Раздел 1. История зарубежной музыки
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ МУЗЫКИ
(ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ)»
для студентов очной формы обучения
направления подготовки 071600 Музыкальное искусство эстрады
профилей подготовки 050100.62 «Инструменты эстрадного оркестра»
и «Эстрадно-джазовое пение»
Екатеринбург
РГППУ
Планы практических занятий по дисциплине «История музыки (зарубежной и отечественной)». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2013. 47 с.
Составитель: | кандидат искусствоведения, доц. | Л.В.Кордюкова |
Одобрена на заседании кафедры музыкально-компьютерных технологий. Протокол от Место для ввода даты. № Место для ввода текста..
Заведующая кафедрой музыкально-компьютерных технологий | Е.Ю.Глазырина |
Рекомендована к печати методической комиссией ОМЗ РГППУ. Протокол от Место для ввода даты. №Место для ввода текста..
Председатель методической комиссии ОМЗ РГППУ | Е.Ю.Глазырина | |
© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2013
© Кордюкова Л.В., 2013 |
ВВЕДЕНИЕ
Учебная дисциплина «История музыки (зарубежной и отечественной)» содержательно интегрирует музыкально-теоретические и музыкально-исторические знания; эстетические и нравственно-этические проблемы человечества; культурологические и философские концепции и теории; религиозные и духовные искания выдающихся представителей мирового сообщества.
«История музыки (зарубежной и отечественной)» является одной из основополагающих дисциплин в профессиональной подготовке педагога художественного образования. Полноценное и глубокое освоение содержания этой дисциплины дает обучающимся знание основных этапов и тенденций в развитии зарубежного музыкального искусства в различные художественно-исторические периоды, способствуют формированию профессиональной компетентности бакалавра педагогического образования. Знание музыкальных стилей, национальных зарубежных и отечественных композиторских школ, индивидуальных авторских стилей композиторов – представителей различных эпох и направлений позволяет формировать у студентов целостные представления о многообразии и богатстве жанров и образов зарубежной и русской музыкальной культуры.
Дисциплина «История музыки зарубежной и отечественной)» направлена на формирование эстетических, эмоциональных, интеллектуальных, нравственных, ценностных сторон профессиональной культуры студентов и занимает значимое место в системе воспитательной деятельности по подготовке бакалавра художественного образования. Данная музыкально-историческая дисциплина приобщает студентов к системе общечеловеческих и культурных ценностей и традиций, развивает культуру чувств, воспитывает музыкальный вкус, формирует опыт профессиональной деятельности современного педагога художественного образования.
Подготовка практическим занятиям является полностью самостоятельной работой студентов, формирующей у них умения и навыки освоения музыкально-художественной, музыкально-теоретической, нотной литературы, музыкально-компьютерных технологий, воспитывающей высокий уровень самоорганизации. Это обусловлено большим объемом необходимого для изучения учебного материала и достаточно напряженным графиком еженедельных семинарских занятий.
В ходе практических занятий в течение семестра проводится систематическая проверка качества усвоения студентами музыкально-исторических знаний.
Помимо рассмотрения основных музыкально-теоретических и аналитических вопросов на данных занятиях предусматривается обсуждение докладов-презентаций и реферативных сообщений, выполняемых индивидуально каждым студентом.
Промежуточный контроль знаний проводится в двух формах: тестирование по изученному материалу и слушание музыкальной викторины, которые преподаватель может использовать при необходимости и для организации текущего индивидуального, группового и коллективного контроля знаний студентов на каждом семинаре.
Для успешной подготовки к практическому занятию необходимо выполнить следующий алгоритм действий:
1) изучить указанную основную и дополнительную литературу в соответствии с тематическим планом каждого конкретного семинара;
2) обязательно включить в работу словари и энциклопедии для уточнения и конкретизации ключевых понятий, их содержания, структуры;
3) составить конспекты и/или тезисы по всем вопросам семинара, включая нотные примеры фрагментов музыкальных произведений;
4) несколько раз прослушать предлагаемые для ознакомления или разбора музыкальные произведения, проанализировать их музыкальную форму, особенности образного содержания и его развития, черты стиля композитора, национальной школы, музыкально-художественного периода. В процессе анализа музыкального произведения составить схему его формы с указанием тональностей (сопоставлений, отклонений, модуляций), темпов, количества тактов в законченных построениях, способов развития материала, краткой характеристики основных тем (разбор средств музыкальной выразительности;
5) исполнить (на музыкальном инструменте или голосом) основные музыкальные темы предлагаемого для разбора произведения и выучить из них наизусть 5-6 законченных фрагментов;
6) обратить особое внимание на подготовку и оформление докладов и электронных презентаций.
