Советский музыкальный авангард
В советском музыкальном авангарде принято выделять две волны. Первая — это авангард 1910–1920-х гг., связанный с именами таких композиторов, как: Н.А. Рославец, И.А. Вышнеградский, Н.Б. Обухов, А.С. Лурье и др. И вторая — авангард 1960–1980-х гг.
Рождение советского авангарда второй волны связано, прежде всего, с хрущевской «оттепелью», а, как следствие, стремлением творческой интеллигенции узнать и освоить все, что было сделано на Западе за предыдущий период изоляции.
В 1963 г. в СССР приехал Луиджи Ноно, один из главных западных композиторов-авангардистов. Шнитке говорил: «Встреча с Ноно — вот это "подслушивание", оставившее неизгладимое художественное впечатление,— наверное, во многом оказалась решающим моментом для моего окончательного поворота на путь "левых заскоков" с компромиссного пути. Именно тогда я понял бесповоротно, что мне нужно учиться».
Шнитке вместе с Э.В.Денисовым и С.А. Губайдуллиной (их еще называли «русской тройкой») — главная фигура «советского музыкального авангарда». Советские авангардисты поэтапно осваивали сериализм (в разных видах), сонористику, алеаторику (композиция по принципу случайности), электронную музыку. Вскоре появилось понятие «коллажа» (т.е. цитирования «чужого слова»).
А. Шнитке |
Альфред скрупулезно изучал новейшую музыку, осваивал новую технику, и, в то же время не был простым подражателем, а шел своим собственным путем. Так постепенно формировался уникальный музыкальный стиль Шнитке.
Начиная со второй половины 1970-х гг. для музыки Шнитке характерно совмещение разнообразных современных композиторских техник на основе выдвинутой им самим концепции «полистилистики». Это была концепция «нового плюралистического музыкального сознания», которое «в своей борьбе с условностями консервативного и авангардного академизма перешагивает через самую устойчивую условность — понятие стиля как стерильно чистого явления». Как основные формы проявления этой тенденции можно выделить принцип цитирования и принцип аллюзии (стилистического намека, игры в стиль). Полистилистика разрешает и предполагает интеграцию «низкого» и «высокого», «банального» и «изысканного». «Субъективная страстность авторского высказывания подкрепляется документальной объективностью музыкальной реальности, представленной не только индивидуально-отраженно, но и цитатно» (А Шнитке, 1970 г.)
Немалую роль в формировании стиля Шнитке сыграли его сочинения для кино и театра. Участвуя в создании кинофильмов, Шнитке усилил их психологическое воздействие, создав музыкой дополнительный эмоционально-смысловой план. Киномузыка активно использовалась им и в концертных произведениях: в Первой симфонии и Сюите в старинном стиле для скрипки и фортепьяно звучала музыка из фильма «Мир сегодня» («И все-таки я верю»), в Первом Концерте гроссо — танго из «Агонии» и темы из «Бабочки», в Трех сценах для голоса и ударных — музыка из «Маленьких трагедий».
Постмодернист в музыке Шнитке был особенно популярен на Западе так как, включая в свои произведения «чужое слово», он делал музыку более доступной слушателям.
Опера "Жизнь с идиотом"
А. Шнитке |
Опера «Жизнь с идиотом» (1991 г.) — неожиданный поворот в творчестве Шнитке. Она была написана по рассказу современного писателя Виктора Ерофеева, творчество которого выходит за границы представления о традиционной лексике русского языка. Известность Виктор Ерофеев приобрел благодаря публикации в журнале «Вопросы литературы» первой в советском литературоведении изданной статьи о творчестве маркиза де Сада (1973 г.). А после выхода в 1990 г. его романа «Русская красавица», ставшего бестселлером, имя Виктора Ерофеева приобрело международную известность.
Идею оперы Шнитке подбросил выдающийся музыкант М. Ростропович. В качестве режиссера был приглашен корифей и новатор, один из создателей «режиссерской оперы» Борис Покровский. Художником стал Илья Кабаков.
Ключевая фигура сюжета — Вова, с аллюзией на Владимира Ленина, но имеющий черты всевластного деспота вообще. При этом на протяжении двух актов спектакля он издает одно лишь восклицание «Эх!». Фабула абсурдна. В Идиота–Вову влюбляется Жена Героя (Герой — персонаж «Я»), происходят эротические сцены, далее Жене отрезают голову секатором, Идиот исчезает, а Герой (Я) сходит с ума от его отсутствия.
Премьера "Жизни с идиотом" состоялась в 1992 г. в Амстердаме и прошла весьма успешно. Королева, бывшая на представлении, сказала, что ей понравилось. Вслед за ней и пресса объявила: опера замечательная, постановка великолепная.
Мнения москвичей относительно оперы Шнитке были противоречивыми, а у многих музыкантов — критичными.
В 1993 г. режиссер Александр Рогожкин снял по этому же рассказу одноименный фильм.