Интимные отношения на богослужении
Мы все желаем близких отношений с Господом. А некоторым из нас также необходимо видеть проявление этих отношений в тех, кто поклоняется вместе с нами. В такой ситуации у нас возникают приятные ощущения. Все мы хотим в поклонении достичь такого эмоционального состояния, чтобы почувствовать присутствие Бога. И мы используем современную музыку, чтобы создать эту атмосферу. Приглушаем свет, играем именно ту музыку, которая вызовет у людей нужные нам ощущения, создаем особый настрой.
Ну и что здесь такого? Проблема в том, что именно этот прием мир использует для того, чтобы создать близость между представителями разных полов. Светские музыканты используют ту же музыку и те же методы, чтобы люди почувствовали близость друг ко другу. Все делается для того, чтобы ввести чувственность на богослужение и сломать все барьеры на пути выражения сексуального желания. Сатана годами использовал этот метод для того, чтобы спровоцировать людей к безнравственным поступкам. Мы не можем пользоваться этими нечестивыми методами, чтобы заставить Бога «приблизиться» к нам или создать видимость того, что приближаемся к Нему. Этими методами мы достигаем только одного: даем сатане еще одну возможность поймать нас на крючок и подталкиваем к духовному падению ничего не подозревающих жертв.
А. Тозер резко критиковал эту псевдоблизость с Господом:
Большинство песен на богослужениях скорее исполнены романтики, нежели Святого Духа. И слова, и музыка призваны возбудить в нас чувственность (распутство, полное похоти). Ко Христу большинство обращается фамильярно, и это свидетельствует о том, что люди не понимают, кто Он. О пет, это не благоговейная близость подгоняющегося святого, это неподобающая фа- милъярность плотского обожателя (курсив мой).1
Подражая миру в своем поклонении Богу, мы предоставляем сатане прекрасную возможность подменить истину чувствами. Как интимные отношения в браке, так и духовная близость с Богом должна быть сокрыта от посторонних глаз.
Багаж современной христианской музыки
Современная христианская музыка неразрывно связана с безнравственностью, потому что эта музыка тянет за собой безнравственность мира. Этот багаж останется при ней, даже если вы измените, слова песен, поменяете исполнителей, запишете ее в другой студии или попросите Бога освятить ее. Рок-музыка и ее производные могут, и будут развращать нравы каждого, кто соприкоснется с ней.
Приверженцы современной музыки должны отказаться от всякой защиты своих взглядов и согласиться с тем, что уже давно известно всему миру: рок-музыка создает такую атмосферу, которой не место в церкви! Не пускайте сатану на свои служения прославления, не давайте ему соблазнять святых. Пришло время всем нам осознать это, раскаяться в своих действиях и больше не давать ни малейшего повода для искушения во время поклонения в церкви. Нам следует помнить, что мы поклоняемся Всемогущему Богу, Святому Израилеву, и Его Сыну Иисусу Христу, восседающему одесную Отца на небесном престоле.
Глава 7
Раскалывание церквей
Обычно в церкви, в которой осуществляется переход от традиционной музыки в поклонении к современной, всегда есть группа традиционалистов, которые не довольны происходящим. Что происходит, когда они пытаются возражать против нововведений? Как новаторы реагируют на их критику? Изменение формы поклонения зачастую оканчивается церковным расколом, в котором обвиняют традиционалистов, поскольку они осуждающая сторона. Определить, так ли это, можно, если присмотреться к тому, как новаторы относятся к традиционалистам, высказывающим свою озабоченность переменами.
Мы уже говорили о том, что некоторые новаторы считают всех, кто не согласен с ними или пытается противостоять им, «бедными, порабощенными традициями людьми, не понимающими, что такое поклонение сердца». Новаторы уверены, что традиционалисты «противостоят Божьим замыслам». Эта склонность отделять себя от других присуща многим музыкальным руководителям, как когда-то она была присуща и мне. Служители верят в то, что Бог намерен совершить что-то особенное, используя их любимую музыку. Они посещают семинары, посвященные этой теме, где их убеждают поменять церковную политику в музыкальном вопросе. Затем возвращаются в церковь, томимые желанием внедрить новейшие музыкальные достижения прямо на следующем собрании. Всех, кто пробует помешать им, они психологически уничтожают, называя законниками и фарисеями, или забрасывают доводами в свою защиту, описанными в этой книге.
Сейчас в церкви вообще принято считать, что если кто- то что-то критикует, значит, он уже не прав. И если приходится выбирать между людьми, давно посещающими церковь, и современной музыкой, новаторы решают, что людьми можно поступиться.
Поэтому не удивительно, что старые члены церкви чувствуют, что им нужно уйти из церкви, а ведь кто-то из них, возможно, начинал создавать ее. Им внушают, что именно они поступили неправильно, хотя на самом деле именно новаторы со своей оскорбительной музыкой, упрямством и высокомерием являются источником проблемы. Именно поэтому я возлагаю вину за церковные расколы на музыкальной почве именно на руководителей, выбирающих современную музыку без учета мнений и пожеланий остальной части церкви. Я на собственном опыте знаю, насколько болезненны церковные расколы, так как совсем недавно моя семья вынуждена была покинуть церковь из-за несогласия с музыкальной политикой церкви. Я думаю, что Бог допустил это событие в моей жизни, чтобы я сам испытал ту боль, которую по моей вине переживали другие.