В разделе «Методические указания для подготовки ответов на практических занятиях» настоящих «Планов практических заданий…» предлагаются примерные планы ответов, которые окажут помощь в самостоятельной работе студентов.
Содержание практических занятий
В XIV – XVI вв.
Вопросы:
1. Гуманистические идеи эпохи Возрождения и их влияние на развитие искусства западноевропейских стран.
2. Раннее Возрождение (Проторенессанс) и Ars nova (Ф. де Витри, Г. Де Машо). Изоритмический мотет.
3. Музыкальная теория Возрождения как наука (Ф. де Витри, Д. Царлино).
4. Музыкальная культура в Нидерландах в XIV–XVI вв.: исторические условия развития, представители, влияние на развитие музыкальной культуры Западной Европы.
5. Музыка Италии эпохи Возрождения: Ars nova и зрелое Возрождение, представители (Д. Палестрина, Л. Маренцио, Ф. Ландино, К. Меруло, Дж.Габриэли), жанры (светская музыка и строгая церковная хоровая полифония), связь музыки с современной поэзией (Данте, Петрарки и др.).
6. Музыка Франции эпохи Возрождения: представители, жанры, стилевые особенности музыки и её связь с современной поэзией (П.Ронсара и др.)
Темы докладов и презентаций:
1. Трактовка мадригала в творчестве композиторов эпохи Возрождения
2. Многоголосная французская песня (шансон) эпохи Ренессанса.
3. Влияние Реформации и крестьянской войны на развитие немецкой музыки. Протестантский хорал.
4. Музыкальные инструменты Возрождения и светская инструментальная музыка.
5. Творческие портреты композиторов Возрождения (Джон Данстейбл, Якоб Обрехт, Иоганн Окегем, Орландо Лассо, Ян Свелинк, Жоскен Депре, Гийом Дюфаи (Дюфэ), Томас Таллис, Дж. Батиста Палестрина, Клаудио Монтеверди).
6. Искусство мейстерзанга в Германии.
7. Полифония строгого стиля эпохи Возрождения.
Музыкальные произведения для слушания и викторины:
Слушание музыкальных произведений, определение жанров и эпохи по CD-диску «Музыка эпохи Возрождения».
Литература
1.Анализ вокальных произведений /Под ред. О.П. Коловского. Л., 1988.
2. Арановский М. Симфонические искания. Л., 1978. Введение – о мессе.
3. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М., 1978.
4.Гивенталь И.А., Щукина Л.Д., Ионин Б.С. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. 2. М.: Музыка, Вып.1. М.: Музыка, 1986. Глава I.
5.Дмитриева Н. Краткая история искусства. Вып. I. М., 1988.
6. Друскин М.С. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии XVI–XVIII веков. М., 1960.
7. История зарубежной музыки /Сост. К.К. Розеншильд. Вып I. М.: Музыка, 1978.
8. Кадцын Л.М. Бытовые и концертные жанры музыкального искусства от Возрождения до наших дней: Учебное пособие. Екатеринбург: ИП Лисицина, 2010. 264 с.
9.Кирнарская Д. Классическая музыка для всех: Западноевропейская музыка от григорианского хорала до Моцарта. М., 1997.
10. Ливанова Т.И. История западноевропейской музыки до 1789 г. Кн. 1. От античности к XVIII веку. М.: Музыка, 1986.
11. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.
12. Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990 и позже. Месса.
13. Симакова Н.А. Вокальные жанры эпохи Возрождения. М., 1982.
14. Фраенов В. Учебник полифонии. М., 1987. Строгий стиль. С. 183–184.
15. Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений. СПб., 2001. Гл. VII. Мадригал XVI – начала XVII вв.
В XVII – начале XVIII вв.
Вопросы:
1. Барокко как стиль в искусстве XVII – начала XVIII вв.
2. Общая характеристика музыкальной культуры эпохи барокко: музыкально-эстетические идеи, национальные школы и их представители, вокальные и инструментальные жанры.
3. Характеристика английской оперы XVII – начала XVIII в.: жанры, тематика, образы, принципы драматургического развития, представители (Г. Перселл).
4. Французская лирическая трагедия и творчество Ж.Б. Люлли.
5. Характеристика немецкой оперы XVII – начала XVIII в.: жанры, тематика, образы, принципы драматургического развития, представители (Г. Шютц).
Темы докладов и презентаций:
1. Маньеризм в изобразительных искусствах и музыке (Карло Джезуальдо ди Веноза).
2. Возникновение и общая характеристика итальянской оперы XVII – начала XVIII века: школы, представители (Я. Корси, Я. Пери, К. Монтеверди, А.Скарлатти), жанры, тематика, образы, принципы драматургического развития.
3. Бельканто и традиции исполнения в опере XVII – начала XVIII вв.
4. Творческий портрет К. Монтеверди как оперного композитора.
Музыкальные произведения для викторины:
Слушание музыкальных произведений, определение жанров и эпохи по CD-диску «Музыка эпохи барокко».
Литература
Основная:
1. Виппер Б. Искусство XVII в. и проблема стиля барокко //Ренессанс. Барокко. Классицизм. М., 1966.
2. Гивенталь И.А., Щукина Л.Д., Ионин Б.С. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. 2. М.: Музыка, Вып.1. М.: Музыка, 1986. Глава I.
3. Гуревич Е.Л. Западноевропейская музыка в лицах и звуках. XVII–I-я пол. XX в. Пособие для студентов муз. ф-тов пед. вузов. М.: Пассия, 1994.
4. Дмитриева Н. Краткая история искусства. Вып. II. М., 1988.
5. Захаров О.И. Риторика и западноевропейская музыка XVII – первой половины XVIII в.: принципы, приемы. М.: Музыка, 1983.
6. История зарубежной музыки /Сост. Розеншильд К.К. Вып I. М.: Музыка, 1978.
7. Кирнарская Д. Классическая музыка для всех: Западноевропейская музыка от григорианского хорала до Моцарта. М., 1997.
8. Конен В. Клаудио Монтеверди. М., 1971.
9. Ливанова Т. Западноевропейская музыка в ряду искусств. М., 1977. С. 30–77.
10.Ливанова Т.И. История западноевропейской музыки до 1789 г. Кн. 1. От античности к XVIII веку. М.: Музыка, 1986.
11.Ливанова Т.И. История западноевропейской музыки до 1789 г. Кн. 2. XVIII век. М.: Музыка, 1986.
12. Лобанова М. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. М., 1994.
13.Ливанова Т. Проблема стиля в музыке XVII в. Музыка и живопись в Италии XVII–XVIII вв. //Ливанова Т. Из истории музыки и музыкознания за рубежом. М., 1981.
14.Музыкальная эстетика Западной Европы XVII–XVIII вв. М., 1971.
15. Розеншильд К.К. Музыка во Франции XVII – начала XVIII в. М.: Музыка, 1979.
16. Роллан Р. Музыкально-историческое наследие: В 8 вып. Вып. I. История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти. Истоки современного музыкального театра. М.: Музыка, 1986.
17. Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений. СПб., 2001. Гл. VIII. Музыкальные формы барокко.
18.Эскина Н. Барокко. //Музыкальная жизнь. 1991. №№ 1, 2.
В XVII – начале XVIII вв.
Вопросы:
1. Клавишные инструменты эпохи барокко, их музыкальные жанры и особенности исполнительской техники.
2. Орган и органная музыка эпохи барокко (Дж. Фрескобальди, Д. Букстехуде, И.Пахельбель). Двухчастный цикл и органные хоральные прелюдии.
