Церковь, ориентированная на неверующих

Через некоторое время наш пастор переехал на восточ­ное побережье в другую церковь. Деноминационное руко­водство помогло нам выбрать нового пастора, который до этого пробовал создавать общину в Аризоне по модели, изложенной в книге Рика Уоррена «Целеустремленная церковь». Прежний пастор дал мне прочесть эту книгу, так что на то время я был уже знаком с философией слу­жения пастора Уоррена. Он считал, что церковь должна быть ориентирована на привлечение неверующих — вся община и все ее служения должны быть нацелены на то, чтобы «удовлетворить нужды» ищущих Бога.

Что это за нужды и какая музыка лучше всего под­ходит для их удовлетворения? Пастор Уоррен в своей книге отвечает на этот вопрос так.

В церкви мы исполняем музыку, похожую на ту, ко­торая звучит по радио. Людям нравится яркая, счас­тливая, ритмичная, веселящая музыка. Они привыкли к бас-гитаре и барабану.

Впервые в истории возник универсальный музыкаль­ный стиль, который можно услышать в любой стране мира. Этот стиль называется современный поп/рок.2

Наш новый кандидат в пастора был пламенным привер­женцем этой философии, как, впрочем, и я. Когда его спро­сили, какую музыку он предпочел бы на воскресном слу­жении в церкви, он ответил, что музыка на служениях не должна отличаться от той, которую люди на протяжении всей недели слушают по радио в машине. Затем он до­бавил, что сейчас никто уже не слушает орган или гим­ны по радио, так зачем же нам исполнять эту музыку в церкви? Вам может показаться странным, но именно в тот момент, когда этот служитель Евангелия Христова изла­гал свои музыкальные идеалы, во мне что-то произошло. Мне показалось, как будто я впервые глянул в зеркало, и мне не понравилось то, что я там увидел! Я начал понимать, что это не Божье учение, а человеческая философия. Тогда я еще не понимал, к каким далеко идущим последствиям приведут слова этого пастора, но Святой Дух в это вре­мя уже подвел меня к поворотному этапу в моей жизни.

Это было началом конца моего увлечения современной христианской музыкой.

Этого пастора приняли на служение в нашу церковь. Он восхитился нашим служением поклонения и сказал, что хотел бы в дальнейшем работать с нашей группой. Но вскоре после его прихода я отказался от должности ру­ководителя. В то время я еще целиком не осознавал, что именно побудило меня так поступить, однако твердо знал, что не могу целиком и полностью поддерживать его му­зыку и философию поклонения. У меня возникло пред­чувствие, что он сделает поклонение настолько мирским, что мне даже страшно себе вообразить. Так оно в даль­нейшем и вышло. Вскоре наша семья покинула эту цер­ковь, и Бог начал открывать мне через Свое Слово, поче­му то служение, которое мне так нравилось раньше, оттал­кивало меня теперь.

Почему мне пришлось уйти

Теперь мне бы хотелось поговорить о причинах, кото­рые побудили меня оставить это движение. Во-первых, я больше не мог принимать посылки философии современ­ной христианской музыки. Другими словами, основание моей идеологии сгнило и разрушилось. Нашей основной посылкой было то, что музыка нравственно нейтральна, что Бог принимает все музыкальные стили, что никто не должен осуждать предпочтения другого. Пытаясь найти библейское обоснование этим утверждениям, я обнаружил, что эти доводы построены по принципу «человек превыше всего», они нелогичны и искажают основные библейские принципы. В следующих главах мы поговорим об этом подробнее.

Во-вторых, когда я открыл для себя то, что Библия говорит об истинном поклонении, и понял, что значит быть в присутствии Божьем, мне стало не по себе от одной мысли о том, что наше поколение прославляет святого Бога низкопробной, вульгарной музыкой да еще в неподо­бающей одежде, причем никто из нас этого не замечает. В-третьих, чтобы сохранить свой брак и быть верным Богу вовсем, мне пришлось бежать от тех соблазнов, которые постоянно присутствовали там, где звучала современная музыка: искушение превозносить себя, влечение, возника­ющее к особам женского пола в группе поклонения.

