Вопрос: Муз-историч. и муз-теоретич. деять-ть на уроках музыки.
Целью музыкально-теоретич. деят-ти на уроке является развитие музыкальной грамотности учащихся в широком смысле этого слова, усвоение учащимися теоретических знаний о музыке, формирования умений и навыков оперировать ими в процессе непосредственного общения с музыкой и размышления о ней. К видам музыкально-теоретической деятельности на уроке относятся: ознакомление с основными понятиями (напр. названия средств музыкальной выразительности), а также освоение музыкальной грамоты.
Механизм осуществления музыкально-теоретической деятельности учащимися обращен к закономерностям искусства:
· накопление слухового опыта и осуществление слухового анализа для обобщающего вывода о сущности той или иной закономерности музыкального искусства;
· обобщающий вывод, являющийся зерном в познании сущности изучаемой закономерности (нового музыкального знания;
· усвоение умения применять приобретенное музыкальное знание в процессе различных видов музыкальной деятельности;
· расширение представлений о новом музыкальном знании;
· умение слышать музыку на новом уровне усвоенных представлений.
Обучения нотной грамоте способствуетболее осознанному отношению детей к особенностям муз.языка. Элементы нотной записи вводятся на уроках постепенно. Первоначально ведется подготовительная работа с введением понятия «регистр», наблюдением за графической записью песни. Далее вводятся понятия «нотоносе», «скрипичный ключ», «нота», происходит знакомство с местоположением нот на нотоносце, а затем постепенно развиваются навыки пения попевок и песенок с названием нот. В результате систематической работы по освоению нотной грамоты дети должна научиться следить за мелодией по нотам и самостоятельно исполнять несложные песни и вокально-хоровые упражнения.
Целью муз.-историч. деят-ти является освоение школьниками знаний о музыке различных исторических эпох, музыкально-исторических стилей, творчестве композиторов прошлого и настоящего; формирование умений и навыков пользоваться этими знаниями в различных видах музыкальной деятельности. К видам музыкально-исторической деятельности относятся: ознакомление с основными историческими периодами развития муз.искусства, раскрытие связей музыки и жизни в различные исторические периоды, целостное видение музыкально-исторического процесса, знакомство с жизнью и творчеством отдельных композиторов, с историей создания инструментов и т.д.
15. Метод (от греч.metodos) –способ, путь достижения целей. Методы обучения определяются как система упорядоченных способов взаимосвяз. деятельности учителя и учащегося, направленных на достижение целей образования. Каждый метод обучения хар-ся 3 признаками: - обозначает цель обучения; - способ усвоения ЗУН; - характер взаимодействия субъектов обучения. Сущность методов обучения рассматривается как целостная система способов, приемов и средств, в комплексе обеспечивающих педагогически целесообразную организацию учебно-познавательной деятельности уч-ся. Любой метод предполагает цель и систему действий по ее достижению. Методы отвечают на вопрос «Как?». Обычно учитель сочетает разные методы обучения.
Структура методов обучения: - осознание учителем цели обучения; - осознание специфики муз. деятельности; - организация учителем учебной деятельности; - анализ результатов обучения с точки зрения правильности использования данного метода.
Функции: - регулятивная (определяется соотношением уч. деятельности с целями и задачами); - познавательная (раскрывается через отношение уч. деятельности с содержанием обучения); - коммуникативная (отражает степень взаимодействия уч. с уч-ся).
Типология методов: 1. по источникам и средствам познания: словесный, наглядный, практический (вокально-хоровая работа, исполнение на инструменте); 2. по этапам обученияи соответствию цели: метод формирование ЗУН, подготовки к изучению нового, закрепления, проверки и оценки знаний; 3. по способу руководства деятельностью уч-ся на уроке: метод работы под руководством учителя, самостоятельная работа; 4. в зависимости от дидактич. целей: метод организации уч. деятельности, метод стимулирования, метод контроля и оценки; 5. в зависимости от логики обучения: метод индукции (наведение)(от частного к общему), дедукции (выведение, от общего к частному), смешанный; 6.по характеру познавательной деятельности: -репродуктивный (изложение учителем и усвоение уч-ся ЗУН), -продуктивный (самостоятельная поисковая деятельность),-эвристический (частично поисковый путем ряда вопросов наводят на решение проблемы), проблемный, игровой; 7. по способу организации уч. деятельности: м.муз. обобщения; метод перспективно-ретроспективных связей, м. эмоциональной драматургии. Специфические методы музыкального воспитания: метод сопереживания; - метод муз. обобщения; метод забегания вперед и возвращ. к пройденному; метод эмоциональной драматургии; метод контрастных сопоставлений; метод уподобления характеру звучания музыки.
16. Словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой, убеждение, инструктаж, информирование, комментирование) – заним. ведущее место в системе методов обучения. Они позволяют в кратчайший срок передать больш. по объему информацию, постав. проблему, указать пути решения, сделать выводы. С помощью слова учитель может вызвать у детей яркие картины, активность воображения, памяти, чувства. Однако чрезмерное увлечение словесными методами на уроке музыки нередко приводит к потере самоценности музыки как средства общения. Слово является ориентиром, дает направление, в котором развивается творч. воображение реб. Интересная увлекательная грамотная речь учителя поможет детям на долгое время запомнить название произв., увлекательные истории о композиторе, истории создания произв., однако музыку словами не опишешь и не запомнишь. Словесные методы взаимодействуют с наглядными (обращение к зрительному или слуховому восприятию явлений, информации) Среди них – показ (в том числе и самой музыки непосредственно- наглядно-слуховой),наглядно-зрительные - методы визуализации, демонстрация (видео-аудио и нотных материалов), презентация, экскурсия, выставка; наглядно-ритмические (движения под музыку, дирижирование). К наглядным методам можно отнести метод взаимосвязи различных видов искусства - этот метод дает возможность объяснить и показать доступно сложные музыкальные явления. Наглядность должна обязательно присутствовать на уроке музыка, лучше один раз увидеть чем сто раз услышать. Функции: - создание определенного настроения; пробуждение эмоциональной отзывчивости; помогает лучше усвоить материал. Но чрезмерное использование не приносит пользы, уводит от восприятия музыки, побуждает к ложному толкованию, нарушает связь между уч. и муз. произведением. Эффективность метода достигается: 1. Привлечением объяснений учащихся к раскрытию содержания демонстрируемого, осуществлением ими сравнительного анализа, формулирования выводов, предложений, изложение своей позиции, своего отношения к увиденному, к поиску “скрытого”, “нового”
2. Правильным отбором материала с содержанием урока, его объемом, количеством, местом и временем в структуре урока изучаемого материала, условием демонстрации; 3. Соответствием материала психологической готовности учащихся к его усвоению, учет возраста. Практические методы –слушание музыки, пение , игра на музыкальных инструментах, пластическое интонирование. Задачи метода – накопление музыкальных впечатлений, расширение музыкального кругозора, раскрытие и развитие ассоциативного мышления, развитие тембрового слуха, развитие метроритма, развитие певческих способностей, освоение первоначальных навыков игры на музыкальных инструментах, развитие слухового внимания, вкуса, наблюдательности, музыкальный слух - ладо-интонационного, гармонического, музыкальную память, чувство формы. На практике все эти группы методов могу взаимодействовать между собой, дополняя и обогощая урок музыки.
17. Проблемные методы обучения:В отличии от традиционных методов обучения, направленных на передачу учителем готовых сведений о музыке и запоминании их уч-ся, проблемное обучение основывается на самостоятельности муз. мышления уч-ся. Создание проблемной ситуации на уроке предполагает такое задание, при котором знание подлежащее усвоению занимает место неизвестного. Данное неизвестное находиться путем последовательных обобщений. Вопрос этого метода «Почему?». Проблемные ситуации на уроке музыка могут решаться следующим образом: 1)проблемное изложение- учитель сообщает проблему и сам ее решает; 2) совместное обучение - учитель сообщает проблему и помогает ее решить; 3)творческое обучение - уч-ся сами решают проблему, а учитель лишь оценивает правильность решения. Виды: - проблемно-фрагментарный – заним. один этап урока и решение отдельных проблем; - проблемно-урочный – занимает целый урок, где проблема – тема урока; - проблемно-тематический – охватывает целую тему четверти, сочетание с другими не проблемными методами. Схема проблемного обучения представляется как последовательность действий: 1) постановка учю-проблемной задачи, создание проблемной ситуации, пробуждение познавательной потребности уч-ся; 2) осознание уч-ся возникшей проблемы в процессе выдвижения гипотез ее решения; 3) овладение способом ее решения на основе новых знаний и по ходу приобретаемых умений; 4) выделения обобщенного способа решения, его закрепление, применение его для решения задачи. Т.О. выделяя.