Детский хор как объект и средство музыкально- педагогического воздействия на учащихся.( см.еще вопрос 2)
Хоровое пение, как область музыки - искусство уникальных возможностей. Как известно, основой музыкальной культуры русского народа, было хоровое пение. Задача взрослых людей, приобщить подростков к хоровому пению. Ведь хоровое пение это тяга к самовыражению души человека, особенно подростку, жаждущему проявить качества лидера. Ребенку можно предоставить возможность быть солистом, сыграть сложный ритм на ударном инструменте или быть ведущим концерта, дать продирижировать хором.
Цель - развитие творческой личности ребёнка, его эмоционального мира, зарождение и развитие эстетического чувства.
Задачи:
- развить творческие способности;
- развивать у детей интерес и любовь к вокально-хоровому пению;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыке;
- формировать художественный вкус;
- развивать певческий голос: формировать красивое, естественное звучание, расширять диапазон;
- прививать вокально-хоровые навыки, как основу для достижения -выразительного, грамотного и художественного исполнения;
- всесторонне развивать музыкальный слух - мелодический, ритмический, гармонический, динамический, тембровый.
Ансамблевое пение – один из видов коллективной исполнительской деятельности. Ведь пение для ребенка – один из ведущих способов музыкального творчества, так как он является наиболее доступным способом музицирования. Способствует развитию певческой культуры детей, их общему и музыкальному развитию, воспитанию духовного мира, становлению их мировоззрения, формированию будущей личности. Решение задач музыкального воспитания возможно только при условии достижения детьми художественного исполнения музыкального произведения.
Постепенное развитие детского хорового воспитания не раз приводило к трансформации методов обучения. Многие дирижеры детских хоров, способствовали возникновению общешкольных хоровых коллективов. Ведь межпредметные связи, существующие в хоровом творчестве, целенаправленно воспитывают гармонически развитую личность. Учеными XX го века доказано, что хоровое пение приобщает детей к основам разных гуманитарных наук: искусствоведения, филологии, социологии, психологии и т.д. Кроме того, специфика хорового пения как коллективной формы исполнительства способствует развитию хороших человеческих качеств: уверенность в себе, раскованность, коммуникабельность, ответственность, справедливость, дружелюбие. Хоровое творчество - это тот идеальный фактор развития, к которому должно быть направленно внимание подростков со стороны взрослых.
Приобщить к хоровому искусству любовь и интерес у детей, способен только высококвалифицированный специалист. Его мастерство способно на многое. Хормейстер должен приложить все усилия, чтобы заинтересовать ученика через свою личность. Профессиональные качества хормейстера помогают не только заинтересовать подростков в посещении хоровых занятий, но и развить в них творческие способности, воспитать личность. Умение жить дружно и сплоченно в хоровом коллективе, быть организованным и ответственным, поможет в дальнейшей жизни подростка, его адаптации в трудовом коллективе.
К личности хормейстера предъявляется ряд самых серьезных требований. Среди них можно выделить главные, без которых невозможно стать высококвалифицированным хормейстером, и второстепенные, соответствие которых не обязательно для педагога, но делает его личностью, способной наилучшим образом обучить и заинтересовать к творчеству другую личность.
Главным требованием является любовь к детям, к профессии, наличие знаний в хоровом искусстве, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общения и нравственности, профессиональное владение разнообразными методиками обучения детей. Конечно, все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются упорной работой над собой.
Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, являются общительность, артистичность, веселый нрав, хороший вкус и др. Например, в процессе разучивания много разных ситуаций, когда нужно ребенка раскрепостить. Значит, придется, и посмешить его и подурачиться, передразнить, т.е. надеть маску клоуна. Или наоборот придать строгость хоровому произведению. Это и есть искусство. Все перечисленные качества в совокупности составляют индивидуальность педагога и своеобразность личности.
Немаловажным моментом в работе с детским хоровым коллективом играет стиль методы руководства и самоуправления.
Практически организуя или продолжая работу хоровых коллективов, хормейстер должен преследовать следующие цели:
научить детей правильно распределять между собой роли в совместной деятельности и выполнять свои ролевые обязанности. Например, староста хора, трудовой сектор, ответственный за партию в хоре и т.д.
научить детей быть руководителями в групповой деятельности. Например, президент хора, министр культуры, труда и т.д.
научить детей подчиняться заданным правилам совместной работы, быть также и хорошими исполнителями. Например, подчиняться уставу хора.
научить детей умело общаться друг с другом, устанавливать и поддерживать хорошие деловые взаимоотношения.
научить детей создавать в хоре эмоционально благоприятные личные взаимоотношения. (Дружба, доверительные отношения между хористами.)
научить каждого ребенка быть независимым в хоровом коллективе, т.е. уметь исполнять хоровую партию сольно.
научить детей умело вести дискуссию, высказываться самим и слушать других, доказывать свою правоту и признавать правильность позиций других людей.
научить детей снимать конфликты в сфере личных и деловых межличностных отношений.
Обучение правильному распределению обязанностей предполагает проведение систематической разъяснительной работы, направленной на то, чтобы убедить детей в том, что коллективная деятельность, построенная на основе разделения функций. Это происходит тогда, коллектив не доминирует над личностью, не ущемляет ее интересов и не подавляет ее. Результатом такой работы должно стать научение детей самостоятельному распределению обязанностей в хоре.
