Личностный подход к произведению.
Понимание произведения достигается только в том случае, если ученик сможет:
- увидеть в этом произведении нечто;
- внутренним потребностям и надеждам;
- значимое для себя, то, что отвечает его вкусам.
Поэтому, учителю необходимо вместе с ребятами попытаться вспомнить, в каких ситуациях они уже встречались с выражением подобных эмоций в жизни, по какому поводу, как они при этом себя вели (дышали, двигались, говорили, что ощущали, как рассказывали об этом родителям, детям). Это поможет ребенку связывать содержание музыки с жизнью, с окружающей действительностью, с людьми, с другими искусствами, ("музыка про меня").
Проблемные вопросы:
- Какие события из твоей жизни напоминает эта музыка? Какие чувства вызывает в тебе данная музыка? Какие воспоминания и надежды она пробуждает?
- Что бы тебе захотелось сделать, прослушав эту музыку?
Но это требуют от учащегося самораскрытия, на что он не всегда может пойти. Поэтому, важным условием урока является атмосфера доброжелательности и доверия. Педагог должен сам стремиться раскрыть свой духовный мир, свое отношение.
С целью обогащения речи ученика важно постоянно расширять словарный запас детей. Можно заранее выписать на доске слова и ставить выбрать подходящие к данному герою, образу, сюжету.
Повторное слушание произведения с последующим обсуждением
Оно проводится для обобщения знаний полученных в процессе анализа музыкального произведения, более глубокого проникновения в эмоционально- смысловое содержание. На этом этапе происходит разрешение спорных вопросов. Данный этап представляет собой возвращение к целостному восприятию содержания музыкального произведения на более высоком уровне.
На этом этапе можно использовать:
- Пластическое интонирование.
- Игру на музыкальных инструментах
- Прослушивание в разных обработках, разными исполнителями. Исполнение, пропевание основных интонаций.
- Использование плакатов, репродукций.
- Прием разрушения.
Литература
Дмитриева, Л.Г. Методика музыкально воспитания в школе : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. – М.: Академия, 1997. – 240 с.
Методика музыкального воспитания в начальной школе: учебное пособие / под ред. Н.Н. Балакиной. - Минск, 1998. – 127 с.
3. Музыка в начальных классах: метод. пособие для учителя /Э.Б. Абдуллин, Т.Е. Вендрова и др. Науч. рук. Д.Б. Кабалевский. – М.: Просвящение, 1985. – 140 с., нот. – (Б-ка учителя нач. классов)
Осеннева, М.С. Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников: учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов / М.С. Осеннева, Л.А. Безбородова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368 с.
Сергеева, Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе: учеб. пособие для студ. нач. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений / Г.П Сергеева. – 2-е изд.. испр. - М.: Академия, 2000. – 128
ТЕМА 6. МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ.
ВЕДУЩИЕ КОНЦЕПЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Концепция Б.В. Асафьева. Б.В. Асафьев – выдающийся ученый-музыковед, композитор, музыкальный просветитель. Его деятельность знаменовала новый этап в развитии отечественной музыкальной науки и практики. Асафьев – основоположник многих направлений музыкознания. Основная идея его книги – «Музыкальная форма как процесс» - проблема движения, которое обеспечивает событиями процесс становления музыки. Асафьев говорил: «понять форму музыкального произведения – это значит уяснить целесообразность продвижения воспринимаемого слухом потока звучания …».
Две книги Б.В. Асафьева о музыкальной форме созданы в различные периоды его научной деятельности (первая – в течение 1925 г., опубликована впервые в 1947 г., вторая – в период ленинградской блокады, дата окончания – 24.01.1942 г.). Замышлялась третья книга, которая предполагала осветить «вопросы формы и стиля как явлений интонации» - «Стиль и форма в их взаимодействии».
Первая книга – итог многолетней работы над вопросами интонационной специфики музыкального искусства, среди которых одно из главных мест занимал вопрос об особенностях интонационного становления музыкальной формы. Мысли о музыкальных формах «не как архитектонических «беззвучных» схемах а как закономерном процессе организации звучащего материала и его кристаллизации (С. 28) возникли у Асафьева в 1916-1917 гг.). В статьях «Процесс оформления звучащего вещества» (1923), «О современном русском музыкознании и его исторических задачах» (1925). Асафьев подходит к развитию своего учения о форме. Его работы 1925 г. направлены на выяснение и обоснование сущности самого понятия «интонация» (статьи «Основы музыкальной интонации»», «Речевая интонация»), (задумана как один из разделов общего исследования. Материал по обоснованию русской музыкальной интонации до 1965 г. оставался неизданным.
Как эволюционировала мысль Асафьева, видно из примера двух определений интонации. В работе «Обоснование русской музыкальной интонации» он пишет: «Итак, интонация – проявление звучания. Без интонирования и вне интонирования – музыки нет». В новом варианте работы «Основы музыкальной интонации» Асафьев дает следующую редакцию этого высказывания: «Итак, интонация – первостепенной важности фактор: осмысление звучания, а не просто констатирование отклонения от нормы (чистая или нечистая подача звука). Без интонирования и вне интонирования – музыки нет».
Исходя из избранного им принципа классификации музыкальных форм, Асафьев подразделяет их на две большие группы:
1. Формы, базирующиеся на принципе тождества;