Замечательно начало первой части: как продолжение ранее начатой душевной беседы, в духе элегического романса звучит сердечный напев главной партии. Его играют скрипки в октаву; альты и виолончели сопровождают арпеджио; деревянные духовые дают имитации терциями. Из сочетания терций и секст, любимых интервалов Брамса, образуется эта мелодия:
Элегическое повествование становится все более напряженным и прерывается воинственным кличем — призывом к действию (см. пример 72). Применение гармонического мажора придает героической теме суровый, тревожный оттенок. Ее появление — в явном или скрытом виде (она проводится во всей части не менее десяти раз!) — всегда неожиданно, дает стимул к активизации музыкального развития. Так и здесь: тема-призыв, обрамляя страстную (словно признание) мелодию побочной партии, еще более подчеркивает ее лиризм (см. пример 73). Разработка, как обычно у Брамса, сжатая и напряженная, приводит к несколько видоизмененной репризе. Большое значение имеет обширная кода: начальная элегическая тема приобретает теперь трагические очертания. Такие свободные переходы от одного состояния к другому характерны для этой части — они сообщают музыке черты балладного повествования.
Романтично начало следующей части. Задумчивый монолог валторн выдержан в духе старинного романса (в начале использован мелодический мажор):
Вторжение преобразованной темы-призыва не может нарушить созерцательного настроения. Оно прекрасно выражено в коде, где поет восьмиголосный хор струнных divisi. Этот замечательный колористический эффект опровергает ходячие суждения о якобы недостаточной красочности фантазии у Брамса. Подобные неверные суждения еще более опровергаются третьей частью, изображающей шумное карнавальное веселье: словно жизнь во всем великолепии своих красок вторглась в ход развития личной драмы.
Но неумолим жестокий приговор судьбы! Именно так звучит суровый хорал духовых инструментов, излагающих тему финала. Эта 8-тактная тема служит основой для тридцати двух вариаций и проходит в разных голосах, но преимущественно в басу *.
* Точнее сказать, эта пассакалья имеет тридцать одну вариацию и развернутую коду.
Сама тема конфликтна по содержанию, что вызвано диссонирующим повышением IV ступени в миноре как вводного тона к доминанте. Появление этого звука сопровождается грозным тремоло литавр:
Удивительно искусство, с каким Брамс осуществляет в пассакалье непрерывность развития, стирает грани переходов от одной вариации к другой. Идя по бетховенскому пути, он привносит закономерности сонатных принципов в построение вариационного цикла *.
* Приводимая далее нумерация отсутствует в партитуре Брамса: желая подчеркнуть непрерывность музыкального развития, он отказался от указания порядковых номеров вариаций.
Так образуются три раздела формы: вариации 1—10 дают экспозицию трагедии, 11—15 — ее лирический центр, где выделяется волнующий монолог флейты, к которой присоединяются затем кларнет, гобой (12):
Драма уступает место идиллии, и минорный лад заменяется мажором (E-dur, 13—15). Музыка замирает на жалобной фразе флейты и прерванном кадансе. 16-я вариация дает внезапное возвращение начальных образов — это своего рода расширенная реприза, вбирающая в себя раздел разработки. Именно здесь драматизм достигает предела, и непрерывное нагнетание напряжения приводит к трагической развязке. Музыка эта покоряет своим душевным величием и выражением непреклонной мужественности.
Опера Масканьи «Сельская честь»
Cavalleria rusticana
12.01.2011 в 13:36.
Масканьи. «Сельская честь». Интермеццо (дирижёр — Т. Серафин)
СЕЛЬСКАЯ ЧЕСТЬ (Cavalleria rusticana) - опера П. Масканьи в 1 действии, либретто Дж. Тарджони-Тодзетти и Г. Менаши по одноименной новелле и пьесе Дж. Верги. Премьера: Рим, театр "Констанци", 17 мая 1890 г. (Дж. Беллинчони - Сантуцца).
Положенная в основу либретто новелла Дж. Верги была им же переделана в драму для Э. Дузе. Опера Масканьи получила премию на конкурсе, организованном итальянским издателем Э. Сонцоньо (1889). Утвердившееся ее русское название не совсем точно передает смысл итальянского заглавия, которое скорее означает "Сельское благородство" или "рыцарство".
Действие происходит в сицилийской деревне. Молодая крестьянка Сантуцца, соблазненная и брошенная Туридду, рассказывает возчику Альфио, что его жена Лола - любовница Туридду. Ревнивый Альфио окорбляет Туридду, кусая его за ухо, что по сицилийскому обычаю означает вызов на смертный бой. Соперники дерутся на ножах. В поединке Туридду убит.
