Вечер, посвященный 60-летию снятия блокады ленинграда
Автор сценария: В.Е. Сковородникова, старший воспитатель ЗЦДЮТ «Зеркальный»
Цель проведения: воспитание уважения к ветеранам.
Ход дела.
На рассадку звучит инструментальная спокойная музыка.
«Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет…»
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ
Фонограмма «VANGELIS».
Легенда о чаше Грааля. «Много веков назад в Европе возникла легенда о таинственной Чаше Грааля, которую мы хотим сегодня поведать вам.
Когда римляне распяли на кресте Иисуса, набожные жители Галилеи собрали в серебряную чашу кровь, стекавшую с тела распятого Христа, и по Божьему промыслу отправили свою реликвию в далёкие северные страны, ни то в Норвегию, ни то в Шотландию, ни то в Швецию.
Там люди укрыли от язычников-римлян чашу с кровью Спасителя, искупившего все грехи человечества. Господь указал христианам, что тот, кто сумеет найти Чашу Грааля, принесёт всему человечеству мир, покой и процветание.
На протяжении долгих столетий многие благородные рыцари и воины от Ланселота до Готфрида Бульонского пытались найти заветную святыню. Для этого они устраивали Крестовые походы, набеги на земли соседних народов, войны.
Так светлая идея о несущеё миру покой Чаше Грааля превратилась в навязчивую мысль, породившую убийства, жестокость, насилие. Земля превратилась в пылающий костёр, в котором рождался зловещий сплав грехов человеческих – гордыни, ненависти, злобы, жадности.
И случилось страшное… Человек перестал быть образом и подобием Божьим, появился новый человек – жестокий, озлобленный, коварный. Люди стали привыкать к войнам.
Закончив битву, они скрупулёзно подсчитывали убытки и число погибших, сравнивая её по размаху и величию с предыдущими сражениями. Люди превратились в цифры. Человек забыл о человеке.
Достойной ли наградой станет память
Тому, чью молодость клинок сгубил,
Чья жизнь оборвалась в начале,
Кто не успел, кто не любил, не жил?!
И никто не пытался понять и прочувствовать горечь, боль, отчаяние тех, кто потерял отца или сына, мать или дочь, брата или сестру. Никто не пытался понять пока беда не приходила в его собственный дом.
И вся трагедия была в том, что человек, испытавший тяжёлую горечь невосполнимой утраты, перестал слышать голос разума, шептавший ему на ухо: «Пора прекратить эту бессмысленную бойню, ведь ничто на свете не стоит человеческой жизни. Нет высшей ценности в мире, чем человек».
Человек слышал только голос своего стонущего сердца: «Моя потеря не должна остаться безнаказанной. Месть, месть, месть!». И с каждым годом, с каждым столетием таких людей в мире становилось всё больше».
Ведущий: «Вы только вдумайтесь: во всех войнах Римской империи за 400 лет погибло 60 тысяч человек, в Крестовых походах сложили головы 700 тысяч воинов, в наполеоновских войнах были убиты 4 миллиона человек.
А в XX веке, в котором нам с вами суждено было родиться, войны и вооружённые конфликты унесли жизни 178 миллионов человек, что значительно больше населения России. Целая огромная страна исчезла с карты мира, а люди смогли это просто не заметить!
И, конечно, самой большой трагедией XX века стала Вторая Мировая война, которая осиротила более 50 миллионов семей. И в этой войне самой страшной и самой героической страницей навеки остался подвиг Блокадного Ленинграда».
ВТОРАЯ ЧАСТЬ. О БЛОКАДЕ
Фонограмма Sarah Brightman «Anythina, Aniwere».
Ведущий: «У этой правды есть адреса, номера телефонов, фамилии, имена. Она живет в ленинградских квартирах, часто с множеством дверных звонков – надо только нажать нужную кнопку… Она взглянет на вас женскими или не женскими, но обязательно немолодыми и обязательно взволнованными глазами».
Ведущий: «Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением. Переломным во всей дальнейшей судьбе. Война живет в душе переживающих ее такими воспоминаниями, что они никогда не смогут забыть ее, как не смогут забыть, что родились когда-то».
Фонограмма «Майский вальс».
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут.
А ленинградцы
Тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость
Слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика,
Но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют
С тобой
Пол-Ленинграда не поднялось.
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе –
Салют!
Сегодня ленинградцы
Плачут…
Тем, кто шел в бой за Родину, выстояли и победили
Тем, кто согревался дыханием в стужу блокадных ночей
Тем, кто на речных переправах шел, словно камень ко дну
Тем, кто на века безымянный канул в фашистском плену
Тем, кто ради бравого дела сердце отдать готов.
Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов
Всем, тем, кто ушел в бессмертие и победил, посвящается наш вечер.
Композиция отряда.
Фонограмма взрывов, пулеметные очереди, гул самолетов.
