Методика работы с детским хором как система знаний в области музыкального воспитания.

Синодальный хор

Предтечей Московского Синодального хора был хор Патриарших певчих дьяков, существовавший с XVI века. С упразднением патриаршества в 1700 году певчие стали именоваться «соборными» и были прикреплены к Успенскому собору Московского кремля. После учреждения Святейшего правительствующего Синода в 1721 году они были переведены в его ведомство и стали называться синодальными[1]. Хор исполнял духовную музыку в храмах. В хоре пели только мужчины — служители церкви.

В первой половине XVIII века в истории Синодального хора наступил период упадка — лучшие певчие переводились в Придворную певческую капеллу, к 1763 году количество певцов по указу императрицы Екатерины II снизилось до 26 человек.

В 1767 году в Синодальный хор были официально введены детские голоса, состав увеличился до 38 человек.

В XIX—XX веках хор стал исполнять и светскую музыку, русские народные песни.

Для хора писали сочинения композиторы Сергей Васильевич Рахманинов, Александр Кастальский, Пётр Чайковский, Сергей Танеев, Виктор Калинников, Павел Чесноков и др. Руководителями хора были музыканты: С. В. Смоленский, В. С. Орлов, А. Д. Кастальский, H. M. Данилин. Из регентов хора писали музыку Таболовский, Моригеровский.

В 1890 году в хоре под управлением В. С. Орлова пело 25 взрослых мужчин и 45 мальчиков. С конца XIX века хор пополнялся выпускниками и учащимися Московского музыкального-певческого училища, созданного в 1886 году.

Репертуар Синодального хора включал произведения Палестрины, О. Лассо; И. С. Баха (месса h-moll, «Страсти по Матфею»), В. А. Моцарта (Реквием), Л. Бетховена (финал 9-й симфонии), П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова и др.

В 1919 году Хор вынужденно прекратил своё существование, но его традиции продолжали его бывшие участники и выпускники Московского музыкального-певческого училища.

В январе 2009 года Московский Синодальный хор был возрождён усилиями регента Алексея Пузакова[1]. Первый концерт Синодального хора после его возрождения состоялся 19 января в Большом зале консерватории на вечере архиепископа Илариона. Базовая площадка хора — Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Спаса Преображения).

В настоящее время Московский Синодальный хор выступает в храмах, в Пасхальном фестивале, концертами, сотрудничает с оркестрами — Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, Российским национальным оркестром. В хоре 80 певцов разных возрастов.

Помимо участия в торжественных богослужениях Московский Синодальный хор выступает с концертными программами в Москве, России и за рубежом (Германия, Греция, Испания, Италия.Чехия).

Руководитель Московского Синодального хора — заслуженный артист России Алексей Пузаков, хормейстер — Ольга Ушакова.

Алексей Пузаков родился в 1966 году в Москве.

В 18-летнем возрасте был принят на работу на должность чтеца и алтарника, а в 19 лет становится вторым после Н. В. Матвеева регентом, управляя левым клиросом в храме «Всех скорбящих радость» в Москве.

А. Пузаков руководил архиерейским хором Виленской и Литовской епархии, служил регентом в церкви Воскресения на Ваганьковском кладбище, вНиколо-Кузнецком храме.

В 1994 году основал и возглавил церковно-государственный хор Третьяковской галереи. С 2009 Алексей Пузаков руководит Московским синодальным хором.

Х-ка хорового коллектива(понятие что такое хоровой коллектив,количественные составы)

Хор – это коллектив, который в достаточной мере владеет техническими и художественно – выразительными средствами хорового исполнения, необходимыми для того, чтобы передать те мысли и чувства, то идейное содержание, которое заложено в произведении.

Типы хора

Состав исполнительского коллектива по группам характеризуется термином тип хора. Певческие голоса делятся на три группы: женские, мужские и детские. Хор, состоящий из голосов одной группы, называется однородным, а хор, состоящий из женских (или детских) и мужских голосов или из певческих голосов всех трех групп, называется смешанным. В настоящее время встречается четыре типа хоров: женский, мужской, детский и смешанный.