3. Жанр сонаты и его характерные черты в эпоху барокко на примере сонат А. Корелли (соната e-moll для скрипки и клавира) и Д. Тартини (соната «Трель дьявола» g-moll для скрипки с оркестром).
4. Оркестр эпохи барокко. Cоncerto grosso А.Корелли.
5. Инструментальный концерт в творчестве А. Вивальди.
Темы докладов и презентаций:
1. Черты доклассического жанра «концерт» на примере концерта a-moll для скрипки с оркестром А. Вивальди.
2. Музыкальная культура рококо и образы клавесинной музыки Ж.Ф. Рамо и Ф. Куперена.
Музыкальные произведения для слушания и викторины:
1. Корелли А. Сoncerti grossi op. 6. Соната e-moll для скрипки и клавира.
2. Тартини Д. Соната «Трель дьявола» g-moll для скрипки с оркестром.
3. Вивальди А. Концерты «Времена года». Концерт a-moll для скрипки с оркестром.
4. Ф.Куперен, Ж.Ф Рамо, Л.Дакен. Произведения для клавесина по CD-диску «Музыка эпохи барокко».
Литература
1. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства: Учебник для студентов музыкальных вузов. В з-х ч.. Ч.1 и 2. М.: Музыка, 1988.
2. Белецкий И.В. А. Вивальди (1678–1741). Краткий очерк жизни и творчества. Популярная монография. Л., 1975.
3. Брянцева В. О французской клавесинной школе //Французская клавесинная музыка для фортепиано. М., 1974.
4. Булычева А. Обманчивая ясность. Поэтика рококо в клавесинных пьесах Франсуа Куперена //Музыкальная академия. 2001. № 3.
5. Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. 1. М., 2002.
6. Гивенталь И.А., Щукина Л.Д., Ионин Б.С. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. 2. М.: Музыка, Вып.1. М.: Музыка, 1986.
7. Гинзбург Л., Григорьев В. История скрипичного искусства: Учебник для музыкальных вузов. В трёх выпусках. Вып. 1. М.: Музыка, 1990.
8. Гуревич Е.Л. Западноевропейская музыка в лицах и звуках. XVII – I-я пол. XX в. Пособие для студентов муз. ф-тов пед. вузов. М.: Пассия, 1994.
9. Дмитриева Н. Краткая история искусства. Вып. II. М., 1988.
10.Друскин М.С. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии XVI–XVIII веков. М., 1960.
11. История зарубежной музыки /Сост. Розеншильд К.К. Вып I. М.: Музыка, 1978.
12.Кирнарская Д. Классическая музыка для всех: Западноевропейская музыка от григорианского хорала до Моцарта. М., 1997.
13.Куперен Ф. Искусство игры на клавесине /Пер. с франц. Очерк о Куперене и комментарии Я.И. Мильштейна. М., 1973.
14. Ливанова Т. Западноевропейская музыка в ряду искусств. М., 1977. С. 30–77.
15.Лобанова М. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. М., 1994.
16.Ливанова Т.И. История западноевропейской музыки до 1789 г.: В 2-х книгах. Кн. 1. От античности к XVIII веку. Кн. 2. XVIII век. М.: Музыка, 1986.
17. Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений. СПб., 2001. Гл. VIII. Музыкальные формы барокко.
Семинар № 14
Семинар № 15
Второй половины XIX века
Вопросы:
1. Позднеромантический симфонизм И. Брамса. Симфония № 4 (драматургия и концепция).
2. Бытовая танцевальная музыка И. Штрауса.
3. «Сквозной монотематизм» позднеромантических симфоний С. Франка – решение проблемы художественного единства инструментального цикла.
4. Творчество Р. Вагнера: ведущие жанры, темы, образы, музыкальный язык.
5. Оперное творчество Ж.Массне.
Темы докладов и презентаций
1. Оперная реформа Р. Вагнера на примерах опер «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда», «Нюрнбергские мейстерзингеры».
2. Вокальные циклы Г. Вольфа.
Музыкальные произведения для слушания и викторины:
1 Брамс И. Симфония № 4.