В-четвертых, я заметил, что у нас есть все шансы стать такими же лицемерами, какими, как мы считали, были тра­диционалисты. Например, мы обвиняли традиционалистов в том. что в консервативных церквах в служении нет не­посредственности, они скучны и предсказуемы. Но почему-то мы не замечали, что наши современные служения с каждой неделей все больше и больше омертвевали. В евангельской церкви, прежде называвшей себя баптистс­кой, все богослужения, нацеленные на неверующих, стано­вились похожими одно на другое. Музыкальные группы становились клонами «Интегрити Хосанна» или «Маранафа Прэйз». Мы создали особую христианскую музыку для поклонения и прославления, и теперь тысячи церквей копировали ее. Это по-прежнему был рок, но уже не в обычном тяжелом стиле. Эта музыка расслабляла, чем-то напоминая «Иглз». Постепенно поклонение приобретало привычную (скучную?) форму. И если у консерваторов су­ществовали определенные рамки, чтобы упорядочить поря­док служения, то у современного движения правил не было, поэтому, когда служение становилось, по их мнению, слишком привычным, они привносили остроту ощущений с помощью «пограничных» песен: более громких, джазовых и вызывающих разногласия. Это проклятие для современ­ной христианской музыки: она медленно, но верно скаты­вается по наклонной — чтобы избежать привыкания, ру­ководители прославления вынуждены принимать любой музыкальный стиль, даже самый позорный. Я просто дол­жен был уйти.

Сейчас мы являемся членами церкви, в которой пастора и все остальные служители выступают категорически про­тив использования на богослужениях любой современной музыки, написанной в стиле рок. Я вернулся на круги своя, вернулся в церковь, музыкальная политика которой похожа на ту, которая была в церкви, где произошло мое обраще­ние. Чтобы закончить мою историю на веселой ноте, я должен был бы сказать, что я опять несу музыкальное служение, но это не так.

Последствия

Годы увлечения современной христианской музыкой наложили на меня свой отпечаток. Поначалу, когда мы только начали ходить в новую церковь, я очень критич­но относился к поклонению в ней и к руководителям это­го поклонения. Но свое недовольство я держал при себе или иногда делился с Джуди, но тем не менее эта неудов­летворенность меня изматывала. На примере этой церк­ви Господь показывал мне, что можно искренне и ревно­стно прославлять Его даже на традиционном богослуже­нии, но я так долго отстаивал противоположные взгляды, что никак не мог смириться с фактами. Эта внутренняя борьба порождала во мне еще более критичное отношение к прославлению.

Я боялся снова браться за музыкальное служение и никому не рассказывал, что я музыкант, я избегал музы­кального руководителя церкви. Мое прошлое и мои на­клонности не позволяли мне участвовать в прославлении в традиционалистской церкви, потому что я считал, что снова все испорчу.

Инстинктивно я превращал всю музыку, которую играл, в свой излюбленный поп/рок. Когда я начинал петь, то пел как рок-певец. Прошлое и здесь давало о себе знать — когда-то я долго трудился над тем, чтобы научиться так петь.

Через двадцать лет после обращения ко Христу я снова попросил Господа дать мне новую песнь, чтобы прославлять Его, но теперь я также прошу Его о том, чтобы эта пес­ня не имела ничего общего с рок-музыкой.

Глава 3

Отъявленная ложь

«В поклонении и прославлении можно использовать лю­бую музыку — Бог примет ее». Этой одной фразой сфор­мулирована вся философия современного движения покло­нения и прославления. Сторонники этого движения назы­вают законничеством любые установления, ограничивающие их музыкальные пристрастия, руководствуясь при этом лишь собственной философией. Раньше я разделял это убеждение, но сейчас с полной уверенностью могу сказать, что эта философия — отъявленная ложь. Следует она из очень популярного в современных церквах учения, которое гласит, что Бог принимает людей такими, какие они есть.

