Оперная тетралогия Вагнера «Кольцо нибелунга».

Главным делом своей жизни Вагнер справедливо считал создание тетралогии «Кольцо нибелунга». Действительно, и мировоззрение композитора, и принципы его реформы получили здесь свое законченное воплощение.

Историческое значение этого вагнеровского произведения необычайно велико. Это не только самое гигантское по масштабу творение Вагнера, но и самое грандиозное произведение во всей истории музыкального театра. Грандиозность его композиционных масштабов, как и соответствующий им мощный исполнительский «аппарат», можно сказать, взбудоражили весь цвет европейского музыкального искусства, не оставив никого равнодушным. Иными словами, работа композитора над тетралогией, растянувшаяся более, чем на четверть века, и ее первая постановка в 1875 году – одно из важнейших событий в истории музыки XIX века. Вагнер своим произведением действительно «удивил» музыкальный мир.

Как и в других своих сочинениях, в тетралогии композитор синтезировал несколько мифологических источников. Самый древний – скандинавский цикл героических сказаний «Старшая Эдда» (IX–XI вв), где повествуется о богах древних германцев, о возникновении и гибели мира, о подвигах героев (в первую очередь, о Сигурде–Зигфриде). Отд. сюжетные мотивы и немецкие варианты имен Вагнер взял из «Песни о нибелунгах» (XIII в) – немецкого варианта сказания о Зигфриде. Именно «лучезарный» Зигфрид, самый любимый народом образ сказания, вошедший во многие немецкие «народные книги», в первую очередь привлек внимание Вагнера. Композитор модернизировал его. Он подчеркивал в Зигфриде героическое начало и называл его «страстно ожидаемым человеком будущего».

Но «Кольцо» не осталось драмой Зигфрида: первоначально задуманный в виде одной драмы, прославляющей свободное человечество («Смерть Зигфрида»), замысел Вагнера все более разрастался. При этом Зигфрид уступил первое место богу Вотану. Тип Вотана есть выражение идеала, диаметрально противоположного Зигфриду. Правитель мира, воплощение безграничной власти, он охвачен сомнениями, поступает вопреки собственным желанием (обрекает на смерть сына, расстается с любимой дочерью Брунгильдой). При этом Вагнер очертил оба действующих лица с явной симпатией, одинаково увлеченный и лучезарным героем, и страдающим, покорным судьбе богом.

Невозможно в одной формуле выразить «общую идею» «Кольца нибелунга». В этом грандиозном произведении Вагнер говорит о судьбе всего мира. Здесь есть всё.

1 – обличение жажды власти и богатства. В статье «Познай самого себя» Вагнер раскрыл символику тетралогии. Он пишет об Альберихе как образе «страшного владыки мира – капиталиста». Он подчеркивает, что сковать кольцо власти может лишь тот, кто откажется от любви. Такое под силу лишь уродливому и отвергнутому Альбериху. Власть и любовь – понятия несовместимые.

2 – осуждение власти обычаев, всевозможных договоров и законов. Вагнер становится на сторону Зигмунда и Зиглинды, их кровосмесительной любви, против богини «обычая» и законных браков Фрики. Царство закона – Вальгалла – рушится в пламени.

3– христианская идея искупления через любовь. Именно любовь вступает в борьбу с подавляющей силой эгоизма. Она воплощает высшую красоту человеческих отношений. Зигмунд жертвует жизнью, защищая любовь; Зиглинда, умирая, дает жизнь лучезарному Зигфриду; Зигфрид гибнет в результате невольного предательства любви. В развязке тетралогии Брунгильда совершает дело освобождения всего мира от царства зла. Так идея спасения и искупления приобретает в тетралогии поистине космические масштабы.

Постановка перед оперным произведением сверхзадач, характерная для Вагнера, в очередной раз потребовала модернизации всех сторон музыкального спектакля. Тетралогия как последовательно реформаторское произведение насыщена «передовыми» композиционно-техническими приемами и рассчитана на предельные для своего времени творчески-исполнительские ресурсы. Высшего развития в тетралогии достигает вагнеровский оркестр. Его состав огромен (преимущественно четверной). Особенно грандиозна медная группа. Она состоит из 8 валторн, из них 4 могут быть заменены вагнеровскими тубами(с валторновыми мундштуками). Помимо этого – 3 трубы и басовая труба, 4 тромбона (3 теноровых и 1 басовый), контрабасовая туба), огромное количество арф (6). Расширен и состав ударных.

Каждая из музыкальных драм, составляющих тетралогию, обладает своими жанровыми признаками.

«Золото Рейна» относится к жанру сказочно-эпическому, «Валькирия» – лирическая драма, «Зигфрид» – героико-эпическая, «Гибель богов» – трагедия.

Через все части тетралогии проходит развитие разветвленной системы лейтмотивов. Лейтмотивами наделены не только действующие лица, их чувства, но и философские понятия (проклятие, судьба, смерть), стихии природы (вода, огонь, радуга, лес), предметы (меч, шлем, копье). Применительно к тетралогии и ее лейтмотивам вполне уместно звучит термин лейтмотивная система. Во-первых, впечатляет само количество лейтмотивов (специалисты насчитывают около ста лейтмотивов), во-вторых, так или иначе лейтмотивы производны друг от друга и восходят к двум фундаментальным «прамоделям»: к аккордовости, заданной начальным ми-бемоль мажорным трезвучием, или к плавному поступенному движению, пронизывающему собой эту самую аккордовость в начале оперы «Золото Рейна». Имея общее «начало», лейтмотивная система тетралогии имеет и общий «апогей»: ключевые в смысловом отношении лейтмотивы «стягиваются в единый узел» в «Траурном марше» из оперы «Закат богов». Эта направленность развития всей лейтмотивной системы тетралогии к ее окончанию обеспечивает характерную для жанра симфонии устремленность музыкальной формы.

Обобщая, скажем, что тетралогия «Кольцо нибелунга» – произведение, в котором принципы оперной реформы реализованы композитором наиболее последовательно и всеохватно. Вместе с тем исторический смысл и значение тетралогии перекрывает границы и жанры оперы, и даже музыкального искусства в целом, она образует важную параллель ряду «сверхпроизведений», возникших в литературе, драматургии и т.д.

Наши рекомендации