Смешанный хор (полный состав)

Диапазон смешанного хора более 4-ех октав соль-ля контр октавы до 3 октавы. Смешанный хор обладает большой динамикой силы звука от еле слышного рр до ff, способного соперничать с симфоническим оркестром.

Мужской хор

Диапазон ля контр октавы – до 2 октавы. Мужской хор обладает большой динамичностью звучания, яркими тембровыми красками. Партия теноров является ведущим мелодическим голосом и поет более плотным грудным звуком.

Женский хор

Диапазон от фа талой октавы до до 3 октавы. Крайние звуки встречаются редко. Наиболее часто встречается смешанное и тесное расположение голосов. Много оригинальных сочинений и обработок народных песен для женского хора создали русские и зарубежные композиторы.

Детский хор

Выразительные и технические возможности детского хора тесно связаны с возрастными особенностями состава.

Детскому голосу характерны прозрачность, мягкость, острота интонирования, способность к идеальному строю и ансамблю. Звучание детского хора отличается непосредственностью, искренностью исполнения. Детский хор обладает большими исполнительскими возможностями.

Партии хора и голоса, составляющие их:

В хоре существуют партии голосов. Они группируются по характеру звучания и диапазону голосов. Высокие женские голоса – сопрано; низкие женские голоса – альты; высокие мужские – тенора; низкие мужские – басы; высокие детские голоса – сопрано (дисканты).

Характеристика хоровых партий:

СОПРАНО характеризуется высоким, подвижным светлым и лёгким звучанием. Чаще всего этой партии поручается исполнение ведущей мелодии произведения. Диапазон: до первой октавы – ре второй октавы.

АЛЬТЫ отличаются более низким, плотным, насыщенным звуком. В женском двухголосном хоре альты часто выполняют ведущую роль, исполняя мелодию самостоятельно или вместе с сопрано. Диапазон: ля малой октавы – ре второй октавы.

ТЕНОРА: присуще подвижное, лёгкое, но в то же время твёрдое, сильное звучание. В смешанном хоре это средний голос, но иногда выполняет роль ведущей партии, исполняя мелодию самостоятельно или вместе с сопрано. Диапазон: до малой октавы – ля второй октавы.

БАСЫ: обычно – фундамент, основа хора. Характеризуется силой, мощью. В то же время присуща лёгкость звучания. В мужском двухголосном хоре – роль второго голоса, но иногда исполняют главную мелодию произведения. Диапазон: фа, соль большой октавы – ре малой октавы.

Количественный состав хора.

Количество певцов в каждой партии должно быть примерно одинаковым. Самое меньшое число голосов в партии равняется трём. Минимальный состав смешанного хора нужно считать 12 человек.

С.3 + А.3 + Т.3+Б.3=12; С.3 + А.3=6; Т.3 + Б.3=6

 
  Методика работы с детским хором как система знаний в области музыкального воспитания. - student2.ru

Вокальные ансамбли

С.6 + А.6 + Т.6 + Б.6=24 – малый хор.

Элементы хорового исполнения:

- ансамбль (ритмический ансамбль). Способность всех певцов петь, произносить слова, брать дыхание, начинать, кончать песню одновременно.

- строй (чистая интонация каждого певца).

- нюансы (разное звучание различных мест произведения).

Дикция (произнесение певцами текста четко, ясно).

Расстановка хора

Для успешной работы хора немаловажное значение имеет определенная расстановка партий. Существуют различные способы расстановки. Целесообразнее расположить хор в виде полукруга, т. к. при этом создается наиболее концентрированное звучание

Обычно в размещении хора ни эстраде руководствуются устоявшимися традициями. Родственные партии стоят в одной группе. Голоса каждой партии соответствуют друг другу по тембру, звуковому диапазону и т.д. Хоровой коллектив располагается с таким расчетом, чтобы по левую руку от дирижера находились высокие голоса, по правую – низкие. В смешанном хоре слева от дирижера размещаются сопрано, за ними тенора; справа – альты, за ними басы.

