Театрализованные игры для детей
РЕКОМЕНДОВАНЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Золотая осень
Ведущая: Дети! Я предлагаю вам сегодня отправиться в осенний лес. В этом году осень очень теплая, много было солнечных дней, деревья оделись в яркий, праздничный наряд. Выходя на прогулку, вы собирали листочки, любовались ими. А какого цвета были листочки?
Ответы детей.
Мы отправляемся с вами в осенний лес. Надеюсь, что на лесных полянках мы увидим много интересного. На чем же мы с вами поедем? Я знаю, мы поедем с вами на лошадке! Запрягайте каждый свою лошадку.
На лошадке ехали,
До леса доехали.
Гоп, гоп, гоп, гоп, стоп!
Приехали.
Вот мы с вами и в осеннем лесу. Посмотрите, на полянке березка стоит. Давайте подойдем к ней поближе. Посмотрите, на веточках совсем не осталось листочков, это ветер их сорвал и разбросал по дорожкам. Слышите, как ветер завывает! Дети поют песню «Осень» (музыка И. Кишко, слова И. Плакиды).
Ведущая: Посмотрите, дети, какие красные листочки рассыпал ветер по дорожкам. Давайте возьмем в каждую руку по листочку и потанцуем с ними.
Танцевальная импровизация с листочками. Украинская народная мелодия. Обработка
Н. Метлова. (Песни для детского сада).
Ведущая: Давайте положим листочки в корзинку, мы украсим ими комнату нашей группы, когда вернемся в детский сад.
Ой! Ребятки, дождик закапал! Прячьтесь скорее под зонтик.
Дети поют песню «Дождик» (русская народная мелодия в обработке Т. Попатенко).
Ведущая: Дождик, дождик, полно лить, Малых детушек мочить!
Прекратился дождик, но солнышко из-за тучи не выглянуло. Чтобы солнышко нас обогрело, нужно спеть ему песенку.
Дети поют песню «Солнышко» (музыка Т. Попатенко, слова Н. Найденовой) ,
Ведущая: Выглянуло солнышко, стало тепло. Давайте, дети, сядем на полянке, отдохнем и послушаем осенние стихотворения.
Стихи по выбору воспитателя (2—3).
Ведущая: Хорошо на этой полянке, но нам пора дальше ехать! Мы с вами поедем в дальний лес на машине, крепко держитесь за руль.
На машине ехали, До реки доехали. Трр! Стоп! Разворот! Приехали!
На берегу реки стоит избушка, сядем на травушку и посмотрим, кто живет в избушке.
Настольный кукольный театр «Маша и медведь» (дымковская игрушка).
Ведущая: Хорошо у реки, но нам пора дальше ехать!
На реке — пароход.
Пароходом ехали,
До горы доехали.
Пароход не везет.
Стой, приехали.
Придется остановиться. Посмотрите, у горы стоит избушка, а в избушке живут дед, баба, внучка, Жучка, Кошка и Мышка. Сядем посидим да на них поглядим.
Драматизация сказки «Репка».
Ведущая: Хорошо в гостях, но пора и в путь. Посмотрите, какая ровненькая дорожка ведет нас вперед. Пойдемте по ней, а чтобы нам в пути было весело, споем песенку. Песенная импровизация детей.
Первый ребенок: По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки —
Раз, два, раз, Раз, два, раз.
Второй ребенок:
По ровненькой дорожке
Устали наши ножки,
Вот наш дом,
Здесь мы живем.
Ведущая: Посмотрите, домик стоит, а кто в домике живет? Сейчас посмотрим. (Выносит из домика мягкие игрушки.) Игрушки! А стихотворения про эти игрушки вы знаете? Ответы детей.
Садитесь на поляночку, смотрите и слушайте. Читает стихотворения А. Барто «Игрушки» («Мишка», «Кукла», «Лошадка»),
Ведущая: Хорошо в гостях, но пора домой. Надо сесть на самолет.
Самолет летит, На нем мотор гудит. Самолетом ехали, В детский сад приехали. Ведущая: Все! Прилетели в детский сад! Посмотрите, дети, сколько гостей у нас в зале. Это ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. Они ждали с нетерпением вашего возвращения из осеннего леса. Наше путешествие мы закончим веселой пляской. Кадриль, русская мелодия (свободная пляска). Ведущая: Делу время — потехе час. Пора и по домам. До свидания!
Байки-побайки
(Русская народная колыбельная песня)
Ребенок выполняет движения соответственно тексту песни.
Ребенок:
Байки-побайки,
Прискакали зайки
Стали люльку качать,
Сладку дрему навевать.
Стали в дудки играть,
Начал Миша засыпать.
Павушка летала
(Русская народная потешка)
Ведущая:
Павушка летала,
Перышки роняла.
(Ребенок выполняет действия по тексту.)
Павушка:
Кому эти перышки? (Протягивает перышки ребенку.)
