Комплекс дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой

В этих упражнениях внимание фиксируется только на вдохах. Выдохи происходят незаметно через нос или через рот. Норма – 96 вдохов-выдохов. Это так называемая стрельниковская «сотня» (4x24, 8x12, 16x6, 32x3).

Упражнение «Ладошки». Стоим прямо, руки согнуты в локтях, локти опущены, ладони на уровне плеч смотрят вперёд. Сжимаем ладони и одновременно шумно и энергично втягиваем воздух носом. Разжимаем ладони – выдыхаем.

Упражнение «Насос». Стоим прямо, руки опущены. Наклоняем корпус слегка вперёд – спина круглая, кисти висят. Наклоняясь, вдыхаем; при выдохе слегка приподнимаемся. Представляем себя насосом, который ритмично подаёт воздух в шину.

Упражнение «Кошка». Стоим прямо, руки согнуты в локтях на уровне пояса. Расслабленные ладони и локти смотрят вниз. Пружинисто приседаем, одновременно поворачивая корпус попеременно то вправо, то влево. Во время поворота – вдох и «сбрасывающее» движение руками. При возвращении в исходное положение – выдох, колени выпрямляются.

Упражнение «Повороты головы». Стоим прямо, смотрим перед собой. Голова поворачивается до упора влево – вдох, сразу же без остановки до упора вправо – снова вдох. Плавный выдох – между поворотами во время возвращения головы в исходное положение.

Упражнение «Китайский болванчик». Стоим прямо, смотрим перед собой. Голова наклоняется к одному плечу – вдох, голова наклоняется к другому плечу опять вдох. Выдох – во время движения головы между наклонами. Голова между наклонами не останавливается.

Упражнение «Маятник». Стоим прямо. Голова опускается к груди – вдох, голова запрокидывается назад – следующий вдох.

Упражнение «Обними плечи». Стоим прямо, руки согнуты в локтях на уровне плеч, кисти смотрят друг на друга. Теперь кидаем кисти к плечам, чтобы получился треугольник (одна рука оказывается под другой), - делаем вдох. Слегка разводим руки, чтобы они образовали квадрат, - лёгкий выдох. Руки не перекрещиваются.

Упражнение «Звуковые волны».

1. Пение с закрытым ртом или на гласный звук а. Дети повторяют за учителем плавные волнообразные мелодические рисунки в пределах музыкального интервала квинта, показывая рукой каждый раз меняющуюся высоту «волн» и представляя себя качающимися на этих волнах.

2. Детям предлагается расслабиться, закрыть глаза и под звуки записи плеска волн представить себя качающимися на волнах. Затем на звук а дети повторяют за учителем волнообразные мелодические рисунки, изображающие волны различной высоты. Это упражнение можно дополнить волнообразными движениями рук: энергичными и, напротив, еле заметными, слабыми. Дети должны при этом ощутить разную энергию своих движений и соответствующую смену желаний, устремлений.

Упражнение «Голоса природы». Представляет собой игру со звуками, в которой используются возможности звукотерапии. Дети имитируют писк комара: на звук з они поют в высокой тесситуре сначала на одной ноте, затем звучание «колеблется» в пределах полутона. Звуком ж можно изображать жужжание жука. Дети поют звук ж сначала на одной ноте, затем восходящим движением звука (глиссандо) изображают взлёт жука. После этого нисходящим движением звука изображается приземление жука.

Упражнение «Эхо в горах». Выполняется в парах. Дети друг за другом повторяют ритмические рисунки, хлопая в ладоши или на ударных инструментах, поют разные гласные звуки, слоги и т.д. В процессе этого упражнения развивается коммуникабельность детей, внимание, музыкальный слух и память, чистота интонирования.

Затем учитель предлагает ребятам «превратиться» в разных жителей леса. Проводится игра с другими звуками. Звук и – маленький, испуганный. Так пищит мышка (пи-пи-пи…). А это песенка синички (тинь-тинь-тинь…). А так фыркает недовольный ёжик (пф-пф-пф…).

Упражнение «Шорох осенних листьев».

1. Играя звуками ч, ш, щ, соединяя их в различных сочетаниях, можно исполнить спонтанную звуковую композицию.

2. Прочитать детям стихотворение:

В тишине лесной глуши

Шёпот к шороху спешит,

Шёпот к шороху спешит,

Шёпот по лесу шуршит.

