Нападение на защищенную крепость
Я понимаю, что моя книга — это своеобразное нападение на хорошо защищенную крепость. Современная христианская музыка сегодня очень популярна в церквах, она любима как в евангельских, так и в фундаменталистских церквах. Она прочно укоренилась в жизни многих верующих. Некоторым читать эту книгу будет очень непросто, потому что она бросает вызов привычным для них устоям. Некоторые пастора не согласятся с моим мнением, потому что принимают на ура современную музыку. Но я считаю, что ее использование в прославлении и поклонении является исключительно делом «рук человеческих», и об этом нужно заявить во всеуслышание. Я утверждаю так, потому что, во-первых, этому движению не хватает прочного библейского основания и, во-вторых, оно игнорирует Божьи предписания относительно поклонения, угодного Господу. Использование современной музыки в прославлении приводит к вражде и разногласиям между членами церкви, провоцирует их на плотский образ жизни, что в равной мере препятствует единению и успешному служению. Я также считаю, что настоящий мотив использования современной христианской музыки на богослужении заключается не в желании привлечь неверующих, как об этом часто говорится, а в желании слушать и играть ту музыку, которая нам нравится. В итоге мы приходим к тому, что лишаем понятие поклонения библейского значения. Поэтому я больше не буду молчать.
Из того, что я уже сказал, читатель может заключить, что я принадлежу к той категории людей, которые считают, что все связанное с современной музыкой — заведомо плохо. В этой книге я рассказываю о том, как я пришел к выводу, что увлечение современной музыкой очень опасно и что ее философия не имеет под собой библейского основания. Я знаю, что многие искренние христиане поддерживают это движение. Они убеждены в том, что исполняют волю Божью, и искренне стремятся принести Ему славу. Я также считаю, что и среди современных песен есть много хороших, с доктринально выверенными словами и красивыми мелодиями. Если не исполнять их в роковом стиле, они вполне могут подойти для церковного богослужения.
Я не осуждаю вас, если вы исполняете современную христианскую музыку в своей церкви! Следуя повелению Иисуса, записанному в Евангелии от Матфея 7:1-5 и Евангелии от Луки 6:42. я изо всех сил стремлюсь не осуждать других! Иисус сказал, что нам прежде следует вынуть бревно из своего глаза и только потом мы сможем отчетливо видеть! Я попытался сначала вынуть телеграфный столб из своего глаза, прежде чем призывать к ответу других.
В этой книге я высказываю свои убеждения и даю советы, но это не означает, что я хочу сделать их правилом жизни для каждого верующего. Если я буду создавать новые правила, я стану законником, поэтому (следуя примеру апостола Павла) я не испытываю ни малейшего желания обременять своих читателей предписаниями, которые «имеют только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти» (Кол. 2:23).
Это война внутри семьи, война, которую ведут между собой братья и сестры во Христе. Я настоятельно советую всем им не принимать участия в движении, которое вызывает столько разделений и не приносит духовных плодов. Я призываю всех новаторов пересмотреть свои позиции и при помощи этой книги увидеть, что существуют лучшие возможности для служения. И прежде чем вы сформируете свое суждение относительно данной книги, я хотел бы, чтобы вы внимательно и без предубеждения прочли ее до конца.
Глава 2
Моя история
Христос спас меня, когда мне было 23 года. До этого поворотного момента я был целиком и полностью погружен в мир рок- и поп-музыки и вел безнравственную жизнь. Но так было не всегда. Мои родители принадлежали к объединенной методистской церкви и были ее активными членами. Меня крестили в младенчестве, и в двенадцатилетнем возрасте я прошел конфирмацию и стал посещать воскресную школу, однако я не был спасен, если рассматривать понятие спасения в его истинном библейском смысле. Я часто бунтовал против церковных учений, и каждый раз, когда мне представлялась возможность сыграть что-нибудь, я выбирал какую-нибудь современную песню типа псевдорелигиозной песни Джорджа Харрисона «Мой дорогой Господь» или нейтральной «Абрахам Мартин и Джон». С тринадцатилетнего возраста я начал играть в музыкальных группах на синтезаторе, солировать и участвовать в подпевках. Я сочинял песни, ежедневно часами слушал рок-музыку. Моими любимыми исполнителями были Билли Джоэл, Элтон Джон, группы «Deep Purple» и «Chicago». Я поступил в колледж на музыкальный факультет и на протяжении года занимался теорией музыки и композицией, а потом решил заняться изучением журналистики. В колледже я принимал участие в организации концертов таких рок-групп, как «Fleetwood Мае», «America», «Emerson Lake & Palmer», а также Стивена Стилса.