ют сокращенно 4 шага: Проблема – Гипотеза – Решение – Обобщение. Условия применения проблемных методов: - проблема возникает тогда когда появляется несоответствие между тем, что требует учитель, и тем что знают и умеют ученики; - меры несоответствия должны находиться в зоне ближайшего развития; - проблемные задачи должны соответствовать специфике муз. искусства; - проблемные задачи должны использовать во всех видаз деятельности на уроке: слушание, анализ, исполнение; - проблемные задания должны усложняться Общая задача при проблемном обучении может быть расчленена на ряд частных задач-вопросов, которые строятся так, чтобы уч-ся анализировали наблюдаемые муз. явления. В этом случае под руководством учителя они сами добывают новые знания, а не получают их готовыми. Таким образом, создание проблемно-поисковых ситуаций относится к методам стимулирования муз. деятельности. Игровые методы:Развитию муз. интереса детей спасобствуют игровые методы, которые применяются в работе с мл. школьн. Введение в уч. процесс игр позволяет обеспечить занимательность упражнениям, создать благоприятную атмосферу на уроке, почувствовать успех в игровой ситуации, - повысить интеллектуальную и эмоциональную активность учащихся, повысить внимание, развивать комплекс способностей, снять напряжение, усвоить уч. материал. Игры на ур. музыки могут быть дидактические и художественные. Разница в цели. Дидактическая игра – это коллективная, целенаправленная уч. деятельность, когда каждый ученик или команда объединены решением главной уч. задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Игры на уроке музыки должны иметь художеств. направленность. Сюжетно-ролевые игры. Музыкальная сфера предполагает три самые важные ролевые позиции: композиторская, исполнительская, слушательская. Бел. нар. праздники имеют игровую основу, их можно отнести к сюжетно-ролевым играм (Дожынки, Багач, Масленица, Купалле). Игры с правилами: музыкальное эхо, ритмич. эхо, мелодич.эхо; муз. викторина, угадай мелодию; два рояля; муз. ребусы, кроссворды, лото. Можно любую знакомую игру трансформировать в музыкальную, например: «Я знаю пять имен» в «Я знаю пять жанров, композиторов, исполнителей, произведений».
18. Методы взаимосвязи с другими видами искусства:методы взаимосвязи основаны на принципе ассоциативности (т.е способности проводить аналогии с другими видами искусства).Способствуют повышению качества художественного образования, нацеливают на более полноценное представление уч-ся о жизни, искусстве, активизируют психические процессы – мышление, память, внимание, воображение, фантазию. В программе «Музыка», другие виды искусства рассматриваются в плане их художественной и эстетической ценности, под углом зрения. темы урока. Установление таких связей не является отдельной задачей. Это часть общей проблемы установления связей с жизнью, и часть всего художественно-эстетического воспитания. Все формы и жанры музыки неразрывно связаны с поэтическим словом и драматургией. Вся вокальная музыка (песня, опера) выступает в единстве с поэзией. Также используются и другие виды искусства (живопись: Щедрин «Конек горубнок» - иллюстрации Милошевского к одноименной сказке; р.н.п. «Эй, ухнем» - Репин «Бурлаки на волге»). Такая связь между видами искусства определяется тем, что каждое своим специфическим качеством раскрывает внутренний мир человека, поэтому произведения живописи, художественное слово помогают передать глубину чувств, идей, воплощенных в музыке. В свою очередь музыка способна вызывать настроения, переживания, созвучные многим приемам живописи, литературы. Методы и приемы: музыка и литература: проблемные методы: «что стало бы с музыкой, если бы не было литературы» и наоборот,образное слово, сравнение, адекватные интонации,литература, как эмоциональная настройка на слушание музыки, метод использования литературы для терминологии, понятий (рассказ о композиторе, средствах муз. выразительности),метод литературно-музыкальной композиции (рассказ чередуется с музыкой),использование музыки для характеристики эпохи, литература о музыке и музыкантах, общность образов в музыке и литературе. Музыка и ИЗО:конкретные образы в музыке и ИЗО, один и тот же образ, образы разные по названию, теме, но сходные по настроению, картины живописи, которые помогают раскрыть эпоху когда была написана музыка, музыка как настроение на просмотр картины, и наоборот, сравнительный анализ 2-х видов искусства, картины и фото, несущие информацию о инструменте, певце, композиторе, рисование под музыку. Метод театрализации и инсценировки: позволяет достигать наибольшей полноты переживаний и способствует их качественному восприятию, осмыслению и запоминанию. Распределение ролейи участие учеников в исполнении сценариев соединяет наглядные методыс практическими, что укрепляет овладение материалом. Также связь с другими предметами гуманитарного направления – психология, философия, эстетика.