Чтобы правильно понять все сказанное в этой книге, читателю просто необходимо осознать, какой огромный вес это учение имеет в спорах о музыке в церкви. В резуль­тате его влияния Библия перестала быть средством раз­личения истины и лжи, оно подменило собой библейское водительство. И что еще более важно, мы просто обяза­ны исследовать этот фундаментальный принцип с точки зрения Писания, так как практически все аргументы, выд­вигаемые защитниками современной христианской музы­ки, основаны на нем.

Недавно мне вручили листовку, в которой приглашали посетить одну из близлежащих церквей. Там было напи­сано: «Когда мы говорим „приходи к нам таким, какой ты есть", это не значит, что мы приглашаем тебя прийти в своей повседневной одежде. Это значит, что мы примем тебя без осуждения, без нажима. Это значит, что мы по­можем тебе найти Бога и не будем создавать религиозных барьеров на пути к Нему». Девизом этой церкви было: «Для Бога и для нас в первую очередь важен ТЫ!» В та­кой церкви вы найдете приятную атмосферу, получите от­веты на волнующие вас вопросы и, конечно же, услыши­те современную музыку.

А разве вам не приходили такие приглашения? Я получил подобное приглашение от преобразованной бап­тистской церкви, которая проводила программу «Авана» (еженедельный детский библейский клуб в консерватив­ных и фундаменталистских баптистских церквах в Аме­рике), а это в свою очередь означало, что эта церковь была фундаменталистской баптистской церковью. Если это так. то рано или поздно посетители к своему разочарованию должны будут обнаружить, что Библия осуждает их об­раз жизни, что у Христа есть конкретный план для их жизни, который не подразумевает, что она будет легкой и приятной. Быть учеником не значит постепенно изме­нять свою самооценку; взросление всегда вызывает пере­мены, а перемены болезненны. Человеку, следующему за Христом, не удастся сохранить свои старые привычки и пристрастия. И как знать, не расценит ли посетитель крещение, являющееся обязательным условием членства, очередным «религиозным барьером»?

Призыв «приходи таким, какой ты есть, Бог примет тебя в любом виде» тесно связан с движением терпимости, ко­торое сегодня набирает популярность в светском обществе.

На приведенном мной выше примере вы видите, что эта философия приводит к серьезным разочарованиям в вере. Определить же, истинное ли то или иное учение, мы мо­жем не по последствиям, к которым оно рано или поздно приведет, а по тому, имеет ли оно библейское основание. Выдержит ли это учение проверку Словом Божьим?

Основано ли на Библии приглашение «приходи таким, какой ты есть»? Несомненно, оно отражает библейский прин­цип, по которому для Бога «вся праведность наша — как запачканная одежда» (Ис. 64:6). Мы не можем заработать спасение, не можем очистить себя так, чтобы Бог принял нас. Но значит ли это, что мы можем такими и оставаться?

Джон Макуджина, ученый, скрупулезно исследовавший движение за современную христианскую музыку, отметил следующее:

В отличие от большинства консервативных проповед­ников. которые призывают очистить себя перед приня­тием Христа, у движения за Иисуса (с которого и на­чалось движение за современную христианскую музыку) более библейский подход: Приходите такими, какие вы есть!» Проблема, однако, состоит в том, что обычно это означает не только прийти таким, как ты есть, но и остаться таким, как ты есть — не изменять своих му­зыкальных пристрастий, манеры говорить и одеваться, поведения в обществе.1

Я слышал только одно библейское подтверждение этому учению. Это история из восьмой главы Евангелия от Иоанна, где говорится о женщине, пойманной в прелюбо­деянии. Однако не стоит забывать, что после того, как фа­рисеи разошлись, Иисус сказал женщине: «Я не осуждаю тебя; иди и больше не греши». Иисус не принял ее такой, какой она была — Он повелел ей измениться. Иисус не принимает и нас такими, какие мы есть. Когда мы стано­вимся Его учениками, Он повелевает нам измениться и больше не грешить, обратиться от идолов к Нему, отречь­ся от похотей мира сего и возлюбить Его.

