Тональность в музыке XX века
В музыке XX века тональность становится:
1. Диссонантной
2. В новой тональности ослаблено тяготение к тонике (от устоя к неустою)
3. Значительно изменен вид тоники. Устоем может быть отдельный звук (центральный тон , устой , полюс, к которому стремится звуковой поток, Стравинский- мелодическое образование);
IX. ВЕРТИКАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКИ
Литература:
1. Берков «формообразующие средства гармонии»
2. Берштадская «Лекция по гармонии», «Гармония как элемент музыкальной системы»
3. Гуляницкая «Введение в современную гармонию»
4. Мазель «Проблемы классической гармонии»
5. Тюлин «Учение о гармонии»
6. Тюлин, Привана «теориические основы гармонии»
7. Халопов «Гармония» (теоретические и практические курсы)
Интервал – промежуток (мелодические и гармонические, составные характерные и альтерированные)
Классификация интервалов: по акустическому принципу и т.д.
Роль интервала зависит от его положения:
- Начальное положение –роль существенна, так как сознание готова к восприятию;
- Серединное положение.Интервал зависит от намеченной логики развития и имеет продолжающее динамизированное контрастное значение по отношению к другим;
- Каденционное –исторически сложившееся стереотипы;
- Интервал в околоцензурном положениион чаще всего обезличен, ибо цензура разрывает его эффект.
Три позиции интервала:
1. Активная (существенная черта построения );
2. Пассивная (часть множества не выделяющееся из общего движения);
3. Нулевая (Риман – мертвые, то есть теряет мелодическую реальность)
Аккорд
Аккорд - одновременное сочетание нескольких звуков. Вертикальный комплекс, кот-й состоит из не менее трех звуков. Выдающиеся признаки: 1) одновременность; 2) терцовое строение; 3) трехзвучный минимум.
Традиционная структура исходит из форм признаков.
Аккорд –комплекс тонов, представляет собой логическую дифференцированную конструктивную целостную единицу музыкальной ткани ( Берштатская). Важный признак – целостность, отчлененность от основных аккордов муз.ткани (реальная или подразумевающаяся).
Аккорд –элемент многоголосия состоит не мене из 2 двух звуков. Интервальная система может быть различной. Терцовость – частный случай строения аккорда. Основой учения об аккордах послужило открытие обертонового ряда (Рамо «трактат о гармонии»).
Наиболее активное воздействие на формализацию аккордового мышления оказала нижняя наиболее слышимая часть ряда. Поэтому с 1-го по 6-й - конструктивные обертона, а верхние – окрашивающие. Целый ряд закономерности гармонии обусловлен строением обертонового лада, а именно: 1) 4-х голосие; 2) тенденции изложения голосов вверх и от смещения баса. 3) удвоение основных и квинтовых тонов.
Именно структура нижней части ряда дает нам терцовую вертикаль. Эволюция музыкального языка совпадает с усвоением обертонового ряда. Первоначальная форма одноголосия с октавным удвоением.
По структуре выделяется два вида аккорда:
1) аккорд терцового строения;
2) аккорд нетерцового строения:
а) образуется за счет видоизменения аккорда терцовой структуры (пропуски тонов, включение в аккорды чуждых ему тонов – побочные тоны:
1) замененные побочные тоны, включающиеся вместо пропущенного тона терцовой структуры;
2) внедрение побочного тона;
б) собственно нетерцовые аккорды:
1) вертикаль по принципу избранного удержания интервалики;
2) тематическая или мелодическая гармония (тоны в мелодической структуры определяются интервалами мелодическими линиями).
3)аккорд организуется по принципу симметрии.
Кластер - от анг. Гроздь, пучок.
Формы функций аккордов в музыкальной ткани
Ладовая функция
2. Фоническая функция. Фонизм – звуковая окраска, тембр аккорда. Фонизмом обладает каждый аккорд, ибо фон.эфект обусловлен интервальной, формой изложения, расположением, удвоениями, регистром, динамикой.
3. Красочность. Не всякий аккрод обладает красочностью. Соотношение ладовой и фонической функцией подчиняется обратной в обратно пропорциональной зависимости, чем ярче активнее ладовая роль аккорда, тем меньше фиксируется внимание на его фонической стороне, и наоборот. Тенденция развития муз. мышления связана с постепенным усилением тембральной стороны гармонии и ослаблением ладово-функциональный тяготений.