Основные этапы работы дирижера над партитурой

Еще до встречи с оркестровым коллективом дирижер должен хорошо знать произведение. Первоначальное знакомство с ним включает в себя довольно широкий круг вопросов – это знание эпохи, в которой жил композитор, его творчества, философских взглядов и истории создания произведения. Эти сведения помогут дирижеру глубже разобраться и понять замысел композитора.

Изучают партитуру дирижеры по–разному: исполняют на фортепиано, делают слуховой или зрительный анализ, прослушивают произведение в записи. Такая разница в методах изучения объясняется несколькими причинами: профессиональным уровнем и опытом дирижера, сложностью музыки и степенью предварительного знакомства с ней, временем, отпущенным на подготовку произведения.

Если дирижер располагает временем, рекомендуется начинать изучение музыки с чтения партитуры на фортепиано. Дирижеру, владеющему инструментом, это позволит довольно быстро и основательно познакомиться с произведением. Если же фортепианная подготовка не позволяет ему играть партитуру полностью, то лучше приступать к чтению по группам или партиям, и лишь позже прочитать все произведение целиком.

Исполнение на фортепиано даёт представление об основных музыкальных образах, к тому же, игра на инструменте активизирует внимание дирижёра. Можно играть произведение и на баяне, но этот инструмент, в силу своей конструкции, не может воспроизвести полного звучания партитуры.

После первоначального ознакомления с произведением дирижер приступает к подробному изучению партитуры. Здесь выясняются особенности состава оркестра, определяются средства выразительности: форма, темп, динамика, ритмика, гармония, особенности изложения музыкального материала и тому подобное. Такой анализ даёт возможность понять драматургию произведения.

Форма произведения. Ещё при первом знакомстве с сочинением дирижёр должен в общих чертах охватить его форму, а в дальнейшем сделать тщательный анализ, выяснив, из каких частей оно состоит, и в чём заключаются особенности каждой части. При таком делении произведения на части и подробном анализе каждой из них, не следует упускать из виду логической связи между ними.

Мелодия. Основная идея и образная характеристика каждого эпизода наиболее ярко выражена в мелодии, поэтому подробный анализ её может помочь дирижёру точнее понять замысел композитора. Вначале дирижёр определяет общий характер мелодической линии, её ритмическое и мелодическое своеобразие, кульминацию. Затем продумывает и, если надо фиксирует в партитуре дальнейшую, уточняющую нюансировку, словесные обозначения, помогающие полнее выразить характер мелодии, обращает внимание на её инструментовку, стремится понять, какую образно-смысловую нагрузку несёт тот или иной тембр.

Полифония. Часто мелодия сопровождается движением других голосов, которые активизируют развитие и помогают главному голосу ярче выразить основную мысль. Применение полифонических средств развития (имитационная и подголосочная полифония) заметно обогащает звучание, придаёт музыке большую напевность, пластичность, широту дыхания.

Встретившись с подобным приёмом изложения материала, дирижёр должен внимательно проанализировать характер движения каждого голоса и соотнести его с мелодией. Это даст возможность наметить дифференцированную.нюансировку и впоследствии помочь добиться выразительного исполнения.

Гармония. Анализируя партитуру, дирижер должен обратить внимание на такое важное средство выразительности, как гармония. Изучая ладо - тональные соотношения, гармонический план, дирижёр лучше постигает форму произведения. Иногда, из всех средств выразительности, гармонии отводится доминирующее положение. Это происходит в тех случаях, когда композитор использует её колористические возможности. Дирижёру следует обратить внимание на оркестровые инструменты, занятые в исполнении гармонии, и добиться от них качественного исполнения, связанного чаще всего с динамической и тембровой ровностью звучания.

Однако бывают случаи, когда надо нарушить это равновесие и выделить какой-либо из голосов (чаще это происходит в модуляциях). Иногда выделяют бас, иногда вводный тон. Точный ответ на эти вопросы может дать только анализ партитуры.

Динамика. Одним из главных выразительных элементов в музыке является динамика. Она также, как и гармония, тесно связана с формой произведения и помогает ярче раскрыть его содержание.

Анализируя разные сочинения, дирижёр видит, что композиторы по-разному относятся к возможности обозначения в нотах динамических оттенков. Одни выставляют их очень подробно, другие ограничиваются только основными нюансами, предоставляя возможность дирижёрам проявить свою творческую индивидуальность в составлении более подробной динамической партитуры.

Прежде всего дирижёр должен определить местоположение главной и частных кульминаций, их характер и смысловое значение, точно рассчитать оркестровые средства, необходимые для реализации главной кульминации, которая должна быть итогом динамического развития всего произведения.

Конечно, больше всего трудностей в работе выпадает на долю руководителя начинающего оркестра. Как правило, динамика звучания в таком коллективе элементарна: всё играется в маловыразительной «средней» звучности, динамические оттенки неопределённы, в исполнении нет разницы между пиано и пианиссимо, форте и фортиссимо.

Особо следует обратить внимание на длительные крещендо и диминуэндо. Качественное исполнение этих оркестровых приёмов – камень преткновения для многих коллективов. При выполнении крещендо или диминуэндо нельзя начинать их слишком рано, так как в оркестре может не хватить динамических ресурсов и волна нарастания или спада окажется короткой.

Выполняя крещендо, следует помнить, что начинать его должен мелодический голос, а остальные голоса добавляются позже. При исполнении диминуэндо наблюдается обратная картина. Первыми начинают уходить побочные голоса, и только потом мелодия. На практике можно часто наблюдать такую картину, когда диминуэндо первой начинает мелодия, оставляя звучать на «поле боя» большую группу второстепенных голосов.