Ребенок:
Родимому Вовушке.
Павушка:
На что ему перышки? (Разводит руками.)
Ребенок:
Шапочку пушить.
Павушка:
На что шапочка? (Удивленно поднимает плечи вверх.)
Ребенок:
Дедушке дарить.
Лиса по лесу ходила
(Русская народная прибаутка)
Ребенок ( импровизируя движения в такт музыке):
Лиса по лесу ходила,
Звонки песни выводила,
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки сплела.
Пошел котик во лесок
(Русская народная потешка)
Ребенок:
Пошел котик во лесок,
Принес Тане поясок.
Пошел котик по лавочке,
Принес Тане бараночки.
( Импровизируя движения соответственно тексту потешки.)
Ты мороз, мороз, мороз
(Русская народная прибаутка)
Ребенок:
Ты, мороз, мороз, мороз,
Не показывай свой нос!
(Голова опущена, брови нахмурены, глаза сощурены, нижняя губа оттопырена.)
Уходи скорей домой,
Стужу уводи с собой.
А мы саночки возьмем,
Мы на улицу пойдем,
Сядем в саночки —
Самокаточки. (Улыбка.)
Собака, что лаешь?
(Русская народная потешка)
Первый ребенок:
Собака, что лаешь?
Второй ребенок:
Волков пугаю.
(Гримаса устрашения: брови сдвинуты, нос сморщен.)
Первый ребенок:
Собака, что хвост поджала?
Второй ребенок:
Волков боюсь.
(Гримаса испуга: голова втянута в плечи, глаза расширены.)
Особую благодарность выражаю Даниличевой Е.В. (логопеду высш. кат., специалисту детского отделения Центра патологии речи и нейрореабилитации) в предоставлении сценок для обогащения практического материала театрализованной деятельности.
Список литературы:
1. Пушкина С.И. Мы играем и поём. – М: Школьная пресса, 2001.
2. 2500 скороговорок. Программа развития и обучения дошкольника. Для детей 4-6лет. – СПб.: «Нева», М.: Олма-Пресс, 2003.
3. Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры-занятия. – СПб.6 Союз, 2001.
4. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети» (Сорокина Н.Ф., Л.Г. Миланович). – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Аркти, 2002.
5. АнтипинаА.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения, сценарии. – М.: Сфера, 2003.
6. Михайлова М.А. А у наших у ворот развесёлый хоровод. Народные праздники, игры и развлечения. – Ярославль: Академия, Ко; Академия Холдинг, 2001.
7. Пляцковский Михаил. Любимые страницы. – Смоленск: Русич, 1999.
8. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М.: Владос, 2001;
9. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. - М.,1958.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ……………………………………………………...………стр.2
Блок I (коррекция персевераций)
Упражнения по изменению формы слова
(словоизменительные операции)………...……….....................................стр.6
Игры на внимание к различиям в звуковом и морфемном
составе слова……………………………………………….…………….стр.10
Игры на внимание к различиям в правописании слов ..........................стр.19
Блок II (коррекция антиципаций)
Упражнения на изменение формы слова
(совершения словоизменительных операций)…………………...........стр.36
Игры на внимание к различиям в звуковом и морфемном
составе слова……………………………………………………...…..….стр.39
Игры на внимание к различиям в правописании слов ..........................стр.43
Примечание к Блоку I, Блоку II ………………………………...……....стр.66
Возрастная периодизация ……………………………………...……..…стр.67
Список литературы …………………………..………………...………..стр.68
Блок III(коррекция скандированности и инфантильной речи) …..…стр.70
Ритмопластика …………………………………………………………...стр.71
Развитие пластической выразительности, умения
снимать напряжение ………………………………………………...…..стр.71
Музыкально-пластические импровизации………………………......…стр.75
Игры для развития пластики
(ритмическая гимнастика)………………………….………...…...…….стр.78
Разыгрывание сказок. Развитие пластической выразительности при
создании образа……………………………………………...…........стр.86, 87
Развитие выразительности мимики……………………..……...…...….стр.87
Развитие движения рук…………………………………….……..………стр.88
Мышечное напряжение и расслабления……………………………...….стр.89
Преодоление скандированности речи средствами психодраммы……...стр.91
Метод психодраммы в коррекции инфантильной речи у детей…..…..стр.101
Сценки для коррекции и инфантильной речи, и скандированности………….…...стр.118
Игры и упражнения на развития воображения…….……..………….…стр.148
Развитие выразительности и воображения………….……….….…...…стр.149
Упражнения на развитие внимания……………….………………...…..стр.151
Упражнения на развитие внимания и памяти…………………………..стр.152
Упражнения на развитие мышления………………………………...….стр.153
Театрализованные игры для детей……………………………........……стр.157
Список литературы………………………………………………….……стр.162
Содержание……………………………………………………………….стр.163