ГРАММАТИКА, ПРАВОПИСАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. 2—4 классы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.
Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.
Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
На каждом году обучения по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников.
Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения умственно отсталых школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида на всех годах обучения самое серьезное внимание уделяется звуко-буквенному анализу.
Во 2—4 классах звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.
Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных и др.
Умственно отсталые школьники овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т. е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.
Слово. В процессе практических грамматических упражнений во 2—4 классах изучаются различные разряды слов — названия предметов, действий, признаков. В 4 классе дается понятие о родственных словах, составляются гнезда родственных слов, выделяется общая часть — корень.
Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки умственно отсталых школьников к жизни, к общению.
Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.
В 3 классе дети учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков.
В 4 классе дается понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно для усвоения основной грамматической темы 5 класса, — имени существительного (различение именительного и винительного падежей).
Связная речь. Уже во 2—4 классах особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.
Во 2—4 классах проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.
Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю.
Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.
ПРОГРАММА
2 класс (5 ч в неделю)
ПОВТОРЕНИЕ
· Звуки и буквы. Соотношение звука и буквы, различение звуков и букв. Буквы, сходные по начертанию, их различение.
· Наша речь. Слово, слог как часть слова, предложение, текст.
· Слова, отличающиеся одним звуком, последовательностью и количеством звуков в слове. Слова со стечением согласных. Составление предложений из двух-трех слов.
ЗВУКИ И БУКВЫ
· Звуки гласные и согласные, их различение.
· Гласные ударные и безударные. Их различение в двусложных словах. Постановка знака ударения.
· Слова с гласной э.
· Слова с буквами и и й, их различение.
· Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных.
· Согласные звонкие и глухие, артикулярно сходные (р — л), свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными.
· Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я.
· Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.
· Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ.
СЛОВО
Изучение слов, обозначающих предметы:
· называние предметов и различение их по вопросам кто? что?;
· называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (стол — столы; рама — рамы);
· различение основных частей хорошо знакомых предметов (стул — спинка, сиденье, ножки);
· сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства (стакан — кружка, кушетка — диван).
Умение различать слова по их отношению к родовым категориям (игрушка, одежда, обувь и др.).
Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.
Изучение слов, обозначающих действия:
· называние действий предметов по вопросам что делает? что делают?
· группировка действий по признаку их однородности (кто как голос подает, кто как передвигается);
· различение предметов по их действиям (птица летает, а рыба плавает);
· умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.
Знакомство с предлогом как отдельным словом (в, из, на, у, с). Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится (под руководством учителя).
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря учебника.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Практическое знакомство с построением простого предложения:
· составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем;
· заканчивание начатого предложения (Собака громко...);
· составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку;
· выделение предложения из текста.
Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.
СВЯЗНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
· Расположение двух-трех коротких предложений в последовательном порядке (по картинкам или после устного разбора с учителем).
· Составление подписей к серии из двух-трех сюжетных картинок.
· Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного.
ПИСЬМО И ЧИСТОПИСАНИЕ
· Совершенствование техники письма.
· Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слова.
· Выполнение с помощью учителя письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.
· Списывание рукописного и печатного текстов по слогам. Проверка слов путем орфографического проговаривания.
· Письмо под диктовку простых по структуре предложений, состоящих из слов, написание которых не расходится с произношением; списывание слов со вставкой пропущенных букв.
· Списывание предложений с дополнением пропущенных слов по картинкам.
· Выписывание слов, начинающихся с определенной буквы, определенного слога и т. д.
· Составление под руководством учителя из букв разрезной азбуки слов — подписей под предметными рисунками и их запись; составление и запись предложений из трех-четырех данных вразбивку слов.
· Запись коротких предложений, составленных с помощью учителя в связи с чтением, работой по картинкам и с календарем природы.
УСТНАЯ РЕЧЬ
· Повторение пройденного за год.
· Составление простых распространенных предложений по вопросам учителя на основе демонстрируемого действия, по предметным и сюжетным картинкам, на предложенную тему.
· Правильное употребление форм знакомых слов при ответах на вопросы и составление предложений. Использование предлогов у, к, с и некоторых наречий.