2 Штраус И. Вальсы «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки венского леса», «Жизнь артиста». Польки «Трик-трак», «На охоте».
3 Франк С. Симфония d-moll.
4 Вагнер Р.
Опера «Лоэнгрин»: вступление, 1 д. – рассказ Эльзы, появление Лоэнгрина, лейтмотив запрета; вступление ко 2 д., диалог Ортруды и Тельрамунда, диалог Эльзы и Ортруды, шествие в храм, свадебный хор; вступление к 3 д., 1 к. – дуэт Эльзы и Лоэнгрина, 2 к. – рассказ Лоэнгрина.
Опера «Тристан и Изольда»: вступление; 1 д. – песня матросов; 2 д. – дуэт Тристана и Изольды; 3 д. – прощание и смерть Изольды.
Увертюра к опере «Тангейзер», симфонические фрагменты из опер по CD- диску аудиохрестоматии.
6. Массне Ж. Опера «Вертер».
Литература
1. Вагнер Рихард. Моя жизнь /Пер. с нем. М.:СПб.: ЭКСМО Terra Fantastica, 2003.
2. Виеру Н. Опера Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры». М., 1972.
3. Вульфиус П.А. Гуго Вольф и его «Стихотворения Эйхендорфа». М., 1970.
4. Галь Г. Брамс. Вагнер. Верди. Три мастера – три мира. М., 1986.
5. Гейрингер К. Иоганнес Брамс. М., 1965.
6. Грасбергер Ф. Иоганнес Брамс. М., 1980.
7. Гуго Вольф /В.Г. Коинов. Музыка Австрии и Германии XIX в. Вып. 3. М., 2003. С. 301–331.
8. Гуревич Е.Л. Западноевропейская музыка в лицах и звуках. XVII–I-я пол. XX в. Пособие для студентов муз. ф-ов пед. вузов. М.: Пассия, 1994.
9. Друскин М.С. История зарубежной музыки: Учебное пособие для консерваторий и музыкальных вузов. Вып. 4. М., 2002.
10.Кенигсберг А. Рихард Вагнер (1813–1883). Краткий очерк жизни и творчества. М., 1972.
11.Кенигсберг А. Оперы Вагнера 1840-х гг. М.–Л., 1967.
12.Кенигсберг А. «Кольцо Нибелунга» Р. Вагнера. М., 1959.
13.Конов В.П. Песни Гуго Вольфа. М., 1988.
14.Крауклис Г.В. «Лоэнгрин» Р. Вагнера. М., 1988.
15.Крауклис Г.В. Оперные увертюры Вагнера. М., 1964.
16.Левик Б. Рихард Вагнер. М., 1978.
17. Лобанов М.А. Гуго Вольф (1860–1903): Краткий очерк жизни и творчества. Л., 1989.
18.Молчанова И., Охалова И., Петров Д., Царева Е. Музыкальная литература зарубежных стран /Под ред. Царевой Е. Вып 4. М.: Музыка, 2002.
19.Музыка в Австрии и Германии XIX века.Кн. 1–2. М., 1975. М., 1982.
20.Рогожина Н. Сезар Франк. М., 1969.
21.Царева Е.Иоганнес Брамс. М., 1986.
Требования к ответам на семинарских занятиях
1. Наличие плана ответа, конспективного или реферативного изложения ответа.
2. Сообщение темы выступления. Соответствие содержания ответа теме.
3. Демонстрация музыкальных фрагментов в собственном исполнении (голосом или на музыкальном инструменте) и/или в записи (аудио, CD- или MP3-дисках).
4. Анализ музыки по нотному тексту.
5. Точность, грамотность и эмоциональность речи.
6. Соблюдение установленного временного регламента.
3.2. Примерный план ответа по вопросу «Творческий облик композитора»
1. Место и значение композитора, его принадлежность к художественному направлению, школе. Художественное окружение.
2. Особенности личности композитора, виды его творческой деятельности и их характеристика, объективное и субъективное значение.
3. Мировоззрение и эстетические принципы художника.
4. Идейно-тематическое и образное содержание творчества.
Ведущие жанровые сферы творчества и высшие достижения в них.
5. Традиции и новаторство в содержании и стилистике.
