Развитие пластической выразительности, умения снимать напряжение

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО, ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ВЗРОСЛЫХ

(из книги Э.Г.Чуриловой «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников- М:Владос, 2001 г.).

«Мокрые котята».

Цель: умение снимать напряжение поочередно с мышц рук, ног, шеи, корпуса;

двигаться врассыпную мягким, пружинящим шагом.

Ход игры:

Дети двигаются по залу врассыпную мягким, слегка пружинящим шагом, как маленькие котята.

По команде «дождь» дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, напрягая все мышцы.

По команде «солнышко» медленно встают и встряхивают «капельки дождя» по очереди с каждой из четырех «лапок», «с головы» и «хвостика», снимая соответственно зажимы с мышц рук, ног, шеи и корпуса.

«Штанга».

Цель: попеременное напряжение и расслаблении мышц плечевого пояса и рук.

Ход игры:

Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Потом бросает ее, отдыхает.

«Буратино и Пьеро».

Цель:развивать умение правильно напрягать и расслаблять мышцы.

Ход игры:

Дети двигаются хаотически по залу, не сталкиваясь с другими детьми и стараясь все время занять свободное пространство, по команде «Буратино» останавливаются в позе:

-ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, раскрыты в сторону, кисти прямые, пальцы растопырены, все мышцы напряжены.

Движение по залу возобновляется.

По команде «Пьеро» - опять замирают, изображая грустного Пьеро: - голова висит, шея расслаблена, руки болтаются внизу. В дальнейшем можно предложить детям двигаться, сохраняя образы деревянного крепкого Буратино и расслабленного, мягкого Пьеро.

«Насос и надувная кукла».

Цель:умение напрягать и расслаблять мышцы, взаимодействовать с партнером, тренировать три вида выдыхания, артикулировать звуки «с» и «ш»;

действовать с воображаемым предметом.

Ход игры:

Дети распределяются на пары. Один ребенок- надувная кукла, из которой выпущен воздух , он сидит на корточках, все мышцы расслаблены, руки и голова опущены;

Второй – «накачивает» воздух в куклу с помощью насоса, наклоняясь вперед, при каждом нажатии на «рычаг», он выдыхает воздух со звуком «с -с - с» ( второй вид выдыхания), при вдохе – выпрямляется Кукла, «наполняясь воздухом», медленно поднимается и выпрямляется, руки раскинуты вверх и немного в стороны. Затем Куклу сдувают, вытаскивают пробку, воздух выходит со звуком «ш- ш-ш» (первый вид выдыхания), ребенок опускается на корточки, вновь расслабляя все мышцы. Затем дети меняются ролями. Можно предложить надувать куклу быстро , подключая третий вид выдыхания: С!с!С!

«Снеговик».

Цель: умение напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног и корпуса.

Ход игры:

Дети превращаются в снеговиков: ноги на ширине плеч, согнутые в локтях руки вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг к другу, все мышцы напряжены. Педагог говорит: «Пригрело солнышко, под его теплыми весенними лучами снеговик начал медленно таять».Дети постепенно расслабляют мышцы : опускают бессильно голову, роняют руки, затем сгибаются пополам, опускаются на корточки , падают на пол, полностью расслабляясь.

«Тюльпан».

Цель: развивать пластику рук.

Ход игры: Дети стоят врассыпную в основной стойке, руки внизу. Ладони вниз, средние пальцы соединены.

1. Утром тюльпан раскрывается - Соединяя ладони, поднять руки к подбородку, раскрыть

Ладони, локти соединить.

2. На ночь закрываются - Соединяя ладони, опустить руки вниз.

3. Тюльпанное дерево - Внизу соединить тыльные стороны ладоней и поднимать

Руки над головой.

4. Раскрывает свои ветви - Руки сверху раскинуть в стороны, ладони вверх.

5. И осенью листики опадают - Повернуть ладони вниз и мягко опускать вниз, чуть

перебирая пальцами.

«Змеи».

Цель игры: Развивать чувство ритма, пластику рук.

Ход игры: Дети сидят врассыпную по-турецки, руки в стороны, ладони вниз, спина прямая. Все вместе произносят текст :

На охоту собираясь - На каждый слог плавным движением приблизить

Стороны ладоней к плечам и обратно, как бы

Отталкиваясь от плеча.

Ползут змеи, извиваясь - На каждый слог то же движение , но поднимая

Руки вверх и опуская вниз.

Можно делать упражнения без текста на звуке «с- с- с».

«Ползущие змеи».

Цель игры: развивать гибкость, пластическую выразительность.

Ход игры: Стать на колени и, прогнув спину, как можно дальше вытянуть руки вперед, прижимаясь грудью к полу. Затем подтянуть ноги («хвост») и снова продвинуться вперед.

Характер движения волнообразный и непрерывный. Змеи могут изгибаться в разные стороны, пластически общаться. Артикулировать звуки «с-с-с-с-с», «щ-щ-щ-щ-», «ч- ч–ч-ч».

«Пантеры».

Цель: Та же.

Ход игры: Дети сидят на корточках и, не касаясь коленями пола, руками («мягкими лапками») идут по окружности к своему «хвосту», не разворачивая по возможности корпус. Идут поочередно в разные стороны. В дальнейшем пантеры могут пластически с помощью звуков общаться между собой.

«Зернышко».

Цель: Тренировать веру, фантазию и пластическую выразительность.

Ход игры: Дети распределяются на зрителей и исполнителей. Каждый ребенок представляет себя маленьким зернышком какого-либо растения. Дети сидят на корточках (голову прижать к коленям и обхватить себя руками).В заданном ритме из зернышка пробивается расточек. Он тянется к солнышку, растет, выпускает листочки. Зрители пытаются определить, что за растение выросло из каждого зернышка.

Наши рекомендации