Слова и словосочетания для больших карточек.
I 1)Сверкнуть 2)Приятный на вкус 3)Любящий повелевать 4) Образовавшийся из дерева
II 1)Занимающий много места 2)Огромный 3)Находящийся в запасе
4) Печальный
III 1)Смелый 2)Вызывающий интерес 3)Умный 4)Постоянно завидующий
IV1)Умелый 2)Имеющий отношение к звездам 3)Приветствие при встрече
4)Знаменитый
V1)Белая бабочка 2)Имеющий отношение к колесу 3)Относящийся к кости 4)Закрепощенный
VI 1)Имеющий отношение к лесу 2) Похвальный 3)Извещающая о чем-либо 4) Нестерпимый
VII1)Здешний 2)Неземной 3)Окружающее пространство 4)Относящийся к области
VIII 1)Способный причинить вред 2)Не быть в данном месте
3) Отвратительный 4)Запоздалый
IX1) Путешествие 2) Ударить 3) Пища 4) Соответственно
X1)Обращаться с приветствием 2)Веселый 3)Выраженный словами
4) Запрещать
XI1) Справедливый 2) Имеющий отношение к телу человека 3) Радостный
4) Страшный
XII 1) Водяное растение 2) Произносимый 3)Отдельный 4)Добросовестный
XIII1) Чудный 2)Ощущать 3)Быть шефом 4) Идти
XIV 1)Ясно 2)Гневный 3)Еда 4)Трудный
Слова для маленьких карточек.
I1) Блеснуть 2) Вкусный 3) Властный 4) Древесный
II 1) Громоздкий 2) Гигантский 3) Запасной 4) Горестный
III1) Доблестный 2) Интересный 3) Грустный 4) Завистливый
IV 1) Искусный 2) Звездный 3) Здравствуй 4) Известный
V1) Капустница 2) Колесный 3) Костный 4) Крепостной
VI 1) Лесной 2) Лестный 3) Вестница 4) Несносный
VII 1) Местный 2) Небесный 3) Окрестный 4) Областной
VIII 1) Опасный 2) Отсутствовать 3) Пакостный 4) Поздний
IX 1) Поездка 2) Хлестнуть 3) Съестное 4) Согласно
X 1) Приветствовать 2) Радостный 3) Словесный 4) Хрустнуть
XI 1) Совестливый 2) Телесный 3) Счастливый 4) Ужасный
XII 1) Тростник 2) Устный 3) Частный 4) Честный
XIII 1) Чудный 2) Чувствовать 3) Шефствовать 4) Шествовать
XIV 1) Явственно 2) Яростный 3) Яства 4) Тягостный
Контрольный лист
I1)Блеснуть – блеск 2)Вкусный – вкус 3)Властный – власть 4)Древесный – дерево, древесина
II 1) Громоздкий – громоздить 2)Гигантский – гигант 3)Запасной – запас
4) Горестный – горесть, горе и т.д.
27.Перепишите данные словосочетания, ставя заключенные в скобки слова в нужном падеже. Предлоги и окончания выделить выделить.
Образец: Скучать породному городу
Скучать по (родной город), бродить по (парки и роща), взбираться по (лестница), приехать по (окончание института), возвратиться по (завершение строительства), справиться по (прибытие в столицу), рассказать по (возвращение из командировки), Отчитаться по (окончание экспедиции), заплатить по (триста восемь рублей), купить по (двадцать три) тетради, поступить наперекор (желание), действовать вопреки (совет), уезжать согласно (предписание), добиться хорошего урожая благодаря (правильная обработка полей), выйти навстречу (участники пробега), петь подобно (соловей).
28. Перепишите, обозначив суффиксы тех существительных, в которых вставите буквы. Объясните (устно) правописание. Среди существительных п. II укажите профессиональные слова.