На репетициях хор следует располагать так же, как и во время выступления. Не рекомендуется размещать хоровой коллектив в одной горизонтальной плоскости, так как при этом теряется должный визуальный контакт певцов с дирижером. Кроме того, участники хора будут вынуждены петь «в спину» впереди стоящих хористов. В смешанном хоре принято мужские партии располагать несколько выше женских.

Рекомендации хормейстеру по расстановке хора на сцене

Проведенные современные научные исследования о влиянии акустических закономерностей и расположения певцов позволили внести коррективы в расстановку хора и разработать ряд практических рекомендаций, направленных на обеспечение надлежащих условий слухового самоконтроля певцов:

· не ставить в соседстве сильные и слабые голоса;

· наиболее сильные голоса следует размещать в центре хора, а постепенно к флангам – более слабые;

· певцов с наиболее слабыми голосами лучше всего размещать при смешанных вариантах расстановки в последнем ряду на флангах;

· использовать смешанный вариант широкой расстановки с чередованием родственных и разнородных голосов.

Представленный вариант расстановки имеет следующие преимущества:

1. Создает условия для достижения художественного ансамблирования не на основе нивелировки тембров, а путем выявления природных тембровых возможностей каждого голоса, что отражает тенденцию прогрессивной вокально-хоровой методики и способствует успешному развитию и совершенствованию певческих способностей.

2. Создает более эффективные условия для организации хора как сообщества индивидуальностей (ансамбль солистов).

3. Способствует формированию у каждого певца более высокой степени ответственности за качество своей «вокальной продукции». Музицирование в такой расстановке требует от певца максимального проявления инициативы и самостоятельности.

4. Способствует выявлению индивидуальных тембровых особенностей каждого голоса и таким образом оказывает весьма существенное влияние на качество звучания хора, которое становится более богатым по тембру, более насыщенным и объемным.

Вокально-хоровые навыки.

Подготовка и исполнение любого вокально-хорового произведения – это многоэтапный процесс: непосредственное первое эмоциональное впечатление, анализ музыкального языка с целью создания исполнительского плана, работа по разучиванию и усвоению материала, накопление вокально-хоровых умений, неоднократные повторения произведения, ведущие к усовершенствованию исполнения. Заключительный этап — донесение музыкально-поэтического образа до слушательской аудитории.

Все это должно сопровождаться получением учениками определенного круга знаний и приобщением их к певческой культуре. Действительно, «выразительное художественное хоровое исполнение требует овладения каждым учащимся сложным комплексом вокальных навыков. Они являются той основой, без которой хоровое пение воспитательного значения иметь не может. Одновременно с индивидуальным певческим развитием происходит формирование хоровых навыков...»

Владение вокально-хоровой техникой даёт возможность юным певцам лучше понять художественный образ и проникнуть в глубины музыки. К вокально-хоровой технике относится совокупность научно обоснованных правил и приёмов выполнения действий, сопровождающих процесс пения. Изучение и применение этих правил формирует умения, а многократное повторение позволяет овладеть навыками выполнения этих действий. Формирование певческих навыков и умений является одним из условий школьного музыкального воспитания. Поэтому формирование различных певческих навыков входит в содержание обучения.

Навыки - это действия, отдельные компоненты которых в результате повторения стали автоматизированными

К основным вокальным навыкам относятся:

- звукообразование;

- певческое дыхание;

- артикуляция;

- слуховые навыки;

- дикция;

- эмоциональная выразительность исполнения.