19.Вок-хор.работа на уроке музыки. Один из основных видов деят-ти шк-в на уроке музыки – хор.пение. Хор.пение – один из видой коллектив.исполнит.деят-ти. Он способствует развитию певческой культуры шк-в, из общему и муз.развитию, восп-ю дух.мира, становлению мировоззрения, формир-ю будущей личности.
Среди видов деят-ти на уроках музыки хор.пение имеет ряд преимуществ. На это есть ряд причин: 1) общедоступность (практически каждый реб-к от природы обладает слухом и голосом), 2) адекватность пения психо-возраст.особенностям (дети любят активные формы изучения иск-ва), 3) доступность восприятия в силу синтеза слова и музыки, 4) песенное начало нашей культуры в целом.
Стоит вспомнить, раньше ведь предмет назывался «пение», т.е. это и есть основа. Но хоть теперь предмет и переименовали в «музыку» - основа всё-таки осталась.
Цель хор.пения – способствовать творч.самореализации шк-в посредством хорового исп-ва. Ведь хор.пение – наиб.доступная детям исп.деят-ть.
Задачи: 1) образовательные: постановка и развитие голоса, формир-е вок-хор.навыков, знакомство с вок-хор.репертуаром; 2) воспитательные: восп-е вок.слуха, организованности, внимания, ответственности; 3) развивающие: разв-е муз.способностей, интереса к хор.пению.
Успех работы учителя в решении этих задач во многом зависит от того, насколько хорошо он осознаёт воспит.значение хор.пения, владеет методами и приёмами певч.разв-я, знает особ-ти детского голоса.
Вследствие специфичности голос.аппарата (короткие и тонкие связки, отсутствие голос.мышцы, малая ёмкость лёгких и др.) голос мл.школьника отличается от голоса взрослого: свойственны «высокое» (головное) звучание, небольшой диапазон (в пределах первой октавы с охватом нескольких звуков второй октавы), мягкость, «серебристость» тембра. Нет существенного различия между голосами мальчиков и девочек.
Понимание особ-тей дет.физиологии требует от учителя соблюдения охраны и гигиены дет.голоса. учитывая, что пение – процесс физиологический, в кот.происходит большая затрата энергии, а также мобилизация внимания, не следует допускать переутомления детей. Необх.проводить занятия в проветренных, не душных помещениях, соблюдать оптимальный ритм работы и отдыха, не допускать форсированного звучания дет.голосов. если голос.аппарат реб-ка нездоров или вызывает проблемы – посоветовать родителям обратиться к фониатору.
20.Соврем.урок музыки:типология, драматургия, условия проведения. Подготовка учителя к уроку. Моделирование урока.Урок музыки – основная форма организации муз.воспитания в школе. И хотя возможны муз.кружки, факультатив.занятия, но урок музыки, охватывающий всех детей, никогда не потеряет своего значения.
Урок может включать различн.виды деят-ти: пение, музритм.движения, игру на дет.иуз.инстр-тах, слушание музыки. Уроки музыки – система, цепочка взаимосвязанных уроков, где каждый решает опред.задачи по воспит-ю, обуч-ю и разв-ю уч-ся. Это сложная работа à требует основательной подготовки.
Этапы подготовки учителя к урокам музыки: 1) анализ госстандарта в образоватобласти «Искусство», школьн.программы по музыке, учебника и уч.пособий, нот.хрестоматий, фонохрестоматий, доп.материала; 2) разработка плана на четверть или полугодие с определением типов уроков и их целей, определение круга муз.произведений; 3) конструирование урока на основе знаний о возможностях класса, подбор муз.репертуара и доп.материала; 4) работа с муз.репертуаром (прослуш-е, собств.исп-е, отбор фрагментов для работы и пр.); 5) разработка сценария урока (конспект урока); 6) подготовка необх.оборудования в классе.
Типы уроков: 1) традиционные формы урока: тематический урок (урок введения в тему, урок углубления и развития темы, урок обобщения темы), урок-репетиция, комбинированный, концерт, лекция, беседа, викторина, контр.работа; 2) нетрадиционные формы урока: экскурсия (в т.ч. и воображаемое путешествие, интергированный, панорамный, диспут, дискуссия, спектакль, инсценировка, презентация, салон, бал, муз.гостинная, турнир, круглый стол, конференция, брифинг, игра, филармония, суд, нар.праздник, выставка, КВН и др.)
