Тренировать движения боди-перкуссии
Уже на этапе разучивания песен придумывайте к ним движения. Боди-перкуссия может быть любой, но она должна подходить к песне, не быть слишком сложной. Главное, чтобы это не было простым «изображением» слов (т.е. в песне «Алые паруса» не нужно «переплывать моря», «колыхать паруса», показывать «волны» руками, как это получилось у меня.)
Сначала у вас может не получиться придумать что-то лучше, чем хлопки и прыжки во все стороны. И это абсолютно нормально. Поэтому, как только процесс разучивания затормозился, сразу же призывайте на помощь одногруппников, друзей, семью, и вообще всех, кто в состоянии вам помочь. Отрабатывайте на разных людях цепочки движений, требуйте критики и советов, пробуйте различные варианты, добивайтесь результатов и отклика у ваших «домашних» волонтеров.
Алгоритм выполнения задания:
1. Приветствие (не более 2-х минут). Главная ваша цель на данном этапе – расположить к себе волонтёров, увлечь их историей, сделать так, чтобы они помогали вам не формально (потому что их заставили), а по-настоящему, потому что им действительно хочется вам помочь. Говорите громко и уверенно, эмоционально, не стесняйтесь ни в коем случае. Можете представить себя вожатым в лагере. Мне такой способ помогал избавиться от зажима перед публикой: я просто нафантазировала, что передо мной стоит отряд детей и я помогаю готовиться им к творческому вечеру. Наверное, только поэтому у меня получилось прыгать и скакать, как в детстве.
2. Показ песни(примерно 3 минуты). На этом этапе вы можете включить «плюс» фонограммы, попутно показывая движения. А если чувствуете в себе силы и не боитесь петь в микрофон (чего до сих пор ужасно боюсь я), то смело включайте «минус» и пойте. Также с движениями. Можно попросить волонтёров повторять за вами, это облегчит процесс разучивания. Показ песни допустимо сократить до одного куплета. Но если песня имеет сюжет, который развивается от куплета к куплету, то нужно показать её полностью, чтобы не нарушить смысл.
3. Подготовка голоса, распевание (не более 5-ти минут). Как только вы приступите к распеванию, требуйте от волонтёров певческой установки, эмоций, атаки звука, правильного дыхания и прочих нюансов, которые прописаны в критериях. Не отводите слишком много времени на распевание, иначе просто не успеете разучить саму песню. Можно уже в процессе подготовки голоса проявить креатив и сделать это каким-то интересным способом. Например, в той же песне «Алые паруса» можно придумать «надувать парус» (упражнение на дыхание). Креативьте по полной, ВСР это только поощряет!
!!!За первые три пункта выполнения задания вы можете потратить максимум 10 минут, а это уже половина всего возможного времени, поэтому старайтесь не допускать пауз, вынужденных остановок – отработайте алгоритм до автоматизма!
4. Разучивание мелодии и слов.(3 минуты) Название «песня-повторялка» говорит само за себя, так чтоиспользуйте приём «эхо»: вы поёте одну строчку, волонтёры за вами повторяют. Конечно, петь нужно интонационно и ритмически точно, чтобы правильно научить волонтёров. Иначе ваша работа не будет соответствовать самому первому критерию «Точное интонирование мелодии при показе голосом».
В начале разучивания поддерживайте себя инструментом. И обязательно используйте дирижёрские жесты: показ ауфтактов, снятий, звуковысотности. Одной рукой играйте мелодию, второй – показываете. Для экономии времени можете разучить под синтезатор только первый куплет и припев – остальные учите уже под фонограмму.
Разучивание боди-перкуссии.(3 минуты)Как только выучили первый куплет, сразу соединяйте его с движениями.Снова работает приём «эхо»: вы поёте и показываете связку с боди перкуссией – волонтёры повторяют.После этого можете включать фонограмму и разучивать остальные куплеты.
6. Исполнение под фонограмму.(2 минуты) Когда мелодия точно выучена и дополнена движениями, соединяйте песню под «плюс». Если время позволяет, то можно и под «минус». Во время исполнения подсказывайте волонтерам, поправляйте ошибки – ведь вы еще репетируете.
7. Концертное исполнение. (3 минуты или меньше)Самое время собраться с духом и продемонстрировать концертное исполнение песни. Естественно, за 20 минут сложно добиться идеального исполнения. Это и не требуется. Важно показать экспертам, что вы можете методически верно и быстро организовать вокально-хоровую работу, руководить коллективом.
9. Заключение (меньше минуты). На этом этапе вы с волонтёрами подводите итоги. Можно обсудить, что понравилось больше всего, сделать небольшую. рефлексию: что получилось, каким образом и пр. Если какие-то моменты не получились, то не стоит заострять на них внимание. Наоборот, похвалите волонтёров за работу, выразите благодарность за помощь и т.д. Таким образом вы сможете оставить после себя на площадке благоприятное впечатление, а это не будет лишним точно. Исходя их моих расчётов, на выполнение модуля В вам хватит 20-ти минут. Но только в случае полной подготовки к заданию и уверенности в своих силах!
Для примера вставлю таблицу, с помощью которой я учила слова и движения к песне «Будем вместе». Эта песня не повторялка, просто хочу наглядно показать, как можно удобно зафиксировать свои мысли по поводу использования боди перкуссии в вокально-хоровой работе.
