Проявление музыки в лилах Господа
Изначально, музыка, это одна из многочисленных энергии Господа и Он изначальный и непревзойденный музыкант. Кришна идеальным образом показывает предназначение музыки и своих играх во Вриндаване. Он играет на флейте, и так передает эмоции любви своим преданным.
ШрилаКришнадасКавираджГосвами описывает в «Шри Говинда-лиламрите» (22.76-96), какое искусство проявляли гопи и Шри Кришна во время этого танца:
«Сладость звуков флейты Господа Хари и пения гопи, в сочетании со звоном их ножных колокольчиков, ручных браслетов и колокольчиков на их талии, перемещающихся с ритмом, отбиваемым их стопами в танце, затопила весь мир. Они пели отдельно каждую из цельно-тоновых нот са, ри, га, ма, па, дха, ни (до-ре-ми-фа-соль-ля-си), и каждую из полу тoнoвых нот. Они в блаженстве пели как чистые, так и искаженные мелодии. Чистые мелодии делятся на семь разделов, искаженные — на одиннадцать. Существует три вида гамм, которые недоступны для восприятия смертных: Шад-джа, Мадхйама и гандхарва. Они громко пели гаммы типа гандхарва. Временами они пели 22 шрути (пограничные ноты между двумя соседними тонами), семь основных нот, 49 видов тональностей, и 21 вид мурччхана-санчара (модуляций голоса). Они сладко пели 15ю видами вибрато, например Тирипа, а также многими видами устойчивых нот, таких как Дхала. Они пели двумя видами дополнительных напевов: Шуддха и Алага, из которых Шуддха имеет три подвида: рупака, васту и прабаддха. Существует множество видов голосов, последовательных речитативов (прабандха) и раг, таких как нйаса, амша и граха. Они пели 7ю видами полных (сампурна) голосов, шестью видами голосов Шадава и пятью видами аудава». (Шри Говинда-лиламрита 22.76-84)
«Гопи пели раги, во главе с малларой, карнатакой, паттой, самой, кедарой, камодакой и бхаиравой, а также гандхарва-, дешага- и васантака-рагу вместе с различными видами малава-раг. Одна за другой они исполнили следующие раги: шри-гурджари, рамакири, гаури-масавари, гондакири, тоди, велавали, мангала-гурджари, варатика, деша-варатика, магадхи, каушики, пали, ланита, патха-манджари, субхага и синдхуда.
Гопи постоянно издавали звуки своими браслетами и играли на ударных, струнных и духовых инструментах, которые им один за другим передавала Вринда. Они играли на барабанах пяти видов: мриданга, дамару (барабан Шивы), дампха, манда (хлопки ладонями по воде) и мамака; на трех видах флейт: мурали, павика и вамши, на караталах и семи видах струнных инструментов (випанчи, махати, вина, каччапи, кара насика, свара мандаджика и рудра вина). Танцуя, гопи складывали свои руки и пальцы таким образом, что, тень, падая на землю, принимала формы флага, треугольного знамени, гусиной головы, ножниц, головы попугая, головы оленя, головы Кхаттаки, иглы, полумесяца, бутона лотоса, языка змеи и другие формы. Они отбивали множество видов ритмов, таких как Дхрува и Мантха, или обратные им. Эти ритмы делятся на три подраздела: с запозданием (атита), с опережением (анагата), и точные (сама), каждый, из которых в свою очередь может делиться по трем видам пауз: сама (одинаковых), гопуччхика (подобных хвосту коровы) и шрота. Есть три вида темпов: быстрый, средний и медленный и два вида удержания (дхарана), беззвучный и со звуком. Гопи пели двумя видами размеров (мана) — с нарастанием темпа (варддхамапа) и с замедлением (хийамана), и двумя видами ритмов (мана и аварта)». (Шри Говинда-лиламрита 22.88-96)
В десятой песни «ШримадБхагаватам» описывается как Господь Кришна, являя свои земные игры, обучался в гурукуле шестидесяти четырем видам искусств, которые шли в следующем порядке:
•Гита — пение;
•Вадья — искусство игры на музыкальных инструментах;
•Нритьям — искусство танца;
•Натья — театр, сценическое искусство и т.д.