Звукообразование

Звукообразование - целостный процесс, обусловленный в каждый данный момент способом взаимодействия дыхательных и артикуляционных органов с работой гортани.Звукообразование - это не только «атака» звука, т. е. момент его возникновения, но и последующее за ним звучание.

Первым требованием при воспитании у учащихся певческого звукообразования является воспитание напевного, протяжного звучания голоса.

Наблюдения и анализ исследований свидетельствуют об особом и очень важном свойстве голосов — полетности. Установлено, что полетностьприсуща не только взрослым голосам, но также и голосам детей. Многие физические свойства детских голосов (сила, ровность звучания, спектральный состав), в том числе полетность и звонкость, зависят от эмоционального состояния ребенка. Замечено также, что при пении произведений звонкость и полетностьзаметны больше, чем при исполнении упражнений. Важнейшей вокально-педагогической основой для развития полетности и звонкости голосов является воспитание свободного и непринужденного звукообразования и дыхания, исключение форсированного пения, зажатости гортани и напряжения лицевых и дыхательных мышц, максимальное использование резонаторных систем, постоянное внимание к эмоциональному состоянию певцов.

Для того, чтобы правильно и эффективно развивать вокально-хоровые навыки, необходимо соблюдать важнейшее условие – певческую установку, то есть правильное положение корпуса, головы, правильное открывание рта во время пения.

Главное правило певческой установки: при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости.

Для сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего поведения певцов следует:

- голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая;

- стоять твердо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела;

- сидеть на краешке стула, также опираясь на ноги;

- корпус держать прямо, без напряжения;

- руки (если не нужно держать ноты) свободно лежат на коленях.

Сидеть, положив ногу на ногу, совершенно недопустимо, ибо такое положение затрудняет работу мышц живота при пении.

Если поющий откидывает голову или наклоняет её, гортань сразу же реагирует на это, перемещаясь по вертикали то вверх, то вниз, что отражается на качестве звучания голоса. Во время репетиционной работы учащиеся часто сидят, сгорбив спину. При таком положении корпуса диафрагма оказывается сдавленной, что препятствует её свободным движениям при осуществлении тонких регулировок подсвязочного давления на различных гласных. От этого пропадает активность дыхания, звук снимается с опоры, теряется яркость тембра, интонация становится неустойчивой.

Певческое дыхание

Певческое дыхание во многом отличается от обычного, физиологического. Выдох значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Дыхательный процесс из автоматического, не регулируемого сознанием, переходит в произвольно управляемый, волевой. Работа дыхательных мышц становится более интенсивной.

Основной задачей произвольного управления певческим дыханием является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время пения.

В певческой практике различают четыре основных типа дыхания:

- ключичный или верхнегрудной, при котором активно работают мышцы плечевого пояса, в результате чего поднимаются плечи. Такое дыхание для пения неприемлемо;

- грудной - внешние дыхательные движения сводятся к активным движениям грудной клетки; диафрагма при вдохе поднимается, а живот втягивается;

- брюшной или диафрагмальный,- дыхание осуществляется за счет активных сокращений диафрагмы и мышц живота;

- смешанный - грудобрюшное дыхание, осуществляемое при активной работе мышц как грудной, так и брюшной полости, а также нижнего отдела спины.

В вокальной практике наиболее целесообразным считается смешанный тип дыхания, при котором диафрагма активно участвует в его регуляции и обеспечивает его глубину. При вдохе она опускается вниз и растягивается во все стороны по своей окружности. В результате туловище певца как бы увеличивается в объеме в области пояса. Нижние рёбра грудной клетки при этом оказываются слегка раздвинутыми, а верхние её отделы сохраняют неподвижное положение. Вдох перед пением следует брать достаточно активно, но бесшумно. Вдох через нос способствует углублению дыхания.

Правильное певческое дыхание существенно влияет на чистоту и красоту звука, выразительность исполнения. Как показали исследования, развитие певческого дыхания зависит от репертуара, вокальных упражнений, организации и дозировки певческого тренажа.

