Пересказ отрывков из произведений
Н. Калинина «Про снежный колобок»
Е. Пермяк «Для чего руки нужны»
Л. Толстой «Пожарные собаки»
М. Пришвин «Ёж»
С. Михалков «Как друзья познаются»
СЧЕТ
(I – VIII классы)
Объяснительная записка
У имбецилов очень грубо недоразвита познавательная деятельность с её процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается обучению их счету. У глубоко отсталых детей не возникает подлинного понятия о числе и составе числа, они лишь механически заучивают порядковый счет. Дети-имбецилы с большим трудом овладевают конкретным счетом, а переход к абстрактному счету для них не доступен.
В процессе обучения детей-имбецилов счету необходимо предусмотреть систему таких знаний, умений и навыков, которые, прежде всего, явились бы действенными, практически ценными и обеспечивали бы им подготовку к трудовой деятельности.
Обучение счету детей-олигофренов в степени имбецильности организуется на практической наглядной основе. Уроки счета необходимо обеспечить соответствующей системой наглядных пособий для фронтальной и индивидуальной работы учителя в классе, а также раздаточным дидактическим материалом для самостоятельных работ учащихся.
Обучение счету глубоко отсталых учащихся начинается с пропедевтического периода. Его содержание и основные задачи – развитие у глубоко отсталых учащихся интереса к учебным занятиям, выработка умения слушать учителя и выполнять его задания. Дети-имбецилы должны научиться работать в коллективе, вести правильно тетрадь, работать с дидактическим материалом и наглядными пособиями. Основными методами работы в этот период являются наблюдения, экскурсии, дидактические игры.
На уроках элементарного счета дети-имбецилы считают различные предметы, называют и записывают числа в пределах программного материала, решают простейшие задачи в одно действие, работают с монетами и с символами бумажных денег. Кроме того, учащиеся знакомятся с пространственными и временными представлениями, мерами длины и емкости, учатся распознавать некоторые геометрические фигуры.
Занятия на уроках практического счета продуктивны в том случае, если они тесно связаны с другими учебными дисциплинами: русским языком, предметно-практической деятельностью, рисованием и особенно с занятиями по ручному и производственному труду.
ПРОГРАММА
I класс (105 час.)
Пропедевтический период (3 месяца)
Понятие о величине: большой - маленький, длинный - короткий, высокий - низкий, широкий - узкий, толстый - тонкий, больше – меньше, длиннее – короче, одинаковые, выше – ниже, шире – уже.
Понятие о количестве: много, мало, столько же, один, больше, меньше, поровну.
Пространственные представления: верхний – нижний, правый – левый, рядом, около, между, за, посередине, дальше – ближе, вверху – внизу, выше – ниже, справа – слева, впереди – позади, вперед – назад. Соотнесение предметов по количеству в пределе 5 без называния чисел (один к одному) путем наложения и приложения. Накладывать и прикладывать предметы в направлении слева направо, соблюдая интервалы.
Понятия веса: тяжелый – легкий, тяжелее – легче.
Слова, раскрывающие сущность сложения и вычитания: было, осталось, стало, вместе, прибавить, отнять.
Числа 1 – 3
Счет в пределах 3. Образование чисел 2 и 3. Счет прямой и обратный.
Знаки сложения и вычитания. Сложение и вычитание чисел в пределах 3 и на конкретном материале. Решение примеров в пределах 3. Составление задач по практическим действиям.
Меры стоимости. Знакомство с монетами: 1, 2 и 3 коп. Распознавание их.
Геометрический материал: круг, квадрат, треугольник. Отбор по образцу и по названию в играх и упражнениях.
II класс (105 час.)
Повторение материала I класса.
Счет в пределах 5. Образование чисел в пределах 5. Практические работы. Счет прямой и обратный. Решение примеров.
Работа со счетами.
Сравнение чисел, стоящих рядом в числовом ряду. Выделение большего или меньшего числа.
Составление и решение задач на нахождение суммы и разности. Запись действия задачи без наименования. Составление задач по примерам.
Нуль как отсутствие остатка (умение узнавать его и находить).
Соответствие числа, количества и цифры.
Глобальное определение предметов в группе. Выделение нескольких предметов их множества.
Меры стоимости. Знакомство с монетами: 1, 2, 3 и 5 коп. Распознавание монет в играх и упражнениях.
