Игры на внимание к различиям в правописании слов, а, следовательно, требующие переключений от одной орфограммы к другой.
РЕКОМЕНДОВАНО ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО, ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ВЗРОСЛЫХ
14.Образуйте множественное число имен существительных.
Образец: Карандаш – карандаши, рука –руки.
День - … Стул - … Стол - … Лист - … Город - … Дерево - … Пень - … Дом - … Глаз - … Стакан - … Тетрадь - … Коробка - … | Кусок - … Чулок - … Шкаф - … Плащ - … Лоб - … |
15.Образуйте множественное число имен существительных с числительным: одна собака – две собаки, пять собак.
Образец: Дом – один дом, два дома, пять домов.
Стул, котенок, конфета, карандаш, стол, булка, книга, гусь, ручка, шляпа, лиса, плащ, улица, кастрюля, люстра.
16. Измените слово по образцу.
Муравей – муравья - муравьи; ручей, воробей.
Лист – листья; кол, колос.
Собачий – собачье – собачья; медвежий, лисий, заячий.
17. Образуйте от существительных, обозначающих животных, названия их детенышей. Выделите суффиксы.
У медведя – медвежонок У лисы – У белки – У ежика (ежа) – У волка – У зайца – У тигра – У льва – У слона – У орла – У ворона – У кукушки – У аиста – | У коровы – У лошади – У мышки – У козы – У осла – У верблюда – У кролика – У кошки – У собаки – У курицы – У индюка – У утки – У гуся |
18. От данных слов образуйте им. существительные с уменьшительными суффиксами -ек, -ик, -чик или -ок. Запишите эти существительные в формах им. падежа единственного и множественного числа. Обозначьте суффиксы существительных.
Составьте четыре словосочетания, используя существительные с каждым из названных выше суффиксов.
Образец: Лист - листик, листики; орех – орешек, орешки.
Бант, мост, ящик, карман, флигель, платок, горох, друг, сапог, огурец, станок, поясок, шкаф, каблук, узор, пиджак, земляк, дубок, стих, пастух, сад, листок, дождь, жук, кирпич, футляр, костюм, ножик, червяк, цветок.
19. Подберите к данным словам однокоренные с суффиксами, имеющими уменьшительно-ласкательные значение( -ик; -ек; -ок; -к-; -чик-; -очк-; -еньк- )
Обозначьте суффиксы. Придумайте синонимы-прилагательные. Оставьте с ними словосочетания или предложения.
Образец: Сад- садик, мама- мамочка.
Карандаш, кисть, конфета, стол, гвоздь, кофта, свежий, красный, сын, голос, флаг, диван, рыба, ваза, машина, зеленый, шапка, книжка, полка, паровоз, чайник, лиса, гриб, паук, стекло, часы, зеркало, коса.
20. Образуйте от данных слов существительные, используя указанные уменьшительные суффиксы. Перепишите, обозначая эти суффиксы.
Образец: книжка -книжица, письмо- письмецо.
1) -ец или -иц-а: хлеб, каша, мороз, книга, сюжет, метель.
2) -ечк- или -к-: блюдо, Ваня, Соня, семя, пуговица, мельница.
3) -ец-о или -иц-е: серебро, платье, пальто, строение, здоровье.
4) -оньк- или -еньк-: лиса, река, полоса, дорога, Лиза, заря.
5) -енк-, -онк-, -к-: изба, река, черешня, яблоко, нога, лодка, басня, смородина, трещина, глаза, жемчужина, баранина, кухня, вишня.
21. От данных слов образуйте существительные с помощью следующих суффиксов: 1) -ушк-, -юшк- или -ышк- ; 2) -ищ- ; 3) -ишк-. Обозначьте суффиксы и окончания. Обратите внимание на зависимость окончаний -о, -а или -е от рода существительного, а иногда от одушевленности или неодушевленности.
1) Доля, горе, стекло, воля, борода, зерно, трава, поляна, няня, поле, дед, соловей, солнце, перо, голова, Ваня, море, дно, детина, беседа, дядя, горло, ядро.
