Этапы работы над музыкальным произведением.
I. Начальный.
Знакомство с нотным текстом заканчивается умением играть с листа без ошибок.
Ошибки, допущенные при первом разборе, преодолеваются с трудом.
Главные задачи:
-Корректный нотный текст
-Проставленная аппликатура
-Чёткий верный ритм
II. Срединный.
Начинается с беглой игры всей пьесы с некоторым количеством ошибок, заканчивается игрой наизусть в среднем темпе с проработкой динамических и артикуляционных моментов.
Основная задача этого этапа – работа над звуком и выразительность.
Необходимо давать ученику сыграть произведение от начала до конца без остановок.
III. Заключительный.
Начинается этап с игры наизусть в оригинальном темпе с отработанной динамикой и пр., а заканчивается концертным (публичным) выступлением с уверенным и ярким исполнением.
Задачи: добиться уверенной и яркой интерпретации.
На этом этапе следует научиться овладевать окс.
Билет № 13
Дать определения понятия стиля, жанра и художественного образа. Перечислить и охарактеризовать виды художественных образов в музыке.
Музыкальный стиль – совокупность признаков, характеризующих искусство определённого времени, направления или индивидуальную манеру композитора. (стиль Баха и стиль Бетхвена).
Важнейшим фактором, к-рый необходимо учитывать при определении стиля, является фактор национальный (восточный стиль, русский). Также, может существовать стиль опр.школы (новой венской, например, Балакиревский кружок, новая русская музыкальная школа), индивидуальный стиль композитора.
Жанр -исторически сложившийся тип музыкального произведения, имеющий такие параметры, как форма и содержание.
Жанры различают по:
способу исполнения (вокальные, вокально-инструментальные, сольные)
содержанию (лирический, эпический, драматический) ,
месту и условиям исполнения (театральный, концертный, камерный, киномузыка и др.) .
Жанры отличаются друг от друга особенностями содержания и формы, а вызваны эти отличия жизненными и культурными целями, своеобразными у каждого из них. Возьмем, например, марш. Вся его ритмика, фактура, мелодика и другие выразительные средства идеально приспособлены к шагу. Совсем другой пример — колыбельная. Здесь все иное: иная цель музыки, иное содержание и форма. Музыка колыбельной песни должна успокаивать малыша, окутывать теплой лаской, погружать в размеренный ритм укачивающих движений.
Художественный образ –отражение действительности, любое явление, выраженные средствами любого искусства. Он напрямую воздействует на чувства человека.
Виды художественного образа в академическом музыкальном искусстве:
-чувственно-эмоциональный (тональность, лад, динамика и т.д.)
-изобразительный образ (воображение, зрительное восприятие, подражание звукам окружающего мира, использование шаблонов)
Например, объясняя ученику сущность шопеновского tempo rubato, Лист подводит его окну и говорит: "Видите ветки, как они покачиваются? Листья, как они колышатся? Корень и ствол держат крепкое... - вот это и есть tempo rubato".
-интеллектуальный (символизм)
Символизм в музыке Баха, например:
Хроматический ход в пределах кварты является символом скорби, страдания. Нисходящие секунды, объединенные попарно, - символ вздоха, оплакивания.
Символ креста, состоящий из четырех разнонаправленных нот; если графически связать первую с третьей, а вторую с четвертой, образуется рисунок креста - X. Символ креста, например, служит темой фуга до-диез минор 1 тома ХТК.
Нисходящий мотив трех групп по четыре шестнадцатых образует число 444 и является музыкальным символом важнейшего таинства христианства - Евхаристии (Святого Причастия).
Билет №14.
Дать определения понятиям интерпретации и трактовки. Перечислить и объяснить функции исполнителя.
Интерпретация - процесс осмысления произведения исполнителем. Это работа над произведением.
Трактовка - конечный продукт интерпретации. То есть исполнение произведения на сцене с понятно выраженным худ. образом.
Функции исп.:
-Реализационная (реализация худ. образа, донесения замысла до слушателей)
-Реадаптационная (приспособление худ. образа к конкретным историческим условиям.) Например, исполнение органного произведения Баха на баяне)
-Музыкально-просветительная функция артиста заключается в том, чтобы в актуальный общественный репертуар входило все достойное внимания современной аудитории.
-Развлекательная. Повторение одного и того же, привычного, популярного. Публика любит слушать знакомое, что естественно: меньше внимания для усвоения и больше удовольствия
Билет №15
Исполнительский аппарат и исполнительская техника (дать определения понятия). Перечислить и дать характеристики основным направления в музыкально-исполнительской педагогике с XVIII по XX в.в.
Исполнительский аппарат – совокупность психофизиологических данных, являющихся условием успешной реализации худ. образа средствами муз. инструмента.
Параметры: скорость процесса, гибкость рук, реакция, принятие решений и оценка действий.
-рефлекторная дуга (путь, проходимый нервными импульсами при осуществлении рефлекса)
Исполнительская техника – фундаментальное средство реализации худ. образа, основой которого являются развитые психофизиологические возможности по управлению инструментом.