Тональность в музыке XX века

В музыке XX века тональность становится:

1. Диссонантной

2. В новой тональности ослаблено тяготение к тонике (от устоя к неустою)

3. Значительно изменен вид тоники. Устоем может быть отдельный звук (центральный тон , устой , полюс, к которому стремится звуковой поток, Стравинский- мелодическое образование);

IX. ВЕРТИКАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКИ

Литература:

1. Берков «формообразующие средства гармонии»

2. Берштадская «Лекция по гармонии», «Гармония как элемент музыкальной системы»

3. Гуляницкая «Введение в современную гармонию»

4. Мазель «Проблемы классической гармонии»

5. Тюлин «Учение о гармонии»

6. Тюлин, Привана «теориические основы гармонии»

7. Халопов «Гармония» (теоретические и практические курсы)

Интервал – промежуток (мелодические и гармонические, составные характерные и альтерированные)

Классификация интервалов: по акустическому принципу и т.д.

Роль интервала зависит от его положения:

  1. Начальное положение –роль существенна, так как сознание готова к восприятию;
  2. Серединное положение.Интервал зависит от намеченной логики развития и имеет продолжающее динамизированное контрастное значение по отношению к другим;
  3. Каденционное –исторически сложившееся стереотипы;
  4. Интервал в околоцензурном положениион чаще всего обезличен, ибо цензура разрывает его эффект.

Три позиции интервала:

1. Активная (существенная черта построения );

2. Пассивная (часть множества не выделяющееся из общего движения);

3. Нулевая (Риман – мертвые, то есть теряет мелодическую реальность)

Аккорд

Аккорд - одновременное сочетание нескольких звуков. Вертикальный комплекс, кот-й состоит из не менее трех звуков. Выдающиеся признаки: 1) одновременность; 2) терцовое строение; 3) трехзвучный минимум.

Традиционная структура исходит из форм признаков.

Аккорд –комплекс тонов, представляет собой логическую дифференцированную конструктивную целостную единицу музыкальной ткани ( Берштатская). Важный признак – целостность, отчлененность от основных аккордов муз.ткани (реальная или подразумевающаяся).

Аккорд –элемент многоголосия состоит не мене из 2 двух звуков. Интервальная система может быть различной. Терцовость – частный случай строения аккорда. Основой учения об аккордах послужило открытие обертонового ряда (Рамо «трактат о гармонии»).

Наиболее активное воздействие на формализацию аккордового мышления оказала нижняя наиболее слышимая часть ряда. Поэтому с 1-го по 6-й - конструктивные обертона, а верхние – окрашивающие. Целый ряд закономерности гармонии обусловлен строением обертонового лада, а именно: 1) 4-х голосие; 2) тенденции изложения голосов вверх и от смещения баса. 3) удвоение основных и квинтовых тонов.

Именно структура нижней части ряда дает нам терцовую вертикаль. Эволюция музыкального языка совпадает с усвоением обертонового ряда. Первоначальная форма одноголосия с октавным удвоением.

По структуре выделяется два вида аккорда:

1) аккорд терцового строения;

2) аккорд нетерцового строения:

а) образуется за счет видоизменения аккорда терцовой структуры (пропуски тонов, включение в аккорды чуждых ему тонов – побочные тоны:

1) замененные побочные тоны, включающиеся вместо пропущенного тона терцовой структуры;

2) внедрение побочного тона;

б) собственно нетерцовые аккорды:

1) вертикаль по принципу избранного удержания интервалики;

2) тематическая или мелодическая гармония (тоны в мелодической структуры определяются интервалами мелодическими линиями).

3)аккорд организуется по принципу симметрии.

Кластер - от анг. Гроздь, пучок.

Формы функций аккордов в музыкальной ткани

Ладовая функция

2. Фоническая функция. Фонизм – звуковая окраска, тембр аккорда. Фонизмом обладает каждый аккорд, ибо фон.эфект обусловлен интервальной, формой изложения, расположением, удвоениями, регистром, динамикой.

3. Красочность. Не всякий аккрод обладает красочностью. Соотношение ладовой и фонической функцией подчиняется обратной в обратно пропорциональной зависимости, чем ярче активнее ладовая роль аккорда, тем меньше фиксируется внимание на его фонической стороне, и наоборот. Тенденция развития муз. мышления связана с постепенным усилением тембральной стороны гармонии и ослаблением ладово-функциональный тяготений.

Наши рекомендации