В Библии нет никакого подтверждения тому, что суще­ствует Бог, который принимает человека «таким, какой он есть». Богу не угодна наша самооценка, наша запачканная одежда. Поразмышляйте, и вы убедитесь в этом сами. Мы знаем, что Бог — свят, что Он ненавидит грех (десять за­поведей в Исходе 20:1-17; Прит. 6:16; Зах. 8:17; Мал. 2:16). Мы знаем, что Бог милостив к раскаявшимся греш­никам (2 Пар. 7:14; Иез. 18:21-22; Иер. 18:8; 2 Пет. 3:9). Он принимает нас только тогда, когда мы приходим к Нему через Иисуса Христа (Ин. 14:6), а Иисус не примет грех грешника. Он утверждал, что покаяние в грехах нужно всем, а не только фарисеям.

В Послании к римлянам 8:29 сказано, что мы не оста­емся такими, какими мы были. Бог начинает уподоблять нас Христу. Мы отдаляемся от всего мирского и прибли­жаемся к святости. Из Первого послания к коринфянам 6:9-10 и из всего Первого послания Иоанна со всей оче­видностью следует, что мы не можем продолжать жить во грехе и при этом надеяться, что Бог примет нас. А в Пер­вом послании Петра 2:11 даже содержится призыв «уда­ляться от плотских похотей, восстающих на душу».

Новый Завет учит, что настоящее обращение приводит к измененной — и изменяющейся — жизни. Преобразо­вание начинается изнутри, с «нового сердца» и «нового духа» (Иез. 36:26), и, по мере того как мы питаем себя Словом Божьим, отдаем всю свою жизнь Богу, а не миру, наш разум обновляется, и мы становимся «подобными об­разу Сына», образу Христа (Рим. 8:29; 2 Кор. 3:18). «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего», — сказано в Послании к римлянам 12:2. Первая часть этого повеления дословно значит: «Не упо­добляйтесь миру».

Любой честный человек, изучающий Библию, согласится, что учение о безусловном Божьем принятии, по меньшей мере, является заблуждением. Мы не можем явиться перед Богом такими, какие мы есть, не исповедуя свои грехи или даже не замечая их, и ожидать при этом, что Бог примет нас. Если мы тащим с собой в церковь свою любимую мирскую музыку, манеру общаться и одеваться, разве мо­жем мы ожидать благословения?! Писание не дает нам повода так думать. Нам не хотелось бы, чтобы люди, ищу­щие Бога, но еще не присоединившиеся к церкви, думали, что Бог примет их, даже если они будут продолжать гре­шить. Но именно эта мысль раздается во многих церквах, слетает с уст многих молодежных пасторов. Служители, для которых главное — привлечь в церковь еще не обративших­ся, обращают особое внимание на Божью милость, на Его желание принимать грешников и, чтобы не обидеть неверу­ющих, никогда не говорят о том. что Бог осуждает.

Это учение настолько популярно в некоторых общинах, что одни христиане не могут подвергнуть сомнению пра­вильность поведения или личные предпочтения других христиан. Если вы попытаетесь в любви обличить брата или сестру, вас обвинят в том, что вы осуждаете их. А если вы осмелитесь при этом процитировать Писание, вас назо­вут фарисеем. И если в церкви критикуют то, что кому- то нравится, то такую церковь считают законнической.

Если Бог принимает меня таким, какой я есть, значит, Он принимает и мои предпочтения в поклонении. И если мое сердце праведно перед Богом, кто имеет право требовать от меня, чтобы я каждое воскресенье являлся на служе­ние? Бог знает, что я не совершенен, но Он все же любит меня, поэтому кто, кроме Него, может требовать у меня отчет за мои поступки? Сегодня в мире очень популярно быть терпимым, подобные рассуждения — дань мирской моде. Считается, что терпимый человек — это такой че­ловек. который призывает к равноправию и уважает сво­боду выбора каждого, не осуждает образ жизни другого, так как каждый может жить так, как ему хочется, и руковод­ствоваться своими предпочтениями. Я хочу, чтобы вы поняли меня правильно: я не превозношу закон над благо­датью, а внешнее проявление — над внутренним содержа­нием. Я только хочу сказать, что, избегая законничества — крайности, в которую церковь впала в семидесятых годах двадцатого века, — в начале нового тысячелетия мы по­пали в другую крайность.