Временные понятия: утро, день, вечер, ночь.
Геометрический материал: квадрат, круг, треугольник. Обводка шаблона и штриховка.
III класс (140 час.)
Повторение материала II класса.
Устная и письменная нумерация в пределах 8. Образование и запись чисел первого десятка. Счет прямой и обратный. Порядковый счет от заданного числа до заданного.
Сравнение чисел по величине в пределах 8.
Решение примеров в пределах 8. работа со счетами.
Решение задач на нахождение суммы и разности, запись слова «задача».
Меры стоимости. Знакомство с монетами в 2, 3, 5 коп. Размен монет в 2, 3, 5 коп по 1 коп.
Временные понятия: неделя. Число дней, их последовательность.
Геометрический материал: прямоугольник.
Обведение по шаблону прямоугольника.
Знакомство с линейкой. Отсчет от нуля. Проведение прямой линии через одну точку.
IV класс (175 час.)
Повторение материала III класса.
Счет в пределах 10. Образование и запись чисел первого десятка.
Сложение и вычитание в пределах 10, решение примеров, работа со счетами. Счет по 2 и по 5.
Меры стоимости – 10 коп. Размен монеты в 10 коп. по 2 и 5 коп.
Решение задач на нахождение суммы и остатка, запись действий задачи с наименованием (без записи краткого ответа).
Геометрический материал: квадрат. Построение квадрата по точкам с применением линейки. Проведение прямой линии, проходящей через две точки.
V класс (175 час.)
Повторение материала в IV классе.
Устная и письменная нумерация в пределах 20, счет предметов по одному и десятками в пределах 20, счет от заданного числа до заданного, счет группами по 2 и по 5. Десятичный состав чисел. Понятия об однозначных и двузначных числах, образование и запись их с использованием палочек, материалов арифметического ящика. Решение примеров в пределах 20 без перехода через разряд путем присчитывания и отсчитывания. Сложение и вычитание с нулем. Работа со счетами.
Решение задач на нахождение суммы и остатка, на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Запись действия задачи с наименованием и кратким ответом.
Понятие «дороже – дешевле».
Меры стоимости: получение 15 и 20 коп. из монет различного достоинства.
Меры времени: год – 12 месяцев. Называние месяцев.
Геометрический материал: прямоугольник. Построение по точкам при помощи линейки.
VI класс (175 час.)
Повторение материала V класса.
Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через разряд, счет по 2.
Счет прямой и обратный в пределах 20.
Решение примеров на сложение и вычитание в пределе 20.
Работа со счетами.
Решение задач, в условиях которых имеются понятия: «дороже – дешевле», «на несколько больше», «на несколько меньше», решение задач на нахождение суммы и остатка.
Меры стоимости. Работа с монетами до 20 коп. размен при помощи 10 коп.
Меры времени. Определение времени по часам с точностью до часа.
Геометрический материал: треугольник. Обводка по шаблону, построение по точкам при помощи линейки.
VII класс (140 час.)
Повторение материала VI класса.
Устная и письменная нумерация в пределах 100.
Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд (все случаи). Работа со счетами. Знакомство с десятком как новой счетной единицей. Счет прямой и обратный десятками в пределах 100.
Решение примеров на сложение и вычитание круглых десятков, сложение круглого десятка с однозначным числом, сложение двузначного числа с однозначным без перехода через разряд, вычитание однозначного числа из двузначного без перехода через разряд.
Составление и решение задач в пределе 100 без перехода через разряд.
Понятие «моложе – старше».
Меры стоимости: 1 руб., 3 руб. Размен и замена. Работа с символами бумажных денег. Вводится монета в 50 коп.
Меры длины: метр (метровая линейка). Измерение метром.
Меры емкости: литр.
Меры времени: определение времени по часам с точностью до получаса.
Геометрический материал: круг. Обведение шаблона.
VIII класс (140 час.)
Повторение. Устная и письменная нумерация в пределах 100. Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд.
Составление и решение задач в пределах 100. Счет в пределах 100 в процессе производительного труда.
Меры стоимости: 5 руб., 10 руб. Размен и замена денег символами бумажных денег.
Меры длины: работа с метром.
Меры емкости: определение количества воды литровыми и полулитровыми емкостями.
Меры времени: месяц – 28, 29, 30, 31 день.
Геометрический материал: линии прямые.