Вопрос: Как прослушать музыку и не запутаться в скачанных файлах?
Ответ: Звуковые файлыможно прослушать или скачать, если навести курсор на ссылку, нажать клавишу CTRL и «щелкнуть» ссылку. Наши музыкальные фрагменты имеют свои обозначения, которые легко «расшифровать». Первые цифры обозначают классы, для которых предназначены задания, буквы «z» - задание, «fr» - фрагмент. Например:
4-5_z5_fr2 – 4-5 классы, задание 5, фрагмент 2;
6-8_z3-fr01 – 6-8 классы, задание 3, фрагмент 1.
4. Вопрос: Не получается скачать задания или музыку с сайта, что делать?
Ответ: Если у вас по какой-либо причине возникают такие затруднения, вы можете скачать весь пакет заданий по этой ссылке:
https://cloud.mail.ru/public/44d7e808eda3/Musicus%20iuvenis-2015
Музыкальные фрагменты к заданиям в этом случае будут находиться в отдельных папках (на нашем сайте они прикреплены к каждому конкретному заданию).
5. Вопрос: Если задания будут выполнены 16 апреля, можно ли их вам отправить?
Ответ: Да, конечно.
Наши рекомендации участникам Турнира: задания Турнира и Бланки ответов лучше распечатать. Распечатанные черновики Бланков ответов будет удобнее заполнить вручную, а уже потом перенести готовые ответы в электронную таблицу.
Уважаемые взрослые, помните: самым юным участникам турнира при выполнении заданий и заполнении Бланка ответов понадобится ваша организационная помощь.
Пожалуйста, не забудьте, что заполненный в электронном виде Бланк ответов отправляется не позднее 16 апреля 2015 года на адрес [email protected].
Внимание! В названии прикрепленного файла обязательно должны быть указаны фамилия, имя и личный номер участника, например:
2236_Снегирева Анна.
Мы будем рады, если вы (и участники, и педагоги) поделитесь с нами своими впечатлениями о нашей Олимпиаде. Ваши отзывы, замечания и пожелания можно отправить по тому же электронному адресу.
Центр АРТ-образования
Всероссийская олимпиада
По музыкальной литературе
Задания для учащихся 4-5 классов
Задание №1. Балеты П. И. Чайковского
Петр Ильич Чайковский оставил большое творческое наследие: оперы и музыку к драматическим спектаклям, симфонические произведения, концерты и концертные пьесы, камерно-инструментальные и фортепианные сочинения, хоровые опусы, романсы и песни. В каждом из этих жанров гениальный русский композитор сказал новое слово. Подлинную реформу он осуществил в жанре балета.
Казалось бы, удивительный факт, но до Чайковского почти все крупные русские композиторы обходили балет как самостоятельный жанр своим вниманием. В отечественном балетном театре прочно укоренилась традиция создания «дансантных» (то есть удобных прежде всего для демонстрации танцевальной техники) спектаклей. Музыка играла в них служебную роль. Петр Ильич изменил это привычное понимание жанра. Балет стал явлением высокохудожественным, в его музыку вошли принципы симфонического развития. «Реформа Чайковского не разрушила основных традиционных форм балета – медленного и быстрого танцев, сюит классических и характерных танцев, массовых танцев и пантомимных сцен, – но самая сущность музыкальной драматургии балета стала иной», – пишет в книге «Чайковский. Путь к мастерству» исследователь творчества композитора Н. В. Туманина.
Чайковский любил балет с детства и хорошо знал его специфику. Брат Петра Ильича, Модест Ильич Чайковский, вспоминал, что «в балете его главным образом пленяла фантастическая сторона, и балетов без превращений и полетов он не любил». Все три балета композитора: «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» – написаны на сказочные фантастические сюжеты. Музыка их приобрела мировую популярность.
Мы предлагаем вам вспомнить страницы балетов Чайковского. Прослушайте музыкальные фрагменты. Назовите балет и музыкальный номер или тему. Посмотрите на фотографии сцен из балетных постановок театров нашей страны (Государственного академического Большого театра России, Государственного академического Мариинского театра, Московского академического Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, Пермского театра оперы и балета). Соотнесите их с музыкальными фрагментами. Заполните таблицу Задания №1 в бланке ответов – впишите напротив названия музыкального фрагмента букву, обозначающую соответствующее фото.
