Из истории музыкально-ритмического и логоритмического воспитания в России и за рубежом
Создатель метода ритмической гимнастики, швейцарский педагог и музыкант Э.Жак-Далькроз (1865-1950), выделил музыкальную ритмику в отдельную отрасль музыкальной педагогики и в своей практике культивировал «ритмическое чувство само по себе». Регулятором движения Жак-Далькроз сделал музыку. Ученики должны были упражняться в координации своих движений со звучащей музыкой, так как именно музыка представляет собой идеальный образец организованного движения. Она дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением.
У Жака-Далькроза учились русские преподаватели ритмики Н.Г.Александрова, В.А.Гринер, Е.А.Румер (Москва), С.М.Волконский, Н.А.Баженов, Н.В.Романова (Петербург), О.Н.Пашковская (Киев), С.А.Плошко (Баку).
Члены Московской ассоциации ритмистов (Н.Г.Александрова, В.А.Гринер, Ю.А.Двоскина, Н.П.Збруева, Е.В.Конорова, М.А.Румер, Е.В.Чаянова) считали (1930), что, кем бы ни выра-стал ребенок, он должен ритмически развиваться, чтобы полу-чить ряд навыков и представлений, которые отразятся благоприятным образом как на его психофизическом здоровье, так и на его профессиональных качествах.
Под руководством проф. В. А. Гиляровского в 1932 г. в нервно-психиатрической лечебнице им. Соловьева была создана особая система лечебной ритмики для детей и взрослых. На практике эта система была реализована В.А.Гринер. Работая с душевноболь-ными, она опиралась на коллективное начало, используя для этого заложенные в системе возможности.
Лечебная ритмика находит в 30-е годы применение и в логопедических учреждениях. В системе ритмического воздействия на лю-дей с речевой патологией ведущее место занимает слово. В связи с этим формируется особое направление воздействия в реабилитационных методиках — логопедическая ритмика.
По инициативе В.А.Гиляровского и Н.А.Власовой логопеди-ческая ритмика использовалась в работе с заикающимися дошкольниками. В.А.Гринер и Ю. А. Флоренская (1941) поставили вопрос о разработке специальной логопедической ритмики для занятий с заикающимися с целью улучшения их речи. Авторы пред-ложили принципы проведения логоритмических занятий с заика-ющимися, описали некоторые особенности моторных нарушений при заикании. В.А.Гринер подчеркивала, что в логопедической ритмике особое внимание уделяется слову, и в этом состоит ее коренное отличие от ритмического воспитания вообще.
Практический материал для занятий с заикающимися детьми разработала и изложила в 1941 г. Н.С.Самойленко в статье «Рит-мика с логоневротиками дошкольного возраста». Она классифи-цировала упражнения по степени трудности с учетом нарушения моторики заикающихся детей и определила основные принципы проведения занятий.
В 40-е годы логопедическая ритмика в нашей стране вошла как необходимая часть в комплекс воздействия на больных афазией. В этом случае логоритмика применяется прежде всего при расстройствах музической стороны речи (просодия речи).
В 50-70-е годы появились первые работы по логопедической ритмике в системе устранения заикания у детей, подростков и взрослых.
В 1958 г. переиздается работа В. А. Гринер «Логопедическая ритмика для дошкольников». В 1960 г. В. И. Рождественская в работе «Воспитание речи у заикающихся дошкольников» подчеркивает роль упражнений, сочетающих слово с движением. Ритм производимых движений способствует нормализации речи.
В работах Е.Ф. Шершневой, Е.Ф.Рау (1955) отмечается значение логопедической ритмики в коррекции заикания у детей преддошкольного возраста. Е.Ф.Шершнева предлагает конкретный материал для детей 2-3 лет: выбор песенок, игр, хороводов, методических приемов обусловлен возрастом детей и особенностями их нервно-психического состояния.
Логопедическая ритмика в 70-80-е годы по-прежнему привлекает внимание исследователей лишь в отношении заикающихся.
Н.А.Тугова (1968) разрабатывает систему коррекционно-воспитательных упражнений для музыкально-ритмических занятий с заикающимися с целью воспитания у них произвольного внимания и поведения.
В.И.Дресвянников (1972), исследуя особенности моторики заикающихся школьников VI-VIII классов, выявляет зависимость между развитием моторики и экспрессивной речи, между степенью заикания и степенью нарушения моторики и предлагает систему физических упражнений для устранения заикания у школьников 12-15 лет.