Цепное дыхание - это коллективный навык, который базируется на воспитании чувства ансамбля у певцов. Основные правила цепного дыхания:

- не делать вдох одновременно с рядом сидящим соседом;

- не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а, по возможности, внутри длинных нот;

- дыхание брать незаметно и быстро;

- вливаться в общее звучание хора без толчка, с мягкой атакой звука, интонационно точно;

- чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию хора.

Певческая артикуляция

Артикуляция — работа органов речи: губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок.

Артикуляция — важнейшая часть всей вокально-хоровой работы. Она тесно связана с дыханием, звукообразованием, с интонированием и т. д. Только при хорошей артикуляции во время пения текст доходит до слушателя. Артикуляционный аппарат у детей, особенно младшего возраста, нуждается в развитии. Необходимо проводить специальную работу по его активизации. Здесь все важно: умение открывать рот при пении, правильное положение губ, освобождение от зажатости, от напряжения нижней челюсти, свободное расположение языка во рту, — все это влияет на качество исполнения.

Навык артикуляции включает:

- отчетливое, фонетически определённое и грамотное произношение;

- умеренное округление гласных за счёт пения на скрытом зевке;

- нахождение высокой вокальной позиции;

- умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные звуки в любом ритме и темпе.

Дикция в хоровом пении

Дикция (греч.) - произношение. Основная задача достижения хорошей дикции в хоре — это полноценное усвоение содержания исполняемого произведения аудиторией. Мелодия в песне неразрывно связана с текстом. Между тем, в хоровом исполнении очень часто невозможно разобрать слова. Такое пение нельзя считать художественным. Четкое произношение слов является непременным условием хорошего хорового пения.

Формирование хорошей дикции в хоре основывается на правильно организованной работе над произношением гласных и согласных.

Правила работы над гласными звуками

Основной момент в работе над гласными - воспроизведение их в чистом виде, без искажений.

В речи не совсем точное произнесение гласных мало влияет на понимание слов, так как основную смысловую роль выполняют согласные. В пении же, когда длительность гласных возрастает в несколько раз, малейшая неточность произнесения становится заметной и отрицательно влияет на ясность дикции.

Специфика произношения гласных в пении заключается в их единой округлой манере формирования

Гласных в русском языке десять, шесть из них простые – «и», «э», «а», «о», «у», «ы», четыре сложные — «я» (йа), «ё» (йо), «ю» (йу), «е» (йэ). При пении сложных гласных первый звук «й» произносится очень коротко, последующий за ним простой гласный тянется долго.

Правила работы над согласными звуками

Формирование согласных, в отличие от гласных, сопряжено с возникновением какой-либо преграды на пути движения воздуха в речевом тракте. Согласные делятся на глухие и звонкие в зависимости от степени участия голоса в их образовании.

По отношению к функции голосового аппарата на второе место после гласных следует поставить полугласные, или сонорные, звуки: «м», «л», «н», «р». Они так называются потому, что тоже могут тянуться и нередко употребляются на правах гласных.

Далее идут звонкие согласные «б», «г», «в», «ж», «з», «д», которые образуются при участии голосовых складок и ротовых шумов; глухие «п», «к», «ф», «с», «т» образуются без участия голоса и состоят из одних шумов; шипящие «х», «ц», «ч», «ш», «щ» также состоят из одних шумов.

Основное правило дикции в пении — быстрое и четкое формирование согласных и максимальная протяженность гласных. Это обеспечивается, прежде всего, активной работой мускулатуры артикуляционного аппарата, главным образом щечных и губных мышц, а также кончика языка. Как и всякие мышцы, их нужно тренировать в процессе специальных упражнений.

Укорочение произношения согласных и быстрая смена их гласными требуют мгновенной перестройки артикуляционных органов. Поэтому особенно важна полная свобода в движениях языка, губ, нижней челюсти и мягкого нёба.

