Как пробудить творческие силы.

Отрывок из книги Йоханнеса Иттена «Искусство формы» о его методе обучения студентов в Баухаусе.

«….По-разному одаренные люди неоднозначно реагируют на различные средства художественной выразительности и как художники формируются также различно. Одним ближе контрасты светлого и темного, другим — форма, ритм, цвет, пропорции и конструкции, текстура, пространственные построения или пластика. Я мог распознать в своих студентах типы их предпочтений: желание работать с контрастами светлого и темного или с ритмом, или с выразительными возможностями металла, дерева или стекла. Но эти типы редко бывают четко выраженными, чаще всего в художнике проявляются одновременно различные дарования, что и составляет его индивидуальность. В результате мне удалось найти способ определять их индивидуальные возможности и научить средствам создания образа.

Бывает, что учителя начинают свои занятия с молитв или песнопений, чтобы помочь ученикам сосредоточиться. Я тоже начинал свои утренние занятия с упражнений на расслабление, задержку дыхания и концентрацию внимания, чтобы умственно и физически настроить учеников на интенсивную работу.

Тренировка тела как инструмента духа очень важна для творческих личностей. Как выразить в линии определенные ощущения, если кисть руки и плечо скованы? Пальцы, руки, плечи и все тело необходимо подготовить к работе, используя упражнения на расслабление, усиление и повышение их чувствительности.

Расслабления тела можно добиться тремя способами:

во-первых, движениями рук и ног, наклонами и поворотами туловища, обращая при этом особое внимание на гибкость позвоночника.

Во-вторых, сохраняя полное спокойствие стоя, сидя и лежа, поочередно расслабляя каждую часть тела за счет внутренней концентрации энергии. И только так можно добиться расслабления внутренних органов.

Третий способ снятия напряжения, восстановления равновесия и гармонии частей тела — звуковые вибрации. Сначала студенты сосредоточивались на звуке – им надо было научиться чувствовать, где именно в теле возникает звуковая вибрация. Звук, наполненный силами сердца, может творить чудеса.

Помимо расслабления для человека очень важно дыхание. Как мы дышим, так и размышляем, так строим ритм нашей повседневной деятельности. Люди, достигшие значительных успехов в жизни, всегда дышат тихо, медленной глубоко. Кто дышит часто, торопливы и одержимы жадностью, что отражается на их мыслях и поступках. С помощью дыхательных упражнений я старался научить студентов дышать спокойнее и глубже.
Все эти упражнения оказываются действенными, если проводятся с полной сосредоточенностью.

Студенты сначала были несколько озадачены и внутренне сопротивлялись, но уже через несколько дней большинство из них принимало все это с энтузиазмом.
Я дополнял эти расслабляющие, звуковые и дыхательные упражнения краткими лекциями, посвященными разнообразным темам повседневной жизни. Это создавало в классе настроение, позволяющее перейти к освоению тех или иных средств художественной выразительности.
При углубленной проработке какого-либо предмета я всегда придерживался принципа
последовательности: почувствовать — понять — сделать.
Вначале я пытался пробудить у студентов интерес к предмету, заставляя фиксировать
их личные впечатления. Потом на занятиях рисунком определялась тема работы на день.

К реализации замысла приступали только тогда, когда все было объяснено и понято.

Кстати, как раз сейчас я прохожу обучение на одном из курсов, которые помогают больше раскрыть творческие способности. Мы занимаемся тренировкой памяти, визуализацией, развитием интуиции и другими подобными вещами. Но об этом как-нибудь в следующий раз…»

У ВАШЕГО ДОМА ЕСТЬ ИМЯ?

Сегодня мы с Вами вновь затронем тему Создания Композиции в интерьере.

Само слово «композиция»предполагает построение целостного произведения, все элементы которого находятся во взаимном и гармоничном единстве. В дизайне интерьера композицией является все помещение в целом, а также некоторые видовые точки, индивидуальные в каждом помещении. Кроме того, в каждой видовой точке находится несколько композиций.

Примечание: Видовая точка – та часть помещения (ландшафта), которую можно увидеть, не поворачивая головы.

Художественные качества интерьера зависят от целостного подхода и согласованности всех его элементов между собой. Ошибочным является подход, когда пытаются раздробить помещение на отдельные кусочки и решить каждый кусочек в отдельности.

Наоборот, правильным является такой подход, когда решение каждой отдельной комнаты в доме опирается на общую организующую весь интерьер идею.

Первое, с чего необходимо начинать любой проект (пусть даже небольшой) – это с поиска ИДЕИ.

Именно эта основная идея и будет объединять все помещения Вашего дома (если мы говорим об интерьере) в единое целое. Примерами таких объединяющих идей в интерьере могут быть:

оформление всего жилья в одном выбранном стиле (с ньюансами в каждой комнате);

поддержание определенного настроения в доме (например, открытости и веселья);

создание определенного образа (дом для молодоженов или респектабельные апартаменты).

Выбрав основную идею, необходимо подходить ко всему помещению КОМПЛЕКСНО. Каждая деталь, каждый элемент дизайна должен подчеркивать и усиливать эту Вашу основную идею.

Если Вы планируете структуру на потолке, нишу или подиумную ступеньку – всегда спрашивайте себя: зачем? Какой цели служит этот элемент?