До того как Христос спас меня, о Евангелии мне рассказывали несколько человек. В результате я решил почитать Слово Божье, а когда стал это делать, то осознал, что веду порочный образ жизни. Одной Библии мне было достаточно, чтобы прийти к этой мысли. Мне не нужна была рок-музыка, чтобы заинтересоваться Евангелием! Тогда я еще был неверующим, но уже понимал, что та музыка, которой я увлекался, не имеет ничего общего с Богом. Как-то моя девушка Джуди, которая после стала моей женой, пригласила меня посмотреть фильм «Далекий гром», в котором рассказывалось о великой скорби в конце времен. Посмотрев этот фильм, я понял, что я погибающий грешник и что мне предстоит провести вечность в аду. Теперь я очень сожалел о своем непослушании Богу, раскаялся в своем прежнем образе жизни и попросил у Бога прощение. Я уверовал в воскресшего Господа и Спасителя Иисуса Христа, который даровал мне силу стать дитем Божьим (Ин. 1:12). Я был рожден свыше, и моя жизнь сразу же стала меняться.
Обличение Святого Духа
Дух Святой обличил меня, и я решил покончить со своей безнравственной жизнью. Благодаря силе Христа, молитвам, изучению Библии и общению с другими христианами я смог побороть свое пристрастие к рок-музыке, наркотикам, сигаретам, алкоголю и неупорядоченной половой жизни. Я присоединился к церкви, которую посещала Джуди. Эта церковь была настроена категорически против рок-музыки. Бог в точности знал, что именно это было мне необходимо, чтобы бороться со своей грешной природой, которую оживляла во мне рок-музыка.
Вскоре после моего обращения я получил возможность в первый раз проявить себя на музыкальном поприще как возрожденный человек. Наша церковь вместе с несколькими другими церквами участвовала в одной евангелизационной кампании, подобные которой проводились во время ежегодных ярмарок в нашем округе. Каждую церковь попросили прислать по несколько хористов, чтобы скомплектовать большой хор, который будет петь каждый вечер. Джуди и ее мама (руководитель нашего церковного хора) предложили мне поучаствовать в этом мероприятии, так как полагали, что для меня это будет прекрасной возможностью проявить свой талант и в то же время узнать много нового о хорошей христианской музыке. Я с энтузиазмом принял их предложение, и Джуди даже была моим аккомпаниатором на первой репетиции, где я пел басовую партию громко и в унисон с другими. В хоре пели сотни людей, и я был в восторге от их пения! Регент сказал, что ему понадобится бас и баритон для соло — я был готов к прослушиванию! Я искренне радовался тому, что принимаю участие в музыкальной программе, которая является частью Божьего дела.
Постригитесь!
После окончания репетиции регент попросил меня и мужчину, который стоя л рядом со мной, подойти к нему. Мой сосед, как я слышал, тоже неплохо пел, поэтому я решил, что регент выбрал нас двоих для прослушивания на солирование. Но не тут-то было!
Руководитель сказал нам, что длина наших волос не соответствует той, которая принята в хоре, и пока мы не пострижемся, он не допустит нас к дальнейшим репетициям. Я был сражен наповал и даже хотел спросить его, что он имеет в виду, так как не имел ни малейшего понятия, какая именно длина волос принята у них в хоре. Все это было для меня в диковинку. Я спустился вниз с подмостков с ощущением того, что Бог отверг меня. Джуди спросила, что случилось, и я рассказал ей, не удержавшись при этом от саркастического замечания о том, что, скорее всего, регент из зависти велел нам подстричься, ведь сам- то он был почти лысый.