Методика работы с детским хором как система знаний в области музыкального воспитания.

РАБОТА С ДЕТСКИМИ КОЛЛЕКТИВАМИ – ВАЖНЕЙШЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ.

Методика работы с детскими коллективами (хор, оркестр, ансамбли) является системой знаний в области музыкального воспитания детей. Методика суммирует все учебные предметы – хоровой, оркестровый классы, ансамбль, детскую хоровую литературу, оркестровый музыкальный материал, специальный инструмент и т.д., синтезируя разносторонние знания и умения учащихся; предполагает взаимную согласованность содержания образования с педагогикой, психологией детей школьного возраста, а также со специальными музыкально – теоретическими предметами – теорией музыки, сольфеджио, музыкальной литературой.

Методика работы с детскими коллективами подчиняется основным принципам, которые выражаются в следующих категориях:

- соответствие содержания методики обучения и воспитания детей уровню общественного развития;

- связь и единство обучения и воспитания с общественной практикой и наукой;

- комплексность решения задач обучения, воспитания и развития;

- постоянство требований и систематическое повторение действий;

- сочетание единства требований и уважение к личности каждого воспитанника;

- увлеченность и интерес;

- учет реальных возможностей, возрастных и индивидуальных особенностей детей;

Методика работы с детскими коллективами выдвигает собственные принципы:

- единство эмоционального и сознательного;

- единство художественного и технического;

- единство развития коллективных свойств в области музыкального исполнительства и личностной индивидуальности каждого ребенка.

Закономерности обучения с учетом специфики работы с детьми характеризуются такими качествами, как:

- зависимость результатов обучения от регулярности и систематичности занятий;

- осознание целей обучения;

- значимость для детей усваиваемого репертуара;

- сложность произведений;

- профессионализм преподавателя.

«Методика работы с детскими коллективами» подразумевает также и другие закономерности обучения:

психологические – зависимость результатов от интереса к занятиям, возрастных особенностей детей, стойкости внимания, уровня развития памяти;

социологические – зависимость каждого учащегося от всего коллектива;

коммуникативные – зависимость успешной деятельности коллектива от взаимодействия коллектива и его руководителя;

организационные – зависимость результатов от работоспособности занимающихся в коллективе, состояния здоровья, расписания, времени суток, погодных условий.

Работа с детскими коллективами опирается на педагогику в определении методов, которые можно классифицировать по источнику информации и характеру деятельности – словесные, наглядные, практические, а также по назначению и дидактическим задачам – восприятие, приобретение знаний, формирование умений и навыков, запоминание, применение знаний, повторение, контроль. При этом критерий выбора методов в контексте специфики в работе с детским коллективом основан на особенностях учебного материала (сложности и новизны), конкретных педагогических целей, подготовленности детей, а также индивидуальности педагога.

В задачи методики входит изучение практики и опыта работы видных деятелей и известных коллективов, а также совершенствование исполнительства как в условиях урока, так и в условиях внеклассной работы.

Овладение методикой работы с детскими коллективами способствует следующим результатам:

- воспитанию организационных качеств личности детей, собранности и ответственности, ибо любой учебный детский коллектив музыкальной школы есть исполнительский коллектив, объединенный и организованный творческими целями и задачами;

- обучению детей в плане овладения элементами исполнительской техники, навыками игры (пения);

- развитию музыкально – эстетического вкуса учащихся и эстетического отношения к музыкальному искусству.

Учебные программы и методики ориентированы на развитие творческих музыкальных способностей и кругозора, воспитание эстетического вкуса, навыков бытового и ансамблевого музицирования, а также закладывают основы для продолжения образования в средних специальных и высших учебных заведениях, готовящих специалистов как музыкальных, так и смежных профессий.

Коллективные выступления дают возможность играть на сцене детям с разными музыкальными данными, делают их более уверенными в своих силах.

Наши рекомендации