Опера Масканьи - один из самых ярких образцов веризма в музыке. Стремительно и сжато развивается действие, в которое вовлечены непривычные для старой итальянской оперы герои - простые люди, жители села.
Драма чувств выражена композитором правдиво, сильно. Сочетание натуралистически-бытовой картины крестьянской жизни с музыкой, впитавшей традиции старой итальянской школы, создало своеобразный эффект. Масканьи использовал сицилийский фольклор, чтобы передать колорит среды. Вся драма развертывается на фоне ярко выписанной картины сельской жизни. Симфоническое интермеццо, отделяющее финал от предшествующего действия, создает временную перспективу. Драматизм музыки, ее напевность, свежесть красок определили жизненную судьбу оперы. Впервые в России она была показана в 1891 г. в Москве итальянской труппой и почти сразу на русской сцене в Екатеринбурге Музыкальным кружком (дирижер Г. Свечин). На профессиональной русской сцене "Сельская честь" была впервые исполнена в сезоне 1892/93 г. в Казани антрепризой В. Петровского, а затем поставлена в 1892 г. в московском Театре Шелапутина; 18 января 1894 г. прошла премьера в Мариинском театре (с участием Медеи и Николая Фигнер, М. Славиной и А. Чернова), а 21 сентября 1903 г. - в московском Новом театре. Последняя постановка в Большом театре относится к 1985 г. "Сельская честь", как и "Паяцы" Леонкавалло, не сходит с мировой сцены, в главных ее партиях выступали крупнейшие артисты - Э. Карузо, Б. Джильи, Дж. ди Стефано, Ф. Корелли, Дж. Ансельми, Р. Панераи, Дж. Симионато, З. Соткилава и др.
В 1982 г. опера была экранизирована (режиссер Ф. Дзеффирелли; П. Доминго - Туридду, Е. Образцова - Сантуцца).
Опера в одном действии. Либретто Тарджони-Тоццетти и Г. Менаши по новелле Д. Верги.
Премьера — 17 мая 1890 г. в Риме.
Действующие лица: Сантуцца, молодая крестьянка — сопрано; Туридду, молодой крестьянин — тенор; Лючия, мать Туридцу — меццо-сопрано (альт); Альфио, возчик — баритон; Лола, его жена — меццо-сопрано.
Действие происходит в сицилийской деревне около 1880 года.
Сицилийская деревушка...
Звон пасхальных колоколов зовет прихожан в церковь. Крестьяне собираются у кабачка Лючии и весело переговариваются на солнцепеке.
Толпа вскоре расходится. На площади у корчмы появляется Сантуцца. Она взволнованно спрашивает Лючию: не знает ли та, где Туридду?
— Ушел за вином в соседнее село, — отвечает мать.
Сантуцца изливает ей всю горечь своего сердца: никуда он не ушел, а всю ночь шатался вокруг дома возчика Альфио, так как влюблен в его жену, Лолу. Молодая крестьянка поверяет матери
Туридду всю историю своей горькой любви: Туридду любил красавицу Лолу, но пока он служил в солдатах, та вышла замуж за возчика. Возвратившись с воинской службы, Туридду утешился ею, Сантуццей. Однако кокетливая Лола, пренебрегая верностью мужу и честью, опять вскружила голову своему бывшему возлюбленному.
Возвращается из поездки Альфио, муж Лолы. Он весел, жизнерадостен и поет о жизни возчика, о своей жене, по его мнению, преданнейшей из всех женщин мира.
Из церкви выходит пасхальная процессия. Альфио удаляется, а верующие преклоняют колени, покуда процессия не проходит.
Задорный и самоуверенный, входит Туридду. Сантуцца умоляет его не покидать ее, вернуться к ней. Но она надоела ему. Его раздражает ее вечная ревность.
Появляется и Лола, она спешит в церковь. Юноша направляется вслед за красивой и кокетливой женщиной, но Сантуцца преграждает ему путь. В ответ на это Туридду грубо сталкивает наскучившую ему любовницу со ступеньки церкви.
Девушка, плача, проклинает изменника... Вдруг она видит возчика, возвратившегося к концу молебна, и рассказывает ему о преступной любви Туридду и Лолы. Альфио бушует, словно безумный, и, клянясь отомстить, убегает.
