Соподчинение частей в целом. Группировка.
Как уже неоднократно говорилось, в композиции все части связаны между собой и с целым. Целое представляет собой совокупность связанных между собой частей, где подчиненность частей друг другу вполне очевидна. Части целого составляют группы, связанные друг с другом по признакам подобия или по контрасту. Тот же принцип повторяется и внутри каждой из групп (подобие или контраст), возникает ритм, который пронизывает насквозь все произведение. Благодаря группировке элементов и частей происходит последовательное восприятие частей целого, и в тоже время целое воспринимается единовременно и цельно.
Ритм– важнейшее средство организации художественного произведения. Необходимость все подчинить ритму в композиции связана с биологической потребностью человека. Ритм – форма движения и органически присущ материи как ее свойство. Все, что движется, развивается, функционирует в природе и в человеческой деятельности – подчинено ритму. Ритмы биения сердца, дыхания, смена дня и ночи и времен года, приливы и отливы и все великое разнообразие ритмов природы оказывают организующее воздействие на жизнь человека, на все формы его деятельности, начиная от необходимости чередования труда и отдыха и кончая ритмической организацией формы в произведении искусства.
Ритмическое чередование различных ощущений вызывает положительные эмоции. Длительное однообразное состояние или однородные впечатления, наоборот, угнетают психику. Очевидно та же потребность в новых зрительных ощущениях лежит в основе и другого явления – контраста. Контраст – одно из самых сильных выразительных художественных средств.
Букет построен на контрасте оранжевого и зеленого. Розовые герберы и темно-розовые бутоны роз создают промежуточные цветовые пятна, смягчая контраст и создавая ритм.
Композиция спальни построена на контрастном сочетании белого и цвета натурального дерева. Вертикальная полоса, присутствующая в комоде, пуфе и шторах, выстраивает ритмический ряд и связывает разные элементы кадра.
Принцип динамизма.
Даже если в нашем распоряжении имеется симметричная композиция, устойчивая и неподвижная, в ней есть движение, ибо детали, элементы художественной формы всегда выражают движение. Их цветовые и тоновые отношения, взаимодействие линий и форм, контрасты – все это ощущение движения, жизни. Композиционные приемы обладают способностью направлять и усиливать это ощущение движения. Композиционное построение может быть представлено в виде схемы из линий, показывающих направление движения в картине – по диагонали, по кругу, лучевое, S - образное. Движение в композиции имеет организованный характер, строиться по законам ритма.
В первом случае взгляд движется слева направо и останавливается в акцентной точке – скульптуре.
Во втором варианте взгляд также движется слева направо вдоль линии потолка, но не останавливается в конечной точке. Вся эта композиция направлена на продолжения обзора.
Принцип равновесия.
Уравновешенность частей в композиции – первостепенное требование композиционного построения – означает расположение материала вокруг воображаемой оси симметрии таким образом, чтобы правая и левая стороны находились в равновесии. Это требование к композиции восходит к всеобщему закону тяготения, определяющему психологическую установку в восприятии равновесия.
Симметрия связана с чувством равновесия и обусловлена законом тяготения. Асимметрия, т. е. нарушение симметрии, вызывает эмоциональный импульс, который сигнализирует о возникновении изменений, движения. Движение же – форма существования материи, «движение есть жизнь». Асимметрия всегда соседствуете симметрией в формах органического мира. Абсолютная симметрия встречается только в неорганическом мире (в кристаллах).
Симметричная композиция спокойна и статична. Асимметричная композиция создает ощущение движения.
Принцип гармонии.
Внесение гармонического начала в композиционное построение и в моделировку формы означает не только соблюдение количественных отношений, обеспечивающих соразмерность, пропорциональность, равновесие. Главным здесь является подключение интуитивного начала. Обязательно нужно сверить с интуицией, с неуловимым ощущением гармонии ту грамотно построенную композицию, которую Вы создали. Именно интуиция может «заставить» Вас перевернуть с ног на голову все те законы, которые мы здесь изучаем, для того, чтобы выразить Вашу основную идею. Именно гармония осуществляет связь между всеми элементами произведения – примиряет противоречия между формой и содержанием, между материалом и формой, между предметом и пространством и прочими элементами формы, сводя все воедино в единое композиционное целое.