Музыкальные фрагменты к Заданию №1
Музыкальный фрагмент 1 (скачать)
Музыкальный фрагмент 2 (скачать)
Музыкальный фрагмент 3 (скачать)
Музыкальный фрагмент 4 (скачать)
Музыкальный фрагмент 5 (скачать)
Музыкальный фрагмент 6 (скачать)
Музыкальный фрагмент 7 (скачать)
Музыкальный фрагмент 8 (скачать)
Музыкальный фрагмент 9 (скачать)
Музыкальный фрагмент 10 (скачать)
P.S. Имена авторов не вошедших в ответы музыкальных фрагментов также связаны с сюжетами и образами «Медальонов» Игоря Северянина. Если вы заинтересовались ими, то можете поискать сонеты, посвященные этим композиторам, самостоятельно (вне конкурсных заданий олимпиады).
Задание №2. Музыкальные монограммы
Вензель Иоганна Себастьяна Баха |
Слово «монограмма» имеет греческое происхождение. Если мы обратимся к словарям иностранных слов, то узнаем, что «моногра́мма (греч. μόnος – один, γραμμα – буква) – это знак, составленный из соединённых между собой, поставленных рядом или переплетённых одна с другой начальных букв имени и фамилии или же из сокращения целого имени». Иногда монограммой называют условный знак, заменяющий подпись автора на произведениях искусства.
К монограммам прибегали не только художники, но и композиторы. В буквенном (а-в-c-d-e-f-g-h), слоговом (Re-Mi-Fa-Sol-La-Si) обозначении звуков или их комбинациях (например, E-La-Mi-Re-A – Эльмира) они «шифровали» смыслы, словно предлагая слушателям включится в игру и разгадать загадку. «Слово, спрятанное в музыке», могло быть собственной фамилией, именем или инициалами; именем учителя, друга, возлюбленной; названием города. Композиторы отдавали дань безусловного уважения музыкальным гениям разных эпох – и уже ушедшим, и современникам.
Посмотрите на нотные примеры. Чьи имена здесь зашифрованы? Заполните таблицу Задания №2 в Бланке ответов. Название произведения и имя его автора писать не обязательно, но если напишете, получите дополнительные баллы.
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
Задание №3. «Не из той оперы…»
Наверняка вы слышали выражение, встречающееся в разговорной речи: «не из той оперы». Так говорят, когда собеседник допускает ошибку, произносит нечто, не относящееся к делу или предмету разговора.
Посмотрите на иллюстрации. Три из четырех «объектов» (иллюстрации, поэтический текст или музыкальный фрагмент) в каждом разделе задания имеют непосредственное отношение к какой-либо зарубежной или русской опере. И лишь один из них нарушает логический ряд. Он – «не из той оперы».
Проявите вашу эрудицию. Назовите 5 опер и их авторов. Найдите смысловую «ошибку» – иллюстрацию, текст или музыкальный фрагмент, который не относится к данной опере. Впишите соответствующую букву в Бланк ответов (таблица Задания №3). Кратко, в 1-2 предложениях, обоснуйте причины вашего выбора (объясните, в чем заключается ошибка).
Опера №1 | ||
Музыкальный фрагмент 1 (скачать) | ||
А | Б | В |
Г |
Опера №2 | |||||||
А | Б | В | Музыкальный фрагмент 2 (скачать) Г | ||||
Опера №3 | |||||||
А | «В свете есть иное диво: Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Разольется в шумном беге, И очутятся на бреге, В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря, Все красавцы удалые, Великаны молодые, Все равны, как на подбор, С ними дядька Черномор». Б | В | Музыкальный фрагмент 3 (скачать) Г | ||||
Опера №4 | |||||||
А | Б | В | Г | ||||
Опера №5 | |||||||
А | Б | В | Музыкальный фрагмент 5 (скачать) Г | ||||
Задание №4. Народная песня в творчестве русских композиторов XIX века
Русские композиторы XIX века нередко обращались к народному музыкальному творчеству. Народная песня служила для них источником вдохновения и являлась символом национального начала в искусстве. Варианты народных мелодий мы можем услышать в произведениях самых различных жанров.
Прослушайте 10 музыкальных фрагментов, в которых композиторы цитируют фольклорные образцы (это может быть и крестьянский, и городской фольклор). Назовите композитора, произведение и название песни. Заполните таблицу Задания №4 в Бланке ответов.