В этой новой Церкви Вседозволенности гораздо важнее проявлять терпимость к мирским пристрастиям и образу жизни, нежели говорить о библейских принципах. В ней нельзя подвергать сомнению пристрастия людей, а если вы все же рискнули это сделать, то незамедлительно долж­ны обосновать свою критику на конкретном отрывке Писания. (Позже мы увидим, что сами приверженцы со­временной музыки в поклонении, отстаивая свои убежде­ния. не всегда придерживаются этого принципа.) Понятно, что из-за лицеприятия, царящего в церкви, традициона­листы боятся поднимать вопрос о музыке. С другой сто­роны, атмосфера вседозволенности объясняет, почему мно­гие так легко, не рассуждая о последствиях, принимают современную христианскую музыку.

«Не всякий, говорящий Мне: „Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мтф. 7:21) — это истина. «Бог примет тебя таким, какой ты есть» — это отъявленная ложь.

Я твердо уверен, что современная христианская музыка столь широко распространилась в церквах только пото­му, что мы не можем заметить действие этого принципа терпимости и опровергнуть его. Вполне возможно, что мы изо всех сил стараемся не дать повода назвать себя за­конниками. Мы променяли непреложность библейских принципов на терпимость ко всему мирскому, почему же нас теперь удивляет, что вместе с музыкой в церковь про­никает столько негативного? Благодаря большой лжи о том, что Бог принимает нас такими, какие мы есть, и по­рожденным ею маленьким обманом, который мы рассмот­рим ниже, современная музыка прочно утвердилась на наших богослужениях. Эта ложь позволила безнравствен­ности и разделению проникнуть в наши церкви.

Безнравственность

Сатана, пытаясь лишить христиан их доброй репутации, очень часто старается внушить им. что им нужно отка­заться от ложной скромности и быть раскрепощенными в вопросах сексуальности. С большим успехом он использует этот метод по отношению к неверующим, удерживая их в плену у безнравственности. Желаемого результата он до­стигает при помощи обворожительной музыки, обворожи­тельных исполнителей, сексуальных образов, алкоголя и наркотиков. Может ли сатана на эту удочку поймать и христианина? И может, и ловит.

Когда мы позволили рок-музыке (во всех ее разновид­ностях) присутствовать на богослужении, мы открыли две­ри безнравственности, с которой неизбежно ассоциируется эта музыка. На первый взгляд это не очевидно. Мы не играем на собраниях хард-рок — вместо него мы исполь­зуем более приемлемые, мягкие разновидности этого стиля: легкий рок, поп-рок, кантри-рок, легкий джаз. Эта музы­ка призвана создавать романтическое настроение, чувство влюбленности в Бога — именно этого ощущения мы до­биваемся при поклонении. Все эти жанры рока более- менее мелодичны, но все же они содержат в себе части­цу рока, которая воздействует на нашу плоть и напоми­нает нам о пристрастиях в мирской музыке.

Несмотря на все наши попытки обуздать этого музы­кального монстра, святые Божьи обольщаются современ­ной христианской музыкой. Эта музыка в состоянии по­дорвать моральные устои любого христианина, как бы прочно, с его точки зрения, он ни стоял на ногах. Какие же существуют признаки проникновения безнравственно­сти в церкви? Об этом мы поговорим в 6-й главе, которая называется «Соблазн святым».

Разделение

Отношение новаторов к тем, кто пытается помешать использованию современной музыки в церкви, можно пере­дать одним предложением: «Давайте будем молиться за этих несчастных, связанных традициями по рукам и ногам людей, которые просто не понимают сущности поклонения. Они препятствуют Богу в исполнении Его замыслов», — говорят они. Я не выдумал это — я сам раньше думал так.

