Формообразующие функции метра и ритма муз. произведения

Мотив совпадает со строкой в поэзии, явление внутри тактовой строки. Хорей, ямб, анапест, дактиль, амфибрахий, пеон. Для музыки важно различать ямбические и хореические стопы. Внутри тактовые стопы имеют важное значение для расчлененности музыкального текста. Такты организуются в метрические единства более масштабно – стопы высшего порядка (Риман, Мазель).Первый такт как затакт ко второму, первый и второй такты легче по отношению к третьему («экспромт» Шуберт).

VII. ЗВУКОВЫСОТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКИ

Литература:

  1. Арановский «Синтаксическая структура мелодий»
  2. Мазель «О мелодии»;
  3. Холопова «Методика», «Теория музыки»

Мелодия (с греч. - пение, песнь, напев)–основная сторона музыки.

Основа – Мелос(Платон, Аристотель).

Со времени Гомера термин используется для обозначения мелодии, напева, способа пения.

В средние века в эпоху Возрождения употребляются термины «мелодия» и «мелос».

В XVI-XVII устанавливается современная терминология – мелодия, мелодика, мелизматика.

В русской культуре – песнь, напев, голос.

В конце XVIII – термин «мелодия».

В 10 –е годы XX века Асафьев возвращается к греческому термину «мелос», так он называет свои труды. Мелос – стихия мелодического движения, певучесть, переливание звука в звук.

Основные значения термина:

  1. Мелодия – это последовательный ряд звуков, связанных между собой в единое целое (мелодия – линия), в противоположность гармонии (аккорду, как объединению звуков в одновременности). Так понимал мелодию Чайковский: сочетание звуков, в котором звуки следуют один за другим.
  2. Мелодия - это главный голос;
  3. Мелодия– смысловое и образное единство;
  4. Мелодия – это развернутое во времени неделимое целое;
  5. Мелодия – это эстетическая ценность музыки.

Мелодия – это одноголосное последовательность звуков, организованно логически стройная художественное целое на основе их интонационной связи. Мелодия тесно связана с речью, со стихом и телодвижением.

Совпадают особенности структуры и соц. функции:

  1. Речь и мелодия обращаются к слушателю, то есть являются способом общения.
  2. Речь и мелодия оперируют звуковым материалом
  3. Определяет эмоциональный тонус;
  4. Важное значение имеет высота звука, ритм , громкость, темп, тембр, расчлененность, логическое соотношение частей. Совпадает и средняя величина фразы;
  5. Имеют интонационную природу (Асафьев «музыкальная форма как процесс» - интонация).

Отличие мелодической и речевой интонации:

  1. Мелодическая интонация оперирует тоном фиксированной высоты;
  2. Опирается на музыкальный интервал, ладово и ритмически организовано;
  3. Специфическая музыкальная структура.


Структура мелодии

Мелодия – сложное комплексное средство, кот-е вбирает в себя ладогармонические явления (лад, тональность, интервал, метр, ритм, синтаксис, жанр, динамика, штрихи, тембровая окраска, особенно фактура). Эти элементы принадлежат мелодии и представляют собой отдельные образования. Только звуковысотная линия принадлежит к мелодии. В анализе структуры необходимо обращать внимание на речевые подъемы и спады.

Единство и определенность приводит к притяжению звукового потока к четко фиксированной опорной точки – мелодическая тоника. В мелодии несколько устоев. Специфическое средство мелодии – ход секунд, обр, мелодический строй. Древнейшей моделью мелодии является нисходящая линия (первичная – Шепкер, ведущая опорная ).

Мелодия – украшение (Мелизматика, движение по аккордам).

Эволюция мелодии

Совпадает с основными этапами истории музыки:

1. Первая типологическая модель формируется в народном творчестве + в фольклоре (диатоника, поступенное движение). В русской мелодии ход по звукам аккордов, квадратность, четкая, мотивное членение;

2. В древнем Востоке опирается на принцип лада модели. Лад – модель многократно повторяемый структурный остов. Это звукоряд нисходящий, кот-й является моделью для построения композиции.

