Наследственность, в виде генетической обусловленности и врожденных способностей к определенным видам деятельности.
Врожденные, связанные с особенностями внутриутробного развития человека.
Возрастные, как выражение особенностей формирования задатков, присущих каждому возрасту на индивидуальном уровне.
Социально-культурные основания, определенные окружением человека и его этнической принадлежностью.
Обычно, все основания задатков взаимодействуют очень слитно. Так, биологические процессы, протекающие в организме человека, тесно связаны с воздействием окружающей среды и наследственными особенностями мышления, понимания, запоминания. Задатки невозможно задать в процессе обучения и воспитания. Их можно выявить в педагогическом процессе, но если нет условий для их проявления, – они просто незаметны. При создании одинаковых условий для развития задатков быстрота их раскрытия у всех детей различна. Например, возможна «взрывная» реализация задатка, т.е. способность на основе данного задатка формируется в течение нескольких недель, так может быть у вундеркиндов. В таких случаях говорят о высокой представленности задатка. Бывает иное, постепенное проявление задатка, медленное, но столь же полноценное, когда в течение длительного времени формируется хорошо выраженная способность.
Музыкальные задатки по-разному оцениваются педагогами и психологами. Чаще всего выделяют задатки элементарных музыкальных способностей – это основные сенсорные, интеллектуальные, двигательные и аффективные функции человеческой психики. Яркие и насыщенные музыкальные задатки встречаются редко, поэтому о них говорят, как о единичных случаях проявления музыкальной одаренности.
В обучении игре музыкальном инструменте понятие задатков приближено к психологическому, здесь можно выделить следующие задатки:
1. Врожденные (в виде определенного строения руки, анатомо-физиологические у скрипача и пианиста).
Нейрофизиологические – в виде умения входить в определенные психические состояния, необходимые для погружения в музыку, для ее полноценного исполнения.
Психологические свойства личности, определяющиеся успешным профессиональным обучением, умением настроить себя на исполнительскую деятельность, «входить в образ» и т. п.
Способность является одним из проявлений задатка. Другим проявлением задатка являются склонности ребенка к конкретной деятельности. Они отражают общую направленность и устремленность его интересов. Склонности определяют личностную предпосылку в развитии способностей, т. к. побуждают к деятельности, в которой и будут развиваться способности. Следовательно, склонности можно назвать основным признаком активно формирующейся способности. Иногда склонности и способности могут давать ложные представления о перспективах деятельности ребенка. Склонности могут быть вызваны подражанием, внушением, модой, и ни каким образом не влиять на формирование способностей. У одаренных детей склонности могут раскрыться очень поздно, при уже ярко проявившихся способностях.
Музыкальные способности могут быть сложными и элементарными. Последние, такие как чувство музыкальной высоты, чувство ритма, лада помогают детям воспринимать музыку, петь, примитивно музицировать. Эти способности не определяют их индивидуальности в музыкальном творчестве. В свою очередь сложные музыкальные способности определяют в двльнейшем реализацию музыканта в профессиональной деятельности (чувство стиля, чувство формы, музыкальный талант).
Педагог должен видеть и диагностировать неодинаковое развитие музыкальных способностей ребенка и прогнозировать перспективы его музыкального становления. Важно вовремя отличить компенсирующие положительные развивающие способности и негативные, маскирующие компенсации. Для последних характерно наличие проблем в музыкально-слуховом или музыкально-двигательном развитии ребенка и его приспособление к требованиям педагога, а не изменение себя при изменении музыкальной деятельности. Формально требования выполняются, однако, при наличии негативной компенсации возникают барьеры для музыкального развития, разрушить которые достаточно трудно, но возможно через индивидуальную работу с ребенком.
Подводя итог вышесказанному, можно определить, что музыкальные способности возникают из музыкальных задатков, формируются у детей дошкольного возраста с разной скоростью. Важно вовремя выявить скрытые задатки и простимулировать развитие музыкальных способностей, а в дальнейшем с помощью индивидуального подхода в практической музыкальной деятельности развить имеющиеся у ребенка способности до максимально возможного уровня.
Активная музыкальная деятельность внутри сформированного музыкального воспитательного процесса развивает способности ребенка. Структурно организованный музыкальный воспитательный процесс с раннего детства ориентирует учителя на развитие слуха, ритмических форм и музыкальности у каждого воспитанника. Задачи музыкального воспитания в дошкольном образовательном учреждении подчинены общей цели всестороннего и гармоничного воспитания личности ребенка и строятся с учетом своеобразия музыкального искусства, возрастных особенностей, задатков и способностей дошкольников. Понимание возрастных особенностей, способностей и задатков музыкального развития позволяет педагогу уточнить последовательность задач и содержания музыкального воспитания детей на каждом возрастном этапе.