Музыкальные фрагменты: Музыкальный фрагмент 1 (скачать) Музыкальный фрагмент 2 (скачать) Музыкальный фрагмент 3 (скачать) Музыкальный фрагмент 4 (скачать) Музыкальный фрагмент 5 (скачать) Музыкальный фрагмент 6 (скачать) Музыкальный фрагмент 7 (скачать) Музыкальный фрагмент 8 (скачать) Музыкальный фрагмент 9 (скачать) Музыкальный фрагмент 10 (скачать) |
А | Б |
В | Г |
Д | Е |
Ж | З |
И | К |
Задание №2. В подражание тембрам музыкальных инструментов
Дорогие ребята, вам предстоит выполнить необычное задание. Вы уже знаете, насколько важен для композитора при сочинении музыки выбор тембра музыкального инструмента. А иногда композиторы ставят перед собой оригинальную художественную задачу: изобразить звучание одного инструмента красками другого. Они подражают как акустическим (то есть «живым»), так и механическим музыкальным инструментам.
Прослушайте музыкальные фрагменты. Определите, какие музыкальные инструменты «показывают» авторы при помощи звуков фортепиано, клавесина или симфонического оркестра.Найдите иллюстрацию с изображением этого инструмента (конечно, они даны не в реальном масштабе). Заполните таблицу Задания №2 в Бланке ответов (имя композитора и название произведения писать не нужно).
Музыкальный фрагмент 1 (скачать) Музыкальный фрагмент 2 (скачать) Музыкальный фрагмент 3 (скачать) Музыкальный фрагмент 4 (скачать) Музыкальный фрагмент 5 (скачать) | Музыкальный фрагмент 6 (скачать) Музыкальный фрагмент 7 (скачать) Музыкальный фрагмент 8 (скачать) Музыкальный фрагмент 9 (скачать) Музыкальный фрагмент 10 (скачать) |
А | Б |
В | Г |
Д | Е | Ж |
З | И | К |
Задание №3. Музыкальная мозаика
В этом задании мы предлагаем юным знатокам музыки продемонстрировать свои знания в области музыкальной формы. Для учащихся разных классов задания будут разные.
Задание для учащихся 4 класса (1 год обучения по музыкальной литературе)
Прослушайте 4 фрагмента из музыкального произведения. Подумайте, какую музыкальную форму можно из них составить? В каком порядке разделы этого сочинения могут следовать друг за другом? Возможно повторение тем. В таблицу Бланка ответов (Задание №3) впишите ваш вариант – последовательность букв, обозначающих музыкальные фрагменты. Напишите название музыкальной формы, которая у вас получилась.
Музыкальные фрагменты:
Музыкальный фрагмент А (скачать)
Музыкальный фрагмент В (скачать)
Музыкальный фрагмент С (скачать)
Музыкальный фрагмент С1 (скачать)
Задание для учащихся 5 класса (2 год обучения по музыкальной литературе)
Прослушайте 4 музыкальных фрагмента из известного сочинения. Составьте из них экспозицию сонатной формы: определите, какую функцию выполняет каждая тема – Главную, Побочную, Связующую или Заключительную. Впишите правильную последовательность цифр в таблицу Задания №3 в Бланке ответов.
Музыкальные фрагменты:
Музыкальный фрагмент 1 (скачать)
Музыкальный фрагмент 2 (скачать)
Музыкальный фрагмент 3 (скачать)
Музыкальный фрагмент 4 (скачать)
Задание №4. Названия музыкальных жанров
Иностранные названия музыкальных жанров становятся для нас со временем настолько привычными, что мы даже перестаем задумываться о том, что они означают буквально. Мы предлагаем вам вспомнить это. Какие названия музыкальных жанров скрываются за их переводами? Впишите ваши ответы в таблицу Задания №4 в Бланке ответов.
1. Звучать (перевод с итальянского)
2. Шутка (перевод с итальянского)
3. Состязание (перевод с итальянского)
4. Изобретение, выдумка (перевод с латинского)
5. Ряд, последовательность (перевод с французского)
6. Труд, дело, сочинение (перевод с итальянского)
7. Петь, пение (перевод с итальянского, латинского)
8. Играю предварительно, делаю вступление (перевод с латинского)
9. Созвучие (перевод с греческого)
10. Четвертый (перевод с латинского)
Задание №5. Творческое
Составьте не менее пяти «музыкальных» ребусов. Ребусы должны быть связаны с какой-либо одной темой, например:
1) танцевальные жанры;
2) средства музыкальной выразительности;
3) песенное творчество Ф. Шуберта;
4) опера В. А. Моцарта «Свадьба Фигаро»;
5) инструменты народного оркестра и т. д.