Хормейстеры, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и музыкальных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному.Любой педагогический опыт буквально копировать не стоит; воспринимая главное в нем, хормейстер должен стремиться к тому, чтобы всегда оставаться самим собой, т.е. яркой педагогической индивидуальностью. Это не только не снизит, но существенно повысит эффективность обучения подростков хоровому искусству, на основе заимствования передового педагогического опыта. Интересный, творческий хормейстер это всегда индивидуальность.
Подбор хорового репертуара, очень важный и сложный процесс, для хормейстера.
доступность восприятия в исполнении;
направлен на формирование нравственных качеств личности, учет возрастных особенностей;
направлен на формирование вокально-хоровых навыков;
разнообразен по тематике, жанрам, стилистическим особенностям, средствам музыкального языка;
от простого к сложному;
Еще один аспект доступности: доступность исполнительско-техническая. Речь идет о том, насколько дети подготовлены в техническом отношении для исполнения того или иного произведения.
Условно путь развития в исполнительско-техническом отношении делится на 3 этапа:
1. Одноголосие.
2. Одноголосие, двухголосие.
3. Развитоедвухголосие, трехголосие в самых разных проявлениях: гомофонных, полифонических.
Вокальное воспитание в хоре - важнейшая часть всей хоровой работы в коллективе. В связи с этим выделяют следующие задачи:
1. Элементарные навыки первичного вдоха и выдоха. Правильное формирование гласных.
2. Развитие протяжности дыхания, работа над кантиленой и дикцией.
3. Выработка подвижности голоса.
4. Элементарные навыки многоголосного пения.
Вся вокальная работа в хоре подчинена задаче развития певческого голоса и слуха у детей.
Основные вокально-технические требования при разучивании и использовании произведений:
эмоциональный вдох;
активная артикуляция;
ощущение зевка;
энергичная атака звука;
прикрытие гласных;
ощущение опоры дыхания;
связное исполнение мелодической линии, особенно скачков;
ровное вибрато;
сохранение микста на всем диапазоне;
твердое, быстрое произношение согласных; утрированное "Р".
Синодальный хор
Предтечей Московского Синодального хора был хор Патриарших певчих дьяков, существовавший с XVI века. С упразднением патриаршества в 1700 году певчие стали именоваться «соборными» и были прикреплены к Успенскому собору Московского кремля. После учреждения Святейшего правительствующего Синода в 1721 году они были переведены в его ведомство и стали называться синодальными[1]. Хор исполнял духовную музыку в храмах. В хоре пели только мужчины — служители церкви.
В первой половине XVIII века в истории Синодального хора наступил период упадка — лучшие певчие переводились в Придворную певческую капеллу, к 1763 году количество певцов по указу императрицы Екатерины II снизилось до 26 человек.
В 1767 году в Синодальный хор были официально введены детские голоса, состав увеличился до 38 человек.
В XIX—XX веках хор стал исполнять и светскую музыку, русские народные песни.
Для хора писали сочинения композиторы Сергей Васильевич Рахманинов, Александр Кастальский, Пётр Чайковский, Сергей Танеев, Виктор Калинников, Павел Чесноков и др. Руководителями хора были музыканты: С. В. Смоленский, В. С. Орлов, А. Д. Кастальский, H. M. Данилин. Из регентов хора писали музыку Таболовский, Моригеровский.
В 1890 году в хоре под управлением В. С. Орлова пело 25 взрослых мужчин и 45 мальчиков. С конца XIX века хор пополнялся выпускниками и учащимися Московского музыкального-певческого училища, созданного в 1886 году.
Репертуар Синодального хора включал произведения Палестрины, О. Лассо; И. С. Баха (месса h-moll, «Страсти по Матфею»), В. А. Моцарта (Реквием), Л. Бетховена (финал 9-й симфонии), П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова и др.
В 1919 году Хор вынужденно прекратил своё существование, но его традиции продолжали его бывшие участники и выпускники Московского музыкального-певческого училища.
В январе 2009 года Московский Синодальный хор был возрождён усилиями регента Алексея Пузакова[1]. Первый концерт Синодального хора после его возрождения состоялся 19 января в Большом зале консерватории на вечере архиепископа Илариона. Базовая площадка хора — Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Спаса Преображения).
В настоящее время Московский Синодальный хор выступает в храмах, в Пасхальном фестивале, концертами, сотрудничает с оркестрами — Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, Российским национальным оркестром. В хоре 80 певцов разных возрастов.
Помимо участия в торжественных богослужениях Московский Синодальный хор выступает с концертными программами в Москве, России и за рубежом (Германия, Греция, Испания, Италия.Чехия).
Руководитель Московского Синодального хора — заслуженный артист России Алексей Пузаков, хормейстер — Ольга Ушакова.
Алексей Пузаков родился в 1966 году в Москве.
В 18-летнем возрасте был принят на работу на должность чтеца и алтарника, а в 19 лет становится вторым после Н. В. Матвеева регентом, управляя левым клиросом в храме «Всех скорбящих радость» в Москве.
А. Пузаков руководил архиерейским хором Виленской и Литовской епархии, служил регентом в церкви Воскресения на Ваганьковском кладбище, вНиколо-Кузнецком храме.
В 1994 году основал и возглавил церковно-государственный хор Третьяковской галереи. С 2009 Алексей Пузаков руководит Московским синодальным хором.