Поколение демографического взрыва
В церкви потворствовать человеческим желаниям стало принято тогда, когда управлять ею стали люди, рожденные в послевоенный период. И это произошло где-то в середине 80-х годов. Все пастора церквей, ориентированных на неверующих, принадлежат именно к этому поколению. Я сам отношусь к этому поколению, достигшему зрелости в середине 70-х годов. Мое поколение иногда называют поколением «Я»; сегодня, осуществляя церковное руководство и неся служение, мы вознесли это «Я» на пьедестал. Мы даже не думаем умирать для себя и жить по духу, мы превратились в эдаких христиан-нарциссов, которым Иисус нужен только для самореализации. Этот грех нашего поколения есть в каждой составляющей церковной жизни. Он повлиял и на музыкальное служение: в церквах мы играем ту же музыку, какую играют в миру самовлюбленные нарциссы.
Мы считаем, что поклоняемся истинному Богу, однако наш эгоизм не позволяет нам воздавать хвалу только Ему: наше поклонение становится все менее богоцентричным и все более человекоцентричным. Посмотрите, как сформулировали эту проблему авторы Кембриджской декларации Евангельского альянса.
Утрата богоцентричности в жизни современной церкви — прискорбный, но неопровержимый факт. Вследствие этого поклонение стало развлечением, проповедь Евангелия — рынком, вера - учебной программой, праведность — ощущением комфортности, верность — достижением успеха. В результате Бог, Христос и Библия стали мало значить для нас.
Мы отрицаем, что можем надлежащим образом поклоняться Богу, если наше поклонение превращается в развлечение, если мы пренебрегаем Законом илиЕвангелиемв своих проповедях, если приемлемой альтернативой Евангелия становятся самосовершенствование, самоудовлетворение, высокая самооценка.4
В воскресной утренней проповеди 21 октября 2001 года Крзйг Скотт, старший пастор Вудсайдской баптистской церкви в Денвере, в штате Колорадо, сказал, что мы всегда должны помнить о том, что главный присутствующий на нашем служении — Бог, а не мы сами или наша паства. Эта мысль должна повлиять на все церковное служение, включая его музыкальную часть. Особенно важно не забывать об этом моему поколению христиан.
Жертвы
В завершение этой главы я хочу сказать, что наше эгоистическое отношение приводит к многочисленным «жертвам». Используя современную музыку на богослужении, мы обижаем, а порой и вынуждаем покинуть церковь христиан старшего поколения, обладающих ценным опытом, и других преданных Богу верующих. Сбылись предсказания Макартура:
Чрезмерно увлекаясь погоней за неверующими, мы забываем о тех, кто является истинной церковью. Зачастую мы начинаем пренебрегать духовными потребностями верующих, нанося ущерб Телу.5
Я бы добавил к этому, что мы были настолько увлечены достижением совершенства в музыкальном служении, что тешило наше эго и ублажало плотских верующих, что нанесли серьезный вред истинным ученикам Христа, которые были среди нас.
Уважаемое старшее поколение наших церквей и та молодежь, которая разделяет взгляды старшего поколения на музыку! Я надеюсь, вы понимаете теперь, что побудило нас отвергнуть дорогие вашему, а также многим предыдущим поколениям сердцу гимны и духовные песни. Руководствуясь желанием удовлетворить свои плотские похоти, мы взбунтовались против вашей музыки точно так же, как поколение 60-х годов бунтовало против мирской музыки своих родителей. Несмотря на все ваши возражения, мы продолжали считать свою новую музыку большим духовным вкладом с нашей стороны и тем самым дали вам почувствовать, что ваши взгляды устарели. Я раскаиваюсь и прошу прощения за безрассудство моего поколения.
Но Бог поругаем не бывает. То, что мы посеяли, мы и пожнем. Поколение христиан, к которому я принадлежу, сейчас проходит через суровые испытания, пожиная ужасные последствия своих действий: количество разводов в процентном отношении все увеличивается, все больше детей остаются без отцов, подростков больше заботит этот мир, нежели святая жизнь. Господи, смилуйся над нами!