Список приведен лишь в качестве образца, участники олимпиады могут придумать любую другую тему. Обязательно обозначьте ее в Бланке ответов и напишите расшифровку-решение ваших ребусов.
При составлении ребусов можно воспользоваться его элементами как в электронном виде, так и нарисовать их самостоятельно (в этом случае ребус следует отсканировать и вставить картинку в Бланк ответов). Готовые ребусы, скопированные с Интернет-ресурсов или позаимствованные из других источников, жюри рассматривать не будет.
Центр АРТ-образования
Всероссийская олимпиада
По музыкальной литературе
Задания для учащихся 6-8 классов
Задание №1. «Медальоны»
И. Северянин 1887-1941 | В 1934 году в Белграде вышла книга одного из самых противоречивых поэтов Серебряного века – Игоря Северянина. Сборник стихов «Медальоны» был составлен из 100 сонетов о поэтах, писателях и композиторах, написанных в разные годы. В четырнадцати стихотворных строках каждого сонета поэт выразил свое собственное ви́дение этих художников. Он обыграл названия, смысловой или сюжетный ряд, а также имена героев некоторых произведений. Прочитайте сонеты. Узнайте композиторов (почти все они вам хорошо знакомы, но в ряде случаев вам придется воспользоваться справочной литературой). Впишите их имена в таблицу Задания №1 в Бланке ответов. Прослушайте 10 музыкальных фрагментов. Определите, какие 5 из них принадлежат этим композиторам. Внесите ваши ответы в ту же таблицу (проставьте номер соответствующего фрагмента напротив фамилии композитора). |
«Медальоны»
- Тяжелой поступью проходят гномы.
Всё ближе. Здесь. Вот затихает топ.
В причудливых узорах дальних троп
Лесов в горах, куда мечты влекомы.
Студеные в фиордах водоемы.
Глядят цветы глазами антилоп.
Чьи слезы капают ко мне на лоб?
Не знаю чьи, но как они знакомы!
Прозрачно капли отбивают дробь.
В них серебристо-радостная скорбь.
А капли падают и замерзают.
Сверкает в ледяных сосульках звук.
Сосулька сверху падает на луг.
Меж пальцев пастуха певуче тает.
- Невоплощаемую воплотив
В серебряно-лунящихся сонатах,
Ты, одинокий, в непомерных тратах
Души, предвечный отыскал мотив.
И потому всегда ты будешь жив,
Окаменев во вспененностях девятых,
Как памятник воистину крылатых,
Чей дух – неумысляемый порыв.
Создатель Эгмонта и Леоноры,
Теперь тебя, свои покинув норы,
Готова славить Суета,
На светоч твой, вперив слепые очи,
С тобой весь мир. В ответ на эту почесть
Твоя презрительная глухота.
- Мы любим с детства ночь под Рождество,
Когда бормочет о царе Салтане
И о невесте царской няня Тане,
Ушедшей в майской ночи волшебство.
Дивчата с парубками, в колдовство
Вовлечены, гуторят на поляне,
Как пел Садко в глубоком океане,
Пленен морским царем, пленив его.
К ним выйдя в эту пору, ты увидишь
Сервилию, невидимый град Китеж,
Кащея, Золотого петушка…
Взгрустнется о Снегурочке. Сев в санки,
О Младе вспомнив, ставши к Псковитянке
Искать путей, не сыщешь ни вершка.
4. Отдохновенье мозгу и душе
Для дедушек и правнуков поныне:
Оркестровать улыбку Бомарше
Мог только он, эоловый (имя композитора).
Глаза его мелодий ясно-сини,
А их язык понятен в шалаше.
Пусть первенство мотивовых клише
И графу Альмавиве, и Розине.
Миг музыки переживет века,
Когда его природа глубока, –
Эпиталамы или панихиды.
(Имя композитора) – это вкрадчивый апрель,
Идиллия селян «Вильгельма Телль»,
Кокетливая трель «Семирамиды».
5. В те дни, когда уже, казалось, тмила
Родную музу муза чуждых стран,
Любимую по-русски звал Руслан
И откликалась русская Людмила.
Мелодию их чувств любовь вскормила.
Об их любви поведал нам Баян,
Кому был дар народной речи дан,
Чье вдохновенье души истомило.
Нелепую страну боготворя,
Не пожалел он жизни за царя,
Высоконареченного Профаном.
Кто, гениальность (имя композитора) освистав,
Чужой в России учредил устав:
Новатора именовать болваном.