2) парень, сила, гора, нос, борода, голос, дом, человек, холод, жара, скука, волк, нога, рука, бас, великан, грязь.
3) город, нос, мужик, сын, пальто, вор, амбар, человек, земля, шалун, платье, забор, здоровье, ружье, плут, завод.
22. Образуйте от данных слов существительные посредством суффиксов: а) -еств-о, -(ин)ств-о; б) -ин-а, -от-а, -ет-а, -изн-а, -ость, -есть; в) -овн-я, -отн-я. Если от слова можно образовать существительные с несколькими суффиксами, используйте каждый суффикс. Суффиксы подчеркните. Составьте словосочетания с образованными вами существительными:
а) студент, человек, достойный, меньше, одинокий, огородник, большой, много, юноша, хищник, старший;
б) тесный, нищий, старый, высь, ширь, глубь, прямой, новый, быстрый, сухой, текучий, свежий, кривой, левый, правый, бедный;
в) толкать, болтать, бегать, пачкать.
23. Игра «Загрузи слова в грузовичок»
Инструкция: Из слов, записанных ниже, выберете слова с суффиксом -чик и запишите в правый грузовичок. Слова с суффиксом –щик запишите в левый грузовичок.
Резчик, переводчик, тюремщик, подписчик, ремонтщик, упаковщик, бетонщик, буфетчик, барабанщик, извозчик, наборщик, переплетчик |
24. От данных слов посредством суффиксов -чик или -щик образуйте имена существительные со значением лица. Суффиксы подчеркните.
Образец: перевод –переводчик.
Учёт, выбор, сварить, резать, рассказ, пулемет, камень, пилить, баня, барабан, стекло, править, перевоз, чеканка, подносить, смазать, водопровод, извоз, бетон, набор, фонарь, текстиль, домна, буфет,, чистить, копировать, контора, тюрьма, забой, застройка, заказ, переплет, ремонт, упаковка, проход, подписать.
25. Запомните правописание слов; перепишите, указав рядом слово, в котором е после шипящего было бы без ударения.
Образец: Шёпот – шептать.
Дешёвка, жёлоб, жёлтый, жёлудь, жернов, жердочка, жёсткий, кошёлка, печёнка, пчёлка, решётка, счёты, челн, чёлка, чёрный, шёлк, шёрстка, щёлкнуть, щётка, чечётка, чёрствый, шёл.
26. Игра « Непроизносимые согласные»
Цель игры – повторение правописания непроизносимых согласных, активировать внимание к суффиксам и окончаниям, обогащение активного словаря.
Всем играющим, кроме ведущего, раздаются поровну большие карточки. Каждая из карточек разделена на 4 квадрата (или прямоугольника), В каждом квадрате (прямоугольнике) написаны слова или словосочетания.
Правила игры.
Ведущий вынимает из коробки маленькую карточку и читает вслух написанное на ней слово.
Участник игры, которому данное слово подходит для замены слова или словосочетания, написанного на одной из больших карточек, берет маленькую карточку и закрывает ею соответствующий квадрат (прямоугольник) на большой карточке.
При этом играющий объясняет правописание слова на маленькой карточке (см. контрольный лист).
Выигрывает тот, кто первым закроет все квадраты на своих больших карточках и объяснит правописание слов на маленьких.
Инструкция: Перед вами большие карточки, на которых написаны слова или словосочетания. В коробке (специалист указывает на коробку) – маленькие карточки с синонимами (словами-заместителями со сходным смыслом) к этим словам. Я буду называть слова, а вы – искать синонимы к этим словам и выкладывать маленькие карточки на больших карточках.
Образец: Блеснуть. Слову «блеснуть» по смыслу соответствует слово на большой карточке «сверкнуть». Объясним правописание слова «блеснуть».
Блес-нуть – проверочное слово «блеск», поэтому (в корне слова) после буквы л пишем букву е.