I. 1) Он перевоз..ика зовёт, и перевоз..ик беззаботный его за гривенник охотно чрез волны страшные везёт. (П.) 2) Встаёт купец, идёт разнос..ик, на биржу тянется извоз..ик. (П.) 3) Барабан..ики яростно колотили в барабаны. (Степ.) 4) Побывав у заказ..иков, Лука Александрович зашёл на минутку к сестре, от сестры пошёл он к знакомому перплёт..ику. (Ч.) 5) В Нижнем буфет..ик рассчитал меня. (М. Г.) 6) По ночам вокруг дома ходили караул..ики и трещали в трещотки. (А. Н. Т) 7) Обман..ики обманывают, а легковерные верят. (С.-Щ.) 8) На валу камен..ики таскали кирпич и чинили стену. (П.) 9) Два красиль..ика несли ведро краски. (Л. Т.) 10) От судов по колеблющимс мосткам сновали груз..ики. (Купр.)
II. 1) На стройках кипела работа. Неутомимо трудились бетон..ики, камен..ики, кровел..ики, арматур..ики. 2) На каждой шахте появились свои герои, и уже не только забой..ики, но и машинисты, проход..ики, крепил..ики. (Горб.) 3) В мастрерских перевыполнили план бригады мотористов, токарей, электриков, свар..иков, вулканизатор..иков. (Рыб.) 4) В цеху остались только убор..ики, смывавшие с помощью шлангов гарь. (Пол.) 5) Рабочии кончили работу, передавали смен..икам станки, уходили. (Рыб.) 6) На велосипеде Виктор Степанович ездил отлично, в стиле настоящего гон..ика. (Фед.) 7) Двери мастерских были распахнуты настежь, жестян..ики, седел..ики, красил..ики работали на глазах у всей улицы. (Горб.)
29. Подберите прилагательные к картинкам с изображением разных предметов (ответьте на вопросы : какой по цвету? по форме? по величине? по вкусу?).
Лимон, яблоко, конфета, арбуз, апельсин, дыня, клубника.
30. Спишите, вставляя суффиксы с неизменяющейся гласной (-чив-, -лив-, -ическ- и другие).
Расчёт..ый, опромет..ый, задум..ый, разговор..ый, услуж..ый, оруд..ый, устой..ый, забот..ый, привет..ый, придир..ый, оптимист..ий, причуд..ый, полит..ий, пропаганд..ий, предприим..ый.
31. Образуйте прилагательные с помощью суффиксов; суффикс подчеркните.
Образец: Дерево–деревянный.
Басня, полотно, солома, песня, ремесло, павлин, пена, линия, интеллигент, морковь, лазурь, полынь, лагерь, фасон, лимон, колокол, ядро, ружье, государь, государство, барсук, кристалл, искусство, чувство.
32. От следующих слов образуйте с помощью суффиксов прилагательные; суффикс выделите.
Образец: Каменщик – каменный, традиция – традиционный.
Дворник, босяк, бурлак, горняк, купец, заговорщик, турки, тюрки. Комиссия, композиция, провокация, реакция, дивизия, диверсия, эксплуатация, экспедиция, кульминация. Мысль, огонь, клятва, чувство, друг, величество, отечество, отец, беда. Копировать, дубить, сушить, почить, точить, сверлить, убирать, шлифовать, прясть, морозить, копировать.
33. Рядом с прилагательными напишите слово или слова, от которых оно образовано. Корень выделите.
Образец: Безветренный – ветер, соломенный–солома.
Беспошлинный, безжалостный, диковинный, артиллерийский, беспричинный, бензинный, будничный, именной, временной, болезненный, юный, бесстрашный, суконный.
34. От слов гвардия, компания (друзей) армия, милиция, кампания (посевная), судья образуйте прилагательные с суффиксом -ск- и употребите их в сочетании с существительным (помните, что в основе будет чередование и/е).
Образец: житие – житей-ск-ий. Житейская мудрость.
35. К каждому прилагательному подберите из скобок соответствующие существительные (помните, что прилагательные с суффиксом –ск-(-еск-) показывают отношение к целой группе лиц, к их профессии или к организации, а суффиксом -н- - отношение к одному лицу (часто имеют оттенок качественности).
