Глава 1 музыкально-двигательные средства логопедической ритмики
Ходьба.Ходьба - автоматизированный моторный акт, при котором четко координируются движения рук и ног. Она использу-ется на каждом занятии на протяжении всего курса как вводное упражнение. От занятия к занятию дети осваивают все более слож-ные виды ходьбы.
Сначала дети осваивают ходьбу и маршировку по кругу в оди-ночку, парами и группами, ходьбу с обхождением препятствий. Затем вводятся более сложные упражнения: встречная ходьба, ходь-ба и маршировка с заданным направлением, с изменением тем-па, с перестроением.
Примеры упражнений.
Упражнение 1. Ходьба по дорожке, обозначенной канатами, в определенном темпе. (Муз. сопровождение - Ф.Надененко, «В темпе марша»[10].)
Упражнение 2. Ходьба друг за другом по лежащему на полу канату боком приставным шагом. (Муз. сопровождение - М. Робер, «Марш».)
Упражнение 3. Ходьба с остановкой на каждом шаге. (Муз. сопровождение - «Венгерская народная мелодия».)
Упражнение 4. Ходьба вперед и отступая назад. (Муз. сопровождение - «Английская народная мелодия».)
Упражнения на регуляцию мышечного тонуса.Регуляция мышечного тонуса - это способность напрягать или расслаблять мышцы. Такие упражнения используются на протяжении всего курса занятий сразу после ходьбы и маршировки. Большая или меньшая сила мышечного напряжения соотносится с более громким или более тихим звучанием музыки.
Примеры упражнений.
Упражнение 1. В положении стоя дети выполняют под тихую музыку легкие движения флажками, опустив руки вниз перед собой; под громкую музыку дети выполняют сильные взмахи флажками над головой. (Муз. сопровождение - «Польская народная мелодия».)
Упражнение 2. Двигаясь шагом по кругу, дети под громкую музыку выполняют определенные движения руками, например чередуют положения рук: на пояс, в стороны, вверх, вниз, под тихую - останавливаются и прячут руки за спину. (Муз. сопровождение - Т.Ломова, «Этюд».)
Упражнение 3. Под громкую музыку дети двигаются по кругу подскоками, под тихую — идут, выполняя взмахи руками вверх и вниз. (Муз. сопровождение - «Чешская народная мелодия».)
Упражнения на развитие дыхания.Эти упражнения способствуют выработке диафрагмального дыхания, достаточно продолжительного, сильного и постепенного выдоха.
Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, и даже некоторые из упражнений буддийской гимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой системы.
Примеры упражнений.
Упражнение 1. Исходное положение (и. п.) - основная стойка. На сильную долю - вдох носом, на слабую - выдох ртом. (Муз. сопровождение в размере 2/4.)
Упражнение 2. «Пожар». И. п. - основная стойка, руки перед грудью. На сильную долю - резкий, шумный вдох носом и дви-жения руками перед грудью, сжимающие грудную клетку; на слабую долю - непроизвольный выдох, руки возвращаются в и. п. (Муз. сопровождение в размере 2/4.)
Упражнение 3. «Самурай». И. п. - сидя по-турецки, руки свободно лежат на коленях. Упражнение выполняется с проговарива-нием сочетаний: а-на-хат; о-хо-хам.
А - правая рука вытягивается вперед, кисть сжата в кулак, возврат в и.п.; на — левая рука вытягивается вперед, кисть в кулаке, возврат в и.п.; хат — руки, сжатые в кулак, идут в стороны и к полу, возврат в и.п.; о — правая рука через середину поднимается вверх, возврат в и.п.; хо — левая рука поднимается через середину вверх, возврат в и. п.; хам — поднимаются и опускаются обе руки.
Упражнения на развитие мелкой моторики.Эти упражнения, развивая движения пальцев рук, их взаимодействие, координацию, способствуют развитию артикуляционной моторики. Упражнения проводятся на музыкальном материале, позже под речевое сопровождение.
Примеры упражнений. Упражнение 1. «Скакалка».
Я скачу, я верчу новую скакалку.
(Кисти сжаты в кулачок, большие пальцы выполняют вращательные движения.)
Захочу, научу Галю и Наталку. (Разжимание и сжимание пальцев рук.)
Вот так, вот так посреди дорожки.
(Хлопок - кулачки, 4 раза.)
Раз вперед, раз назад и на правой ножке.
(Руки в замок, в обратный замок, правый кулачок стучит по левой ладони.)
Упражнение 2. «Зайчики и белочки».
Зайчики и белочки вышли погулять,
(Кисти в кулачок, поочередное разгибание и сгибание пальцев.)
На полянке солнечной в салочки играть.
(Круговые движения кистями, поочередное поглаживание кистей.)
Выходи скорей в кружок! (3 хлопка, кисти принимают форму шара.)
Здравствуй, здравствуй, мой дружок!
(Пальцы правой руки поочередно встречаются с пальцами левой руки.)
Упражнения на развитие чувства темпа.Темп - это скорость музыкального исполнения. Сначала темп усваивается на простых движениях: хлопки, удары в бубен, взмахи руками. Затем включаются движения ногами, ходьба и бег. Прежде всего отрабатываются два темпа движений - медленный и быстрый, затем вводятся понятия «ускорение» и «замедление» темпа.
У детей с нарушениями речи темп отрабатывается в упражнениях на построения и перестроения: движения змейкой, цепочкой, в две колонны, в два круга, в несколько кругов. При этом необходимо знать индивидуальный темп каждого ребенка.
Примеры упражнений.
Упражнение 1. «Шаги и хлопки». Стоя в кругу, дети на каждую четверть такта делают шаг на месте, на каждую восьмую хлопают в ладоши, затем соединяют оба движения.
Упражнение 2. «Лягушки и цапли». Под медленную музыку дети передвигаются по кругу присядом, на быструю - двигаются легким бегом с движением рук вверх-вниз.
Упражнения с элементами танцев.Упражнения способствуют развитию общей моторики, координации движений, чувства темпа и ритма. Строятся на элементах классического танца (используются принятые в ней позиции рук и ног) и русского народного танца (каблучный шаг, тройной притоп, «веревочка», «ковырялочка»).
Примеры упражнений.
Упражнение 1. «Балет». Все стоят по кругу в парах. Движения выполняют на 4 музыкальные фразы.
1-я музыкальная фраза: стоя на месте, поднимают руку над головой и опускают плавно, следя за ее движением глазами (2 раза).
2-я фраза: одна рука на поясе, ногу отставляют в сторону (2 раза).
3-я фраза: делают 4 шага вперед, одна рука за спиной.
4-я фраза: кружатся на месте в паре с правой ноги, держась за руки.
Упражнение 2. «Русский танец». Все стоят по кругу в парах.
Первая: делают 4 шага вперед каблучным шагом, 4 шага назад простым шагом.
Вторая: выполняют 2 раза «ковырялочку».
Третья: делают 4 шага с притопом в сторону, 4 шага с притопом, возвращаясь на место.
Четвертая: выполняют 3 «молоточка», 1 тройной притоп.
Заключительные упражнения.Эти упражнения приводят детей в спокойное состояние после целого ряда двигательных и речевых нагрузок. Выполняются в конце логоритмического занятия. Используют разные виды упражнений: ходьбу, дыхательные упражнения, упражнения на релаксацию, несложные упражнения на статическую координацию движений, простые общеразвивающие упражнения.