Первый ведущий: «Я помню, ожесточенное сопротивление наших войск, которое замедляло темп фашистского наступления на Ленинград. Армии врага в первые дни продвигались на десятки километров в сутки. Этот темп упал до нескольких километров, а затем и до нескольких сотен метров. Чем ближе фашисты продвигались, к Ленинграду, тем более ожесточенное и упорное было наше сопротивление. Фашисты теряли и стратегический и тактический размах».
Фонограмма Richard Glaudermann.
Стихотворение отряда.
Фонограмма «Ленинградские мальчишки».
Ведущий: «Время, остановись! Ты слышишь топот? Это мы спасаемся от обстрела, нам и было-то четырнадцать лет на двоих!
Мы стучали зубами в промозглых убежищах и удирали на крыши и чердаки к взрослым. Они сразу поняли, что без нас им не обойтись, и молча давали место, как равным.
Катился по небу орудийный гром, рушились дома. Скрещивались лучи прожекторов, падали люди…
Смутно белели стропила перекрытий. Мальчишечьи глаза жадно впитывали происходящее. Мы учились не умирать со страху, а понимать, что не каждая бомба летит в тебя, и не каждый снаряд разорвется рядом.
В этом и был секрет нашей блокадной неустрашимости».
Второй ведущий: «Наравне со взрослыми, мы, дежуря на чердаках и крышах домов, гасили зажигательные бомбы и возникшие пожары. Нас тогда называли «часовыми ленинградских крыш».
Первый ведущий: «Это было поздно вечером. Я опять дежурил на чердаке. Вдруг услышал шум самолета. Потом какой-то свист, и совсем рядом плюхнулись две зажигательные бомбы. За ними еще и еще! Я сперва немного растерялся, но потом схватил одну бомбу и сунул ее в бочку с водой».
Номер отряда: стихи о блокаде и песня «Ленинградские мальчишки».
Фонограмма классической музыки.
Первый ведущий: «Когда враг приблизился к городу, он даже не мог представить себе всю силу той ненависти, какой кипели ленинградские люди, всей мощи сопротивления, всей гордости ленинградцев за свой горд, всей их решимости бороться до конца, бороться, если это будет надо, не только на подступах к городу, но на его улицах, сражаться за каждый дом, за каждый переулок.
Ленинградцы никогда не были склонны к аффектации, красивому жесту или слову. Враг стоял буквально на пороге, а жизнь города во всем ее многообразии продолжалась. Шли трамваи, троллейбусы и автобусы, люди спешили на работу. В цехах создавалось вооружение для армии, шили шинели, готовили боеприпасы. Героическая работа выглядела буднично. Каждый рабочий, интеллигент, студент, школьник считал себя обязанным делать то, что обычно».
Второй ведущий: «Да, зима 1941 года была страшной. То пронзительно морозная, то тяжелая, мокрая. Одни люди пухли от голода, другие худели до костей. И умирали, умирали. Каждый день по Морскому проспекту мимо нашего дома тянулась длинная, страшная очередь на Серафимовское кладбище. Мертвецов везли завернутыми в одеяла, простыни, бумагу, тащили, сами выбиваясь из сил, иногда падая рядом и умирая…».
Стихотворение отряда.
Второй ведущий: «Люди с застывшими суровыми лицами медленно двигались по улицам, не смеялись и не улыбались, ноги передвигались, не сгибая в коленях. Больше всего боялись упасть, а если падали, то с особой настойчивостью просили поднять. Как-то мы с сестрой поднимали одну женщину трижды. Потом посадили ее на ступеньку у парадной дома. Возвращаясь через некоторое время, увидели, что она уже мертвая».
Композиция отряда.
Фонограмма Шостакович «Седьмая симфония».
Стоял, пылая город. В семь утра
Темнел скелет Гостиного двора.
И на Литейном был один источник.
Трубу прорвав, подземная вода
Однажды с воплем вырвалась из почвы
И поплыла, смерзаясь в глыбы льда.
Вода плыла, гремя и коченея,
И люди к стенам жались перед нею,
Но вдруг один, – устав пережидать, – наперерез пошел,
Ожесточаясь, пошел по корке льда,
Но не прорвался, а, сбит волной,
Свалился на ходу и вмерз в поток,
И так лежать остался здесь,
На Литейном, видный всем, – во льду.
А люди утром прорубь продолбили невдалеке и длинною чредой к его прозрачной ледяной могиле.
До марта приходили за водой.
Тому, кому пришлось когда-нибудь
Ходить сюда, – не говори: «Забудь».
Я знаю все. Я тоже там была,
Я ту же воду жгучую брала
На улице меж темными домами,
Где человек, судьбы моей собрат,
Лежал, затертый городскими льдами…
Вот так настал, одетый в кровь и лед,
Сорок второй, необоримый год.
О год ожесточенья и упорства!
Лишь насмерть, насмерть всюду встали мы.
Год Ленинграда, год его зимы.
Песня «Дороги» в исполнении отряда.
Фонограмма «YANNI».