Шу-шу-шу да ши-ши-ши,

Тише, Шорох, не шурши,

Навостри-ка уши –

Тишину послушай.

Выучить его с детьми шёпотом, прислушиваясь к «игре» шипящих звуков. Потом пусть дети по желанию произнесут это стихотворение нараспев или придумают к нему каждый свою мелодию.

Упражнение «Метель гудит». Дети очень громко читают стихотворение, чётко артикулируют каждый звук в словах, стараясь таким образом победить зимний холод и свой страх:

Метель гудит.

В трубе шумит.

Очень страшно одному.

А метель всё «У-у» да «У-у»!

Упражнение «Ветер воет». На звук в изображается завывание ветра с постепенным усилением и ослаблением звука: «Вввветер ввввоет: ввввв, ввввввв!».

Упражнение «Солнышко просыпается». Дети должны представить, как солнышко является из-за горизонта и начинает светить всё ярче. Ребята встают в круг, приседают, начинают петь один звук закрытым ртом. Постепенно дети встают, поднимая руки вверх, словно навстречу восходящему солнцу, одновременно поют звук а. Учитель обращает внимание детей на способ пения «светлым» звуком, улыбаясь.

Упражнение «Буря». На выдохе низким голосом дети длительно тянут звук у с усилением громкости в середине и ослаблением в конце: у<у>у (по дирижёрскому жесту учителя). Одновременно с усилением звука дети слегка разводят руки в стороны и приподнимаются на мысочках, с ослаблением звука они возвращаются в исходное положение. Затем дети садятся, расслабляются, прислушиваются к ощущениям в теле.

Упражнение «Подснежник». Дети усиливающимся звуком изображают вырастающий цветок: сначала, сидя в кругу, они начинают тихо петь звук о. Затем, постепенно поднимаясь, поют всё громче и громче. И, наконец, выпрямившись (стоя), поют очень громко. Упражнение можно повторить с пением других гласных звуков.

Игра «Музыкальные знакомства». Дети произносят нараспев свои имена, поют, по желанию, начало своих любимых песен. В этой игре возможны также звуковые импровизации с гласными звуками. Например, произносят нараспев имена детей данного класса, в которых встречается звук а (Аня, Ваня, Таня, Саша и др.). Звук а - открытый, радостный, приветственный, направленный наружу, «показывает себя»: ребята раскрывают руки наподобие буквы А. После этого произносятся нараспев имена со звуком о (Оля, Коля, Егор и др.). Звук о – закрытый, внутренний, ласкающий: дети сводят руки в кольцо. Этот звук обволакивает, обнимает, охраняет нас. Аналогичным образом первоклассники импровизируют с другими звуками алфавита.

Упражнение «Я - композитор». Ученикам предлагается попробовать импровизировать в духе классического произведения с ярко выраженным образом в названии (напр., из «Детского альбома» П. Чайковского, «Детской музыки» С. Прокофьева, «Альбома для юношества» Р. Шумана и т.д.):

- учитель предлагает передать в своей мелодии определённое настроение, погрузившись в конкретную ситуацию (соответствующую названию и программному содержанию музыкального произведения);

- ученик поёт свою импровизацию, повторяя ещё раз для того, чтобы эта мелодия зафиксировалась, а не была всё время разной;

- после этого все повторяют эту мелодию;

- записываются ноты мелодии, с их обязательным уточнением у автора;

- необходимо, чтобы в классе была сочинена ещё одна мелодия, тогда будет возможность сравнить два варианта, показав разные подходы к решению данной задачи;

- слушаем произведение композитора в оригинале.

Мелодизация эмоционально окрашенных призывов типа: «Вперёд, друзья, смелее!», «Ах, как мне плохо!», «Какая удача, какая радость!», «Мне так спокойно и хорошо!»

Мелодизация различных движений человека («Прогулка в парке», «Торжественное шествие», «Бегство на пожар»), образов животных («Танец медведя», «Хоровод белок»), природных явлений («Летний дождь», «Осенний дождь», «Песенка весеннего ручья», «Восход солнца», «Заход солнца» и т.д.)

Предлагаемые ниже формулы самовнушения созданы В.И. Петрушиным. Я выбрала те, которые, по моему мнению, подходят для учащихся 1-7 классов. Каждая формула поётся 3 раза с повышением при повторении на полтона.

Только смеяться

В темпе марша

Только смеяться и улыбаться, но не сдаваться, не распускаться!