К своему стыду, я слышал, как пастора церкви подливали масла в огонь своими высказываниями: «Если им не нравится здесь, в городе полно других церквей», «Не надо спорить об этом — это всего лишь вопрос вкуса».
(Откровенно говоря, такое отношение присуще не только тем пасторам, которые ратуют за современную музыку в церкви.)
Пастор Уоррен открыто признает, что некоторые люди неизбежно уйдут из церкви, если в ней произвести музыкальную реформу.
Однажды определив, какую музыку вы будете использовать на богослужениях, вы определите и многие другие направления развития своей церкви, возможно, сами этого не осознавая. Ваш выбор определит, какие люди будут приходить в вашу церковь, каких людей вы удержите, а каких потеряете (курсив мой).1
Когда пастор решает использовать на богослужении современную музыку, некоторые овцы его стада, которые, как и Джуди, считают, что его решение приведет к серьезным проблемам в церкви, теряют пастыря, который бы защищал их. Их пастырь решил, что некоторых овец можно потерять. Но разве может пастырь терять своих овец? Все мы знаем, что Писание повелевает пастырю изгонять из стада овец, которые вносят дух разделения, если они не подчиняются церковной дисциплине, как она описана в Библии, и не раскаиваются. Но учит ли Библия, что пастырь может избавляться от хороших и верных овец ради новой музыкальной политики? Конечно же, нет, но тем не менее пастора-новаторы находят себе оправдание.
Многие традиционалисты почувствовали, что их вынуждают уйти. Они лишились защиты пастора, «влюбившегося» в современную христианскую музыку. В поисках нового пастыря, который не ставит сомнительные музыкальные стили выше нужд своей паствы, они отправились в опасное путешествие, рискуя оказаться в волчьих зубах. Любопытно, что после того, как традиционалистов обвинили в эгоизме, в безразличии к судьбе погибающих грешников, после того, как им сказали, что они мешают людям приходить в церковь из-за своих музыкальных пристрастий, после того, как многие из них покинули любимую церковь, «целеустремленная церковь» перестает притворяться, что «современная христианская музыка предназначена для евангелизационных служений». Со временем она становится основой всех служений. Это подлинная цель новаторов.
Только задумайтесь о том, что вы сейчас прочитали. Это серьезный грех, пастора. Библия не дает вам права выгонять из церкви верующих для того, чтобы впустить в церковь современную музыку или произвести любые другие нововведения. Если вы один из пасторов, совершивших этот грех, то вам еще не поздно покаяться и все исправить.
Теперь я понимаю, что сам причинял людям боль и вызывал разделения, пропагандируя современную музыку и вступая в полемику с традиционалистами. Я непосредственно руководил переходом от традиционной к современной музыке, в результате чего многие люди оставляли свои церкви. Из-за своего высокомерия я расколол собственную семью. Я исповедал этот грех перед Господом, раскаялся в нем и теперь прошу прощения.
А вас обижали так же? Остались ли и у вас на сердце раны после споров о музыке? Пришлось ли и вам покинуть церковь по той же причине? Я уверен, что Бог исцелит ваши раны и поможет найти хорошую церковь, если вы не дадите волю своей горечи.
Если же вы ходите в церковь, где не утихают споры на тему музыки, пожалуйста, подарите пастору эту книгу и попросите его подумать о том, какие последствия может иметь использование современной христианской музыки в церкви.
Глава 8
Разве это не вопрос вкуса?
Однажды мой семнадцатилетний сын Крис пришел ко мне со слезами на глазах — у него вышла ссора с молодежью в церкви. Молодежный пастор пригласил на молодежное собрание христианскую рок-группу по вполне искренним мотивам: он хотел, чтобы ребята пригласили на концерт своих неверующих друзей и знакомых из школы. Он считал, что в таком исполнении христианская музыка понравится их неверующим друзьям. Приглашенная группа начала играть тяжелый рок. Музыка была настолько оглушительной, а барабаны звучали так резко, что Криса то и дело бросало в дрожь, а сердце останавливалось.
Концерт шел своим чередом, но Крис больше не мог это слушать. Музыка плохо на него действовала, поэтому он начал потихоньку пробираться к выходу. Молодежный пастор заметил это и вышел вслед за Крисом. Он с упреком сказал ему, что он, Крис, как руководитель музыкальной группы, не имеет права уходить, что он должен поддержать их. Пастор попросил его вернуться. Крис пытался объяснить, что эта музыка плохо влияет на его духовное состояние, но так и не смог толком объяснить, почему так происходит. Пастор же тяготел к современной христианской музыке и знал все доводы, которые можно использовать в ее защиту. Он заставил Криса почувствовать себя виноватым, как будто он совершил грех, по достоинству не оценив концерт. Этот человек, к которому Крис относился с уважением и любовью, навязывал моему сыну свое ошибочное мнение.