Опять война,
Опять блокада…
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо,
не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне».
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда – не права!
Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она,
Как сила, нам нужна…
Попурри военных песен в исполнении педагогов: «Нам нужна одна победа», «В землянке», На безымянной высоте», «Туман», «Песня о Ладоге», «Последний бой», «Темная ночь», «На всю оставшуюся жизнь».
Первый ведущий: «Тебе десять, двенадцать или немногим больше. Ты родился и вырос на мирной земле. Ты хорошо знаешь, как шумя летние грозы, но никогда не слышал орудийного грома. Ты видишь, как строят новые дома, но не подозреваешь, как легко разрушаются они под градом бомб и снарядов. Ты знаешь, как обрываются сны, но тебе трудно представить, что человеческую жизнь оборвать также просто, как веселый утренний сон».
Фонограмма боя курантов.
Второй ведущий: «Прошло шестьдесят лет со дня прорыва Блокады Ленинграда. Прошло не один десяток лет со дня введения советских войск в Афганистан. Прошло 8 лет с начала военной кампании в Чечне. А дома ждали. Дети. Матери. Жены. Ждали и до сих пор ждут своих отцов, мужей, сыновей, любимых».
Первый ведущий: «Давайте же склоним головы перед защитниками нашей Родины, не доживших до наших дней, и почтим их память».
Фонограмма «Минута молчания».
Стихотворение отряда «О победе».
Финальная песня «Журавли» в исполнении педагогов, на экране кадры о войне.
Третья часть – огоньки в отрядах на тему «Война в истории человечества».
ДРУЖИННЫЙ ОГОНЕК
Автор сценария: Ю.Ю. Демидова, воспитатель ЗЦДЮТ «Зеркальный»
Цель: лирический, положительный настрой детей на окончание смены, подведение итогов.
Задачи: создание условий для адаптации после лагеря, создание предпосылок для дальнейшей встречи в «Зеркальном».
Ход дела.
Отряды собираются в холле главного корпуса на предварительно расстеленных одеялах. Все дети – в большом орлятском кругу (свечи стоят в центре круга) Звучат фонограммы с песнями «Зеркального». Каждый отряд (по кругу) дарит лиричную песню и легенду, которую написали дети. Фоном – медленная музыка.
Ведущий: «Дорогие друзья! Вот и подошла к концу наша смена. За это время мы подружились не только внутри отрядов, но и стали одной большой дружной семьей. Мы навели мосты друг к другу, проложили широкие дороги понимания и добра, научились ценить дружбу. Мы прожили эту смену вместе, и теперь у нас столько общего! На этом прощальном огоньке у вас есть возможность сказать друг другу самые искренние, теплые слова».
Ведущий: «Смотрим друг другу в глаза
Все родные, любимые лица.
На глазах заблестела роса
Сможет ли все повториться?
Песню прощальную мы допоем,
И скажем друзья: «До свидания»!
Песню свою мы уже пронесем
Через годы и все расстояния.
Микрофон передается первому отряду. Исполняется песня и рассказывается легенда.
Ведущий: «Колдовским нарядом
Осень лес оденет.
Белыми снегами
Берег заметет.
Отметут метели,
Запоют капели,
И будем снова вместе
Через год».
Микрофон передается второму отряду. Исполняется песня и рассказывается легенда.
Ведущий: «Здесь озера, как большие глаза,
Взгляд их зоркий забыть нам нельзя,
Синева этих глаз нам приснится не раз.
Синева, синева…»
Микрофон передается третьему отряду. Исполняется песня и рассказывается легенда.
Ведущий: «Там где сосны тают в облаках
Где два острова качает на волнах,
Где родник задумчивый бежит,
Оставляем мы часть своей души».
Микрофон передается четвертому отряду. Исполняется песня и рассказывается легенда.
Ведущий: «Тихий вечер, задремала вода.
На озерах корабли, острова.
Словно крылья костер свой огонь распростер
Наш костер…наш костер…»
Микрофон передается пятому отряду. Исполняется песня и рассказывается легенда.
Ведущий: «В жизни еще будет много светлых
И дорог, и минут, и встреч,
Но чудесный наш вечер этот
Будет в сердце костром гореть».
Микрофон передается шестому отряду. Исполняется песня и рассказывается легенда.
Ведущий: «Разбитое сердце в прозрачной воде…
Струн гитарных легонько коснуться…
Роднее тебя не найти мне нигде, –
Я обещаю вернуться.
(Вожатые выходят за круг и дарят песню).
Ведущий: «Сегодня последний день нашей смены, и по традиции мы оставляем наказ для следующих зеркалят. Обычно наказ мы слушаем стоя, но сегодня мы останемся на своих местах, в орлятском кругу».
Звучит наказ.
Ведущий: «Мы не говорим вам «прощай»,
Мы говорим вам «до свидания»,
До следующей встречи в «Зеркальном»!».
Отряды поднимаются по очереди на свои отрядные места, где продолжаются прощальные отрядные огоньки.