Глава 2 двигательно-речевые средства логопедической ритмики

Упражнения на развитие фонационного дыхания.Упражнения способствуют выработке правильного фонационного дыхания, продолжительного, сильного и постепенного выдоха. На выдохе произносятся сначала слоги, затем слова и предложения. На заключительных этапах дыхание сочетается с проговариванием стихов.

Пример упражнения.

Упражнение «Подуем на плечо». Подуем на плечо,

(Вдох, выдох с поворотом головы вправо.)

Подуем на другое.

(Вдох, выдох с поворотом головы влево.)

Нам солнце горячо

(Вдох, выдох с подъемом головы вверх.)

Пекло дневной порою.

(Вдох, выдох с подъемом головы вверх.)

Подуем мы на грудь

(Вдох, выдох с опусканием головы вниз.)

И грудь свою остудим. (Вдох, выдох с опусканием головы вниз.)

Подуем мы на облака

(Вдох, выдох с круговым движением головы.)

И остановимся пока.

(Вдох, максимально длительный выдох.)

Упражнения на развитие голоса.Эти упражнения способствуют развитию силы, диапазона, выразительности голоса. Работа над голосом начинается с произношения на выдохе гласных и согласных звуков. Сила голоса развивается путем произнесения гласных более громко или более тихо в соответствии с усилением или ослаблением звучания музыкального сопровождения. Изменение тональности музыки имеет целью развитие высотных характеристик голоса. Выразительности голоса можно добиться, развивая интонационную сторону коротких музыкально-речевых фраз.

Примеры упражнений.

Упражнение 1. Дети сидят на стульях. Пропевание гласных зву-ков а-э-и-о-у и слогов ма-мэ-ми-мо-му по гамме с изменением силы голоса и тональности.

Упражнение 2. И. п. - сидя на стульях. Пропевание каждой сту-пени лада на слоге ма (музыкальное сопровождение ре-ми-ре-до-ми-ре) с изменением тональности.

Упражнение 3. Пропевание каждой ступени лада на слогах да, ла, ма (музыкальное сопровождение ре-ми-ре-до-ре-ми).

Упражнения на развитие артикуляции и дикции.Эти упражнения способствуют выработке четкого произнесения звуков, раз-витию артикуляционной моторики. Начинают с произнесения глас-ных звуков без голоса, затем подключают голос. Вслед за гласны-ми проговариваются согласные и слоги без голоса и с голосом. Затем вводятся движения рук.

Примеры упражнений.

Упражнение 1. «Нарисуй круг». И. п. - стоя в кругу, руки опуще-ны. Вытянутые руки поднимают через стороны вверх, произнося звук о.

Упражнение 2. «Раздвинь стены». И. п. - стоя в кругу, руки согнуты в локтях. Руки выпрямляют, проговаривая звук и.

Упражнение 3. «Пловцы». И. п. - стоя в кругу, руки перед гру-дью, ладони повернуты вперед. Руки идут вперед, в стороны, вниз, одновременно произносится звук э.

Упражнение 4. «Баскетбол». И. п. - сидя по-турецки на полу, кисть ведущей руки у плеча, другая на поясе. Руку вытягивают вперед и вверх, проговаривая слоги ба-ба-ба, бо-бо-бо, бу-бу-бу, бэ-бэ-бэ, бы-бы-бы.

Упражнение 5. «Бокс». И. п. - стоя, руки согнуты в локтях, ладони сжаты в кулак. Руки поочередно выбрасывают вперед, произнося слоги да-до-ду, ба-бо-бу, на-но-ну.

Упражнения на развитие координации движений и речи.Эти упражнения представляют интерес для логопедов, не владеющих музыкальным инструментом. Их можно использовать не только на логоритмических занятиях, но и для проведения динамических пауз во время логопедических занятий. Речевой материал необходимо подбирать, исходя из коррекционной цели занятия (нормализация темпа и ритма речи; развитие словаря и грамматического строя речи; автоматизация звукопроизношения).

Ритм стихотворной строки (она не должна быть длинной) следует согласовывать с движениями рук, ног и туловища. В стихотворении должны быть глагольная лексика, сюжет и действующее лицо. Учитывается возраст детей, их речевые и двигательные возможности.

Примеры упражнений.

Упражнение 1. «Снежинки». (И. п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе.)

Мы снежинки, мы пушинки,

(Наклон головы вправо и влево.)

Покружиться мы не прочь.

(Поворот на 360°.)

Мы снежинки-балеринки.

(Наклоны туловища вправо и влево.)

Мы танцуем день и ночь.

(Приставной шаг вправо и влево.)

Мы деревья побелили.

(Подъем на носочки с подниманием рук, возврат в и. п.)

Землю бархатом укрыли.

(Приседание с разведением рук.)

И от стужи сберегли.

(Руки в стороны, вниз и возврат в и. п.)

Упражнение 2. «Метели». (И. п. - основная стойка, руки опу-щены.)

Метели, метели летели, летели,

(Покачивание над головой прямыми руками.)

Стелили в долинах из снега постели,

(Приседание, руки внизу плавно двигаются из стороны в сторону.)

Кружились метели, звенели метели,

(Наклоны вправо и влево.)

Над лесом, над полем гудели и пели.

(Поочередное поднимание и опускание рук перед собой.)

Упражнения на развитие речевого внимания.Эти упражнения приучают детей вслушиваться в инструкцию, понимать ее и действовать в соответствии с ней. Слово в этом случае становится сигналом и руководством к действию.

