Тема 1. Устно-профессиональное творчество
Определение термина «профессиональный». Освещение значения «профессионального музыкального искусства» в трудах отечественных исследователей. Два вида профессионализма: устный и письменный. Исполнители устного профессионального искусства. Авторы письменной традиции музыкального искусства. Определение понятия «исполнительство-творчество». Тесная связь данного вида искусства с городской культурой. Особенности зарождения устного профессионализма у тюркских народов. Особенности развития устного профессионализма у тюрков Волжской Булгарии. Отличие городского мусульманского «народного профессионализма» от коллективного сельского творчества язычников.
Тема 2. Формирование исполнительского и композиторского профессионализма
Три типа исторического развития музыкальной культуры мусульман и их особенности. Причины усиления влияния русской и европейской культуры на рубеже ХIХ и ХХ веков. Развитие татарского просветительства. Джадидизм - как общественное движение. Стремление татар к профессиональному образованию. Музыкальная жизнь русской части г. Казани. Интерес татар к русскому музыкальному искусству. Активное развитие любительской музыкальной деятельности. Зарождение концертной деятельности среди городских татар. Создание инструментальных ансамблей (милли оркестрлар). Появление первых артистов-инструменталистов и певцов. Развитие концертно-исполнительской практики. Появление “музыкальных ящиков”, граммофонов. Основной репертуар граммофонных записей с татарской музыкой. “Романтический” интерес татар к своему фольклору. Появление первых сборников песен и наигрышей, составленных татарскими авторами. Зарождение композиторской деятельности.
Контрольные вопросы
1.Какие три момента определяют понятие «музыкальное профессиональное искусство»?
2.С какими жанрами восточной музыки связан профессионализм «устной традиции»?
3.Дайте определение понятию «профессионализм письменной традиции»? Где он зародился?
4.С кем связаны истоки зарождения «профессионализма устной традиции» в музыкальной культуре древних тюрков?
5.Каковы особенности развития профессионализма «устной традиции» в волго-уральском регионе?
6.Дайте определение понятию «конфессиональный профессионализм»?
7.Каковы причины развития татарского просветительства?
8.Какое название получило общественное движение, связанное с развитием просветительства?
9.Назовите первых татарских музыкантов, получивших профессиональное образование?
10.Назовите имена первых татарских музыкантов и певцов, занимавшихся практикой сценического исполнительства?
11.Каково значение граммофонных записей в развитии городской музыкальной культуры начала ХХ века?
12.Назовите имена первых татарских составителей сборников народных мелодий?
Литература
1.Атанова Л.П. Первый музыкант – исследователь из башкир/ Народное творчество башкир. – Уфа, 1976. – С. 157 – 167.
2.Газиев И.М. Формирование и развитие профессионализма в вокальной культуре волго-уральских мусульман. Автореферат дисс. на соискание уч. Степени канд. искусствоведения.- Казань, 2009.
3.Маклыгин А.Л. Музыкальные культуры Среднего Поволжья: Становление профессионализма.- Казань, 2000.
4.Монасыпов Ш.Х. Истоки формирования татарской смычковой культуры / Музыкальная культура народов Поволжья. Сб. науч. трудов. – Казань, 1978. – С. 38 – 54.
5.Сайдашева З.Н. Песенная культура татар Волго-Камья. – Казань, 2002.
6.Сайдашева З.Н. Татарская музыка: история и современность
7.Загидуллина Д. Р. Татарские клубные ансамбли (К вопросу о национальных истоках оркестрового мышления татарских композиторов / Из истории татарской музыкальной культуры. Сост. В.Р.Дулат-Алеев; Каз.гос. консерватория. – Казань, 2010. – С.69 – 88.
Часть II. Татарская музыка в период строительства
Социализма (1920 – 1945)
Тема 1.Общаяхарактеристика музыкальной культуры.
Провозглашение 25 июня 1920 года Татарской Автономной Советской Социалистической Республики (ТАССР). Начало культурного строительства. Создание художественного отдела. Деятельность музыкальной секции отдела. Организация симфонических концертов с включением обработок татарских народных песен. Формирование татарских хоровых коллективов при учебных заведениях и музыкально-просветительских учреждениях под руководством С.Габяши.
Подготовка образованных кадров из пролетарско-крестьянской среды и особенно из татар. Создание «народных музыкальных школ» в районах республики. Открытие Восточной консерватории (1921). Преподавательский состав. Создание музыкального техникума на базе Восточной консерватории (1922). Организация Татарского музыкального общества (Татмузо) как центра активной просветительской деятельности. Первый Всетатарский съезд клубных работников. Роль С.Сайдашева как создателя в регионе Волго-Камья первого национального театра с новым жанром - музыкальная драма.
Усиление политизации музыкального искусства в 30-х годах. Тенденция к ускоренному развитию сценических жанров татарской музыки по европейскому образцу в обход естественного развития национальных форм. Создание постановлением бюро татарского обкома ВКП(б) Татарской оперной студии на базе Московской консерватории. Положительные и негативные стороны деятельности данного учебного заведения. Организация филармонии (Ансамбль песни и танца ТАССР), Союза композиторов ТАССР, открытие театра оперы и балета.
Характеристика песенного быта. Функционирование радио, пропаганда татарской музыки, организация филармонии, Ансамбля песни и танца ТАССР, Союза композиторов ТАССР, открытие театра оперы и балета. Формирование татарского музыкознания. Попытки теоретического осмысления развития профессиональной музыки. Роль С.Габяши как основоположника татарского музыкознания.