Комический – комичный (положение, актер, ситуация, роль, поступок). Интеллигентный – интеллигентский (нравы, обычаи, саботаж, человек). Практичный – практический ( дело, костюм, человек, предложение, план, сапоги). Фантастический – фантастичный (союз, костюм, привет, комната). Козлиный – козий (ножка, упрямство, крик, рога, лоб, молоко).
36. Прочитайте. Скажите, какие буквы пропущены в словах. Перепишите, слова разберите по составу.
Интелл..гент – интелл..гентный, интелл..гентский, интелл..генция; б..гровый – б..грянец, поб..гроветь; чу..ство – чу..ствительный – чу..ствовать; к..рабль – к..рабельный, к..рабл..строение; че..твовать – че..твование; уча..твовать; пр..оритет; прив..легия – прив..л..гированный; энтуз..зм – энтуз..аст; эл..ктрический – электр..фикация, электр..фицировать, электр..станция.
37. Перепишите, согласуя, прилагательные и местоимения с существительными. После каждого существительного укажите в скобках его род и склонение. Несклоняемые существительные подчеркните.
Зн..менит.. фамилия, изб..ратен.. бюллетень, яблочн.. повидло, грузов.. такси, ст..ринн.. рояль, заказн.. бандероль, запасн.. путь, горяч.. кофе, авторитетн.. ж..ри, прост.. имя, военн.. атташе, известн.. маэстро, черн.. лебедь, полев.. мышь, ш..лков.. кашне, вкусн.. студень.
38. Перепишите примеры. К именам прилагательным ставьте в скобках вопрос, на который они отвечают. Окончания подчеркните.
Образец: В синем (каком?) небе звёзды блещут.
1) Летн.. день что зимн.. неделя. 2) Хорош.. дело два века живет. 3) Вчерашн..дня не воротишь. 4) В согласн.. стаде волк нестрашен. 5) Худ.. сетью рыбы не наловишь. 6) Бездонн.. бочку водой не наполнишь. 7) На остр.. косу много покосу. 8) В летн.. ночь заря с зарёю сходится. 9) В колюч.. кустарнике не спрячешься.
39. Подберите к словам антонимы. Составьте с ними словосочетания, выделяя окончания прилагательных.
Образец: Добрый – злой; доборе дело – злая мысль.
Длинный -… Худой - … Маленький - … Низкий – … Высокий -… Широкий - …. Белый -… Старый - … Новый - … Грязный -… Горячий - … Соленый - … Веселый -… Твердый -… Здоровый - … Умный -… | Хороший - … Острый - … Быстрый - … Легкий - … Глубокий - … Гладкий - … |
40. Имя прилагательное. Чайнворд. Цель решения этого чайнворда – повторить правописание прилагательных. Почти все слова в чайнворде являются именами прилагательными. Какие это слова?
1. Краткая форма прилагательного, являющаяся омографом существительного едок.
2. Прилагательное женского рода, образованное от существительного казак.
3. Прилагательное среднего рода, образованное от существительного на -нь, которое обозначает хлебный злак.
4. Окончание прилагательных женского рода с мягкой основой в творительном падеже единственного числа.
5. Относительное прилагательное мужского рода с основой на н, являющееся синонимом прилагательного молодой в родительном падеже.
6. Одно из трех относительных прилагательных мужского рода с суффиксом -янн- (с двумя н) в дательном падеже единственного числа.
7. Полное прилагательное с корнем клон, клан, с приставкой у- и суффиксом -чив- в творительном падеже множественного числа.
8. Относительное прилагательное с приставкой ис, корнем кус, суффиксами -ств- и -енн- в именительном падеже множественного числа.
9. Прилагательное мужского рода, образованное от существительного еж, в творительном падеже единственного числа.
10. Прилагательное среднего рода с суффиксом -ен-, образованное от глагола морозить; употребляется большей частью в роли существительного среднего рода.
41. Кроссворд «Непроизносимые согласные»
Решение этого кроссворда поможет закрепить навыки правописания слов с непроизносимыми согласными.