Глава 6
Соблазн святым
Современная христианская музыка включает в себя множество различных музыкальных стилей с ярко выраженным синкопированным ритмом: легкий рок, легкий джаз, рэп, поп-рок, однако прародитель у этих стилей один рок-н-ролл. Эта музыка была придумана безнравственными людьми с безнравственными целями; в мире песня, написанная в этом стиле, всегда служит для выражения безнравственности. Вы, наверное, уже слышали об этом раньше, но все же стоит еще раз напомнить: термин «рок-н-ролл» возник из жаргонного выражения, обозначающего «заниматься сексом». Рок-музыку в большинстве своем предпочитают сексуально распущенные люди, ее играют на дискотеках и в стриптиз-барах, любят слушать пьяницы и наркоманы.
Как вы думаете, почему онивыбирают именно эту музыку? Ответ очевиден для каждого, кто знаком с рок-музыкой. Признайтесь себе, как это сделал я. Нам нравится эта музыка из-за своего заводящего ритма. Рок-музыка обладает способностью провоцировать нашу плоть и наш разум на определенные безнравственные действия, иначе, зачем всем вышеназванным людям слушать рок-музыку? Если бы это было не так, они бы нашли себе что-нибудь более подходящее для удовлетворения своих плотских желаний.
Нет ничего удивительного в том, что эта музыка, которая делает акцент на чувственность и бунтарство, побуждает к безнравственным поступкам. Но я, как музыкальный руководитель-новатор, вступал в полемику с каждым, кто говорил мне об этом. Обычно я бросал в лицо своему противнику: «Что-то я не припомню, чтобы во время прославления у нас совершались сексуальные оргии!» Как и другие приверженцы современной музыки, я был слеп и не замечал, как мысли о сексе овладевают участниками моей группы, я не желал признавать того, что наша музыка испорчена безнравственностью. Если бы я признал это, то, честно говоря, не смог бы играть эту музыку с целью привести людей в присутствие святого Бога.
Чтобы совесть не заставляла нас сомневаться, нам пришлось отрицать и то, что музыка вообще способна оказывать пагубное влияние на человека. Как мы это делали? Мы убеждали себя, что сама музыка стоит вне морали. Стоит нам только убрать из песен безнравственный текст, изменить стиль исполнения, и рок-музыку можно «безопасно» использовать на богослужениях, рассуждали мы. Приняв этот «разумный» довод, мы без всяких угрызений совести наслаждались своей музыкой в полной уверенности, что своим роком прославляем Бога.
Сейчас я понимаю, что довод, которым мы успокаивали себя, был в корне неверным. Мы дали сатане зеленую улицу к обольщению святых Божьих, позволили ему внушить нам, что хорошо то, что хорошо для нас, разрешили ему помочь нам жить по плоти, а не по духу. Сатана всегда убеждает нас, что то, что хорошо с точки зрения Бога, на самом деле плохо. Если он смог заставить нас творить его волю даже во время поклонения, разве это не означает, что он победил? Не виновны ли мы, подобно израильтянам, в том, что путаем истинное поклонение с идолопоклонством?
Конечно же, мы не думаем, что мы идолопоклонники и распутники. Мы сосредоточены только на своих чувствах. Нам кажется, что исполнять рок-музыку на собраниях безопасно, что мы очищаем ее, потому что спасены и просим, чтобы Бог использовал эту музыку в Своих целях. Но это не так! Нам не под силу отделить стиль музыки от тех аморальных ассоциаций, которые он вызывает. Рок-музыка неизбежно оказывает на христиан тлетворное воздействие. Посмотрите, что сказал Павел в Послании к ефесянам.
«...между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие...» (Еф. 2:3).
«...отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4:22-24).
