Семинар № 16: Зарубежная музыкальная культура на рубеже XIX – XX в.в.
Вопросы:
1. Художественные тенденции на рубеже века: связь музыки с модернистской и реалистической поэзией, драматургией, живописью.
2. Творческий облик М. Равеля как представителя французского музыкального импрессионизма и характеристика его симфонического творчества («Испанская рапсодия», «Болеро»).
3. Творчество Г. Малера как завершение развития романтической музыки (анализ симфонии № 1).
4. Симфоническая поэма в творчестве Р. Штрауса («Дон Жуан», «Тиль Уленшпигель»).
Темы докладов и электронных презентаций:
1. Импрессионизм в живописи и музыкальный язык французских композиторов-импрессионистов (М. Равель, К.Дебюсси).
2. Характеристика оперного творчества Дж. Пуччини (веризм в операх «Богема» и «Тоска»).
3. Символизм в искусстве и творчестве К.Дебюсси (опера «Пеллеас и Мелизанда», симфонические произведения).
Музыкальные произведения для слушания и викторины:
1. Равель М. Симфонические пьесы «Испанская рапсодия», «Болеро», «Павана на смерть инфанты». Фортепианные пьесы «Игра воды», «Павана». Фортепианная сюита «Гробница Куперена» («Менуэт», «Токката»).
2. Дебюсси К. Оркестровая прелюдия «Послеполуденный отдых фавна». Симфоническая сюита «Ноктюрны». Фортепианные прелюдии (№№ 1, 2, 5, 8, 9, 10, 12). Фортепианная сюита «Детский уголок».
3. Штраус Р. Симфонические поэмы «Дон Жуан», «Веселые проделки Тиля Эйленшпигеля». Опера «Кавалер роз» (2 д. – «Вальс» Окса).
4. Пуччини Дж. Оперы «Богема» (1 д. – ариозо Рудольфа, рассказ Мими; 2 д. – хор «Парпиньоль», вальс Мюзетты; вступление к 3 д.; 4 д. – сцена смерти Мими); «Тоска» (вступление, 1 д. – дуэт Тоски и Каварадосси; 2 д. – дуэт Тоски и Скарпья, допрос Каварадосси; 3 д. – ария Каварадосси).
5. Малер Г. Симфонии № 1, № 5 – Adagietto.
Литература
1. Альшванг А. Произведения К. Дебюсси и М. Равеля. М., 1963.
2. Басманова Т., Уфимцева Е. Западноевропейская музыка XX в. в контексте ведущих течений художественной культуры. Екатеринбург: Акцент, 1998.
3. Барановская Р.И., Ионин Б.С. и др. Музыкальная литература зарубежных стран /Под ред. Левика. Вып. V. М., 1980. С. 345–387.
4. Барсова И. Симфонии Малера. М., 1975.
5. Богоявленский С.Н., Дегтярева Н.И. и др. История зарубежной музыки /Сост. и общая ред. В.В. Смирнова. Вып. 6., СПб., 2001.
6. Гуревич Е.Л. Западноевропейская музыка в лицах и звуках. XVII–I-я пол. XX в. Пособие для студентов муз. ф-ов пед. вузов. М.: Пассия, 1994.
7. Данилевский Л. Джакомо Пуччини. М., 1969.
8. Дебюсси и музыка XX века. М., 1983.
9. Друскин М.С. О западноевропейской музыке XX в. /Ред. Н.А. Гаврилова. СПб.: Музыка, 2005.
10.Зарубежнаямузыка XX в.: Материалы и документы /Сост. И.В. Нестьев. М.: Музыка, 1975.
11.История зарубежной музыки.Вып. 5. /Под ред. И.В. Нестьева. М., 1988.
12. История зарубежной музыки.Вып. 6. /Под ред. В.В. Смирнова. СПб., 2006.
13.Кенигсберг А. Некоторые черты драматургии Пуччини и современная опера //Вопросы современной музыки. Л., 1963.
14.Композиторы. Век XX: Краткие биографические сведения о композиторах и их высказывания о музыке /Сост Н. Хотунцов. СПб., 2001.
15.Краузе Э. Рихард Штраус. Образ и творчество. М., 1961.
16.Крауклис Г. Симфонические поэмы Р. Штрауса. М., 1970.
17.Кремлев Ю. Клод Дебюсси. М., 1965.
18.Крейн Ю.Г. Симфонические произведения М. Равеля. М., 1962.