«Сангита-макаранда» описывает, что каждая из семи нот наделена способностью пробуждать определенный вид эмоций или вкуса (раса). Например, раса супружеской любви (шрингара раса или мадхурья раса) — 5-й нотой. Подтверждение этому мы находим и в других описаниях: «Во Вриндаване, все птицы, такие как попугаи и кукушки, также громко пели на 5-й ноте. И не только птицы, шмели и пчелы также жужжали на 5-й ноте». (Чайтанья-Чаритамрита). Пятая нота пробуждает мадхурья расу, поэтому Шри Кришна играет на флейте пятую ноту, созывая своих близких спутниц гопи.
Как утверждает «Бхактиратнакара» вся музыка изошла из танца раса Кришны с гопи. В чем же предназначение музыки? Музыка, как энергия Бога, призвана выражать эмоции (расу) и генерировать их в слушателе. Итак, музыка способна пробуждать определенную расу. Музыка всегда несет в себе сознание личности и, если она используется для удовлетворения чувств, то это демоническая музыка, если для удовлетворения Бога, то она духовна.
Рага
Писания описывают, что Раги низошли непосредственно с духовной платформы: «Сангита-сара» утверждает:
«Существует столько же музыкальных раг, сколько существует видов жизни (8.400.000)». Среди них 16 тысяч являются главными, и все они были проявлены гопи (близкими спутницами Господа), девушками — пастушками Вриндавана». «ШримадБхагаватам» описывает это так:
«Когда Господь Кришна играет на своей флейте, 16.000 гопи отзываются на звук флейты своим пением, выражая тем самым свою особую, индивидуальную любовь к Нему. Так проявляются 16.000 раг. В последствии эти раги распространились по всей вселенной и стали основными».
Таким образом, рага — это духовные эмоции (раса), проявленные в любовном взаимообмене (в отношениях) с Господом, запечатленные в звуке. Суть этой эмоции — разнообразная, вечно обновляющаяся, экстатическая любовь к Богу. Это самое важное, что можно сказать о раге. В этом сокровенный смысл и тайна раги. Рага окрашивает сердце не только в музыкальном, но и в философском смысле, поскольку пробуждает в личности определенные желания. Это наука подробным образом описана мудрецом БхаратойМуни в «Натья-шастре».
Все это описывается также в «Бхакти-ратнакаре». Она же говорит: «Просто слушай раги в исполнении махаджанаШивы, Сам Господь Вишну, поддерживающий все вселенную, плавится в экстазе духовной любви. Он наслаждается, переживая эмоции сокрытые в рагах».
Чтобы правильнымобразомисполнятьраги, нужно учесть множество факторов. В соответствии с писаниями восемь временных промежутков соответствуют различным играм Господа - ашта-калия-лила. Музыкант учитывает прахару, настроение Господа, сезон года, состояние природы, и эмоции переживаемые Господом в этих играх. Есть раги, которые можно играть в любое время суток. Таким образом, на протяжении всего дня музыкант может полностью погружаться в размышления о Боге и одухотворять свое сознание.
Талы
Что касается ритма, то в ведической музыке есть уникальные по сложности и ритмической изысканности талы. Тал (по-европейски размер)- это циклический ритмический рисунок с фиксированным количеством долей(матр), выражающий определенную эмоцию (расу).
Есть талы, которые исполняются в редких случаях наиболее выдающимися музыкантами, и при их первом прослушивании (а иногда и при втором и даже при третьем) составляет сложность определить где у них начало и где конец, не говоря уже о том, чтобы петь и играть под эти ритмы.
В наиболее известных талах бывает следующее количество долей: 6 — Дадра тал, 7 — Рупак тал, 8 — Кахарва тал, 10 — Джап тал, 12 — Эк тал, 14 — Дхамар и 16 — Тин тал. Также есть комбинации из 9, 11, 13, 15, 17 и 19 долей, которые исполняются в редких случаях наиболее выдающимися мастерами. Европейские ритмы, как правило, более квадратны и имеют четное количество долей 4, 8, 16. Хотя бывает и 3 и 6, но чаще всего, особенно в популярной музыке, используются только квадратные ритмы.
Как правило, нашему сознанию привычна и понятна квадратная музыка. В этом можно убедиться на собственном опыте, пытаясь проникнуть в глубины ведической музыки. Она кажется нам слишком сложной. Но, чем тоньше сознание человека, тем тоньше выражение этого сознания вовне, в разных аспектах жизни. Ведическая музыка — это музыка тонкого духовного сознания, а не грубого материального тела.