Однако вскоре я открыл для себя одно из самых больших благословений рождения свыше — это Святой Дух. Хвала Господу! Его присутствие помогло мне исправиться и не обижаться. Я подчинился (что было весьма ново для меня), — сделал стрижку именно такой длины, какой было нужно. К следующему вечеру я снова был на репетиции. В тот день мы больше не обсуждали с регентом данную тему, но эта история впоследствии получила совершенно неожиданную развязку. Недавно я с музыкальным руководителем своей церкви отправился на конференцию, посвященную церковной музыке, которая проходила в Южной Каролине. Там я рассказал ему эту историю. Когда я сказал, как звали того регента, он ответил мне, что этот человек тоже присутствует на этой конференции, и даже показал мне на него. Я подошел к нему и напомнил о том, что когда-то произошло между нами. Он сразу же принес мне свои извинения, если его замечание каким-то образом обидело меня, и, думаю, был весьма рад услышать, как Бог использовал произошедшее тогда мне во благо. Беседуя с ним, я больше узнал о его музыкальном служении и понял, на какие большие жертвы ему и его жене пришлось пойти, чтобы участвовать в той евангелизационной кампании, где я впервые встретил его. Они действительно были преданными рабами Господа, однако я в своем невежестве причислил этого мужа Божьего к разряду законников. Это был для меня хороший урок!
Какое-то время после моего обращения мне было сложно полностью отказаться от рок-музыки и образа жизни, с ней связанного, поскольку на протяжении многих лет она формировала мое мировоззрение и самооценку. Моя плоть так сильно привязалась к рок-музыке, что рвать приходилось по живому. Некоторые христиане говорят, что рок-музыка не оказывает на них никакого воздействия, но со мной все было иначе. Я думаю, это происходило потому, что рок-музыка была тесно связана в моем сознании со всеми моими позорными грехами, и стоило мне только услышать ее, как сразу же у меня в голове всплывали воспоминания об этих грехах. Но Иисус Христос обещал заботиться обо мне, и поэтому я попросил Его заменить старую музыку новой — той, которая была бы угодна Ему. Мои мучения длились долго, но, благодарение Господу, через год я начал замечать, как Бог отвечает на мою молитву.
Новая песнь
Что за чудо! Мне стали нравиться величественные гимны и простые песни, которые мы от всего сердца пели в церкви. Искренность и чистота этой музыки поражали меня. (Моя любимая классическая рок-музыка теперь казалась мне в сравнении с ними очень громкой и неприятной.) Я стал петь в хоре. Господь даже даровал мне вдохновение, и я написал несколько новых песен, которые посвятил Ему. До того как Он вошел в мою жизнь, я написал более пятидесяти песен. Раньше мне очень нравилось сочинять песни, и теперь я хотел это делать для Христа. Я чувствовал, что Он на самом деле вложил в мое сердце новую песнь.
Однако вскоре я понял, что мне постоянно нужно бороться с влиянием музыкального прошлого. Какую бы песню я ни написал, она всегда получалась в поп- или рок-стиле. Я сделал блюзовую аранжировку классической песни Ральфа Кармайкла «Он все для меня», записал ее в размере 6/8 и дополнил характерными для блюза рифами (короткими, часто повторяющимися музыкальными фразами) на фортепиано. У меня вышла отличная ресторанная песня — так я раньше пел в барах. Мне показалось довольно странным, что никто в церкви не высказал мне своего сомнения относительно моего творения. Я, конечно, благодарен этим людям за их терпимость, но подойди ко мне кто-то из них тогда и объясни мне все опасности подобной аранжировки, кто знает, как бы все обернулось в дальнейшем.