19.Куницкая К. О романтической поэтике в творчестве Дебюсси. М., 1982.
20.Левашова О. Пуччини // Музыка XX века: Очерки. Ч. 1, кн. 2. М., 1977.
21.Лонг М. За роялем с Дебюсси. М., 1985.
22.Мартынов И. Морис Равель. М., 1979.
23.Мартынов И. Очерки о зарубежной музыке первой половины XX в. М.: Музыка, 1970.
24.Музыка XX века. Очерки. Ч. I. М., 1976.
25.Музыкальная литература зарубежных стран /Сост. Гивенталь И.А., Щукина Л.Д., Ионин Б.С. Вып. 6., М., 2005.
26.Музыкальная энциклопедия. Т. 1. М., 1971. Статья «Веризм».
27.Нелюбов Л.С. Музыка композиторов Германии и Австрии рубежа XIX XX: Г. Малер, Р.Штраус. Киев: Музична Украина, 1990.
28.Нестьев И. Джакомо Пуччини. М., 1966.
29.Очерки по истории зарубежной музыки XX в. М.: Музыка, 1983.
30.Розеншильд К. Густав Малер. М., 1975
31.Розеншильд К. Молодой Дебюсси и его современники. М., 1963.
32.Смирнов В. Равель и его творчество. Л., 1981.
33.Ступель А. Рихард Штраус. Л., 1970.
34.Шнеерсон Г. Французская музыка XX века. М., 1970.
35.Яроциньский С. Дебюсси: импрессионизм и символизм. М., 1978.
Семинар № 17: Основные тенденции в музыке XX в.
Вопросы:
1. Экспрессионизм «новой венской школы» и музыкальный язык А. Шенберга, А. Берга, А. Веберна..
2. Возрождение фольклорных традиций в творчестве Б. Бартока (рапсодия для скрипки с оркестром, сборники фортепианных пьес «Детям» и «Микрокосмос»).
3. Творчество композиторов французской «Шестерки»
4. Творческий облик П. Хиндемита и черты его неоклассического стиля в музыке.
5. Рождение американской музыки. Чарльз Айвз.
6. Преломление джазовой стилистики в музыке Дж. Гершвина («Рапсодия в блюзовых тонах», «Порги и Бесс»).
Темы докладов и электронных презентаций
1. «Лунный Пьеро» А.Шёнберга.
2. Опера «Воццек» А. Берга.
3. Эволюция и философские основы творчества А.Веберна.
4. Принципы музыкального театра и черты стиля К. Орфа («Кармина Бурана»).
5. Творческий портрет Ф. Пуленка.
6. Творчество Д.Мийо.
7. Первая американская классическая опера - «Порги и Бесс» Дж.Гершвина..
8. Творческий портрет Оливье Мессиана.
9. Творческий портрет Бенджамина Бриттена.
Музыкальные произведения для слушания и викторины:
1. Айвз Ч. «Вопрос, оставшийся без ответа»
2. Шенберг А. Симфоническая поэма «Смерть и просветление», монодрама «Ожидание», вокальный цикл «Лунный Пьро».
3. Берг А. Опера «Воццек».
4. Веберн А. Сочинения (по СD-диску аудиохрестоматии).
5. Барток Б.. Сборник фортепианных пьес «Микрокосмос»,«Allegro barbaro», «Музыка для струнных, ударных и челесты».
6. Пуленк Ф. Опера «Человеческий голос», кантаты «Лик человеческий» и «Stabat mater».
7. Онеггер А. Симфонии № 3,4, 5. «Пасифик 231».
8. Мийо Д. «Бразильские танцы»
9. Хиндемит П. Симфония «Гармония мира. Фортепианный цикл «Ludus tonalis»
10. Гершвин Дж. Опера «Порги и Бесс»: колыбельная Клары, песенка Спортинг-Лайфа, песенка Джека, плач Сирины, дуэт Порги и Бесс, песня Порги, заключительная сцена. Рапсодия в блюзовых тонах. Песни «Любимый мой», «Любовь пришла».
11. Мессиан О. «Каталог птиц», «двадцать взглядов на младенца Иисуса», «Квартет на конец времени», симфония «Турангалила».
12.Орф К. Кантата «Кармина Бурана»: Пролог, №№ 3, 6, 12, 14, 24. Опера «Умница»: рассказ Крестьянина, сцена загадок, колыбельная Умницы
13.Бриттен Б. «Путеводитель по оркестру». «Простая симфония». «Военный реквием»: № 1 «Reqitm aeternam», № 2 «Dies irae», № 4 «Sanctus».
