МУЗЫКА И ПЕНИЕ (2 ч в неделю)
ПЕНИЕ
· Обучение певческой установке: правильно сидеть или стоять при пении — с расправленными плечами, не напрягая корпуса и мышц шеи.
· Щадящий режим по отношению к детскому голосу. Доступность песенного материала: простые, ясные по смыслу слова, знакомые образы, события и явления; простой ритмический рисунок мелодии без больших скачков; доступный певческий диапазон (ми1 — ля1); короткие музыкальные фразы, удобные для дыхания ребенка.
· Формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания. Недопущение форсирования звука как во время пения, так и в разговорной речи.
· Выработка округлого красивого звучания гласных звуков при четкой артикуляции положения рта и губ.
· Развитие умения бесшумного, глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни.
· Пение коротких попевок на одном дыхании.
· Развитие умения мягкого, напевного, легкого пения.
· Развитие понимания дирижерских жестов: внимание, вдох, начало пения и окончание.
· Пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное, плавное в пределах mezzo piano (умеренно тихо) и mezzo forte (умеренно громко).
Укрепление средней части диапазона (ми1 — ля1) с постепенным его расширением.
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
· Развитие эмоциональной отзывчивости на праздничную, маршевую, колыбельную песни.
· Овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях. Развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых сочинений.
· Ознакомление с характером музыки: спокойная, веселая, грустная.
· Ознакомление с динамическими особенностями музыки: громкая, тихая.
· Ознакомление с пением соло и хором.
· Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: фортепиано, барабан, скрипка.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПЕНИЯ
Первая четверть
· Падают листья. Музыка М. Красева, слова М. Ивенсен.
· Паровоз. Музыка З. Компанейца, слова О. Высотской.
· Антошка. Из мультфильма «Веселая карусель». Музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина.
· Что нам осень принесет? Музыка З. Левиной, слова А. Некрасовой.
Вторая четверть
· Елочка. Музыка М. Красева, слова З. Александровой.
· Голубые санки. Музыка М. Иорданского, слова М. Клоковой.
· Новогодняя песенка. Из кинофильма «Джентельмены удачи». Музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина.
· Дед Мороз. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.
Третья четверть
· Мы запели песенку. Музыка Р. Рустамова, слова Л. Мироновой.
· Бравые солдаты. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.
· Неваляшки. Музыка З. Левиной, слова З. Петровой.
Четвертая четверть
· Мишка с куклой пляшут полечку. Музыка и слова М. Качурбиной. Перевод с польского Н. Найденовой.
· Веселый музыкант. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.
· Андрей-воробей. Русская народная песня.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ СЛУШАНИЯ
· Спят усталые игрушки. Музыка А. Островского.
· Песенка Винни-Пуха. М. Вайнберг — Б. Заходер.
· Пластилиновая ворона. Музыка Г. Гладкова, слова Э. Успенского.
· Песенка Львенка и Черепахи. Из мультфильма «Как Львенок и Черепаха пели песню». Музыка Г. Гладкова, слова С. Козлова.
· Марш. Из балета П. Чайковского «Щелкунчик».
· Времена года. А. Вивальди. Аллегро из концерта 1 ми мажор, Le Primavera.
· Полонез. М. Огинский.
· Песенка про кузнечика. Из мультфильма «Приключения Незнайки». Музыка В. Шаинского, слова Н. Носова.
· Улыбка. Из мультфильма «Крошка Енот». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
· Песенка Крокодила Гены. Из мультфильма «Чебурашка». Музыка В. Шаинского, слова А. Тимофеевского.
· Песня Чебурашки. Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского.
· Чунга-Чанга. Из мультфильма «Катерок». Музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина.
· Голубой вагон. Из мультфильма «Старуха Шапокляк». Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского.
РИТМИКА (1 ч в неделю)
На занятиях ритмикой у детей необходимо воспитывать интерес к занятиям, к различным видам музыкальной деятельности, стремление участвовать в коллективных танцах, упражнениях.
Необходимо развивать музыкальный слух, уделять внимание совершенствованию движений, их выразительности, воспитывать положительное отношение к игре на музыкальных инструментах.
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ
Учить выполнять различные ритмические движения под музыку: ориентироваться в пространстве зала, знать центр (середину) зала, собираться в середине и расходиться по всему залу (по сигналу), развивать координацию, плавность, выразительность движений, умение выполнять движения в определенном, соответствующем звучанию музыки, ритме, темпе; учить чувствовать сильную долю такта (метр) при звучании музыки в размере две четверти.
Учить выполнять движения в соответствии с изменением характера музыки (быстро — медленно): бодро, свободно, подняв голову и не сутулясь, не шаркая ногами, маршировать под звучание марша, входить в зал, обходить его по периметру, останавливаться, затем по музыкальному сигналу опять начинать движение; выполнять движения не только по показу воспитателя, но и по словесной инструкции взрослого, а также самостоятельно.
Учить детей следующим движениям под музыку: развивать все танцевальные движения, с которыми познакомились на 1—2 годах обучения (совершенствовать их, выполнять в большем объеме, использовать в упражнениях и танцах); образовывать круг, сходиться в центре, затем отступать на место; ходить по кругу друг за другом ритмично, четко, взмахивая руками; бежать друг за другом легким шагом на носках без высокого подъема ног и высоко поднимая ноги; бежать друг за другом, выбрасывая ноги вперед (руки на поясе); двигаться по кругу приставными шагами, останавливаясь по сигналу; двигаться приставными шагами с приседаниями; ходить парами по кругу (свободную руку держать на поясе или держать в ней предмет, девочки держат край платья), следить за выразительностью движения; соблюдать расстояние между парами при движении парами; поднимать плавно руки вверх, в стороны, убирать их за спину, за голову, поворачивая кисти рук; выполнять разные действия с предметами (передавать их друг другу, поднимать вверх, покачивать ими над головой, бросать и ловить мяч, поднимать вперед).
В процессе музыкальных игр уделять особое внимание выразительности движений, обращать внимание детей на передачу самых характерных черт персонажей сказок, рассказов и пр. Для развития выразительности движений использовать игры «Кто как ходит», «Какая музыка к нему подходит?», «Кто к нам пришел?». Работать над эмоциональностью и раскованностью детей во время музыкальных игр.
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ
· Игры: «Ворон» (русская народная песня); «Кот и мыши» Т. Ломовой; «Летчики, следите за погодой!» М. Раухвергера; «Как на тоненький ледок...» (русская народная песня); «Кто скорее?» Л. Шварца; «На зарядку!» М. Старокадомского; «Каравай», «Горелки», «Теремок» (русские народные песни).
· Упражнения: «Мельница» Т. Ломовой; «Игра с мячами», «Скакалки» А. Петрова; «Упражнения с флажками» Ф. Шуберта; «Поскоки» С. Затеплинского; «Поезд» Е. Тиличеевой. Повторять знакомые упражнения.
· Пляски: «Калинка» (русская народная песня); «Парная пляска» (карельская песня); «Полька» Ю. Чичкова; «Петрушки», «Снежинки» Ю. Слонова; «Аннушка» (чешская полька); «Пойду ль я, выйду ль я» (русская народная песня); «Мы в зеленые луга пойдем» Н. Леви; «Приглашение», «Стукалка» (украинские народные мелодии); «Матрешки» Ю. Слонова.