Итак, возрастая в Господе, я проявлял все больше и больше преданности Ему, и мне доверили почетное право вести служение. Я унаследовал это служение от своего тестя, настоящего мужа Божьего, который проявлял искреннее послушание воле Божьей и был примером для меня. Возможность вести в поклонении и прославлении народ Божий представилась мне впервые. Я дал себе обещание быть сдержанным за кафедрой и уважительно относиться к традиционной музыке. Я старался выбирать консервативные музыкальные произведения и исполнять их в той же консервативной манере, при этом я использовал в прославлении сборники гимнов, орган, фортепиано и хор. Наше служение проходило в обычном для американских протестантов порядке: музыкальное вступление, гимн, молитва, объявления, хор, причастие, гимн, сольная песня или музыкальное инструментальное произведение, проповедь, призывный гимн и заключительное слово. Время от времени на воскресных вечерних служениях мы всей церковью пели какую-нибудь современную песню, однако я внимательно следил за тем, чтобы в ней не было даже намека на рок. Мы стремились сделать ударение на вознесении хвалы Богу, а не на манере исполнения или исполнителе. Некоторые солисты (в том числе и я) иногда пели под фонограмму, поступая при этом не совсем последовательно, поскольку некоторые фонограммы были написаны с элементами рока или записаны неспасенными музыкантами.
Вскоре мы с моей семьей переехали в соседний городок и стали там ходить в церковь. Богослужения там проходили почти так же, как и в нашей прежней церкви, — в консервативной манере. Но нам показалось, что в поклонении не достает жизни: казалось, что люди поют просто по привычке, а не из любви к Господу. Мы с Джуди тогда очень хотели, чтобы прославление было искренним и живым, чтобы в пении выражалась близость наших отношений со Христом. Мы обнаружили, что некоторые члены церкви чувствуют то же самое, что и они хотят оживить собрания новой музыкой и новым порядком богослужения. Оказалось, что каждый из нас слышал и слушал современную музыку для поклонения: одни — на вечерах молитвы1, другие — на концертах современной христианской музыки.
Желание поклоняться
Я считаю, что многие христиане из консервативных церквей переходят в современные потому, что хотят по- настоящему поклоняться Богу. Каждый из нас жаждет более насыщенных и глубоких отношений с нашим Господом и Спасителем, которые проявлялись бы в «истинном» поклонении (в противовес «фальшивке» — так мы иногда называли традиционные богослужения). И в тот период своей жизни мы считали, что музыка помогает нам приближаться к Богу. Сейчас я хорошо понимаю, что мы заблуждались: если мы желаем иметь близкие отношения с Господом, значит, мы должны ежедневно пребывать в Нем. А если ежедневное хождение с Господом мы хотим заменить одним вдохновляющим воскресным богослужением, то, что можно сказать о нашем ученичестве? Не играем ли мы тогда в христианство?
В нашей церкви поменялся пастор. Он был молод, моего возраста, родился во время демографического взрыва (который имел место с 1946 года по 1960 год). В своей прежней церкви пастор дал согласие на то, чтобы во время воскресного служения играла группа прославления и поклонения. Это нововведение не принесло церкви пользы, а только вызвало разделения. Но, несмотря на это, он одобрил наше предложение изменить богослужение, поскольку считал, что разделений в церкви можно будет избежать, если осуществлять эти перемены постепенно.
С добрыми намерениями и с огромным энтузиазмом мы провели членское собрание, чтобы обсудить предполагаемые изменения в музыкальном служении. И здесь я впервые столкнулся с сопротивлением традиционалистов, старейших членов церкви и семей, которые посещали церковь дольше всего. Но на каждое возражение у нас, молодых энтузиастов, был готов ответ. Нет, мы не собираемся ставить в церкви барабаны. Да, мы по-прежнему будем главным образом петь гимны. Мы оставим пианиста и органиста, которые несут служение сейчас. Все будет прилично и чинно. Мы не убедили традиционалистов, но и они не смогли переубедить нас. Честно говоря, я чувствовал, что они, по большому счету, просто держатся за традиции и не имеют каких-либо библейских оснований для своих возражений. (Я не обращал внимания на тот факт, что мы этих оснований тоже не имели.) А с другой стороны, у нас было множество веских доводов, и мы не собирались от них отказываться. Мы ощущали, что «судьба» на нашей стороне, что перемены в музыкальном служении неизбежны и даже жизненно необходимы для дальнейшего существования самой церкви.
