Поколение демографического взрыва

В церкви потворствовать человеческим желаниям ста­ло принято тогда, когда управлять ею стали люди, рож­денные в послевоенный период. И это произошло где-то в середине 80-х годов. Все пастора церквей, ориентирован­ных на неверующих, принадлежат именно к этому поко­лению. Я сам отношусь к этому поколению, достигшему зрелости в середине 70-х годов. Мое поколение иногда называют поколением «Я»; сегодня, осуществляя церков­ное руководство и неся служение, мы вознесли это «Я» на пьедестал. Мы даже не думаем умирать для себя и жить по духу, мы превратились в эдаких христиан-нарциссов, которым Иисус нужен только для самореализации. Этот грех нашего поколения есть в каждой составляющей цер­ковной жизни. Он повлиял и на музыкальное служение: в церквах мы играем ту же музыку, какую играют в миру самовлюбленные нарциссы.

Мы считаем, что поклоняемся истинному Богу, однако наш эгоизм не позволяет нам воздавать хвалу только Ему: наше поклонение становится все менее богоцентричным и все более человекоцентричным. Посмотрите, как сформу­лировали эту проблему авторы Кембриджской декларации Евангельского альянса.

Утрата богоцентричности в жизни современной цер­кви — прискорбный, но неопровержимый факт. Вслед­ствие этого поклонение стало развлечением, проповедь Евангелия — рынком, вера - учебной программой, пра­ведность — ощущением комфортности, верность — достижением успеха. В результате Бог, Христос и Библия стали мало значить для нас.

Мы отрицаем, что можем надлежащим образом по­клоняться Богу, если наше поклонение превращается в развлечение, если мы пренебрегаем Законом илиЕвангелиемв своих проповедях, если приемлемой альтерна­тивой Евангелия становятся самосовершенствование, са­моудовлетворение, высокая самооценка.4

В воскресной утренней проповеди 21 октября 2001 года Крзйг Скотт, старший пастор Вудсайдской баптистской церкви в Денвере, в штате Колорадо, сказал, что мы все­гда должны помнить о том, что главный присутствующий на нашем служении — Бог, а не мы сами или наша па­ства. Эта мысль должна повлиять на все церковное слу­жение, включая его музыкальную часть. Особенно важно не забывать об этом моему поколению христиан.

Жертвы

В завершение этой главы я хочу сказать, что наше эго­истическое отношение приводит к многочисленным «жер­твам». Используя современную музыку на богослужении, мы обижаем, а порой и вынуждаем покинуть церковь хри­стиан старшего поколения, обладающих ценным опытом, и других преданных Богу верующих. Сбылись предсказания Макартура:

Чрезмерно увлекаясь погоней за неверующими, мы забываем о тех, кто является истинной церковью. За­частую мы начинаем пренебрегать духовными потреб­ностями верующих, нанося ущерб Телу.5

Я бы добавил к этому, что мы были настолько увлече­ны достижением совершенства в музыкальном служении, что тешило наше эго и ублажало плотских верующих, что нанесли серьезный вред истинным ученикам Христа, ко­торые были среди нас.

Уважаемое старшее поколение наших церквей и та молодежь, которая разделяет взгляды старшего поколения на музыку! Я надеюсь, вы понимаете теперь, что побуди­ло нас отвергнуть дорогие вашему, а также многим пре­дыдущим поколениям сердцу гимны и духовные песни. Руководствуясь желанием удовлетворить свои плотские похоти, мы взбунтовались против вашей музыки точно так же, как поколение 60-х годов бунтовало против мирской музыки своих родителей. Несмотря на все ваши возраже­ния, мы продолжали считать свою новую музыку большим духовным вкладом с нашей стороны и тем самым дали вам почувствовать, что ваши взгляды устарели. Я раскаива­юсь и прошу прощения за безрассудство моего поколения.

Но Бог поругаем не бывает. То, что мы посеяли, мы и пожнем. Поколение христиан, к которому я принадлежу, сейчас проходит через суровые испытания, пожиная ужас­ные последствия своих действий: количество разводов в процентном отношении все увеличивается, все больше детей остаются без отцов, подростков больше заботит этот мир, нежели святая жизнь. Господи, смилуйся над нами!