Моделирование урока – определение основных параметров урока. Моделирование включает: уточнение концепции или технологической идеи обучения; соотнесение цели урока с целями учебной темы, определение типа и вида урока (тип – отражает особенности построения от ведущей методической задачи, вид - отражает ведущий метод обучения). Из определённых деталей – «модулей» - создаётся сам урок. Основные составные детали урока: 1) начало урока, настройка на урок, 2) разминка, 3) распевание, 4) хор.пение, 5) слушание музыки. 6) контроль, 7) д/з, 8) конец урока. Таких «модулей» может быть и намного больше (инстр.музицирование, движение под музыку, пластич.интонированние, соч-е музыки, импровизация…).
21. Соврем.технологии преподавания музыки в школе. В последнее время всё большее влияние на развитие школьного музыкального образования стали оказывать компьютерные мультимедийные технологии, поскольку одной из обширных областей применения достижений технологий мультимедиа в образовательном процессе является обучение дисциплинам художественно-эстетического цикла, в учебных материалах которых значительное место занимают музыка, иллюстрации, видеоизображения. Компьютерная среда, создаваемая с помощью мультимедийных средств, формирует условия для развития инновационного мышления, а также обеспечивает возможность в процессе изучения художественно-эстетических дисциплин в учебных заведениях и при самостоятельной работе создать предпосылки для интеллектуального и личностного развития учащихся и оптимизации образовательного процесса.
Однако компьютерные технологии пока не могут решить задачи по усвоения школьниками классической музыкальной культуры.
Одной из технологий могло бы стать внедрение в школьное музыкальное образование специальных музыкальных комплексов, созданных по принципу известного всем караоке. Данные комплексы могли бы во многом облегчить выполнению задачи музыкального образования по увеличению заинтересованности учащихся в учебном процессе, так как позволят заниматься одним из самых важнейших и интереснейших разделов музыкального образования — пением.
Некоторые современные технологии, применяемые в музыкально-художественном образовании:
- Технология портфолио;
- Проектная технология;
- Технология развития критического мышления;
- Информационно-технические технологии и другие.
Следует отметить, что данные технологии являются общепедагогическими и могут быть действенны и эффективны для всех дисциплин, в том числе и в музыкально-художественном образовании.
Портфолио– способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определенный период обучения. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений.
3 типа портфолио: «Портфолио документов», «Портфолио работ», «Портфолио отзывов»
Проектная технология – совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Основная цель – предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач и проблем, требующего знаний из различных областей музыкально-художественного искусства.
Критическое мышление – оценочное, рефлексивное мышление, развивается в том случае, если новая информация накладывается на те знания, которые уже известны. Технология основывается на критическом отношении к любой информации.
Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.
Фазы (этапы) технологии развития критического мышления:
1. Вызов (то, что воспитанник уже знает по теме).
2. Осмысление (что узнал).
3. Рефлексия (отбор информации).
В процессе музыкально-художественного обучения могут использоваться информационные ресурсы и услуги Интернет:
- Информационные ресурсы (каталоги, СМИ, библиотеки, энциклопедии);
- Образовательные ресурсы (электронные учебные издания, компьютерные учебные программы – Band-in-a-box, Final, Sound Forge, музыкальные редакторы и т.д.);
- Коммуникационные услуги (электронная почта, чаты, телеконференции, форумы);
- Поисковые услуги (Интернет ресурсы);
- Мультимедийные средства и др.
22.Проблема способностей в муз.педагогике. Структура музыкальности.Уроки музыки в нач.школе предполагают развитие у уч-ся основных муз.способностей – комплекса природных задатков, необходимых для успешной муз.деят-ти. В муз.психологии к прир.задаткам относятся: чувствительность анализаторов, сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов.
Комплекс муз.спос-тей определяет понятие музыкальности, основными компонентами которой являются:
1)эмоциональный отклик на музыку – спос-ть чувствовать хар-р, настроение иуз.произв-я; спос-ть к переживанию в форме муз.образов, спос-ть к творческому восприятию музыки
2)муз.слух – спос-ть вслушиваться, сравнивать, оценивать наиб.яркие средства муз.выразит-ти.