Такое отношение ведет к разделению в церкви. Я думаю, что многие музыкальные руководители поддались на эту уловку, как это было и в моем случае. Эти люди верят в то, что Бог хочет свершить особые дела и поэтому вдохнов­ляет их использовать новые музыкальные жанры. Всех, кто становится у них на пути, они называют законниками, фа­рисеями, всем они доказывают свою правоту, используя доводы, о которых речь пойдет несколько позже.

Каждый, кто осмеливается противостоять современной христианской музыке, понимает, что он может выбрать лишь одно из двух: либо смириться, либо искать другую церковь. Даже у некоторых пасторов сформировалось та­кое же отношение к этой проблеме. В седьмой главе под названием «Раскалывание церквей » я покажу, почему дух разделения является непосредственным результатом отно­шения новаторов к несогласным, почему традиционалисты не находят в себе сил дать им надлежащий ответ и в большинстве случаев уходят из церкви.

ее дальнейшее использование. Доводы, которые они фор­мулируют на основании этого утверждения, выглядят совершенно логично; многие христиане, а особенно те, кто считает, что подвергать музыку сомнению — значит быть законником, с легкостью принимают их. Но эти доводы построены на ложном утверждении, которое лишает нас возможности отличить истину от неправды.

В следующих главах мы рассмотрим такие доводы:

• использование современной христианской музыки — вопрос личного предпочтения;

• мы всего лишь стремимся привлечь неспасенных; А музыка не имеет отношения к нравственности;

• если Бог создал музыку, не значит ли это, что лю­бая музыка хороша?

• покажите мне, где в Библии сказано, что рок-музыка олицетворяет собою зло;

• разве Библия запрещает использовать разную му­зыку, чтобы привлечь людей?

• служение, на котором звучит разная музыка, понра­вится всем;

• в поклонении имеет значение состояние нашего сер­дца, а не музыка;

• разве Мартин Лютер и братья Уэсли не использо­вали современную музыку в церкви?

• современные песни петь легче, чем старые гимны; / разве Бог не использует современную музыку, чтобы спасти подростков?

Ниже мы убедимся, что эти доводы ошибочны или об­манчивы. Я знаю, что некоторые защитники современной музыки требуют от каждого, кто подвергает критике му­зыкальные нововведения, подтвердить свои слова Словом Божьим. Меня это умиляет, так как большинство сторон­ников современной христианской музыки, которых я знаю или о которых читал, сами этого не делают. Однако я принимаю вызов. Везде, где только возможно, я буду под­тверждать свои слова отрывками из Писания.

Серьезное обвинение

Почему в росте безнравственности, в увеличении числа расколов, в искажении истины мы обвиняем только совре­менную христианскую музыку? Разве не может все выше­перечисленное быть последствием другого явления? Да, может. Однако только музыка во многих церквах оказы­вает такое большое влияние и имеет такое большое значе­ние. Музыкальная часть сегодня — главная в поклонении. Руководители музыкального служения пропагандируют современные стили на каждом собрании, при этом на му­зыку отводится больше времени, чем на другие элементы богослужения. Церковное руководство, сознательно или нет, позволяя современной музыке звучать на служении, тем самым одобряет ее. Нас подталкивают к мысли, что нет ничего страшного в том, если в церкви будет звучать со­временная музыка. Наоборот, скорее всего, нам кажется, что, отказавшись от старой, нудной, традиционной музыки, мы совершим богоугодное дело.

Многие верующие считают, что только при помощи современной музыки можно по-настоящему прославлять Бога и поклоняться Ему. (Вы думаете, что я преувеличи­ваю? Тогда лишите их этой музыки и проследите за их реакцией!) Некоторые пастора считают, что современная музыка делает богослужение более привлекательным для невоцерковленных людей, а это самое главное, думают они. Популярные книги о том, как добиться роста церкви, особое внимание обращают на значимость современной музыки, и эти книги оказывают на пасторов и музыкальных служи­телей огромное влияние.