6. Воздействие на развитие музыкальной культуры.
3.3. Примерный план ответа по вопросу «Черты стиля композитора»
1. Принадлежность композитора эпохе, направлению, школе.
2. Преломление содержания эпохи/направления/школы в темах, идеях, образах. Основные типы драматургии.
3. Ведущие жанры и их интерпретация.
4. Стилистические черты: интонационный словарь и мелодика; тематизм и принципы развития; композиция; ладогармоническое мышление; метро-ритм; фактура; тембр (оркестр).
5. Стилистические черты: интонационный словарь и мелодика; тематизм и принципы развития; композиция; ладогармоническое мышление; метро-ритм; фактура; тембр (оркестр).
______________________________________________
1 За основу предлагаемых методических указаний в настоящих «Планах семинарских заданий…» взяты рекомендации Л.В. Романовой из пособия «История зарубежной музыки», Екатеринбург, 2006. 86 с.
3.4. Характеристика творчества (видов, или сфер творчества)
1. Виды (сферы) музыкальной творческой деятельности (симфоническая, оперная, вокальная, фортепианная и т.д.) и их место с наследии композитора (количественные и качественные стороны).
2. Причины обращения к конкретной сфере творчества и ее значимости.
3. Высшие достижения в каждом виде музыкальной творческой деятельности.
4. Жанровые виды или разновидности; предпочтения в конкретной сфере творчества. Лучшие образцы в ведущих жанрах.
5. Темы, идеи, круг образов. Литературные первоисточники, круг поэтов, писателей, либреттистов (для опер и вокально-хоровой сферы). Отношение к программности (для инструментальной музыки).
6. Драматургия и особенности музыкальной стилистики данной сферы.
7. Традиции и новаторство. Историческая роль данной сферы творчества конкретного композитора.
3.5. Примерный план ответа по вопросу «Характеристика оперы»
1. История создания, художественный контекст, авторские комментарии (при наличии). Первоисточник и его интерпретация.
2. Жанрово-драматургический тип оперы. Композиция.
3. Содержание и стилистика образно-драматургических линий. Логика их развития и взаимодействия. Ведущие образы и типы героев, их характеристика, логика развития.
4. Вокал и оркестр: значение, виды вокала и оркестровых номеров, соотношение оркестра и вокала.
5. Сценическая судьба произведения; его роль в истории музыкального театра.
3.6. Примерный план ответа по вопросу
«Характеристика симфонии (сонатно-симфонического цикла)»
1. История создания, художественный контекст, авторские комментарии.
2. Сравнение с инвариантом симфонического цикла (по Арановскому).
3. Тематическое, идейное, образное содержание. Программность. Концепция.
4. Тип драматургии и жанровая разновидность симфонии.
5. Прослеживание драматургических линий в цикле и характеристика частей: роль части в цикле, образно-семантическое наполнение; композиция части, тональный план; тематизм, логика развития.
6. Способы создания единства цикла.
7. Традиции и новаторство. Судьба и место данного произведения в истории музыкального искусства.
Планы практических занятий по дисциплине
«История музыки (зарубежной и отечественной)»
Подписано в печать Формат 60x84/16. Бумага для множ. аппаратов.
Печать плоская. Усл. печ. л. Уч.-изд. л. тираж экз. Заказ №…
ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.
__________________________________________________________________
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ МУЗЫКИ
(ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ)»
для студентов очной формы обучения
направления подготовки 071600 Музыкальное искусство эстрады
профилей подготовки 050100.62 «Инструменты эстрадного оркестра»
и «Эстрадно-джазовое пение»
Екатеринбург
РГППУ
Планы практических занятий по дисциплине «История музыки (зарубежной и отечественной)». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2013. 47 с.
Составитель: | кандидат искусствоведения, доц. | Л.В.Кордюкова |
Одобрена на заседании кафедры музыкально-компьютерных технологий. Протокол от Место для ввода даты. № Место для ввода текста..
Заведующая кафедрой музыкально-компьютерных технологий | Е.Ю.Глазырина |
Рекомендована к печати методической комиссией ОМЗ РГППУ. Протокол от Место для ввода даты. №Место для ввода текста..