Этот человек был моим другом и соратником в музыкальном служении. Он пел в нашей музыкальной группе, и мы часто молились вместе. Но, тем не менее, я решил поговорить с ним на эту тему. Во время беседы он стал приводить мне доводы в пользу современной музыки, изложенные в этой книге. Он пытался убедить меня, что в вопросах музыки, как и в некоторых других спорных вопросах, есть такие понятия, как предпочтение и вкус, и что Бог принимает разную музыку. Мы не должны судить друг друга в этом вопросе, потому что это дело вкуса. Бог любит многообразие и творческий подход — в конце концов, Он сам всех людей создал разными и дал им различные пристрастия в музыке.
Это довольно веский и убедительный довод в пользу использования современной музыки в церкви. Но я сказал ему, что не смогу просто на веру принять его слова, мне нужны библейские доказательства его правоты. Поэтому я решил потратить некоторое время на изучение вопроса о том,, что в Библии сказано о личных предпочтениях и вкусах.
В результате своего исследования я пришел к выводу, что Богу не безразличны наши пристрастия и вкусы, потому что мы являемся Его представителями на этой земле. Я обнаружил, что Писание призывает нас отказываться от всего того, что может ассоциироваться со злом и что мы ограничены в своих предпочтениях. Сегодня во многих церквах музыкальные новаторы нарушают оба этих принципа.
Исследовав Писание, я осознал, что, если я хочу жить святой и угодной Богу жизнью, я должен быть рассудительным в выборе предпочтений. Я должен ставить нужды своих братьев выше своих собственных. И хотя мои изыскания в первую очередь касались музыки, я понял, что должен следить за тем, что я смотрю по телевизору, что читаю, что ищу в интернете, куда еду в отпуск.
Теперь я хочу поделиться с вами тем, какие принципы я сформулировал в ходе своего исследования Библии. Я не хочу сказать, что мое мнение по тому или иному библейскому отрывку — истина в последней инстанции. Но если вы рождены свыше, значит, Дух Святой ведет вас, и я уверен, что рано или поздно вы придете к тем же выводам, к каким пришел я. Как и апостол Павел, я не призываю вас следовать человеческим предписаниям. Но в то же время я искренно полагаю, что предлагаю вам наилучший метод решения спорных вопросов в сфере музыки.
1. Избегайте любой музыки, которая может ассоциироваться со злом
«Удерживайтесь от всякого рода зла».
(Первое послание к фессалоникийцам 5:22)
Многие христиане сегодня предпочитают не принимать в расчет эти слова, так как, примени они их в своей жизни, им пришлось бы отказаться от их излюбленных мирских увлечений. Но все же они имеют огромное значение. Апостол Павел призывает избегать не только самого зла, но и всего того, что похоже на зло. Греческое слово, переведенное как «род», несет в себе значение подобия, формы, типа, вида. Библия призывает нас «удерживаться». Это значит, что мы должны избегать этого.
Апостол Петр в своем первом послании (1 Пет. 2:11) говорит, что мы должны избегать плотских похотей, запретных желаний, порожденных нашей греховной природой. Я убежден, что желание использовать современную музыку во время богослужения возникает именно по велению нашей греховной природы. Петр приводит еще одну причину, по которой мы должны удерживаться от этих плотских желаний: эти желания ведут войну с нашей душой. Плотские желания в прямом смысле этого слова наступают на наши нормы поведения, данные Богом. Это не физическая война — это духовная брань.
Нам следует избегать не только плотских желаний (и их подобия) — мы не должны допускать даже намека на безнравственность. В Послании к ефесянам 5:3 сказано: «...блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым». В одном из английских переводов этот стих представлен так: «...среди вас не должно быть даже намека на половую безнравственность, или нечистоту, или зависть, так как это не прилично святым людям Божьим».
Иисус еще строже подходил к этой проблеме: «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мтф. 5:28). Этими словами Он поставил знак равенства между злом с похотью в наших мыслях и злом с похотью, которое мы совершаем в своей жизни. Следовательно, мы должны избегать не только самих злых поступков или их подобия, но даже мысли о них.
Давайте посмотрим на проблему современной музыки на богослужении с точки зрения этих принципов. Исполняя рок-музыку на собраниях, мы нарушаем принцип, данный апостолом Павлом: мы совершаем действия, которые похожи на зло. В этом случае мы виновны
• в совершении подобия зла, так как современная христианская музыка имитирует светскую музыку и стиль ее исполнения, которые порождаются безнравственностью;
• в потакании своим плотским похотям и нечистых мыслях;
• в предательстве, так как мы предаем Бога, присоединяясь к Его противникам, которые ведут войну с его принципами и заповедями.
Применение принципа
Нужно избегать использования музыки, которая каким бы то ни было образом может ассоциироваться со злом или безнравственностью. Нам не следует слушать ее ни в церкви, ни дома.