И подниматься, и распрямляться, крепко держаться, и снова смеяться.

Да и нет

Упражнение выполняется с ударами двумя руками в грудь на слоги «Да, да, да!» и с вытянутыми вперёд ладонями на слоги «Нет, нет, нет!».

В темпе марша

1. Нашему здоровью – да! Да! Да! Нашим беспокойствам – нет! Нет! Нет!

Нашему покою – да! Да! Да! Всем нашим тревогам – нет! Нет! Нет!

Вере в наши силы – да! Да! Да! Унынью и упадку - нет! Нет! Нет!

Стойкости и мужеству – да! Да! Да! Плохим и мрачным мыслям – нет! Нет! Нет!

2. Радости движенья – да! Да! Да! Бездействию и лени – нет! Нет! Нет!

Солнцу в нашей жизни – да! Да! Да! Мраку, подозреньям – нет! Нет! Нет!

Теплоте, сердечности – да! Да! Да! Бездушию и хамству - нет! Нет! Нет!

Силе и здоровью – да! Да! Да! Немощи и слабости – нет! Нет! Нет!

3. Жизнь с победной песней – да! Да! Да! Жизни в прозябании – нет! Нет! Нет!

Радость в настоящем – да! Да! Да! Страхам перед будущим - нет! Нет! Нет!

Смелости, задору - да! Да! Да! Робости и страху – нет! Нет! Нет!

Интерес к искусству – да! Да! Да! Интереса к сплетням – нет! Нет! Нет!

4. Интересу к людям – да! Да! Да! Интереса к тряпкам – нет! Нет! Нет!

Уверенности к жизни – да! Да! Да! О прошлом сожаленья – нет! Нет! Нет!

Нашей яркой жизни – да! Да! Да! Всем нашим сомненьям – нет! Нет! Нет!

Нашему здоровью – да! Да! Да! Нашим беспокойствам – нет! Нет! Нет!

Говоря о музыкальной терапии, нельзя не сказать о процессе музыкально-творческой деятельности. Главное направление этой работы заключается в том, чтобы научить поэтическому, «омузыкаленному» видению и восприятию мира, т.е. ученик учится тому, что каждое его переживание, любое душевное движение может быть выражено непосредственно в звуках вокальной импровизации, которая отражает его отношение к различным событиям жизни. Выполнение творческих заданий в системе музыкальной терапии является одним из наиболее эффективных, но в то же время и наиболее сложным приёмом. Любой вид творчества является спасительным средством при попадании в тяжёлую жизненную ситуацию. Поисковая активность является залогом устойчивости человека в самых разных стрессовых ситуациях. Занимаясь музыкальным творчеством, человек творит не только музыку, но и, прежде всего, себя; научившийся создавать осмысленную музыкальную фразу, выражающую его отношение к жизни, становится качественно иным по сравнению с самим с собой, не умевшим делать этого раньше.

Слушание музыки, её восприятие, музицирование, вокальная и дыхательная терапии, музыкально-творческая деятельность, исполнение формул музыкального самовнушения – составляющие музыкальной терапии.

Фольклорная терапия.

Музыкальный фольклор (народные песни и наигрыши на народных инструментах) изначально был неотъемлемой частью древних магических, религиозных обрядов и праздников. В рамках древней празднично-обрядовой культуры музыка бытовала в синтезе с народными танцами, играми, сценками, народным декоративно-прикладным творчеством (народные костюмы, украшения, ритуальные маски) и народными музыкальными инструментами (бубен, барабан и др.).

Таким образом, в музыкальном фольклоре изначально присутствовала интеграция разных видов художественно-творческой деятельности, которая является сегодня одним из главных направлений в разработке арт-терапевтических методик.

Предлагаю использование фольклорных материалов и упражнений, предложенных Л.Д. Назаровой в книге «Фольклорная арттерапия».

Например, арт-терапевтическое упражнение «Гармошка»:

Спина прямая, делается глубокий вдох и плавный озвученный выдох. Во время вдоха ребра (гармошка) расходятся в стороны, а во время выдоха ребра медленно возвращаются в исходное положение.

Арт-терапевтическое упражнение «Кто на чем играет?»:

Дети с завязанными глазами друг за другом должны угадать названия звучащих поочередно народных музыкальных инструментов.

Арт-терапевтическое упражнение «Народные музыканты»:

Детям предлагается «превратиться» в народных музыкантов.

Наши рекомендации