В индии – «рага», «макам, мукам, мугам» - в арабо-персидской культуре;

3. Мелодия античности. Базируется на богатейшей ладовой культуре. Существует понятие рода: 1) хроматический (1/2 тона и 2 полутона); 2) диатонический (тон – тон - полутон); 3) гармонический (два тона –два ¼ тона).

Количество интервалов неизменное. Линия имеет нисходящую направленность. Мелодия зависит от слова и телодвижения. Большую роль играет ритм, кот-й регулирует порядок временных отношений.



  1. Григорианский хорал. Христианско-литургическое назначение. Мелодия противопоставляется античной мелодии. Имеет предельное отречение от телесно-двигательных элементов, сосредоточенность на смысле слова, погружение в созерцание. Отсутствует действенное начало. Ладовая основа – церковные тоны (лады народной музыки). Линия мелодии имеет уравновешенный характер, часто встречаются аркообразные построения. Ритмика не фиксируется , ибо зависит от текстового ритма. Соотношение текста и музыки: 1) речитация, псалмодирование; 2) пение
  2. Мелодика полифонических школ эпохи Возрождения. Связанна с григор. хоралом, но отличается образным содержанием, обусловленным эстетикой гуманизма. Живет в условиях многоголосиях. Ладовой основной являются те же 8 церковных тонов + эолийский, ионийский. Мелодия опирается на диатонику. Вводнотоновость. Мелодия миниатюрна, не нуждается в гармонической опоре, допускается любые контрапункты, общий контур мелодий – парящий, волнообразный, без экспрессивных нагнетаний, безкульминационный. Стабильная ритмическая организация. Запрещаются повторения. Главная цель – разнообразие, следовательно, непрерывное обновление исключает метрическую и структурную симметрию, периодичность, квадратность.
  3. Мелодика древнерусского певческого искусства. Ладовой основой является обиходный звукоряд. Ряд – G-A-H-C-D-E-F-G-B-C1-R2- не октавный, а квартовый. Состоит из 4-х согласий, одинаковой структуры. (Четыре ионийских тетрахорда, соединенных слитным способом, нижний звук верхнего становится верхним). Мелодии классифицируются по принадлежности по одному из 8 гласов. Глас– совокупность определенных попевок (погласиц). Обычно их несколько десятков в каждом гласе и группируются по две, по три попевки (вокруг мелодической тоники). Мелодия характеризуется плавностью, преобладают поступенное движение, избегаются скачки, хотя иногда встречаются ходы на четыре, три. Мелодика вокально одноголосна. Музыкальный ритм определяется текстом. Мелодия в целом – вариантная разработка попевок, характерен принцип неповторности.
  4. Европейская мелодика XVII+XIII живет в условиях многоголосной ткани. Ладовая основа – мажоро-минорная система. В анализе различают структурные уровни: 1)линиарноэнергетический –подъемы и спады, конструктивный секундный остов; 2) метро-ритмический – синтаксис, расчлененность мелодии; 3) ладовый ­– мелодия основывается на тональнофункциональных связях. Тесно связана с гармонией. Мелодия – горизонтальная проекция гармонии. Мелодика этого типа прошла ряд историко-стилистических стадий: 1) барокко; 2) рококо; 3) венский классицизм; 4) романтизм.

Общность представлена:

1. связь интонации с бытовой сферой народной музыки;

2. значение ритма, танца и марша;

3. формообразующая роль метра и ритма;

4. сложная метро-ритмическая организация;

5. метро-ритмическая повторность;

6. квадратность как строение как структурный ориентир.

7. появление в мелодии гармонических функиций

8. Мелодия XX-XXI века. Отличается необычной разнообразностью. В качестве истока: 1) архаические слои народной музыки; 2) мелодическая внеевропейской музыкальной культуры.; 3) джаз; 4) массовые жанры.

В качестве ладовой основы:

1. современная тональность;

2. новомодальность (возрождение модальной музыки эпохи Средневековья);

3. сериальная (серийная основа, 12ти тоновая); Серия – ряд неповторяемых звуков. Если этих звуков 12, то имеем додекафонию.ю 4. нет общих признаков

5. не можем говорить о мелодии в традиционном понимании.

Наши рекомендации