Кроме того, все элементы дизайна должны быть согласованы между собой в соответствии с основными композиционными принципами. Вы уже поняли, что любое композиционное построение предполагает наличие замысла (цели, идеи). А значит, любой композиции можно дать свое ИМЯ.

Композиция без имени – как корабль – не поплывет.

Уже по одному названию можно представить те формы и линии, из которых может состоять композиция: нежность, сила, вечность, величие, разрыв и т.д.

В этом смысле мне очень нравится старая английская традиция давать имена своим имениям. Вилла «Ивы» – сразу складывается определенный образ старинного традиционного дома, стоящего на берегу озера. Возле него растут старые плакучие ивы, под которыми может располагаться гамак или столик для чая. В доме много дерева, обои со старинными принтами. Дамы в длинных платьях и шляпах медленно прогуливаются по парку…

Кроме того, при создании композиций в дизайне следует учитывать не только основные законы, но и подключать интуицию. Это очень важно для создания интересной и оригинальной работы. Только если Вы расслабитесь и отвлечетесь от всех насущных дел, Вы сможете «поймать» идею, образ, настроение, которое потом можно будет воплотить в том или ином варианте работы. Поэтому большое значение в композиции приобретают именно психологические аспекты цвета, линий, форм.

9ТАКИЕ РАЗНЫЕ КОМПОЗИЦИИ…

Одним из основных признаков любой композиции является то, что она всегда строится на какой-либо плоскости. Другими словами, любая композиция имеет свои границы. Границы обусловлены не только размером имеющегося в наличии листа бумаги или свободного пространства. Смысл границ в том, что мы отделяем реальный мир от того, который хотим воспроизвести, о котором хотим рассказать своей композицией. Ведь Вы помните, что у каждой композиции должен быть свой смысл, своя идея.

Композиция может быть:

закрытой, существующей внутри определенной формы,

или открытой, предполагающей мысленное продолжение композиции за пределы отведенной ей плоскости или пространства.

как пробудить творческие силы. - student2.ru как пробудить творческие силы. - student2.ru

Рамка для телевизора Полка для книг

В зависимости от взаимоотношений элементов композиции в пространством, выделяют следующие виды композиций.

Фронтальная композиция – характеризуется развитием формы по горизонтальной и вертикальной координатам при подчиненной глубине. Фронтальная композиция воспринимается зрителем при движении по направлению к ней или вдоль нее (вид спереди, фасады зданий и т.д.).

Представленная выше рамка для телевизора тоже служит примером фронтальной композиции Обычно при фронтальной композиции возникает общая статичность изображения, появляются спокойствие и строгость в трактовке материала. Фронтальная композиция чаще всего используется при съемке архитектурных сооружений, рассчитанных на обозрение именно с центральной точки,а также симметричных композиций, неподвижность которых сильнее всего проявляется именно в таком ракурсе.

Объемная композиция – характеризуется равномерным развитием формы по трем координатам (высота, длина, глубина). На вид композиции часто влияет положение зрителя. Дом может быть изображен с фасадной стороны, и его композиция является фронтальной, а может восприниматься в объемном измерении.

как пробудить творческие силы. - student2.ru как пробудить творческие силы. - student2.ru

Пространственная композиция – характеризуется главенством пространства над элементами, которые его организуют. В пространственной композиции элементы могут располагаться, и, соответственно, восприниматься зрителем по вертикальной, фронтальной и глубинной координатам. Пространственная композиция характерна для интерьера, архитектурных и садово-парковых ансамблей, зон отдыха. Пространство в таких композициях играет не менее важную роль, чем сами предметы. В интерьере, чаще всего, применяются пространства, ограниченные по периметру. Кроме мебели, в организации таких пространств участвуют поверхности пола, потолка и стен.

как пробудить творческие силы. - student2.ru

Границами для композиции могут быть: лист бумаги (если это композиция на плоскости, рисунок), или часть помещения (функциональная зона, имеющая свой собственный объем), или стена (часть стены) и т.п.

Размеры композиционной плоскости уже на первом этапе обусловливают то впечатление, которое Ваша композиция впоследствии может создать. Если Вы пишете картину – то большой формат подходит для грандиозных событий и величественных фигур. В интерьере большие залы подходят для дворцового стиля, а маленькие комнаты – например для спальни или комнаты для медитаций. Формат, вытянутый в длину, благоприятствует подробному рассказу, взаимодействию отдельных объектов и групп. Как его не растягивай, он все равно несет в себе заряд спокойствия, уравновешенности. Напротив, вертикальный формат, вытягиваясь, все острее подчеркивает контраст верха и низа композиции, становится все более напряженным. Его выбирают для сюжетов торжественных или, напротив, драматических.

Другим характерным признаком композиционного построения является такженаличие системы, соподчиненности частей композиции. Любая композиция состоит из некоторого количества неравноценных по смыслу и значению частей. В композиции всегда можно выделить главные и второстепенные элементы, акцентные и дополнительные. И при этом все части композиции так организованы между собой, что создают единое целостное произведение, каждая часть которого несет в себе частицу единой смысловой идеи. В законченной композиции нет лишних частей, как нет и недостающих.

В простом хаотическом нагромождении предметов отсутствуют основные признаки композиции. Нет композиции и в однородном и элементарном скоплении.

Композиция обеспечивает логичное и красивое расположение частей, из которых состоит целое, придавая ясность и стройность форме и делая доходчивым содержание.

Наши рекомендации