Древние музыкальные тексты утверждают, что существует 108 разных тал, которые имеют от 3 до 108 долей. Современные индийские музыканты используют около 20 тал. Остальные талы очень сложны для восприятия даже профессионалов.
В Греции до сих пор при исполнении народной музыки поют и танцуют на 7 и 9-дольные талы:
/ раз два / раз два / раз два три /;
/ раз два / раз два / раз два / раз два три /.
В народной музыке Турции также сохранились ритмы с нечетным количеством долей. Важный момент: талы с одинаковым количеством долей различаются внутренним делением и акцентами. Например, Дхамар тал состоит из 14 ударов, сгруппированных следующим образом:/5/5/4/;
АдиЧаутал состоит из того же количества ударов, но они разделены иначе:/2/4/4/4/;
Чанчар тал, разделен так:/3/4/3/4/;
Кахарва тал группируется как:/4/4/;
Натья тал так:/2/2/4/.
Что касается различия в акцентах, мы подробно разберем этот момент позже.
При продолжительном звучании один и тот же ритм действует на слушателя гипнотически, вводя его в определенное эмоциональное состояние. Разные талы несут в себе разное настроение (расу). Приведем несколько примеров.
1) гарба тал — || 2 | 2 | 2 || — праздничный, танцевальный, воодушевляющий ритм. Не случайно знаменитый «Гимн Советского союза» и многие хиты коммунистических времен, исполнялись именно на этот тал. Например, знаменитый хит: «И тот, кто с песней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадет!»
2) Дадра тал — || 3 | 3 || — лиричный, медитативный ритм (вальс). Большинство лиричных и молитвенных песен в ведической музыке исполняется именно на этот тал. Ритм биения человеческого сердца это — дадра тал ||1 - 3 ||.
3) Кахарва тал (+ д-Кахарва)— || 4 | 4 || — ритм шага, самый распространенный тал. Подавляющее большинство всей существующей музыки играется именно на него. В каком-то смысле он универсален, все зависит от скорости, в которой вы его играете. Он очень удобен для танцев и уличных церемоний.
4) Натья тал — || 2 | 2 | 4 || — натья означает танец. Его название говорит само за себя. На этот ритм играется современный рэп, хип-хоп и фьюжен. Очень знаменитый в современной музыке тал.
В зависимости от настроения, которое мы хотим передать, мы можем использовать разные талы. Интересный момент, одну и ту же мелодию можно сыграть на разные талы, и от этого она будет приобретать разную эмоциональную окраску. Чтобы научиться погружать слушателей в настроение каждого тала, необходимо слушание и общение с профессиональными музыкантами. Именно в таком слушании и общении перенимается вкус или стиль исполнения тала. С технической точки зрения, при игре тала нужно использовать следующие эллементы: акценты, синкопы, различия в динамики ударов, разнообразные звуки, извлекаемые из инструмента. Но, в конечном счете, самое главное — это бхава — настроение музыканта.
В 5-й волне «Бхакти-ратнакары» упоминается, по крайней мере, имена 89 талов (2.964 — 2.968)
Таким образом, палитра эмоций выражаемых ведическими музыкантами с помощью тала очень обширна, и ее суть состоит в передачи разнообразных чувств, испытываемых душой по отношению к Господу. Как утверждает «Бхакти-ратнакара» — все олицетворенные талы в своей личностной форме вечно существуют и служат в играх Господа.
Полный цикл тала называется авартан и обозначается двумя параллельным линиями по краям тала.
|| Авартан ||
Авартан делится на анги, и количество анг в одном авартане будет различаться в зависимости от того какой тал мы играем. Например:
кахарва тал 4/4 || анга | анга ||
гарба тал 2/2/2 || анга | анга | анга ||
Каждая анга делится на матры, и в зависимости от тала количество матр в анге, будет отличаться. Например:
дадра тал 3/3 || матраматраматра | матраматраматра ||
гарба тал 2/2/2 || матраматра | матраматра | матраматра ||
Письменные обозначения при записи мантр:
1. Сам - самый сильный удар в тале - ярко выделенный звук:те (жирный шрифт).
2. Придыхательные звуки:
• в 2 раза более короткий звук: (те) (двойные скобки);
• в 4 раза более короткий звук ((те)) (четверные скобки).
3. Кхали (пустой) — слабая или пропущенная доля. обозначаем "-" (дефис)