Кстати, вы когда-нибудь обращали внимание на то, кто обычно начинает кампанию по внедрению современной музыки в церковь? Музыканты, ориентированные на современную музыку! Такие музыканты, как никто другой, заинтересованы в этом. Почему? Потому что в традиционалистских церквах они, по большей части, не могут найти себе применения. Многие из них очень хотели бы послужить Богу своими талантами. Однако когда церковь принимает современную музыку, ситуация меняется в корне. Те, кто раньше возглавлял традиционное музыкальное служение, не принимают перемен и уходят, и тогда музыканты-новаторы берут музыкальное служение в свои руки. Настает черед музыкантов-традиционалистов чувствовать себя невостребованными.
В то время как я был полон энтузиазма по поводу использования современной музыки в церковном служении, Джуди начала сомневаться в целесообразности перемен. Изучая Библию, она прочитала, как израильтяне стали поклоняться Богу при помощи языческих обрядов, вместо того чтобы использовать установленные Богом ритуалы. За это Бог сурово осудил Израиль. В то время Джуди считала, что современную музыку можно слушать для себя, если она нравится, но поскольку она тесно связана с мирскими идолами — сексом и имиджем, — во время поклонения в церкви ее играть нельзя. Тогда мне следовало бы к ней прислушаться, но к тому времени я уже попался на крючок.
Влияние мира
Джуди также обратила внимание на тот факт, что некоторые люди, которые были ответственны за современное поклонение и сценки в церкви, находили вдохновение в миру. Они были полностью открыты для мира. Разве в будущем это не могло стать источником опасности для народа Божьего? Но эти люди были настолько любящи и терпимы к другим! Как она могла усомниться в их мотивах? Джуди не могла разобраться в этом противоречии, сомнения терзали ее. Она пыталась предостеречь меня, но я ее не слушал.
Итак, наша церковь решила осуществить переход от традиционного к комбинированному музыкальному служению. Сделать это попросили меня. Однако через три месяца мне предложили новую работу, и нам пришлось переехать в Денвер, в штате Колорадо, поэтому я так и не смог завершить начатое. Церковь продолжила преобразования после нашего отъезда и в процессе этих преобразований лишилась нескольких преданных членов.
В Денвере мы искали церковь, которая бы, с одной стороны, была консервативной в вопросах веры, но в то же время не осудила бы меня за приверженность к современной музыке. К тому времени у нас уже было три ребенка: первому из них было тринадцать, второму — десять, а третьему — восемь лет. Сначала мы сходили в большую межденоминационную церковь, которую посоветовал нам посетить один мой хороший друг из Огайо. В этой церкви основное внимание уделялось привлечению неверующих, поэтому группа прославления в ней была профессиональной и играла на высшем уровне. Все связанное с музыкой там было первоклассным, особенно музыкальная аппаратура, освещение и ход самого служения. Этот факт расположил меня к этой церкви, но Джуди с детьми очень не понравилось то, что богослужение было больше похоже на представление. Когда мой отец приехал к нам из Пенсильвании погостить и мы пригласили его в эту церковь, он тоже остался не доволен этой новой волной в поклонении. Но я предпочел проигнорировать и это предостережение. Однако при этом я понимал, что церковь должна устраивать всех членов семьи, и мы продолжили поиски.
Следующая церковь, в которую мы отправились, тоже была межденоминационной. В ней было около ста членов. Пастор был моего возраста. Прежде он был баптистом, но теперь он не называл свою общину баптистской, полагая, что так ему легче будет привлечь ищущих. Он все свои силы прилагал к тому, чтобы привлечь людей, которые, столкнувшись с лицемерием в фундаменталистских церквах, перестали посещать церковь вообще, — так называемых невоцерковленных людей. Нам очень нравилось, что он учил любить всех людей без всяких условий, что он на самом деле любил Бога, а не проявлял показную религиозность.