· Связное высказывание по предложенному плану в виде вопросов (3—4 пункта).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
· анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р — л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;
· списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
· писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
· писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;
· составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.
3 класс (5 ч в неделю)
ПОВТОРЕНИЕ
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.
ЗВУКИ И БУКВЫ
· Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.
· Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме.
· Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные.
· Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.
· Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь.
· Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.
· Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.
· Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб — грибы).
СЛОВО
Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.).
Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.
Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.
Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.
Слова, обозначающие признаки (качества) предметов:
· называние признака (качества) данного предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?;
· нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы;
· подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств), сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая);
· согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.
Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя).
Разделительный ъ.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
· Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?).
· Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.
· Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.
· Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска).
· Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.
СВЯЗНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
· Умение восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам.
· Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу (в более легких случаях — самостоятельно).
· Коллективное составление текстов изложений с последовательной записью предложений, сформулированных под руководством учителя.
· Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем.
ПИСЬМО И ЧИСТОПИСАНИЕ
Выработка навыка правильного письма и списывания с постепенным ускорением темпа письма.
Четкое и графически правильное написание строчных букв и их соединений:
· 1-я группа — и, й, ш, п, т, н, г, р, у;
· 2-я группа — л, м, ц, щ, ь, ы;
· 3-я группа — б, а, ю, ф, б, в, д, з;
· 4-я группа — с, е, ё, ч, ъ, я;
· 5-я группа — э, х, ж, к;
письмо заглавных букв:
· 1-я группа — И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;
· 2-я группа — О, С, 3, X, Е, Ж, Э, Я;
· 3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В;
· 4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.
Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.
Списывание сплошного и печатного текста целыми словами и словосочетаниями.
Списывание слов и предложений со вставкой в них пропущенных букв или слов.
Выборочное списывание по указанию учителя.
Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания.
Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
УСТНАЯ РЕЧЬ
· Правильное составление простых распространенных предложений и сложных с союзом и.
· Связное высказывание по плану в виде вопросов, назывных предложений, по картинному плану (серии картинок).
· Повторение пройденного за год.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
· составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
· анализировать слова по звуковому составу;
· различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;
· определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
· списывать текст целыми словами;
· писать под диктовку текст (20—25 слов), включающий изученные орфограммы.
Учащиеся должны знать:
· алфавит.
4 класс
ПОВТОРЕНИЕ
Практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
ЗВУКИ И БУКВЫ
· Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и.
· Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.
· Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов.
· Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный).
СЛОВО
· Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.
· Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных.
· Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими славами.
· Разделительный ъ.
· Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень).
· Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
· Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится.
· Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам.
· Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).
· Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).
СВЯЗНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
· Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно.
· Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания.
· Изложение под руководством учителя небольшого текста (20—30 слов) по данным учителем вопросам.
· Восстановление несложного деформированного текста по вопросам.
· Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов.
· Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте.
ПИСЬМО И ЧИСТОПИСАНИЕ
· Выработка навыка правильного и аккуратного письма и списывания с дальнейшим ускорением темпа письма.
· Четкое и графически правильное письмо строчных (по необходимости) и прописных букв:
1-я группа — И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;
2-я группа — О, С, 3, X, Ж, Е, Э, Я;
3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В;
4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.
· Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.
· Списывание рукописного и печатного текстов целыми словами и словосочетаниями.
· Списывание предложений и связных текстов со вставкой пропущенных букв или слов.
· Выборочное списывание по указанию учителя.
· Письмо под диктовку предложений и связных текстов с соблюдением правил правописания.
· Восстановление нарушенного порядка слов в предложении, письмо прописных и строчных букв в алфавитном порядке.
УСТНАЯ РЕЧЬ
· Правильное составление простых распространенных предложений и сложных посредством союзов и, а, но, потому что, чтобы (с помощью учителя).
· Связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам.
· Составление небольших рассказов на предложенную учителем тему.
· Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов речи, выражение связей и отношений между реальными объектами с помощью предлогов, союзов, некоторых наречий.
· Повторение пройденного.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
· составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;
· анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);
· списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
· писать под диктовку предложения и тексты (30—35 слов).
Учащиеся должны знать:
· алфавит; расположение слов в алфавитном порядке в словаре.