Глава 6

Соблазн святым

Современная христианская музыка включает в себя множество различных музыкальных стилей с ярко выра­женным синкопированным ритмом: легкий рок, легкий джаз, рэп, поп-рок, однако прародитель у этих стилей один рок-н-ролл. Эта музыка была придумана безнравственными людьми с безнравственными целями; в мире песня, напи­санная в этом стиле, всегда служит для выражения без­нравственности. Вы, наверное, уже слышали об этом раньше, но все же стоит еще раз напомнить: термин «рок-н-ролл» возник из жаргонного выражения, обозначающего «зани­маться сексом». Рок-музыку в большинстве своем предпо­читают сексуально распущенные люди, ее играют на дис­котеках и в стриптиз-барах, любят слушать пьяницы и наркоманы.

Как вы думаете, почему онивыбирают именно эту му­зыку? Ответ очевиден для каждого, кто знаком с рок-музыкой. Признайтесь себе, как это сделал я. Нам нравится эта музыка из-за своего заводящего ритма. Рок-музыка обладает способностью провоцировать нашу плоть и наш разум на определенные безнравственные действия, иначе, зачем всем вышеназванным людям слушать рок-музыку? Если бы это было не так, они бы нашли себе что-нибудь более подходящее для удовлетворения своих плотских желаний.

Нет ничего удивительного в том, что эта музыка, кото­рая делает акцент на чувственность и бунтарство, побуж­дает к безнравственным поступкам. Но я, как музыкаль­ный руководитель-новатор, вступал в полемику с каждым, кто говорил мне об этом. Обычно я бросал в лицо свое­му противнику: «Что-то я не припомню, чтобы во время прославления у нас совершались сексуальные оргии!» Как и другие приверженцы современной музыки, я был слеп и не замечал, как мысли о сексе овладевают участниками моей группы, я не желал признавать того, что наша музыка испорчена безнравственностью. Если бы я признал это, то, честно говоря, не смог бы играть эту музыку с целью привести людей в присутствие святого Бога.

Чтобы совесть не заставляла нас сомневаться, нам при­шлось отрицать и то, что музыка вообще способна оказы­вать пагубное влияние на человека. Как мы это делали? Мы убеждали себя, что сама музыка стоит вне морали. Стоит нам только убрать из песен безнравственный текст, изменить стиль исполнения, и рок-музыку можно «безо­пасно» использовать на богослужениях, рассуждали мы. Приняв этот «разумный» довод, мы без всяких угрызений совести наслаждались своей музыкой в полной уверенно­сти, что своим роком прославляем Бога.

Сейчас я понимаю, что довод, которым мы успокаивали себя, был в корне неверным. Мы дали сатане зеленую улицу к обольщению святых Божьих, позволили ему вну­шить нам, что хорошо то, что хорошо для нас, разреши­ли ему помочь нам жить по плоти, а не по духу. Сата­на всегда убеждает нас, что то, что хорошо с точки зре­ния Бога, на самом деле плохо. Если он смог заставить нас творить его волю даже во время поклонения, разве это не означает, что он победил? Не виновны ли мы, подобно из­раильтянам, в том, что путаем истинное поклонение с идо­лопоклонством?

Конечно же, мы не думаем, что мы идолопоклонники и распутники. Мы сосредоточены только на своих чув­ствах. Нам кажется, что исполнять рок-музыку на собра­ниях безопасно, что мы очищаем ее, потому что спасены и просим, чтобы Бог использовал эту музыку в Своих целях. Но это не так! Нам не под силу отделить стиль музыки от тех аморальных ассоциаций, которые он вызы­вает. Рок-музыка неизбежно оказывает на христиан тлет­ворное воздействие. Посмотрите, что сказал Павел в По­слании к ефесянам.

«...между которыми и мы все жили некогда по на­шим плотским похотям, исполняя желания плоти и по­мыслов, и были по природе чадами гнева, как и про­чие...» (Еф. 2:3).

«...отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновить­ся духом ума вашего и облечься в нового человека, со­зданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4:22-24).