Следует сказать, что эти два приёма исполнительски довольно сложны и требуют от дирижера и оркестра постоянного внимания. Для того, чтобы добиться качественного исполнения этих приёмов, дирижер и оркестр должны всегда отчетливо слышать мелодический голос.

Темп. Одной из самых сложных и противоречивых исполнительских проблем является проблема темпа. Многие музыканты прошлого и настоящего затрагивают её в своих работах. Существует ли «правильный» темп, если да, то как его найти, как относиться к метрономическим обозначениям, к словесным темповым указаниям? Вот лишь несколько вопросов, наиболее часто встающихся перед дирижёром.

Шарль Мюнш пишет: «Х. Глюк как-то заметил: «Стоит сыграть лишь чуть-чуть быстрее или же чуть-чуть медленнее, и всё пропало…» и сам добавляет: «Если исполнитель не знает, какой нужно взять темп, то пусть лучше не берёт никакого».

Что же, короче и яснее не скажешь. Здесь знаменитый дирижер имел в виду тот случай, когда в процессе поисков нужный темп так и не был найден. Но как искать этот «правильный» темп? Ответить на этот вопрос может только анализ партитуры, который должен касаться всех её сторон, и, прежде всего – драматургии, формы и мелодического языка.

В результате такого изучения, постижения замысла композитора, понимание целого и отдельных эпизодов и будет постепенно складываться представление о нужном темпе.

В своей работе дирижер встречается с двумя видами партитур: в одних есть метрономические обозначения темпа, в других нет. Если рассматривать первый вид партитур, то, казалось бы, чего проще – поставил метроном на заданное обозначение и получил рекомендованный композитором темп. Однако, такое простое решение не всегда приносит удовлетворительный результат.

Дело в том, что темп – величина не постоянная, особенно если имеешь дело со сложным по содержанию произведением. Каждый новый музыкальный образ, связанный с изменением характера музыки, имеет и свой темповый оттенок. Поэтому «верным темпом всегда будет тот, который путем еле заметных изменений приспособится к изменчивому содержанию музыки». Это значит, что метрономические обозначения весьма условны и показания метронома нужно принимать как рекомендацию к постижению основного темпа.

На выбор темпа влияет также эмоциональное состояние и индивидуальность дирижёра, который вносит в исполнение даже известного, хрестоматийного произведения свежие темповые нюансы.

Итак, мы видели различные ступени предварительной работы дирижёра по определению нужного темпа: это постижение идейно-эмоционального содержания произведения, анализ формы, движения мелодических контрапунктических голосов, анализ метроритмических и словарных авторских ремарок, учет эмоционального состояния и творческой индивидуальности дирижёра. Сумма этих слагаемых и даст в результате нужный «правильный» темп.

Кроме основного темпа, в произведении встречаются эпизоды, связанные с ускорением или замедлением скорости движения. Техническая сложность исполнения агогических оттенков связана с плавностью перехода от одного темпа к другому. Эту ситуацию дирижер должен контролировать очень внимательно.

Штрихи и аппликатура. Сделав подробный мелодический, динамический и темповый анализ произведения, дирижёр завершает эту работу выставлением штрихов и аппликатуры. Следует иметь в виду, что неправильный штрих может изменить характер, динамику, а значит и содержание музыки. Выбор аппликатуры должен диктоваться не только соображениями удобства исполнения на инструменте, но и стремлением к музыкальной выразительности и естественности фразировки.

Реализовать свои художественные замыслы дирижер может только при условии выразительного звучания оркестра.

Все оркестровые штрихи и приёмы должны быть направлены на достижение наилучшего художественного результата.

Завершение работы над партитурой. После проведённого анализа, во время которого дирижёр скрупулёзно изучил все детали партитуры, он переходит к последнему этапу работы – осмыслению, охвату произведения целиком. Направление движения в работе над партитурой выглядит следующим образом: от общего к частному, с возвращением на более качественный уровень, к общему. Вполне естественно, что в процессе углублённой, детальной работы над произведением, у дирижёра возникают новые идеи, мысли, которые в чём-то меняют первоначальный исполнительский план. В этом процессе неизбежно рождаются различные ассоциации, аналогии, которые развивая творческую фантазию и художественное воображение, помогают лучше почувствовать и понять произведение.

Прослушивание произведения в записи.Когда основная, самая трудоёмкая работа над партитурой завершена, произведение выучено, и сложился исполнительский план, желательно обратиться к прослушиванию музыки в аудиозаписи. Это принесёт дирижёру огромную пользу. Он может неоднократно, в качественном оркестровом исполнении послушать своё произведение, познакомиться, сравнить и критически оценить трактовки (свою и дирижёра в записи). Однако, пользоваться услугами кассеты в ранний, подготовительный период, это может принести дирижёру вред, прививая пассивность исполнительского мышления.

Знание партитуры наизусть. Итогом всей подготовительной работы дирижёра должно быть выучивание партитуры наизусть. Собственно говоря, в процессе анализа произведения многое уже само хорошо отложится в памяти и останется довести до конца.

Зная произведение наизусть необходимо по нескольким причинам. Чтобы хорошо руководить коллективом, дирижёр должен правильно и активно мыслить, его внимание должно быть сконцентрировано на главных вопросах оркестрового управления, а это возможно лишь при хорошем знании музыкального материала. К тому же дирижёр, не знающий произведения и постоянно прикованный глазами к партитуре, лишен живого контакта с исполнителями, в результате чего сила воздействия на них заметно снижается.

Процесс работы над партитурой даёт возможность дирижёру понять характер, стиль и образный строй произведения. Всё это вместе позволит ему составить правильный план работы и продуктивно провести репетицию с оркестром.

ТЕМА 6.

Наши рекомендации