По горизонтали
3. Относительное прилагательное мужского рода, образованное от имени существительного женского рода, третьего склонения, обозначающего часть страны, территории.
6. Сложное имя существительное мужского рода, второго склонения, название большой морской птицы.
9. Относительное прилагательное мужского рода, антоним прилагательного письменный.
11. Качественное полное прилагательное мужского рода, синоним к слову добросовестный.
12. Имя существительное среднего рода, второго склонения, название центрального органа кровообращения.
16. Сложное количественное имя числительное с непроизносимой согласной т.
18. Качественное полное прилагательное мужского рода, синоним к слову справедливый.
19. Наречие образа действия, антоним слова письменно.
По вертикали
1. Качественное полное прилагательное мужского рода, синоним к слову смелый.
2. Качественное полное прилагательное мужского рода, равнозначное причастному обороту любящий повелевать.
4. Имя существительное среднего рода, второго склонения, обозначающее способность ощущать, воспринимать.
5. Качественное полное прилагательное мужского рода, с приставкой бес- , синоним слова честный.
7. Качественное полное прилагательное мужского рода, синоним слова знаменитый.
8. Качественное полное прилагательное мужского рода, с приставкой без-, антоним к слову знаменитый.
10. Качественное полное прилагательное мужского рода, синоним к слову радостный.
13. Качественное полное прилагательное мужского рода, синоним к слову счастливый.
14. Глагол несовершенного вида, равнозначный выражению быть здоровым и употребляющееся как приветствие при встрече, во втором лице единственного числа повелительного наклонения.
15. Относительное прилагательное мужского рода, синоним к слову отдельный.
17. Имя существительное среднего рода, второго склонения, название небесного светила.
42. Замените выделенные словосочетания одним словом.
Образец: Молодежь, которая учится – учащаяся молодежь.
1) Речка, которая журчит; 2) Корова, которая мычит; 3) Ветка, которая торчит; 4) Бабушка, которая ворчит.
43. Найдите и подчеркните в словах сочетания ча, ща и чу, щу.
Трепещущая рыбка, вращающаяся юля, хорошо чувствующий, учащающаяся стрельба, удручающая картина, участвующая в походе группа, в решающую минуту, сгущающаяся туча.
44. Подберите соответствующие глаголы к словам. Выделите окончания.
Образец: кукушка – кукует.
Лошадь - …
Собака - …
Корова - …
Коза - …
Овца - …
Медведь - …
Свинья - …
Кошка - …
Тигр - …
Лягушка - …
Волк - …
Змея - …
Утка - …
Жук - …
Голубь - …
Соловей - …
Комар - …
Ворона - …
45. Образуйте от глаголов причастия.
Образец: Прыгать – прыгающий.
1) Стучать - …; 2) ночевать - …; 3) кочевать - …; 4) плакать - …; 5) обучать - …; 6) ощупывать - …; 7) отвечать - …;
8) стесняться - …; 9) кричать - …; 10) смеяться - … .
46. Составление предложений по картинкам. Выполнение морфологического разбора каждого слова в предложении, выделение предлога.
(На выбор специалиста)
47. Игра «Составь предложение»
В новогодних игрушках (шариках) написаны слова. Прочитайте их внимательно. Составьте из этих слов предложение и запишите его. Разберите слова по составу.
Примеры предложений
(У Оли пропал щенок. У рощи на лугу дети собирали щавель. Таня зашла в рощу. В кормушку прилетели синицы и снегири. Вова построил конуру для своей собаки. Нина и Наташа побежали в лес по ягоды. Шляпа лежала на комоде. Вол целый день работал в поле. После чая я уходил на охоту.)
48. Для коррекции персевераций можно использовать методику
В.Б. Эдигея «Новое чтение. Механические навыки чтения»
Например: 1) Поменять слоги или буквы местами так, чтобы получилось слово:
ПАТАЛО – ЛОПАТА ЛОТОЗО – МАГАБУ – | ЗЕКАМЕЛЬ – НЫЙЧУД – СИЙЛИ – ЧИКОШКА – | ЗИКГЛА – |
2) Прочитать оба предложения. Определить недостающее второму предложению слово.