Прославление уже имело современную форму, так как пастор не хотел вызывать у посетителей никаких ассоциаций с традиционным баптистским служением. Сначала я просто играл на синтезаторе в группе поклонения и прославления, а впоследствии стал руководителем этой группы. Пастор стремился к тому, чтобы у нас была «рок-церковь», и на самом деле некоторые наши служения проводились только под рок-музыку. Однажды в воскресенье утром мы сыграли совершенно хулиганский хит группы «Grand Funk Railroad» под названием «Что-то чудеснень-кое», но при этом пели слова «спасительной» переработки Марка Фарнера, который изменил текст так, что Иисус становился объектом любви поющего. (Менять слова и оставлять мелодию — обычная практика в движении за современную христианскую музыку.) Мне этот стиль импонировал, он перекликался с той музыкой, которую я слушал в прошлом и которая мне когда-то нравилась. Однако Джуди была возмущена и вышла из церкви прямо во время нашего неблагочестивого выступления.
Хвала Господу за ее духовную чуткость! Она почувствовала в церкви дух бунтарства и безнравственности. Пытаясь создать в церкви атмосферу радушия, пастор учил, что Бог принимает человека таким, какой он есть, что было главным доводом в пользу современной христианской музыки. Этот пастор однажды распространял билеты на концерт группы «Doobie Brothers», уверяя, что, если бы Иисус жил в наши дни, Он пошел бы на этот концерт, потому что проводил время с грешниками. Подобное учение привлекало в церковь людей, которые хотели присутствия Божьего в своей жизни, но не хотели меняться. Джуди видела в этом лицемерие и чувствовала опасность как для наших детей, так и для нашего брака. В конце концов, ей удалось убедить меня, и мы оставили эту церковь.
Подходящая церковь?
И вот наконец мы решили, что Господь привел нас в нужную церковь. Казалось, что и в служении (в том числе и в музыкальном), и в жизни церкви все было сбалансировано. Учение было здравым, и установления проводились должным образом. Пастор снова был моим ровесником. но более консервативным, нежели предыдущие три. Проповеди Слова Божьего были замечательными. В музыкальном оформлении собрания сочетались и старые великие гимны, и новые песни в стиле «Маранафа мьюзик». Там была группа прославления, но барабан и гитары играли тихо и не заглушали звучания остальных инструментов. Пел не один человек, а группа мужчин и женщин. Мне показалось. что пели они с настоящим благоговением. «Ну наконец, — думал я, — мне всегда хотелось, чтобы в музыкальном служении был баланс нового и старого».
Руководителю группы нужен был клавишник. Я снова начал играть, а когда руководителю пришлось переехать, меня попросили занять его место. Итак, я стал отвечать за подбор репертуара и организацию утреннего воскресного служения для паствы, насчитывающей более 500 членов. Я писал специальные музыкальные аранжировки, проводил еженедельные репетиции, подбирал вокал, пел и играл на синтезаторе. Наша группа состояла из пяти-семи певцов и приблизительно десяти музыкантов.
Обычно прославление на богослужении занимало двадцать пять минут и состояло из песен поклонения и прославления, которые перемежались небольшими молитвами. Я всегда старался включать в репертуар хотя бы один гимн. «Блок» поклонения (по-светски выражаясь) был составлен таким образом, чтобы одна песня сменялась другой без всяких пауз. Это было важно для создания соответствующего настроя. Мы также использовали огромный настенный экран и проектор для текстов песен. Бог благословил нас отличным компьютером и замечательной аппаратурой. Мы добились успеха в поклонении и прославлении. Когда руководитель нашей деноминации посетил нашу церковь, он сказал, что наше поклонение — «лучшее в Колорадо».
В то время на мою жизнь сильное влияние оказали «Promise Keepers» — известное мужское движение, штаб- квартира которого находилась в Колорадо. «Promise Keepers» в основном играли рок, в частности, классический рок 70-х годов. Я был на их огромных евангелизационных концертах, где играла группа «Men's Band» звукозаписывающей компании «Маранафа».
