Дополнительные замечания к постановке левой руки
Двойные ноты – одна из особенно трудных исполнительских и учебных задач в работе над постановкой левой руки контрабасиста. Причины все те же: напряжение в кисти при установке и нажиме пальцев на соседних струнах, очень большие расстояния полутонов и тонов, огромные расстояния между струнами, заметно усложняющие достижение чистого интонирования интервалов.
Техника двойных нот требует не только высокого качества и координации движений пальцев, но и специфической настройки слуха, способного контролировать красоту, полноту звучания каждого голоса, внутренне представлять созвучие, либо как слитное построение, единый звуковой комплекс, либо как своеобразный «звуковой дуэт». В работе над двойными нотами – постоянная забота не допускать зажатости мышц, удерживать минимум физических усилий кисти и предплечья. Исполнение двойных нот сочетается с передвижениями левой руки из одной позиции в другую. В зависимости от интервала и использования тех или иных пальцев, тех или иных струн в качестве «рельса скольжения» переходы имеют свои особенности и варианты движения. Исполнение «трели» также отнесем к постановочным навыкам, (от итал. trillare — дребезжать) — один из наиболее употребительных мелизмов; быстрое чередование двух соседних нот, отстоящих на секунду, большую или малую. Пожалуй самое важное – понимать трель не только как определенное средство музыкальной выразительности. Трель должна отрабатываться не как самостоятельный элемент техники, а как элемент целостного исполнительского комплекса. Основной и «трелирующий» звуки в начале трели должны исполняется ясно и в несколько замедленном темпе. Исполнение трели на контрабасе – физически трудный навык, и поэтому требует продолжительной тренировки и серьёзного внимания педагога.
Особая сфера деятельности левой руки – «вибрация», (от лат. vibratio - колебание, дрожание) – периодические изменения высоты, силы (громкости) или тембра музыкального звука или пения. Воспринимая как естественное для музыканта «пение звука», она скорее должна быть отнесена к индивидуальной музыкальности ученика, поскольку непосредственно связана с художественной выразительностью звукоизвлечения на струнном смычковом инструменте. Особенно важно следить за правильными движениями руки во время вибрации. Недостатки вибрато нередко являются следствием неправильной постановки. Это может быть неверное положение большого пальца на шейке, нарушение естественной, свободной формы руки (кисти), а также чрезмерное давление пальцев на струну и общая зажатость руки. На контрабасе практикуется локтевая вибрации, когда раскачивание руки происходит в локтевом суставе. Вся рука максимально свободна от мышечных напряжений. Возможно, полезной будет рекомендация раскачивать вибрирующий палец в сторону подставки. В конечном счете, вибрация есть проявление душевного склада исполнителя ее трудно вырабатывать. К функциям левой руки следует отнести и озвучивание «флажолетов». Флажолеты довольно обширная, имеющая самостоятельное значение область звукоизвлечения.
Флажолет хорошо звучит в том случае, если прикосновение пальца точно попадает в узел звуковой волныи строго периодичные колебания смычок сообщает струне. Ученик должен знать главное – как и где находить точку прикосновения пальца и смычка к струне в пространстве между грифом и подставкой, с какой силой нажимать пальцем на струну и, конечно, правильно избирать часть смычка, с помощью которой извлекается флажолет (середина или верхняя половина смычка).
Левая рука – активный участник специального приема звукоизвлечения пиццикато. Приём звукоизвлечения щипком пальцев правой (иногда и левой) руки – пиццикато, необходимый навык с самых первых шагов обучения игре на контрабасе. Этот прием способствует освоению постановочных положений левой руки без смычка. Пиццикато – одно из самых «популярных» выразительных средств контрабаса. Как «контрабасовый штрих» он широко и разнообразно использован в музыке для симфонического оркестра, камерных ансамблей, а также в сольной литературе для этого инструмента. Напомним: пиццикато – «монопольное» средство звукоизвлечения на контрабасе в джазе.
Заключение
Всему тому, что нужно знать, нельзя научить, и самое большое, что может сделать учитель, так это — указать дорожку, по какой надо идти.
Для музыканта очень важен самонастрой на успех, а уверенность в успехе и рождает успех. Ф.Шопен говорил своим ученикам: «Верьте что вы играете хорошо и вы будете играть ещё лучше».
А для этого надо «творческое спокойствие», оно является условием жизни «в образе», а значит и волнение «в образе», — как высшей формы сосредоточенности на исполняемом, отвлечься от мыслей о себе самом, влить в душу «творческое спокойствие», как однажды на плакате в Ленинградской консерватории было написано: «Волнуйся не за себя, а за композитора».
Вместо слов с частицей «не» надо уметь себе сказать перед выходом на сцену: «Я спокоен», «Я уверен в себе..»., Смогу...Знаю, «Сделаю». Самонастрой влияет на наше эмоциональное состояние.
Известный психотерапевт заметил «не» признаёт, «не любит частицу «не».
Хочется в завершение привести хорошие слова Леопольда Ауэра: «Честолюбивые молодые музыканты… не отдают себе отчёта в том, что потребуется годы и годы неустанного труда, что они должны быть хорошо обучены, иметь необходимые данные, крепкое здоровье и большое терпение для того, чтобы преодолеть препятствие, которыми природа, а часто и люди станут преграждать им дорогу».
«Век живи — век учись!» — сказал Козьма Прутков, и опыт, во всяком случае, берём большую плату за учение, но и учит он лучше всех учителей — сказал Томас Карлейль.
Учителю важно быть наставником и приучить ученика к умственному труду, личность ученика формируется не столько под влиянием слов, сколько под воздействием наших поступков.
Список использованной литературы
1. Мострас К. Интонация на скрипке. М., 1962.
2. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. Интерпретация произведений скрипичной классики. М., 1965.
3. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М.-Л., 1947.
4. Корредор Х. Беседы с Пабло Казальсом. М., 1963.
5. Беккер Х., Ринар Д. Техника и искусство игры на виолончели. М., 1978.
6. Броун А. Очерки по методике игры на виолончели. М., 1967
7. Григорьев В. Методика обучения игре на скрипке. М., 2007
8. Павлов И.П. Избранные произведения. М., 1951
9. Хоменко В.В. Основы контрабасовой методики // Контрабас. История и методика. М., 1974