Косплекс муз.спос-тей в совокупности с общими спос-тями, проявляющимися в муз.деят-ти (воображением, вниманием, волей и др.), образуют муз.одарённость.
Осн.коспоненты музыкальности определяют сенсорные спос-ти восприятия отдельных качеств муз.звуков: звуковысотный слух, чувство ритма, тембр.слух, динамич.слух. При этом муз.спос-ти делятся на основные и неосновные. К основным относят:
1)лад.чувство – спос-ть чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения
2)муз-слух.представления – спос-ть звукового отражения мелодии
3)чувство ритма – спос-ть активного двигательного переживания музыки, ощущение его воспроизведения.
Основные муз.спос-ти определяют спос-ти детей для конкретного вида деят-ти (чистоту певч.интонации, пластичность, изящество ритмич.движений, согласованность движений при игре на муз.инстр-тах, спос-ть творч.воображения при восприятии музыки, спос-ть к песен., муз-игровому и танц.тв-ву и т.д.)
23.Методика развития элементарных муз.спос-тей: чувства ритма, звуковысотного слуха и т.д. Разв-е эелементарных муз.спос-тей детей – одна из важных задач, которую учитель выполняет на уроках музыки (это разв-е звуковысотного слуха, чувства ритма, тембр. и динамич.слуха).
В ММВ шк-в принята след.последовательность в разв-и их звуковысотного слуха: 1)ознакомление с ха-ром звучания котрастных регистров, слуховое освоение выс, низк. и сред.звуков, 2)освоение направления восх.и нисх.движения мелодии, а также слух.освоение мелодий на одной высоте, 3)освоение поступенного и скачкообразного движения мелодии, 4)освоение устойчивости и неустойчивости лад.отношений, 5)освоение маж. и мин. ладов.
В разв-и звуковысот.представлений исп-ся 2 осн.сис-мы – абсолютная (опора на лад, тональность, запись нот в скрип.ключе) и относительная (вне опоры на тональность с применением слоговых названий ступеней – мо, ле, ви, на, зо, ра, ти). В обеих сис-мах широко распространена наглядность в обучении (в относительной – ручные знаки, в абсолютной – зрительные представления, напр.пение по руке – пять пальцев, как пять строчек нот.стана и показываются на руке нотки).
Большую роль в разв-и звуковысот.слуха играет способ наглядного изображения движения мелодии (учитель движениями руки передаёт рисунок мелодии, направление её движения, поступенность или скачки и т.д.).
Наряду с показом рукой можно параллельно использовать схематич.зарисовки мелодий (цветочками, стрелочками…). Такая запись помогает связать слух.представления со зрительными.
Для представления мелодии также необх.восп-е у детей внутр.слуха – полезно мысленное пропевание мелодии при её восприятии.
Не меньшего внимания требует разв-е метроритмич.слуха. в урок рекомендуется включать ритм.упр-я на опред.метрич.пульсации, сильной доли метра, усвоение простейших ритм.сочетаний.
Работу можно построить на исп-и различных методологич.приёмов. Напр., хлопком в ладоши зафиксировать акцентируемую долю. Другой приём – фиксация пульса музыки (учитель проводит аналогию с пульсом человека). Детям предлагается передать мягкими, неторопливыми движениями руки «пульс» спокойной музыки и быстрыми ударами ладоней по коленям – «пульс» мелодии в быстром темпе.
К числу позитив.методич.приёмов относится прохлопывание ритм.рисунка какой-л. интонации. ещё оним приёмом разв-я чувства ритма явл.сравнение записанных на доске ритм.рисунков.
Для разв-я тембрового слуха полезно накапливать у детей как можно больше слух.впечатлений от звучания инструментов различ.тембров, муж., жен. и детск.певч.голосов. с этой целью детей уже с 1 класса знакомят с инструментами симф.орк-ра, а позже – с нар.инструментами. При этом разв-е тембр.слуха основывается на переходе от неосознанного к осознанному. Понятие «тембр» введено не с первого урока, а в фонохрестоматии сразу есть записи различных тембров (т.е. с первого занятия дети воспринимают тембры, но не осознают этого). Аналогично происходит знакомство с тембрами певч.голосов.
Разв-е динамического слуха способствует выразит-ти детского исп-ва, а также пониманию динамики как одного из ср-в муз.выразит-ти. Выразит.возможности динамики дети начинают воспринимать почти сразу, на основе сравнения и анализа различных музыкальных примеров, вводимых учителем на уроке.