Литература
1. Басманова Т., Уфимцева Е. Западноевропейская музыка XX в. в контексте ведущих течений художественной культуры. Екатеринбург: Акцент, 1998.
2. Барановская Р.И., Ионин Б.С. и др. Музыкальная литература зарубежных стран /Под ред. Левика. Вып. V. М., 1980. С. 345–387.
3. Барсова И. Симфонии Малера. М., 1975.
4. Богоявленский С.Н., Дегтярева Н.И. и др. История зарубежной музыки /Сост. и общая ред. В.В. Смирнова. Вып. 6., СПб., 2001.
5. Варунц В. Музыкальный неоклассицизм. Исторические очерки. М., 1988.
6. Волынский Э. Дж.Гершвин. Л., 1988.
7. Григорьев Л., Платек Я. Дж. Гершвин. М. 1956.
8. Гуревич Е.Л. Западноевропейская музыка в лицах и звуках. XVII–I-я пол. XX в. Пособие для студентов муз. ф-ов пед. вузов. М.: Пассия, 1994.
9. Друскин М.С. О западно-европейской музыке XX в. М., 1973.
10. Дюмениль Р. Современные французские композиторы группы «Шести» /Пер. с франц. Ред. и вст. ст. М. Друскина. Л.: Музыка, 1964.
11. Екимовский В. О.Мессиан. М., 1987.
12. Ивашкин А. Ч.Айвз и музыка ХХ века. М., 1989.
13. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке ХХ века. М.: Музыка, 1976.
14. Ковнацкая Л.Г. Б.Бриттен. М., 1974.
15. Кокорева Л. Д.Мийо, Жизнь и творчество. М., 1986.
16. Кон Ю. Шенберг и «критика языка» //Музыкальная академия. 1994. № 1.
17. Конен В.Д. О музыкальном экспрессионизме //Конен В.Д. Этюды о зарубежной музыке. М., 1975.
18. Крейн Ю. Д. Мийо//Советская музыка», 1957. № 8.
19. Лаул Р. О творческом методе Шенберга //Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 9. Л., 1969.
20. Левая Т., Леонтьева О. ПаульХиндемит. М., 1974.
36. Леонтьева О. Карл Орф. М.,1984.
37.Леонтьева О. Орф// Музыка XX века: Очерки. Ч.2, кн. 4. М., 1984.
21. Леонтьева О. Хиндемит //Музыка XX века: Очерки. Ч. 2. 1917-1945. Кн. 4. М., 1984.
22. Мартынов И.И. Бела Барток. М., 1968.
23. Медведева И. Ф.Пуленк. М., 1969.
24. Мелик-Пашаева К.Л. Творчество ОюМессиана. М., 1987.
25. Музыка XX века. Очерки. Ч. 1, кн. 1. М., 1976. Ч. 2, кн. 4, М., 1984.
26. Нестьев И. Бела Барток: Монография. М., 1969.
27. Нестьев И., Христиансен Л. Барток //Музыка XX века: Очерки. Ч. 2, кн. 5. М., 1987.
28. Павлишин С.С. Ч.Айвз. М., 1979.
29. Павчинский С. Симфоническое творчество А.Онеггера. М., 1972.
30. Рахманова М. Ч.Айвс// Советская музыка, 1971. № 6.
31. Сысоева Е.В. Симфонии А.Онеггера. М., 1975.
32. Тараканов М.Е. Музыкальный театр Альбана Берга. М., 1976.
33. Таурагис А. Б.Бриттен. М.-Л., 1965.
34. Уйфалуши И. Бела Барток. М., 1971.
35. Филенко Г.. Французская музыка 1-й половины ХХ века. Л., 1983.
36. Холопов Ю. Симметричные лады в теоретических системах Яворского и Мессиана // Музвка и современность. Вып. 7. М., 1971.
37. Холопова В.Н., Холопов Ю.Н. Антон Веберн. М., 1984.
38. Холопова В.Н., Холопов Ю.Н. Веберн //МузыкаXX века. Очерки. Ч. 2, кн. 4. М., 1984.
39. Холст И. Б.Бриттен. М., 1968.
40. Черкашин М. «Воццек» А. Берга //Музыкальный современник: Сб. статей. Вып. 2. М., 1977.
41. Щедрин Р. Антон Веберн //Музыкальная жизнь. 2002. № 8.