Народ выходит из церкви, заполняя площадь и трактир. Тут же и Туридду; он хочет угостить вином вновь возвратившегося возчика, но тот не принимает приглашения, а выбивает у него из рук стакан. Это оскорбление можно смыть только кровью. Туридду, согласно сицилийскому обычаю, кусает Альфио за ухо. Это вызов. Будет битва на ножах, не на жизнь, а на смерть.
Молодой темпераментный крестьянин внезапно трезвеет. Он спохватывается: если его убьют, Сантуцца останется одна. Он хотел бы уже помириться с Альфио, но поздно. Тот говорит, что ждет его за огородами...
Туридду прощается с матерью, предчувствуя, что это «прощай» значит: навеки; он просит мать не сетовать, если чем обидел ее, и не покидать остающуюся одинокой, несчастную Сантуццу.
Потом он убегает, а через несколько мгновений слышен страшный крик: «Убили Туридду!»
Опера Леонкавалло «Паяцы»
Pagliacci
12.01.2011 в 11:26.
Леонкавалло. «Паяцы». Vesti la giubba (Дж. Ди Стефано)
ПАЯЦЫ (I pagliacci) - опера Р. Леонкавалло в 2 действиях с прологом, либретто композитора. Премьера: Милан, "Театро даль Верме", 21 мая 1892 г., под управлением А. Тосканини. Вслед за этим опера была поставлена в других городах Италии и за рубежом. На русской сцене впервые: Москва, 11 января 1893 г. - Товарищество И. П. Прянишникова, 11 ноября - Большой театр; 23 ноября - Петербург, Мариинский театр (с участием Николая и Медеи Фигнер, А. Чернова и Л. Яковлева).
В основе сюжета - подлинное происшествие, свидетелем которого был Леонкавалло в раннем детстве: ревнивый актер странствующей труппы во время представления убил неверную жену и ее любовника. Событие это оставило глубокий след в сознании будущего композитора. В то же время исходная ситуация (вторжение жизни в спектакль) построена по излюбленной в литературе конца XIX в. схеме - достаточно вспомнить "Зеленого попугая" А. Шницлера или "Табарена" П. Феррье (Леонкавалло заимствовал некоторые ситуации из последней пьесы). несмотря на то, что автор стремился утвердить на сцене правду ("Паяцы" - одно из ярких явлений веризма), все ситуации и средства выразительности у него мелодраматически преувеличены.
Превосходное знание законов сцены и драматургический талант, умение использовать выигрышные приемы объясняют успех оперы - единственной у Леонкавалло, сохранившейся в репертуаре. Музыка ее доходчива, вокальные партии благодарны для исполнителей. Многие фрагменты - пролог, ария Канио "Смейся, паяц", ария Недды, серенада Арлекина - принадлежат к наиболее популярным в концертной практике. В главных партиях выступали крупнейшие певцы мира: Э. Карузо, М. Баттистини, Б. Джильи, Р. Таубер, Дж. ди Стефано, М. дель Монако, Ф. Корелли, Т. Гобби, М. Каллас, Л. Паваротти, П. Доминго, В. Атлантов и др. Среди современных постановок можно отметить спектакль в римских Термах Каракаллы (1990, В. Атлантов - Канио).
Опера была несколько раз экранизирована. Еще в 1909 г. в Италии был отснят на кинопленку пролог. В 1936 г. в Англии немецкий режиссер К. Груне снял по мотивам произведения Леонкавалло фильм с Р. Таубером в роли Канио - в русском прокате он шел под названием "Любовь паяца". Известна в нашей стране и снятая в 1948 г. режиссером М. Костой итальянская картина "Паяцы", где Т. Гобби выступил в ролях Канио и Сильвио, Недду играет Дж. Лоллобриджида (поет О. Финески), а Канио - А. Поли (поет Г. Мазини).
ВЕРИ́ЗМ — направление в итальянском искусстве конца XIX — начала XX в., характеризующееся изображением быта и переживаний простых людей, правдивостью воспроизведения темных сторон городской и сельской жизни (итальянское vero — истинный, правдивый), тяготением к показу обыденного, прозаического. Наиболее полное выражение веризма в итальянской опере — произведения Р. Леонкавалло (в первую очередь — “Паяцы”, 1892), П. Масканьи (классический образец веризма — его опера “Сельская честь”, 1890) и некоторые, главным образом ранние оперы Дж. Пуччини (“Манон Леско”, 1893; “Богема”, 1896; “Тоска”, 1900; “Мадам Баттерфлай” — “Чио-Чио-сан”, 1904). К представителям этого направления относят также итальянских композиторов У. Джордано, Ф. Чилеа, “веристскими” иногда называют поздние оперы француза Ж. Массне.