Движение за современную христианскую музыку

Позже один местный житель попытался объяснить мне это странное явление. Он считал, что шторм принес ба­бочек с другого берега озера, то есть с самого штата Висконсин. Сильный штормовой ветер подхватил бабочек и они, не сопротивляясь, понеслись по воле стихии. Они были застигнуты врасплох.

Джуди однажды сравнила движение за современную христианскую музыку с этой бурей. В 90-х годах двад­цатого века оно со страшной силой ворвалось в наши церкви, и каждый, кто становился на его пути, был, подоб­но этим бабочкам, сметаем прочь его приверженцами и, в конце концов, израненный в борьбе, оказывался в безлюд­ной пустыне без всяческой надежды на спасение. Неко­торым из этих людей так и не суждено было подняться вновь — слишком тяжелую рану им нанесли. Другим же до сих пор тягостно при мысли о том, сколько безнрав­ственности, лжи и разделений последовало за этой музы­кальной бурей.

В прошлом я сам был лидером музыкального служения в церкви и ратовал за современную музыку. Я не был ключевой фигурой в этом движении — я был простым солдатом, который провел несколько лет в этом движении, выступал в его поддержку и помогал церквам совершать болезненный и трудный переход от традиционной формы богослужения к современной. На протяжении всех этих лет я с энтузиазмом пропагандировал внедрение современ­ной христианской музыки в еженедельные церковные слу­жения как в евангельских, так и в фундаменталистских церквах. И в то время считал свое служение угодным Богу и полезным церкви.

Два года назад, после того как Бог открыл мне глаза, показав лживость и небезопасность этого движения (далее мы подробнее поговорим об этом), я ушел из него. Эта книга написана для того, чтобы спасти тех бабочек, чьи крылья помяты музыкальной бурей. Я также хотел бы предосте­речь церкви, в которых все еще сохранилось традиционное музыкальное служение и которые намереваются перейти к современному музыкальному служению. Я надеюсь обо­дрить тех, кто собирается противостоять этому переходу, и дать основанные на библейских принципах ответы тем, кого волнует вопрос музыки в церкви. Эта книга поможет им опровергнуть доводы музыкальных новаторов.

Я знаю, что многим христианам, которые участвуют в этом движении, нравится сама музыка, как и мне, она нра­вилась в свое время, однако они обеспокоены тем, что из-за ее использования могут возникнуть некоторые пробле­мы. У них просто не хватает аргументов, чтобы выразить свою точку зрения. К кому же им обратиться за помощью и поддержкой? Конечно, о проблеме использования совре­менной музыки в церкви написано уже больше чем дос­таточно. Но большинство книг и статей написано теми лгодьми, которые никогда не были в рядах новаторов. Я знаю, что новаторы не будут читать их, потому что с пре­дубеждением относятся ко всем тем, которых, возможно несправедливо, называют фундаменталистами и традици­оналистами, уцепившимися за старые, мертвые традиции.

Мое личное участие

Я же могу описать реальную картину того, что проис­ходит внутри этого движения, и объяснить, что движет новаторами, так как до недавних пор я сам являлся его искренним и непосредственным участником. И если неко­торым сторонникам современной христианской музыки и удается парировать критику более пожилых христиан, объясняя их недовольство вечной проблемой «отцов и детей», то со мной этот номер не пройдет. Еще в 70-х годах я слушал и играл рок-музыку со всем ее грохотом и низкопробностью. Мне знаком каждый ее стиль и направление. И я с убежденностью могу сказать, что самая худшая музыка, которую исполняют сегодня, — всего лишь отголосок той, которую мы начали играть в 70-х. Когда вы прочтете эту книгу, я надеюсь, вы согласитесь, что меня трудно причислить к традиционалистам, которые изо всех сил держатся за мертвые традиции.