Здесь я хочу сделать еще одно признание. Был еще один мотив, почему я стремился использовать как можно больше современной музыки в поклонении и прославлении. Внезапно все церкви начали исполнять рок на своих служениях, однако делали это весьма посредственно. «Неужели они не понимают, — думал я, — что неверующие просто засмеют их неуклюжие попытки и перестанут посещать церковь?» Я считал, что если уж играть в церкви рок, то играть его на высшем уровне. И я знал, как этого добиться. Все мое прошлое было связано с роком, поэтому я точно знал, как исполнять подобную музыку. «Кроме того, что я знаю, как играть рок, я еще знаю, как нужно петь старые гимны», — подумал я и прочно утвердился в мысли, что Бог «призывает» меня стать мостом между традиционной и современной музыкой в церкви.
Под моим началом музыкальное служение в церкви постепенно превратилось из смешанного, когда исполнялось несколько гимнов и несколько современных песен, в чисто современное служение. Свой выбор музыкальных произведений я основывал на том, что предлагали звукозаписывающие компании «Интегрити Хосанна мьюзик» и «Маранафа мьюзик». Мне особенно нравилась музыка для поклонения и прославления «Интегрити», потому что в ней красивая мелодия сочеталась с хорошими словами, прославляющими Бога и Иисуса Христа, и подходила для исполнения на богослужении.
В нашей группе всегда были музыканты, которые очень любили экспериментировать с музыкальными стилями и часто балансировали на грани дозволенного. Они тяготели к «пограничной» музыке, которая еще не выходит за рамки общепринятой, но уже немного «режет» слух «среднестатистическому слушателю». Некоторые певцы хотели использовать в прославлении и поклонении новую музыку компании «Вайн-ярд», в которой было много повторов и боя. Тексты песен были явно харизматическими и не должны были звучать в баптистской церкви. Наш обычно спокойный барабанщик играл на электрической ударной установке, благодаря чему мы могли регулировать громкость, но он и теперь пытался играть свою партию как можно громче. Наш гитарист обожал классический рок и использовал любой шанс, чтобы сыграть сольную партию и вставить гитарный рифф, в чем обычно не было никакой необходимости. Наши еженедельные репетиции часто превращались в рок-н-ролльные «джем-сейшены». Я был руководителем группы и мог бы поумерить пыл своих ребят, но вместо этого я просто удовлетворял свой голод по рок-музыке. Откровенно говоря, мне это просто нравилось! Но сейчас, когда я оглядываюсь назад, я вижу, как тяжело было держать в узде этого хищного зверя рок-музыку.
Итоги
В данный момент своего повествования мне бы хотелось остановиться, сделать глубокий вдох и подытожить, какими соображениями я руководствовался, присоединяясь к движению за современную христианскую музыку в служении поклонения и прославления. Во-первых, я не только хорошо разбирался в этой музыке — она мне нравилась. Из-за отсутствия серьезного образования я всегда чувствовал себя ущербным рядом со «священными» музыкантами. А использование современной христианской музыки дало мне возможность стать самым профессиональным музыкантом в церкви и использовать свой талант для Бога. Во-вторых, теперь я должен признать, что сама должность музыкального руководителя чрезвычайно льстила моему самолюбию. Уважение и признание, оказываемые мне, подсознательно напоминали мне то признание, которое я имел до обращения, когда был рок-звездой, но я не отдавал себе в этом отчета, потому что новое признание было «христианским».
В-третьих, пастора церквей, в которых я был, очень хотели, чтобы эта музыка звучала в их церкви. Я поддался их влиянию. Я рос в семье военных, и мне с малых лет внушали, что власть имущих нужно уважать. Я считаю, что церковное руководство несет немалую долю ответственности за принятие и широкое использование современной христианской музыки в церкви. Конечно же, за свой выбор я сам несу ответственность и не пытаюсь переложить свою вину на других. Однако в церквах очень многие люди, подобно мне, следуют за пастором в том направлении, в котором он ведет (ведь пастор — это пастырь, пастух). Если пастор хочет изменить музыкальное оформление собрания, кто станет спорить с ним? Я не стану.