На полях лежит ЛЕБЫЙ снег.
… снег лежит на полях.
На РУДУП плавали гуси.
Гуси … на пруду.
3) Прочитать оба текста. Определить недостающие второму тексту слова.
Марина ЛИНАЛА молоко в миску. Мурка лакала локомо. Шкако Мурка сыта.
В миску Марина… молоко. …лакала Мурка. Сыта … Мурка.
4) Прочитать текст.
а) У кире либы рыно и лижи кира
Не рибе кара за шею, а рибе за гино.
б) На ннихутре и червенних ряхзо все ныелес тежили ютпо и ютаигр, кто на ёмч еетум. Кизвомин, тычими салогоми поют близяки, лосовьи, здыдро. Рабанят тлыдя. Хочетхо васо. Хаует линфи. Жатжжу мешли и лычпё. Чатур и каквают гукишля.
49. Упражнение «Дорожки». Инструкция: Выполните по образцу, или Дорисуйте дорожку (специалист предлагает пациенту дорисовать «дорожки» разной сложности)
50. Выполнение упражнений кулак-кольцо; кулак-ребро-ладонь, кулак-ладонь (кулак – пр.рука; ладонь – лев. рука – попеременно)
Блок II
Упражнения на изменение формы слова (совершения словоизменительных операций) в зависимости от смыслового контекста или задания.
Разные формулировки словосочетаний (контексты) предполагают скоррегировать (устранить или сгладить) тенденцию к опережению, переходу к последующему фрагменту, минуя предыдущий.
РЕКОМЕНДОВАНЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО, ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ВЗРОСЛЫХ
1. Закончите строфы в стихотворениях.
1) Парашютисты Из шариков …ИСТЫХ Над пестрым летним лугом Летят …ШУТИСТЫ Вдогонку друг за … Едва земли …НУТЬСЯ - Уснут, как на диване А по весне …НУТЬСЯ И будут – ОД…КАМИ ! (И. Токмакова) 3) Джумбо Я лепить никогда не …ЧИЛСЯ. Но слон у меня …ЛУЧИЛСЯ. И я назвал его Джумбо. И он быстро так …РУЧИЛСЯ! (И. Токмакова) 5) Дождик Дождик, дождик, капелька, Водяная сабелька. Лужу резал, лужу …ЗАЛ, Резал, резал, не …РЕЗАЛ, И Р…СТАЛ, И П…СТАЛ. (И. Токмакова) | 2) Поиграем: На лошадке …ХАЛ, До угла …ХАЛ Сели на МА… , Налили БЕН… . На машине …ХАЛ, До реки …ХАЛ . Трр! Стоп! Разворот. На реке – ...ОХОД. Пароходом ехали, До горы …ХАЛИ. Пароход не везет, Надо сесть в С…ЛЁТ. Самолет …ИТ, В нем мотор …ДИТ! У-у-у! (И. Токмакова) 4) Тили-тили Тили-тили-тили- тили, Мы по воду не Х…ИЛИ, Приходил Егорка, Приносил ведерко. Мыли-мыли-мыли-мыли, Бело-набело …МЫЛИ. Лишь головка одна Все черным-черна! (И. Токмакова) 6) Улитка Улитка - улита, Калитка …КРЫТА. Приоткрой …МНОЖКО, Покажи нам рожки! Сходи на …ЧЕЙ, Водицы …ПЕЙ. Чистой - в канаве, Мутной - в Дунае, Соленой - в морях, Студеной - в горах. Когда …ПЬЁШЬСЯ, На бочку ВЗ….РЁШЬСЯ, Закусишь пореем, Заешь сельдереем, Капусту под лкой Сжуешь втихомолку, А съешь чеснока - Покажешь …ГА. (И. Токмакова) |
2. Выучите скороговорки.