Песня | Движения | Речь |
«Будем вместе» Куплет: Если дождь весною В гости к нам идет, Будут веселее радуги и реки. И живой водою в землю дождь прольет И простую песню пропоет Припев: Вместе будем на планете Парам-пам-парам Взрослые и дети С доброй песней Вместе будем жить на свете Радость будет нам Если мы с тобою будем вместе | Щелчки руками Разводим руки, подняв вверх Щелчки руками, Выставляя ноги Открываем руки, вверх Руки в стороны наверху «рупор» рукам Щелчки руками, Выставляя ноги Руки в стороны наверху «рупор» рукам Качаемся, обнявшись за плечи | Ребята, а какой жанр в музыке самый объединяющий? Бывают марши, песни, танцы… Песни! С ними мы ходим на парад, в походы, собираемся с друзьями. И сейчас, когда вся страна прислушивается к голосам молодежи, попробуем объединиться в одном мотиве. Послушайте «Будем жить на свете»- распевание на основе припева. |
Модуль С
Задание:Исполнение ритмической импровизации на детских шумовых инструментах (организация репетиционного процесса с детскими шумовыми инструментами и концертное исполнение ритмической импровизации на детских шумовых инструментах).
Суть задания заключается в том, что за отведенное время участнику необходимо «дирижируя» волонтерами аранжировать аудиозапись с помощью шумовых инструментов и продемонстрировать концертное исполнение полученной композиции.
Материальное обеспечение площадки:
· аудиозапись музыкального произведения, продолжительностью от 02:30 до 03:30 минут любого жанра (русская народная музыка; марш, вальс, полька);
· набор детских шумовых инструментов (далее -ДШИ):
Бубен, колокольца малые, колотушка с шариком, коробочка, лестница, рубель, трещотка (круговая вертушка), хлопушки, шаркунок, африканский ксилофон, большой балийский ксилофон, малый балийский ксилофон и пр.)
· стулья (в количестве, равном количеству волонтёров на площадке);
· компьютер и колонки для воспроизведения аудиозаписи
Временные рамки:
- 5 минут - подготовка площадки (проверка технического оборудования);
- 20 минут - индивидуальная работа конкурсанта с музыкальным материалом;
- 20 минут - выполнение задания и демонстрация концертного исполнения;
Критерии оценки:
Объективные
1) Инструменты подобраны в соответствии с характером, образом музыкального материала;
2) Верно продемонстрированы приёмы звукоизвлечения на ДШИ ;
3) Использованы приёмы экспресс-обучения игры на ДШИ;
4) Поставлены чёткие задачи/указания исполнителям;
5) Мобильная реакция на устранение недостатков в исполнении;
6) Верно выбраны приёмы по устранению недостатков;
7) Подобрано 5, 4, 3 ритмоформул для импровизации;
8) Владение выразительной образной речью;
9) Владение грамотной речью;
10) Наличие управления ритмическим ансамблем;
11) Заданные ритмоформулы соответствуют жанровым параметрам музыки;
12) Наличие управления динамическим ансамблем;
13) Исполнено 5, 4, 3 разнообразных ритмоформул.
Субъективные
1) Творческий подход к организации репетиционного процесса;
2) Оригинальная аранжировка (необычное сочетание тембров, не противоречащих музыкальному образу);
3) Ритмическая импровизация дополняет/усиливает художественный образ музыкального произведения;
4) Общее эстетическое впечатление.
Сложности:
Большое количество разнообразных шумовых инструментов. Некоторые из них могут быть вам незнакомы. А нужно не только самому владеть приёмами звукоизвлечения, но и быстро научить волонтёров играть на трещотках, рубеле, шаркунках, и прочих затейливых «погремушках».
Необходимость за короткий срок 20 минут не только отрепетировать с волонтёрами исполнение, но и продемонстрировать концертный номер.
Непростая фонограмма для опоры, в которой могут быть замедления, ускорения, реприза и пр.
Нужно добиться многих показателей:
1) Чёткий ритм – это основополагающая данного модуля. Если волонтёры не смогут в точности передать ритмический рисунок, значит, участник не справился с поставленной задачей. Все очень просто. Поэтому добивайтесь точного ритма, не бойтесь повторять одно действие несколько раз.
2) Ансамбль инструментов – важно не запутаться в многообразии шумовых инструментов, которые представлены организаторами. Поэтому выбирайте знакомые вам инструменты, продумывайте заранее ритмические формулы, прописывайте, если это необходимо. Не думайте, что сможете на ходу придумать 5-6 оригинальных сочетающихся между собой ритмоформул. На фоне волнения и эмоционального стресса это слишком сложно.
3) Созвучие шумовых инструментов с аудио. Необходимо регулировать громкость фонограммы, чтобы соблюсти баланс звучания: аудио все-таки выходит на первый план, инструменты же создают для него аранжировку.
4) Правильная техника исполнения. На этапе подготовки со всей серьёзностью подойдите к этому пункту. Обратитесь к преподавателям с просьбой помочь вам, смотрите в интернете ролики, как правильно играть на ложках, бубне, металлофоне и т.д.
5) Концертный номер как итог. Каким бы увлекательным у вас не получился процесс разучивания, задание не засчитают, если не будет продемонстрирован концертный номер. Рассчитайте время так, чтобы в конце осталось около 5-ти минут для готового шумового оркестра.
6) Творческая атмосфера на площадке – этот субъективный критерий поначалу кажется не особо важным, но потом понимаешь, что от всех остальных участников тебя может отличить именно интересные решения, креативный подход или просто создание дружеской атмосферы, ощущение, будто ты и волонтеры одна команда.
План подготовки: