Тема: Создание статичной и динамичной рельефных композиций на основе формы костюма
Цель работы:формирование ПК 1.1-1.2, знания теоретических основ композиционного построения в графическом дизайне, умения разрабатывать концепцию проекта, умение использовать преобразующие методы стилизации и трансформации для создания новых форм.
Задание :Разработать вертикальную рельефную композицию на основе формы костюма с учетом пропорций фигуры.
Оборудование:бумага формата А3, карандаши, клей, ножницы и др.
Источники информации:методический фонд, основная литература №2, 5, дополнительная литература № 1, 2, 3; Интернет-ресурсы: № 1,2.
Методические указания
Работа выполняется на бумаге формата А3. В качестве элементов композиции используются различные рельефы из белой бумаги, применяются навыки полученные в предыдущем задании. Композиция выполняется вертикально, она по пропорциям должна напоминать фигуру человека.
Сначала студенты должны разработать 12-15 форэскизов карандашом или ручкой, из которых преподаватель отбирает наиболее удачные и по ним уже выполняется рельеф. Источником вдохновения для выполнения тематических рельефов могут быть исторический и этнографический костюм, какое-либо настроение (печаль, радость), ассоциации. Для элементов рельефа должна использоваться плотная бумага. Элементы могут наклеиваться на ребро, плиссироваться, складываться в различных направлениях. Можно распологать элементы в несколько слоев и т.п.Для большей выразительности в случае художественной необходимости могут быть добавлены и другие виды бумаги.Выразительность композиции достигается различными средствами. В данном задании две композиции должны быть статичными, две - динамичными.
Статика – устойчивое положение формы в пространстве. Статика характеризуется равновесием частей формы, симметричным расположением элементов. Симметрия является одним из важных условий красоты формы. Говоря о симметрии, подразумевают под этим определенное повторение, зеркальное отражение левого в правом. Симметрия, которую человек раскрыл и осмыслил в творениях природы, становилась для него постепенно своеобразной нормой прекрасного. И он начинал сознательно использовать ее как средство гармоничной организации формы. Тело человека – симметричная форма с вертикальной осью симметрии.
Динамика – неустойчивое положение формы в пространстве с элементами движения внутри формы, при общей ее статичности; вне формы, вследствие асимметричности формы, а также сочетание внутренней и внешней динамики.
Асимметрия – расположение элементов при отсутствии точки, оси или плоскости симметрии. Асимметрия придает форме различную степень динамики. С точки зрения динамики важно расположение акцентов композиции, зрительная уравновешенность всех ее частей.
Динамичность композиции связана также с соотношением элементов, пропорциями. Динамичность может быть усилена ритмическими движениями, контрастными отношениями.
Контраст – резкое различие форм, размеров, пластики, цвета, фактур. Контраст всегда был одним из наиболее широко используемых средств в руках художника. Композиция, построенная на контрасте, действует на зрителя очень активно и надолго удерживается в памяти. Малое противопоставляется большому, вертикальное - горизонтальному и т. п. Контраст в отношениях создает динамику, как зрительное движение в направлении преобладающей величины.
Работа должна быть выполнена аккуратно и чисто.
Отчет по работе: 4 вертикальных рельефа формата А3, выполненных очень аккуратно.
Критерий оценки:оценка «отлично» ставится за оригинальное творческое решение, высокое качество исполнения; оценка «хорошо» ставится за грамотное творческое решение, хорошее качество исполнения; оценка «удовлетворительно» ставится при неправильной решении темы или при неаккуратном исполнении; оценка «неудовлетворительно» ставится при невыполнении работы.
Практическое занятие №10
Тема: Построение объемной формы костюма на масштабном манекене.
Цель работы:формирование ПК 1.1-1.2, умения создавать целострую композицию в объеме и пространстве, применяя известные способы построения и формообразования.
Задание:разработать объёмные формы костюма из бумаги на масштабном манекене.
Время выполнения: 4 ч.
Оборудование:масштабный манекен, бумага, проволока и др.
Источники информации:методический фонд, основная литература № 3, 6, дополнительная литература № 2, 3; интернет-ресурсы: № 1,2
Методические рекомендации
Для выполнения задания необходимо на основе модульных схем женской фигуры изготовить 2 проволочных или картонных каркаса, на которых затем разработать форму костюма.
При изготовлении каркаса для установления пропорциональных отношений следует использовать модульную схему женской фигуры, где за 1 модуль (высота головы) берется 3 см. Соответственно до линии талии еще 2 модуля, 1 модуль до линии бедер, плюс 2 модуля до линии колен. Допускается увеличение длины ног за счет голеней, т.е. ниже колен. Каркас следует укрепить на устойчивой подставке.
Затем разрабатываются 10-12 эскизов объемных форм, главное в них – интересное творческое решение. Эскизы выполняются карандашом или пером, небольшого размера, примерно 6-8 на листе бумаги А4. Одна форма должна быть статичной, другая – динамичной.
При работе над формами нужно применить все изученные средства художественной выразительности – статику, динамику, ритм, контраст – для достижения целостности композиции. Для творческого вдохновения можно воспользоваться примерами исторического и этнографического костюма, ассоциациями с мотивами природы или современными техническими достижениями.
Так как масштабный манекен уже имитирует фигуру человека, то особое внимание следует уделить пропорциям.
Пропорции – важнейшее средство гармонизации, размерные отношения элементов – это та основа, на которой строится вся композиция. Это соразмерность элементов, согласованная система частей и целого, придающая предметам гармоничную завершенность. Это единственное средство композиции, с помощью которого можно «измерить» красоту. Пропорции выступают в виде различных математических отношений.
Пропорции арифметические (модульные), когда взаимосвязь частей и целого слагается путем повторения единого заданного размера, модуля, например рукав ¾ пальто 7/8 от целого. Пропорции геометрические, которые строятся на разности отношений и проявляются в геометрическом подобии отношений и форм. Наиболее известна такая пропорция, как «золотое сечение». Правило «золотого сечения» гласит: отрезок делится на такие две части , чтобы отношение большей и меньшей было равно отношению всего отрезка к его большей части.
Золотое сечение
Гармонические пропорциональные отношения основаны на неравенстве пропорций.
Несмотря на то, что пропорции можно выразить математически, большое значение имеет чувство вкуса, художественное понимание красоты пропорций.
По отобранным преподавателем эскизам разрабатывается объемная форма из бумаги. Бумага должна быть плотной, белого цвета и все детали и элементы объемной формы вырезаны очень аккуратно. Затем они скрепляются различными способами – клеем, степплером. Необходимо также учесть головной убор, который имеет большое значение для общего пластического и пропорционального решения формы.
Отчет по работе: 2 объемных формы на манекене, выполненные чисто и аккуратно.
Критерий оценки:
оценка «отлично» ставится за оригинальное творческое решение, высокое качество исполнения; оценка «хорошо» ставится за грамотное творческое решение, хорошее качество исполнения; оценка «удовлетворительно» ставится при неправильной решении темы или при неаккуратном исполнении; оценка «неудовлетворительно» ставится при невыполнении работы.
Практическое занятие № 11