Насколько важна современная музыка для современных церквей? Вот что Рик Уоррен (известный пастор калифорнийской церкви «Сэдделбэк Комьюнити», о котором мы уже упоминали) ответил на вопрос о том, что он изменил бы в своей церкви, если бы у него была возможность на­чать все сначала.

С первого же дня существования новой церкви я бы вкладывал больше сил и денет в создание первоклассного музыкального служения, которое бы соответствовало на­шим целям. В первый год своего служения в «Сэдделбэк Комьюнити» я допустил ошибку и недооценил значение музыки, поэтому сократил ее использование на служениях до минимума. Сейчас я сожалею об этом.2

Я привел цитату из книги Уоррена, потому что она стала настольной книгой для многих пасторов фундамен­талистских и евангельских церквей, которые стремятся сделать богослужение в своих церквах более современным и более привлекательным для неверующих. Книга Рика Уоррена положила начало новому движению. Согласно сайту Целеустремленной церкви (www.purposedriven.com), более двухсот тысяч человек прошли обучение методам Уоррена и тысячи церквей сегодня применяют эти методы на практике. В книге «Целеустремленная церковь» есть глава, посвященная важности использования современной христианской музыки для привлечения людей. Я прочел эту книгу, поэтому знаком с музыкальной философией Уоррена.

Музыка создает атмосферу богослужения, тексты песен провозглашают учение и наше понимание Бога. В частно­сти Уоррен дальше замечает:

Избирая стиль музыкального служения в церкви, вы тем самым принимаете очень серьезное (и спорное) ре­шение в жизни своей церкви. Вполне возможно, что от этого будет зависеть, кого найдет ваша церковь для Христа и будет ли она расти количественно.1

Эти слова пастора Уоррена демонстрируют, что совре­менная христианская музыка — это главный фактор ус­пеха для современной церкви. Но Уоррен не обосновыва­ет Писанием, почему он возводит музыку на такой высо­кий пьедестал, он высказывает лишь свое личное мнение. И в противоположность этому в следующих главах этой книги я покажу, что отведение музыке столь важной роли — это не по-библейски. Используя современную музыку на богослужении, мы раним целое поколение - пожилых хри­стиан, даем повод для раскола в церкви, пропагандируем безнравственность, эгоизм и разделение для молодого по­коления.

Любому руководителю, который положительно относится к современной христианской музыке, нелегко читать все эти обвинения. Никто не знает это лучше меня. Хочу признаться, что и я был обольщен своими похотями и эго­измом. Эта отъявленная ложь со всеми ее ложными до­водами пленила меня. Я на себе испытал ее греховные последствия, о которых уже упоминал выше. Из-за моей приверженности современной христианской музыке почти распался мой брак, возникли сложные семейные проблемы, изменились взаимоотношения с Христом.

Несмотря на все мои старания, моя музыка не произво­дила в людях доброго плода святости и послушания. Возможно те, кто лично не знаком со мной, могут поду­мать, что проблема была не в служении, а во мне, что я занимался не тем, чем нужно, и современная христианская музыка тут не причем. Но в свое время многие сторонни­ки современной музыки убеждали меня в том, что у меня «дар Божий» вести прославление и поклонение. Не один пастор, не один руководитель деноминации, не один музы­кант, не один член церкви говорил мне, что это так. Как же мог такой «одаренный» человек потерпеть неудачу?

Мне пришлось буквально спасаться бегством от тлет­ворного влияния современной христианской музыки. Выход из этого движения для меня был (и остается до сих пор) очень болезненным, но смиряющим, так как я считал, что лучше всех разбираюсь в музыкальном служе­нии. Поэтому мне тяжело писать эту книгу. Я не люблю ошибаться в том, что делаю для Господа! Я потратил много времени, создавая музыку для Него, — неужели все впустую? Может быть, нужно было заняться каким-ни­будь другим, более полезным делом? Я очень печалюсь, когда огорчаю своего Господа и Спасителя. Мне больно видеть, как современная музыка влияет на Его церкви. Но, может быть, мой опыт поможет кому-то не попасть в эту ловушку современной христианской музыки или даже вырваться из нее.

Наши рекомендации