Сюжетно-ролевая игра-ситуация «Очередь в газетный киоск»
Воспитатель спрашивает у играющих в свои игры детей, нет ли у них свежей газеты. Если дети отвечают отрицательно, продолжает спрашивать, пока кто-нибудь не предложит ему предмет-заместитель вместо газеты. Воспитатель благодарит и показывает в «газете» то место, где пишется о путешествии знаменитого летчика, который летал в Арктику. Спрашивает у детей, не слышали ли они по телевизору, где находится Арктика. Предлагает внимательно посмотреть газету: там должно быть написано об изучении льдов. Педагог подзывает детей поближе к себе, наклоняется над газетой и «читает» вслух: «Вчера, находясь на ледокольном судне, научная экспедиция достигла Северного полюса. Ученые прибыли в Арктику, на Северный полюс для того, чтобы изучать природу этого края. В Арктике суровая погода: сильные морозы стоят очень долго, поэтому там трудно жить и работать. Целые полгода продолжается полярная ночь – солнце уходит и не светит долгое время. А потом приходит и наступает полярный день – солнце светит круглый день, и ночи не бывает».
Воспитатель говорит детям о том, что из газеты можно узнать обо всем, что произошло на земле за последнее время, поэтому люди и покупают газеты. Зовет детей в газетный киоск, в котором можно купить и новые журналы, где печатают рецепты приготовления пищи, так как многие мамы любят делиться рецептами новых блюд.
Воспитатель (обращается к девочке). Рита, ты не знаешь, как готовить овсяную кашу с земляникой? И я тоже не знаю. Но мне моя подруга сказала, что об этом можно прочитать в новом журнале «Лиза». Пойду покупать. Кто со мной?
Воспитатель договаривается с детьми, где будет газетный киоск, и они ставят там модуль. В роли киоскера может выступать кто-то из детей. Тут же выстраивается очередь. Воспитатель – первый покупатель и своим поведением дает образец роли. Педагог спрашивает у киоскера газеты, журналы. Киоскер учится отвечать, а затем ведет диалог с другими покупателями, стоящими в очереди. Воспитатель стоит неподалеку, занимает во второй раз очередь, объясняя это тем, что он забыл купить новую раскраску для дочки, и приглашает других мам приобрести эту недорогую и красивую книжечку. Воспитатель поддерживает диалог продавца с покупателями, вводя реплики и давая советы («Соседка, а вы не забыли, про программу телевидения? Она напечатана в сегодняшней газете»; «Уважаемый продавец, а мамам с маленькими детьми вы будете продавать газеты без очереди?»).
Так, используя косвенное руководство игрой, воспитатель может влиять на общение покупателей и продавца, и тогда ролевой диалог будет идти более активно.
Связь игр в магазин с играми на другие темы
Воспитатель наблюдает игру детей и подключается к ней в случае ее угасания. Ситуация игры на любую тему может включать в себя сюжет, связанный с покупкой газет. Это могут быть следующие примерные сюжетные линии в играх различной тематики:
– в играх в семью: папа внезапно вспоминает, что не купил газеты по дороге с работы домой, поэтому он выходит на улицу к газетному киоску или просит своего сына сходить за газетами;
– в играх в магазин: в продовольственном магазине есть лоток с газетами, в котором всегда можно по пути захватить свежую газету, модный журнал, детскую книжку-раскрашку;
– в играх в транспорт: водители-дальнобойщики, собираясь в дальний рейс, запасаются не только едой, но и прессой, чтобы было что почитать во время отдыха, поразгадывать кроссворды, узнать новости; это могут быть ситуации в поезде дальнего следования, когда пассажирам приносят утренний чай и свежие газеты, и тогда дорога не кажется утомительной;
– в играх в больницу: больные, долгое время проведшие свои дни в стационаре, не имеют сведений об окружающей жизни, хотят быть в курсе всех событий, и просят у родственников приносить им почаще газеты и журналы, которые продаются неподалеку от больницы; медицинские работники, которые, пользуясь тем, что газетный киоск находится близко, выбегают из больницы во время рабочего перерыва на улицу и просят у киоскера продать им газеты вне очереди, и очередь их пропускает;
– в играх в мастерскую или парикмахерскую: клиенты долго ждут своей очереди к мастеру, и это время ожидания тратят на чтение газет;
– в играх в почту: клиенты приходят покупать или выписывать газеты и журналы.
Игры в больницу
На тему игр в больницу можно предложить блок игр-ситуаций «Больничный кабинет», включающий различные виды предварительной и основной работы.