А теперь позвольте мне вкратце представить вам мою книгу, чтобывы знали, чего от нее ожидать. В этой кни­ге я не пытаюсь провести исчерпывающее богословское ис­следование вопроса о музыке в Библии. Однако я посто­янно буду прибегать к Слову Божьему как к наивысше­му авторитету, определяющему, каким должно быть наше поклонение. Конечно, для тех читателей, которые не счи­тают Библию наивысшим авторитетом для христианина, эти аргументы не покажутся убедительными. В этой книге не затрагивается тема неоднозначного воздействия ритма рок-музыки на человеческую психику. По этому поводу сказано и написано уже достаточно. В этой книге не го­ворится о том, какую музыку можно слушать вне церк­ви, хотя я считаю, что каждый христианин может извлечь для себя определенную пользу из тех предостережений и принципов, которые касаются богослужения в церкви.

В этой книге мы поговорим о том, что присутствие со­временной христианской музыки на богослужениях — сомнительное явление, если не сказать больше, поскольку это, как правило, ведет к разделениям, потаканию собствен­ной плоти и безнравственности. Критика, которую вы найдете на страницах этой книги, в основном направлена в адрес тех, кто возглавляет движение в поддержку со­временной христианской музыки, а не в адрес рядовых членов церкви.

Теперь я хочу определить значение нескольких терми­нов, которые будут постоянно использоваться в этой книге.

• Современная христианская музыка — это христи­анские композиции, которые написаны в стилях легкого рока, поп-рока, классического рока. В это понятие входят также другие формы музыки с ярко выраженным синко­пированным ритмом: рэп, джаз, блюз, хип-хоп, панк, ска, современные кантри и вестерн.

• Музыка поклонения и прославления — разновидность современной христианской музыки, сформировавшаяся под сильным влиянием рока. Самые известные звукозаписы­вающие компании этого направления - «Интегрити Хосанна», «Вайн-ярд», «Маранафа мьюзик».

• Новаторы — это христиане, которые предпочитают использовать современную христианскую музыку для прославления и поклонения на служениях. Это название не является ярлыком, я применяю его только для разгра­ничения одной категории людей от другой.

• Традиционсигисты — это христиане, предпочитающие использовать на богослужениях традиционную, консерва­тивную музыку. Под консервативной музыкой я имею в виду ту музыку, которая не вызывает споров и противо­речий, общепринятую. Сюда относятся гимны, традицион­ные песни и те современные композиции, которые не напи­саны в стиле рока или других музыкальных стилях, в которых особенно подчеркивается чувственность. Термин «традиционалист» в кругах новаторов используется в не­гативном смысле, однако в этой книге мы надеемся вер­нуть ему положительное значение.

Я молюсь о том, чтобы все написанное в этой книге по­служило славе Бога Отца и Господа нашего Иисуса Хри­ста, а также стало поводом к диалогу в церкви Христо­вой. Мои замечания предназначены не для того, чтобы обидеть тех христиан, которые пропагандируют современ­ную христианскую музыку или принимают непосредствен­ное участие в современном музыкальном служении. Мои друзья расскажут вам, что я не люблю конфронтаций, пы­таюсь примирить всех и сам жить в мире. Однако я осоз­наю, что моя история и мои выводы буду т весьма неприятны для некоторых христиан. Если вы хотите разделить церковь, просто поднимите вопрос о церковной музыке.

Я также понимаю, что некоторые мои друзья-христиа­не, которые когда-то вместе со мной несли музыкальное служение, будут очень удивлены и даже шокированы тем, насколько изменилось мое отношение к современной хри­стианской музыке. Они видели, как я играл ее в церкви и как изо всех сил боролся за то, чтобы эта музыка по­лучила признание. Мы искренне были увлечены нашим служением, и у меня осталось немало хороших воспоми­наний о времени, проведенном вместе. Поэтому я буду молиться о том, чтобы они приняли во внимание все ска­занное мною на страницах этой книги и еще раз задума­лись о том, стоит ли им пропагандировать современную христианскую музыку.

Наши рекомендации