В христианах остается греховная природа (ветхий человек), которая постоянно противостоит новой природе, данной Духом Святым. Рок-музыка представляет собой пример нашего прежнего образа жизни, когда мы потворствовали желаниям своей плоти и разума, она питает ветхого человека, который становится тем сильней, чем больше мы поддаемся своим похотям. Что касается желаний нашей плоти, то нам предписано отложить их, а не облечься в них. Нам следует постоянно умерщвлять ветхую природу, а не питать ее.
Вместо этого сегодня поклонением называют такое поведение, которое раньше считалось постыдным и безнравственным, если наблюдалось в церкви. Уточню, что я имею в виду.
Неприличная одежда
Не замечали ли вы, что некоторые женщины, поющие сольно или в группе прославления, часто надевают слишком открытую, облегающую одежду, выступая перед всей церковью? Они пытаются подражать светским певицам, которые умышленно одеваются так, чтобы соблазнить мужчин.
Женщины, апостол Павел повелел вам одеваться «со стыдливостью и целомудрием в приличные одеяния» (1 Тим. 2:9). Он также сказал, что в нашей жизни не должно быть и намека на безнравственность (Еф. 5:3). Моя жена Джуди говорит, что женщина своей одеждой не просто намекает, она открыто объявляет о своих намерениях.
Я признаю, что моя ветхая природа иногда искушает меня, поэтому мне постоянно приходится следить за собой, чтобы задушить в себе вожделение. Я не один такой. Таких мужчин и молодых людей, как я, среди христиан миллионы. Женщины, не становитесь для нас камнем преткновения, неприлично одеваясь.
Чувственные движения
Прилично ли христианке или христианину по-мирски танцевать и раскачиваться, прославляя в песне Бога? Нет. Они так двигаются на сцене потому, что их вынуждает ритм рок-музыки, а не потому, что они хотят танцевать перед Господом, как Давид.
Если же к неприличной одежде добавляются еще и чувственные движения в танце, то тогда перед мужской частью церкви оказывается не камень, а глыба преткновения.
Пыл не к месту опасен
Душевный подъем — важная составляющая часть поклонения, но в то же время это чувство может стать ловушкой для опрометчивых людей. В вашей группе прославления есть и холостые, и разведенные, и женатые? Если да, то нет никакой преграды для безнравственного поведения. Если мужчины и женщины с неудовлетворенными сексуальными потребностями будут в одной рок- группе исполнять чувственную музыку, тогда устоять перед искушением и не совершить грех им будет очень сложно. Современная христианская музыка создает благоприятную атмосферу, в которой женщина легко может достичь эмоциональной близости с мужчиной. Проблема в том, что зачастую мужчина оказывается чужим мужем. Это приводит к так называемой эмоциональной неверности, которая впоследствии может закончиться физическим прелюбодеянием.
Участие в одной группе замужних и незамужних людей может стать причиной раздоров в семье. Этот факт вызывает ревность и недоверие у мужа или жены, которые не входят в состав группы. Джуди замечала, что между некоторыми участниками моей группы были такие близкие взаимоотношения, каких не было в их семьях. Все это является камнем преткновения для супруги и супруга, которые не задействованы в группе прославления. Даже если между членами группы нет физической близости, в коллективе все равно создается атмосфера, которая так или иначе ослабляет брачные узы и может в будущем стать причиной расторжения брака. К несчастью, это произошло в одной из моих групп.
Уверен, что среди читателей этой книги найдется руководитель группы, который про себя подумает: «Да ладно, Дэн, ты просто пуританин! Мои люди вполне могут преодолеть искушение». Будьте осмотрительны, друг мой! Как руководители церкви, мы не имеем права вводить святых в искушение или давать им хоть малейший повод поступить безнравственно. Почему же тогда на богослужении вы создаете предпосылки для возникновения эмоциональной близости? Конечно, подобная проблема может возникнуть в любом музыкальном коллективе, однако современная христианская музыка создает атмосферу, которая провоцирует ее появление.