Длинный язык завистливого монаха
Однажды один завистливый монах, уходя из общины, сказал:
— Повар готовит еду, привратник сторожит ворота, монахи подметают двор и ухаживают за огородом. Что делает настоятель — ума не приложу.
Ян Цзу, оказавшийся поблизости, засмеялся и сказал:
— Дергаю тебя за язык.
Дзен мотыги
Однажды молодого монаха послали в соседнее селение за продуктами. По дороге он встретил крестьянина, который шел на свое поле с мотыгой в руке.
— Уважаемый, — обратился к монаху крестьянин, — не подскажете, в чем смысл монашеской жизни?
Подражая учителю, монах громко крикнул:
— Катц! — и что было силы огрел крестьянина палкой.
Тот, сочтя это за нападение, рассвирепел и стал осыпать монаха ударами мотыги. Незадачливый проповедник едва унес ноги. С того дня за ним закрепилось прозвище: монах, посвященный мотыгой.
Дзен вегетарианства
Со времен Кэсэя в монастыре повелось, чтобы все монахи, принимая обет, становились вегетарианцами. Но однажды обнаружилось, что один из монахов, наведываясь в соседнее селение, где жила его мать, тайно употребляет мясо. Возмущенные монахи доложили об этом Ян Цзу.
Решив им подыграть, Ян Цзу ухватил провинившегося монаха за ухо и дико закричал:
— Ах, негодяй! Как ты посмел есть тела ни в чем не повинных животных?! Тебя надо самого порубить на мясо. Эй, кто-нибудь! Несите скорее топор!
Потрясенные страшным видом учителя монахи попробовали заступиться за своего товарища. Ян Цзу тут же его отпустил и уже спокойно сказал:
— Вот видишь, каким добродетельным может быть обычное зло.
Спасенный монах стал громко его благодарить, но Ян Цзу снова закричал:
— Все-таки тебя надо бы порубить на мясо!
Монах внезапно достиг просветления. Звали его Ю Шуань.
Последнее наставление Ян Цзу
— Что такое Дхарма? — спросил как-то монах у Ян Цзу.
— Удар моей палки.
— Все мое тело покрыто синяками от ваших ударов, но что такое Дхарма — я так и не знаю.
— Слушай же мое последнее наставление, — произнес Ян Цзу и умер.
Безразличие к дзен
Однажды странствующий монах по имени Вэй Ци сказал Тэн Бо:
— Я не верю в то, что ты владеешь дзен.
— Пусть тебя заботит не то, как я владею дзен, а то, что ты в это не веришь.
В другой раз Тэн Бо на такую же фразу сказал:
— Если таков твой дзен, продолжай в том же духе.
После смерти Ян Цзу Тэн Бо какое-то время был настоятелем, но потом добровольно сложил с себя полномочия и передал их Ю Шуаню. Сам он ушел неизвестно куда, и с той поры его больше не видели.
Секунда Дарумы
— В чем смысл прихода Дарумы с запада? — спросил монах у Ю Шуаня.
— С той поры прошла одна секунда.
Наставление начинающему
— Обязательно ли просветленный человек является мастером дзен? — спросил Вэнь Ху у Ю Шуаня.
Ю Шуань потрепал Вэнь Ху по плечу и вышел.
Богатый и бедный
В другой раз Вэнь Ху спросил:
— Есть ли какая-нибудь разница между богатым человеком и бедным?
— Никакой.
— Как это понимать?
— Оба они бедны!
— Не понимаю.
— Оба они богаты!
— Следует ли это понимать, что их шансы постичь дзен одинаковы?
— Да.
— В чем же тогда их сходство?
— Им обоим мешает богатство богатого, — сказал Ю Шуань.
Сплошные иллюзии
Однажды Ю Шуань спросил у монаха:
— Что ты будешь делать, если Мара нападет на тебя?
— Я его развею. Ведь Мара всего лишь иллюзия.
— Ты для Мара тоже иллюзия.
Телега без колес
— В чем твоя цель? — спросил Ю Шуань у монаха.
— В том, чтобы освободиться от Сансары и достичь Нирваны, — сказал тот.
— Нирвана без Сансары все равно что телега без колес.
Болтуны
Однажды Ю Шуань послал Уфо письмо, в котором была всего одна фраза: «Жду тебя на обед».
Через шестнадцать лет Уфо ответил: «Иду».
Миряне и монахи
Вэнь Ху спросил у Ю Шуаня:
— Монахи в брак не вступают, миряне вступают. Почему?
— Монахи ищут свою половину внутри, а миряне — снаружи.
— В этом их разница?
— В этом их единство.
Будда и его Слово
— Слово Будды и Будда — что было раньше? — спросил Вэнь Ху у Ю Шуаня.
— Слово Будды.
— Если бы не было Будды, где было бы его Слово?
— Если не было бы Слова, знали бы мы о Будде?
Парадоксы Ю Шуаня
Как-то Гэн Фо спросил у Ю Шуаня:
— Что важнее, медитация или приготовление обеда?
— Важно и то, и другое. Главное, чтобы медитация не замерзла, а обед не подгорел.
— Разве такое возможно?
— До той поры, пока два не станут одним.
Мантия Ю Шуаня
Когда Ю Шуань почувствовал, что час его ухода близок, он созвал монахов и сказал:
— Если сейчас кто-нибудь объяснит, что такое дзен, я отдам ему свою мантию.
Тут один из монахов повалился навзничь.
Другой, не долго думая, уселся на него верхом.
Третий схватил метлу и стал заметать на них пыль.
— Кажется, мою мантию придется разделить на три части, — сказал Ю Шуань.
Его преемником, тем не менее, стал первый монах, так как именно он отреагировал на вопрос учителя раньше других. Звали его Вэнь Ху. Два других монаха, Гэн Фо и Ли Джуань, покинули монастырь и основали собственные общины.
Толстый Гэн Фо
Однажды Гэн Фо спросил у Вэнь Ху:
— Сколько риса ты съел за свою жизнь?
— Одно зернышко.
— А я ни одного.
— Почему же ты такой толстый?!
Правда Гэн Фо
Как-то Гэн Фо спросил у монаха:
— Что я сейчас сделаю со своей палкой?
— Ударите меня.
— Болван! — воскликнул Гэн Фо и ударил монаха.
Тот возмутился:
— За что вы меня ударили?
— Не могу же я оставить в своем монастыре лжеца!