Председатель методической комиссии ОМЗ РГППУ | Е.Ю.Глазырина | |
© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2013
© Кордюкова Л.В., 2013 |
ВВЕДЕНИЕ
Учебная дисциплина «История музыки (зарубежной и отечественной)» содержательно интегрирует музыкально-теоретические и музыкально-исторические знания; эстетические и нравственно-этические проблемы человечества; культурологические и философские концепции и теории; религиозные и духовные искания выдающихся представителей мирового сообщества.
«История музыки (зарубежной и отечественной)» является одной из основополагающих дисциплин в профессиональной подготовке педагога художественного образования. Полноценное и глубокое освоение содержания этой дисциплины дает обучающимся знание основных этапов и тенденций в развитии зарубежного музыкального искусства в различные художественно-исторические периоды, способствуют формированию профессиональной компетентности бакалавра педагогического образования. Знание музыкальных стилей, национальных зарубежных и отечественных композиторских школ, индивидуальных авторских стилей композиторов – представителей различных эпох и направлений позволяет формировать у студентов целостные представления о многообразии и богатстве жанров и образов зарубежной и русской музыкальной культуры.
Дисциплина «История музыки зарубежной и отечественной)» направлена на формирование эстетических, эмоциональных, интеллектуальных, нравственных, ценностных сторон профессиональной культуры студентов и занимает значимое место в системе воспитательной деятельности по подготовке бакалавра художественного образования. Данная музыкально-историческая дисциплина приобщает студентов к системе общечеловеческих и культурных ценностей и традиций, развивает культуру чувств, воспитывает музыкальный вкус, формирует опыт профессиональной деятельности современного педагога художественного образования.
Подготовка практическим занятиям является полностью самостоятельной работой студентов, формирующей у них умения и навыки освоения музыкально-художественной, музыкально-теоретической, нотной литературы, музыкально-компьютерных технологий, воспитывающей высокий уровень самоорганизации. Это обусловлено большим объемом необходимого для изучения учебного материала и достаточно напряженным графиком еженедельных семинарских занятий.
В ходе практических занятий в течение семестра проводится систематическая проверка качества усвоения студентами музыкально-исторических знаний.
Помимо рассмотрения основных музыкально-теоретических и аналитических вопросов на данных занятиях предусматривается обсуждение докладов-презентаций и реферативных сообщений, выполняемых индивидуально каждым студентом.
Промежуточный контроль знаний проводится в двух формах: тестирование по изученному материалу и слушание музыкальной викторины, которые преподаватель может использовать при необходимости и для организации текущего индивидуального, группового и коллективного контроля знаний студентов на каждом семинаре.
Для успешной подготовки к практическому занятию необходимо выполнить следующий алгоритм действий:
1) изучить указанную основную и дополнительную литературу в соответствии с тематическим планом каждого конкретного семинара;
2) обязательно включить в работу словари и энциклопедии для уточнения и конкретизации ключевых понятий, их содержания, структуры;
3) составить конспекты и/или тезисы по всем вопросам семинара, включая нотные примеры фрагментов музыкальных произведений;
4) несколько раз прослушать предлагаемые для ознакомления или разбора музыкальные произведения, проанализировать их музыкальную форму, особенности образного содержания и его развития, черты стиля композитора, национальной школы, музыкально-художественного периода. В процессе анализа музыкального произведения составить схему его формы с указанием тональностей (сопоставлений, отклонений, модуляций), темпов, количества тактов в законченных построениях, способов развития материала, краткой характеристики основных тем (разбор средств музыкальной выразительности;
5) исполнить (на музыкальном инструменте или голосом) основные музыкальные темы предлагаемого для разбора произведения и выучить из них наизусть 5-6 законченных фрагментов;
6) обратить особое внимание на подготовку и оформление докладов и электронных презентаций.
В разделе «Методические указания для подготовки ответов на практических занятиях» настоящих «Планов практических заданий…» предлагаются примерные планы ответов, которые окажут помощь в самостоятельной работе студентов.
Содержание практических занятий
Раздел 1. История зарубежной музыки