Примеры упражнений.

Упражнение 1. «Птицы». Дети свободно стоят, разбежавшись по всему залу. По сигналу «Птицы летают» они начинают двигаться, имитируя полет птиц. По сигналу «Птицы прилетели в свои гнезда» дети останавливаются, выбирая свободное место в зале. «Птицы чистят свои перышки» - дети, каждый по-своему, изображают движения птиц. «Птицы собирают зернышки» - дети двигаются по залу, наклоняются и поднимают воображаемые зерна. «Птицы пьют воду» — дети останавливаются, поднимают и опускают голову. «Птицы засыпают» - дети приседают и закрывают глаза.

Упражнение 2. «Жуки и шмели». Дети делятся на две группы, одни из них - жуки, другие - шмели. По команде «Жуки летают, шмели гудят» - первая группа свободно двигается по залу, размахивая руками, другая произносит звук ш. По команде «Шмели летают, жуки жужжат» — первая группа произносит звук ж, вторая свободно двигается по залу, поднимая и опуская руки. Упражнение повторяется несколько раз.

Пение.В пении вырабатывается координация слуха и голоса, воспитывается последовательность и организованность речи. При подборе песенного материала должен быть учтен певческий диапазон ребенка: у детей 5-6 лет он составляет интервал от «ре» до «си» первой октавы, у детей 6-7 лет - от «ре» первой октавы до «до» второй октавы.

При воспитании вокальных навыков необходимо уделять большое внимание дыханию (быстрый, глубокий, бесшумный вдох и медленный плавный выдох), работе над четкой и ясной дикцией.

В мелодии песни должны быть короткие интервалы, музыкальная фраза должна быть простой. Темп исполнения медленный или средний.

Текст песен подбирается с учетом коррекционной направленности логопедических занятий.

Упражнения на развитие мелкой моторики.Эти упражнения развивают движения пальцев рук, их взаимодействие, координацию и способствуют развитию артикуляционной моторики. Упражнения проводятся на определенном речевом материале.

Пример упражнения.

Упражнение «Зайчики и белочки».

Зайчики и белочки вышли погулять,

(Кисти сжаты в кулачок, поочередное разгибание и сгибание пальцев. По 2 раза.)

На полянке солнечной в салочки играть.

(Круговые движения кистями, поочередное поглаживание кистей.)

Выходи скорей в кружок! (3 хлопка, кисти принимают форму шара.)

Здравствуй, здравствуй, мой дружок!

(Пальцы правой руки поочередно касаются пальцев левой руки.)

Упражнения с предметами.Эти упражнения достаточно сложны для детей с нарушениями речи. Они направлены на развитие статической и динамической координации движений, развитие координации движений и речи, развитие точности и пластики движений.

Разучивание движений происходит вместе с речью (текст произносят дети вместе с педагогом) в медленном темпе, по частям. Затем темп выполнения увеличивается.

Используются гимнастические палки, ленты, обручи и мячи.

Текст подбирается в соответствии с речевыми возможностями группы и этапом логопедической работы.

Примеры упражнений.

Упражнение 1. «Антошка». (Проводится с палками. И. п. - ноги на ширине плеч, палка в опущенных руках.)

Антошка, Антошка, пойдем копать картошку!

(Поднимание и опускание рук, 2 раза.)

Антошка, Антошка, пойдем копать картошку!

(Повороты палкой перед грудью с приседанием, 2 раза.)

Тили-тили, трали-вали! Это мы не проходили, это нам не задавали.

(Повороты в стороны, палка вытягивается вперед, 4 раза.)

Парам-пам-пам, парам-пам-пам!

(Прыжки на двух ногах через палку, лежащую на полу, 4 раза.)

Упражнение 2. «Я на солнышке лежу». (Проводится с лентами. И. п. - ноги на ширине плеч, ленты в опущенных руках.)

Я на солнышке лежу.

(Поочередное поднимание и опускание рук, 4 раза.)

Я на солнышко гляжу.

(Наклоны в стороны, руки над головой, 4 раза.)

Все лежу и лежу.

(Два наклона вниз с вытянутыми руками.)

И на солнышко гляжу.

(Подпрыгивание на месте с поворотом на 360°, руки над головой.)

Речевые упражнения.Речевые упражнения используются на ло-горитмических занятиях с музыкальным сопровождением (мелодекламация) и без него. Для детей дошкольного возраста более удобны стихотворные мелодекламации, где стихотворной строке соответствует музыкальная фраза.

Примеры упражнений.

Упражнение 1. Чтение стихотворения С.Маршака «Мяч». (Муз. сопровождение в размере 2/4, темп быстрый.)

Упражнение 2. Чтение стихотворения А. Барто «Барабан». (Муз. сопровождение - Е.Тиличеева, «Марш».)

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое ходьба? Дайте определение.

2. С какой целью проводятся упражнения для дыхания?

3. Что такое регуляция мышечного тонуса? Дайте определение.

4. Приведите пример упражнения для развития темпа и ритма.

5. На что направлены упражнения для мелкой моторики?

6. Как строятся упражнения с элементами танцев?

7. Приведите пример упражнения для развития дикции и артикуляции.

8. Как проводятся упражнения для развития фонематических процес-сов?

9. Какова специфика упражнений на координацию речи с движением?

10. Что представляет собой мелодекламация?

РАЗДЕЛ IV СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

Наши рекомендации