В христианах остается греховная природа (ветхий че­ловек), которая постоянно противостоит новой природе, данной Духом Святым. Рок-музыка представляет собой пример нашего прежнего образа жизни, когда мы потвор­ствовали желаниям своей плоти и разума, она питает вет­хого человека, который становится тем сильней, чем больше мы поддаемся своим похотям. Что касается желаний нашей плоти, то нам предписано отложить их, а не об­лечься в них. Нам следует постоянно умерщвлять ветхую природу, а не питать ее.

Вместо этого сегодня поклонением называют такое поведение, которое раньше считалось постыдным и безнрав­ственным, если наблюдалось в церкви. Уточню, что я имею в виду.

Неприличная одежда

Не замечали ли вы, что некоторые женщины, поющие сольно или в группе прославления, часто надевают слиш­ком открытую, облегающую одежду, выступая перед всей церковью? Они пытаются подражать светским певицам, которые умышленно одеваются так, чтобы соблазнить мужчин.

Женщины, апостол Павел повелел вам одеваться «со стыдливостью и целомудрием в приличные одеяния» (1 Тим. 2:9). Он также сказал, что в нашей жизни не должно быть и намека на безнравственность (Еф. 5:3). Моя жена Джуди говорит, что женщина своей одеждой не просто намекает, она открыто объявляет о своих намерениях.

Я признаю, что моя ветхая природа иногда искушает меня, поэтому мне постоянно приходится следить за собой, чтобы задушить в себе вожделение. Я не один такой. Таких мужчин и молодых людей, как я, среди христиан миллионы. Женщины, не становитесь для нас камнем пре­ткновения, неприлично одеваясь.

Чувственные движения

Прилично ли христианке или христианину по-мирски танцевать и раскачиваться, прославляя в песне Бога? Нет. Они так двигаются на сцене потому, что их вынуждает ритм рок-музыки, а не потому, что они хотят танцевать перед Господом, как Давид.

Если же к неприличной одежде добавляются еще и чув­ственные движения в танце, то тогда перед мужской ча­стью церкви оказывается не камень, а глыба преткновения.

Пыл не к месту опасен

Душевный подъем — важная составляющая часть по­клонения, но в то же время это чувство может стать ловушкой для опрометчивых людей. В вашей группе про­славления есть и холостые, и разведенные, и женатые? Если да, то нет никакой преграды для безнравственного поведения. Если мужчины и женщины с неудовлетворен­ными сексуальными потребностями будут в одной рок- группе исполнять чувственную музыку, тогда устоять пе­ред искушением и не совершить грех им будет очень сложно. Современная христианская музыка создает бла­гоприятную атмосферу, в которой женщина легко может достичь эмоциональной близости с мужчиной. Проблема в том, что зачастую мужчина оказывается чужим мужем. Это приводит к так называемой эмоциональной неверности, которая впоследствии может закончиться физическим прелюбодеянием.

Участие в одной группе замужних и незамужних людей может стать причиной раздоров в семье. Этот факт вы­зывает ревность и недоверие у мужа или жены, которые не входят в состав группы. Джуди замечала, что между некоторыми участниками моей группы были такие близ­кие взаимоотношения, каких не было в их семьях. Все это является камнем преткновения для супруги и супруга, ко­торые не задействованы в группе прославления. Даже если между членами группы нет физической близости, в коллек­тиве все равно создается атмосфера, которая так или иначе ослабляет брачные узы и может в будущем стать причи­ной расторжения брака. К несчастью, это произошло в одной из моих групп.

Уверен, что среди читателей этой книги найдется ру­ководитель группы, который про себя подумает: «Да ладно, Дэн, ты просто пуританин! Мои люди вполне могут пре­одолеть искушение». Будьте осмотрительны, друг мой! Как руководители церкви, мы не имеем права вводить святых в искушение или давать им хоть малейший повод посту­пить безнравственно. Почему же тогда на богослужении вы создаете предпосылки для возникновения эмоциональ­ной близости? Конечно, подобная проблема может возник­нуть в любом музыкальном коллективе, однако современ­ная христианская музыка создает атмосферу, которая про­воцирует ее появление.

Наши рекомендации