Вопрос о логоритмике в системе коррекционной работы по преодолению заикания у детей дошкольного возраста разрабатывает Н.А.Рычкова (1984, 1987) и предлагает приемы обследования моторики у заикающихся детей дошкольного возраста. Проблемой логопедической ритмики для заикающихся занимаются также А.В.Крапухин и А. А. Высоцкая (1979).
Использование логопедической ритмики при коррекции невротического и неврозоподобного заикания у взрослых описано в работах Л.И.Беляковой и Е.В.Оганесяна (1981, 1998).
Однако в 1976 г. Г. А. Волковой был представлен разнообразный логоритмический материал, который можно использовать в различных реабилитационных методиках, и в 1985 г. в книге «Логопедическая ритмика» ею была предложена методика занятий при разных формах нарушений речи.
Таким образом, логопедическая ритмика находит более широкое применение в различных реабилитационных методиках как самостоятельное средство коррекционного воздействия.
За рубежом логопедическая ритмика как коррекционная система многие годы тщательно разрабатывалась и использовалась дефектологами-практиками при коррекции и лечении взрослых и детей, страдающих различными заболеваниями.
Во многих трудах рассматривался вопрос о роли логопедической ритмики вообще (Arard, Auyiette, Франция, 1992), о синхронизации ритмического моторного поведения (Ilmberger, Muller, Poppel, Mates, Германия, 1990), о ритмической организации движений (Baily, Англия, 1991), о восприятии ритмических рисунков взрослыми (Handel, США, 1992), о психофизиологии ритмического движения (Beek, Turvey, Schmidt, Нидерланды, 1990).
Большой интерес представляют разработки, рассматривающие связь логоритмики с музыкой и музыкальным ритмом. О некоторых аспектах планирования движений в музыкальном спектакле пишет D.Baily (Лондон, 1990). B.Morrongiello (Канада, 1991) описывает опыты обучения детей восприятию музыки, в частности ее ритмической и тональной организации. Ряд авторов из США разрабатывают вопросы структурирования ритмических движений у взрослых.
О влиянии логоритмики на дыхательные и сердечно-сосудистые процессы пишет немецкий автор P.Grossman (1992).
Особое внимание уделяется вопросу об использовании лого-ритмики для социальной адаптации лиц с умственной отсталостью и о ритмическом моторном поведении детей с болезнью Дауна (ряд авторов из США и Германии, 1992).
Широко используется логоритмика в работе с глухими (Туе-Мштау, США, 1992), некоторые американские авторы рассматривают в своих работах вопрос о мелодической и ритмической организации речи детей с пониженным слухом и нормально слышащих, о мелодическом, ритмическом и тембровом восприятии взрослых со сниженным слухом.
Особое место занимает логоритмика при работе над речью.
Различные речевые нарушения быстрее и легче преодолеваются с помощью курса логопедической ритмики.
Так, методика музыкально-ритмического воспитания за рубежом применялась в 60-е годы польским логоритмистом А.Розен-таль. Она предприняла попытку ввести элементы ритмопластики в логопедическую работу. Ее терапевтическая методика была направлена на реабилитацию заикающихся.
Э.Килинска-Эвертовска (Чехословакия) определила условия выполнения точного и координированного движения в сопровождении музыки и сделала вывод, что такая система занятий формирует у детей чувство ритма и музыкальность и может широко применяться в реабилитации и терапии различных расстройств и заболеваний.
Суть методики немецкого музыканта и педагога К.Орфа[2] заключается в максимальном развитии активности детей через музыку и танец. Основу занятий составляет синтез слов, музыки и движения.
S.Weinest (Германия, 1992) утверждает, что дети, имеющие речевые затруднения, преодолевают их в процессе развития ритмических способностей.
Работа Leung и Robson (Канада, 1990) посвящена вопросу ритмической организации движений у заикающихся. Ряд английских авторов исследуют ритмический рисунок речи заикающихся и нормально говорящих взрослых. Об использовании ритма как организующего начала речи пишут Pitt и Samuel (США, 1990).
Курс ритмической терапии для пациентов с психическими отклонениями предлагают немецкие психологи (1991).
Интересным представляется сообщение японского ученого Sato-Gyo (1992) об использовании различных методов обучения девочки-калеки школьного возраста. Основным приемом обучения девочки было замедленное и ритмическое копирование ею японских иероглифов.
Таким образом, логопедическая ритмика за рубежом используется как коррекционная методика для лиц с различными отклонениями развития, в том числе и с речевыми.