Оперная реформа Рихарда Вагнера.
Вклад Вагнера в мировую культуру определяется, прежде всего, его оперной реформой, без которой невозможно представить дальнейшую судьбу оперного жанра. Осуществляя ее, Вагнер стремился:
- к воплощению глобального, общечеловеческого содержания на основе легенд и мифов германо-скандинавского эпоса;
- к единству музыки и драмы;
- к непрерывному музыкально-драматическому действию.
Это привело его:
- к преимущественному использованию речитативного стиля;
- к симфонизации оперы на основе лейтмотивов;
- к отказу от традиционных оперных форм (арий, ансамблей).
Направленность реформ Вагнера во многом совпадала с идеями К.В. Глюка. Вслед за ним Вагнер стремился сделать оперный спектакль глубоким и широкоохватным по смыслу произведением, способным существенно повлиять на жизненные позиции слушателей. Однако в отличие от Глюка, ставившего на первое по значению место театральную пьесу, Вагнер считал драму и музыку равнозначными компонентами оперного спектакля.
Основные положения реформы:
Легендарно-мифологические сюжеты. Подчеркнутая серьезность творческих намерений, постановка глобальных жизненных проблем, нацеленность на предельные смысловые глубины естественным образом приводит композитора к сюжетам определенного характера – легендарно-мифологическим. В своем творчестве Вагнер никогда не обращался к современной тематике, к изображению повседневной жизни (исключение – «Нюрнбергские мейстерзингеры»). Единственным достойным литературным источником оперы он считал мифологию. Композитор постоянно подчеркивал общезначимость мифа, который «во все времена остается правдивым». Характерен отход Вагнера от более или менее пассивного следования одному мифологическому источнику: как правило, в одной опере он синтезирует несколько легенд, создавая собственное эпическое повествование. Актуализация мифа – принцип, который проходит через все вагнеровское творчество. Переосмысливая миф в духе современности, Вагнер пытался на его основе дать картину современного капиталистического мира. Например, в «Лоэнгрине» он рассказывает о враждебности современного общества по отношению к истинному художнику, в «Кольце нибелунга» в аллегорической форме обличает жажду мировой власти.
Равноценность поэзии и музыки. Центральная идея вагнеровской реформы – синтез искусств. Он был убежден в том, что лишь в совместном действии музыка, поэзия, театральная игра способны создать всеохватную картину жизни. Подобно Глюку, ведущую роль в оперном синтезе Вагнер отводил поэзии, а потому уделял огромное внимание либретто. Он никогда не приступал к сочинению музыки до тех пор, пока не будет окончательно отшлифован текст.
Автор – либреттист и композитор в одном лице. Исключительная сложность задач, которые призван решить оперный спектакль, закономерно требует концентрации всей власти над произведением и всей ответственности за его судьбу в руках одного универсально одаренного творца – одновременно и поэта, и композитора. Фигура либреттиста, до того являвшегося обязательным «соавтором» композитора, оказывается в этих условиях лишней.
Модернизация жанрав опоре на а) синтез искусств; б) симфонизацию оперы.
Стремление к полному синтезу музыки и драмы, к точной и правдивой передаче поэтического слова привело композитора к опоре на декламационный стиль. В музыкальной драме Вагнера музыка льется сплошным, непрерывным потоком, не прерываемым сухими речитативами или разговорными вставками. Этот музыкальный поток постоянно обновляется, изменяется и не возвращается к уже пройденному этапу. Вот почему композитор отказался от традиционных оперных арий и ансамблей с их замкнутостью, изолированностью друг от друга и репризной симметрией. В противовес оперному номеру выдвигается принцип свободной сцены, которая строится на постоянно обновляемом материале и включает в себя певучие и речитативные эпизоды, сольные и ансамблевые. Таким образом, свободная сцена совмещает признаки различных оперных форм. Она может быть чисто сольной, ансамблевой, массовой, смешанной (например, сольной с включением хора). Традиционные арии Вагнер заменяет монологами, рассказами; дуэты – диалогами, в которых преобладает не совместное, а поочередное пение. Главное в этих свободных сценах – внутреннее, психологическое действие (борьба страстей, смены настроений). Внешняя же, событийная сторона сводится к минимуму. Отсюда – перевес повествовательного начала над сценически действенным, чем оперы Вагнера резко отличаются от опер Верди, Бизе.
Объединяющую роль в вагнеровских свободных формах играет оркестр, значение которого резко возрастает. Именно в оркестровой партии концентрируются важнейшие музыкальные образы (лейтмотивы). Вагнер распространяет на партию оркестра принципы симфонического развития: основные темы разрабатываются, противопоставляются друг другу, трансформируются, приобретая новый облик, полифонически сочетаются и т.д. Подобно хору в античной трагедии оркестр Вагнера комментирует происходящее, поясняет смысл событий через сквозные темы – лейтмотивы. Любая зрелая опера Вагнера содержит 10–20 лейтмотивов, наделенных конкретным программным содержанием. Вагнеровский лейтмотив – это не просто яркая музыкальная тема, а важнейшее средство, помогающее слушателю понять самую суть явлений. Именно лейтмотив вызывает нужные ассоциации, когда герои молчат или говорят совсем о другом. Лейтмотивы в объединяются в лейтмотивную систему, поскольку они тесно связаны друг с другом, близкие по значению лейтмотивы могут быть с музыкальной точки зрения производны.