Можно ли использовать современную музыку для евангелизации и богослужения?
Все чаще в христианской литературе выражается озабоченность тем, что Евангелие подменяется популярными средствами психологического воздействия. В частности, говорится, что некоторые благовестники, используя современную музыку, подменяют тем самым действие Духа Святого. Отчасти, это обвинение справедливо. Я сам категорически против уродливого явления, когда проповедь вытесняется театрализованными представлениями. В конце концов, Бог спасает верующих при помощи «юродства проповеди» (1-е Кор.1:21). Музыка не может и не должна делать то, что под силу только Богу. Музыка не изменяет сердец людей и не делает Евангелие более действенным. Однако, хотя действенность Евангелия от музыки не зависит, все же музыка, которая близка неверующему, совершает очень важную работу. ОНА ДЕЛАЕТ ЕВАНГЕЛИЕ БОЛЕЕ ПОНЯТНЫМ. Очень важно не путать понятность с действенностью. Например, действенность лекарства нельзя изменить при помощи рекламы, но с ее помощью можно убедить человека принять этот препарат, дать ему правильное представление о том, почему это лекарство необходимо. Современная музыка не увеличивает действенность Евангелия, она лишь популярно объясняет далекому от Церкви человеку нужду в спасении. Таким образом, современная музыка как бы переводит Евангелие на язык, понятный нерелигиозному слушателю. Кому же, как не протестантам, быть во главе такого процесса? Ведь духовное пробуждение в России началось именно тогда, когда появилось Слово Божье на понятном большинству людей языке. Рок-музыка — это универсальный язык, на котором говорит и понимает друг друга молодежь всего мира. Представьте себе американца, который вздумал бы проповедовать в нашей церкви без перевода. Хотя он мог бы сказать: «Я же проповедую Слово Божье, а оно живо и действенно, поэтому, понимаете вы его или нет, я буду проповедовать по-английски». Мы бы наверняка стали критиковать его. Но почему-то считается нормальным проповедовать Евангелие молодежи 21 века музыкой конца 19 века. Нам нужно использовать и понятную проповедь, и понятную музыку.
В связи с этим появляется еще одна проблема. Многие из моих друзей рок-музыкантов отвергли Евангелие только потому, что христианские материалы по вопросам рок-музыки не столько проповедовали Христа, сколько поносили рок. Я не понимаю, почему мы должны, разъясняя Благую Весть, непременно сказать, что Джон Леннон антихрист и «нехороший человек»? Почему бы не сказать, что он — талантливый, но сбившийся с пути человек? И не переходить на оскорбление личности и прекрасной музыки, а сосредоточится на прощении греха, в который впадает каждый человек. Нам нужно учиться благовествовать рок-музыкантам. Использовать любовь и понятный им язык. Пока Боб Ларсон и ему подобные критики рока стращают нас творчеством группы «Иглз» (их песня «Отель Калифорния» действительно с оккультным душком), один из музыкантов этой группы покаялся. Приходили к Богу Лари Норман и Боб Дилан. Они не оставляли своей музыки, а проповедовали Евангелие своим слушателям. Техно-группа «D.C. Talk» сотрудничает с Билли Грэмом, и знает Бог, сколько тысяч подростков пришло ко Христу в результате их служения!
Итак, мы можем использовать рок в благовести. А как насчет богослужений? Многие тут же готовы крикнуть: «Никогда, только через мой труп!!!» Может быть, именно так и случится. Я уверен, что хотим мы того или нет, а предрассудки, связанные с использованием рока в богослужении, уйдут в прошлое так же, как ушли осуждение галстуков, обручальных колец и видеомагнитофонов. История Церкви свидетельствует нам о том, что все новое всегда воспринималось в штыки. Вот какова реакция официального церковного лица на первые попытки (после многовекового использования одноголосного григорианского хорала) использовать многоголосное хоровое пение в церкви (партии верхних голосов исполняли мальчики): «…Манерный характер исполнения делает введенных в заблуждение их [певчих] малолетних последователей женоподобными, ибо они берут ноты и заканчивают фразы совершенно по-девичьи…Честное слово, если это дело зайдет слишком далеко, то они скорее будут вызывать соблазн между ног, чем возвышенные мысли». Но сегодня хоровое пение никого не соблазняет, даже если партии верхних голосов поют самые настоящие женщины. Нелишним будет вспомнить, что баптисты в 17 веке вообще не пели в церкви, считая общее пение подражанием миру. А песня «Тихая ночь…» запрещалась как развратная, мирская мелодия. Но прошли годы, и ничего… привыкли. Теперь уже не видим греха, ибо не было его там никогда. Да и в христианской рок-музыке нет. Снова хочется процитировать: «Славлю [Тебя], Господи, всем сердцем [моим] в совете праведных и в собрании. (Псалтирь 110:1).