Музыкальные фрагменты к Заданию №1

Музыкальный фрагмент 1 (скачать)

Музыкальный фрагмент 2 (скачать)

Музыкальный фрагмент 3 (скачать)

Музыкальный фрагмент 4 (скачать)

Музыкальный фрагмент 5 (скачать)

Музыкальный фрагмент 6 (скачать)

Музыкальный фрагмент 7 (скачать)

Музыкальный фрагмент 8 (скачать)

Музыкальный фрагмент 9 (скачать)

Музыкальный фрагмент 10 (скачать)

P.S. Имена авторов не вошедших в ответы музыкальных фрагментов также связаны с сюжетами и образами «Медальонов» Игоря Северянина. Если вы заинтересовались ими, то можете поискать сонеты, посвященные этим композиторам, самостоятельно (вне конкурсных заданий олимпиады).

Задание №2. Музыкальные монограммы

Музыкальные фрагменты к Заданию №1 - student2.ru Вензель Иоганна Себастьяна Баха

Слово «монограмма» имеет греческое происхождение. Если мы обратимся к словарям иностранных слов, то узнаем, что «моногра́мма (греч. μόnος – один, γραμμα – буква) – это знак, составленный из соединённых между собой, поставленных рядом или переплетённых одна с другой начальных букв имени и фамилии или же из сокращения целого имени». Иногда монограммой называют условный знак, заменяющий подпись автора на произведениях искусства.

К монограммам прибегали не только художники, но и композиторы. В буквенном (а-в-c-d-e-f-g-h), слоговом (Re-Mi-Fa-Sol-La-Si) обозначении звуков или их комбинациях (например, E-La-Mi-Re-A – Эльмира) они «шифровали» смыслы, словно предлагая слушателям включится в игру и разгадать загадку. «Слово, спрятанное в музыке», могло быть собственной фамилией, именем или инициалами; именем учителя, друга, возлюбленной; названием города. Композиторы отдавали дань безусловного уважения музыкальным гениям разных эпох – и уже ушедшим, и современникам.

Посмотрите на нотные примеры. Чьи имена здесь зашифрованы? Заполните таблицу Задания №2 в Бланке ответов. Название произведения и имя его автора писать не обязательно, но если напишете, получите дополнительные баллы.

  №1
Музыкальные фрагменты к Заданию №1 - student2.ru    
№2
  Музыкальные фрагменты к Заданию №1 - student2.ru
    №3     Музыкальные фрагменты к Заданию №1 - student2.ru
 
№4    
Музыкальные фрагменты к Заданию №1 - student2.ru
    №5
Музыкальные фрагменты к Заданию №1 - student2.ru

Задание №3. «Не из той оперы…»

Наверняка вы слышали выражение, встречающееся в разговорной речи: «не из той оперы». Так говорят, когда собеседник допускает ошибку, произносит нечто, не относящееся к делу или предмету разговора.

Посмотрите на иллюстрации. Три из четырех «объектов» (иллюстрации, поэтический текст или музыкальный фрагмент) в каждом разделе задания имеют непосредственное отношение к какой-либо зарубежной или русской опере. И лишь один из них нарушает логический ряд. Он – «не из той оперы».

Проявите вашу эрудицию. Назовите 5 опер и их авторов. Найдите смысловую «ошибку» – иллюстрацию, текст или музыкальный фрагмент, который не относится к данной опере. Впишите соответствующую букву в Бланк ответов (таблица Задания №3). Кратко, в 1-2 предложениях, обоснуйте причины вашего выбора (объясните, в чем заключается ошибка).

Опера №1    
Музыкальные фрагменты к Заданию №1 - student2.ru Музыкальные фрагменты к Заданию №1 - student2.ru Музыкальный фрагмент 1 (скачать)  
А Б В
Музыкальные фрагменты к Заданию №1 - student2.ru Г

Опера №2
Музыкальные фрагменты к Заданию №1 - student2.ru А Музыкальные фрагменты к Заданию №1 - student2.ru Б Музыкальные фрагменты к Заданию №1 - student2.ru В Музыкальный фрагмент 2 (скачать) Г
Опера №3
Музыкальные фрагменты к Заданию №1 - student2.ru А   «В свете есть иное диво: Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Разольется в шумном беге, И очутятся на бреге, В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря, Все красавцы удалые, Великаны молодые, Все равны, как на подбор, С ними дядька Черномор».     Б Музыкальные фрагменты к Заданию №1 - student2.ru В Музыкальный фрагмент 3 (скачать) Г
Опера №4
Музыкальные фрагменты к Заданию №1 - student2.ru А Музыкальные фрагменты к Заданию №1 - student2.ru Б Музыкальные фрагменты к Заданию №1 - student2.ru В Музыкальные фрагменты к Заданию №1 - student2.ru Г
Опера №5
Музыкальные фрагменты к Заданию №1 - student2.ru А Музыкальные фрагменты к Заданию №1 - student2.ru Б Музыкальные фрагменты к Заданию №1 - student2.ru В Музыкальный фрагмент 5 (скачать) Г
               

Задание №4. Народная песня в творчестве русских композиторов XIX века

Музыкальные фрагменты к Заданию №1 - student2.ru Музыкальные фрагменты к Заданию №1 - student2.ru Музыкальные фрагменты к Заданию №1 - student2.ru

Русские композиторы XIX века нередко обращались к народному музыкальному творчеству. Народная песня служила для них источником вдохновения и являлась символом национального начала в искусстве. Варианты народных мелодий мы можем услышать в произведениях самых различных жанров.

Прослушайте 10 музыкальных фрагментов, в которых композиторы цитируют фольклорные образцы (это может быть и крестьянский, и городской фольклор). Назовите композитора, произведение и название песни. Заполните таблицу Задания №4 в Бланке ответов.

Наши рекомендации