Основные условия успешности постановки учебных задач на уроке

-Благоприятная обстановка (вне шума, соответствующая атмосфера).

-Продуманность вопросов и планирование затруднительных моментов в теме, содержании урока.

-Учет исходных знаний и музыкального опыта детей.

-Постановка задачи в опоре на сравнение и сопоставление.

-«Озвучивание» вопроса через пение, пластику, ритм, образ.

-Исключение вопросов, когда ребенок может сразу в начале прослушивания дать ответ.

-Постановка вопросов, предполагающих исполнительскую деятельность детей в ответе (пластическое интонирование, танцевальные движения, пение). В каких движениях это можно передать?

-Чередование вопросов ко всему классу и к отдельным учащимся. Постановка задачи в опоре на другие искусства.

-Стремление организовать дискуссию, спор.

-Возможность выслушать каждого без авторитетного вмешательства, тактично помогая осознать, уточнить свою позицию.

-Стремление понять, почему и как мыслил ребенок ("дождик для лилипута").

-Обращение непосредственно к внутреннему миру ребенка, – "Какие чувства

вызывает в тебе эта музыка? При характеристике музыки использовать абстрактные существительные (грусть, нежность, радость), а не имена прилагательные (грустная, нежная).

Литература

1. Усачева В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А. Музыкальное искусство. Методическое пособие для учителя: 1 класс четырехлетней начальной школы. – М.: Вентана-Графф, 2002. – 176 с.

ТЕМА 2/3. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ПОДХОДЫ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Дифференцированный подход в условиях урока музыки. Дифференцированный подход предполагает использование различных методов и приемов обучения, различных упражнений в зависимости от целей обучения, видов и этапа обучения, особенностей учащихся.

Т.В. Святова рассматривает дифференцированный подход как основную составляющую методической базы современного урока34. Если каждому ученику отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить гарантированное усвоение базисного ряда школьной программы по музыке.

Необходимость реализации принципа дифференцированного обучения связана с объективно существующими противоречиями между общими для всех обучающихся в том или ином классе целями, содержанием обучения и индивидуальными возможностями каждого ребенка; между коллективной формой учебного процесса и индивидуальным характером усвоения учебного материала и развития детей. Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.

С точки зрения дидактики, дифференцированный подход в обучении – это создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента, а также комплекс методических, психолого-педагогических мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных (однородных по составу) группах.

Цель дифференциации – адаптация обучения к особенностям различных групп учащихся. Целью индивидуального подхода к обучению является всемирное способствование тому, чтобы подметить в каждом ученике его самую сильную сторону, помочь этой «живинке» претвориться и развиться в деятельность так, чтобы в ребенке засверкала его человеческая индивидуальность, поддержать веру в свои силы, укрепляя его бодрость и волю (В.И. Гладких, М.А. Данилов, В.А. Сухомлинский и др.).

По мнению М.А. Данилова, «правильная» организация обучения на каждом отдельном уроке путем связи изучаемого материала с жизнью, повышения активности и самостоятельности учащихся, взаимодействия фронтальной, групповой и индивидуальной работы в классе, плодотворного сочетания классной и хорошо организованной внеклассной работы дает резкое повышение эффективности урока, приводит к существенному улучшению процесса учения и повышению его образовательно-воспитательных результатов.

Педагогические исследования по изучению работы малых классных групп показали, что учебная работа, облекаемая в творческую форму, рождает различные виды деловых отношений между школьниками: равноправные, руководства и подчинения, автора и помощников и т. д. Сотрудничество приобретает еще более многогранный характер, если продолжается при подготовке домашних заданий творческого характера.

Коллективная учебная работа, основанная на «внутреннем» стремлении учащихся к сочетанию трудовых усилий и взаимопомощи, обеспечивает каждому из них благоприятное положение на уроке.

Таким образом, сочетание дифференцированного и индивидуального подходов в обучении позволяет приблизить содержание, методы и организацию урока к способностям и потребностям каждого школьника.

Дифференцированный (групповой и индивидуальный) подход сегодня становится необходим не только для поднятия успеваемости слабых учеников, но и для развития сильных учеников, причем его понимание не должно сводиться лишь к эпизодическому добавлению в процессе обучения слабо успевающим учащимся тренировочных задач, а более подготовленным – задач повышенной трудности. Более полное понимание дифференциации обучения предполагает использование ее на различных этапах изучения материала: подготовки учащихся к изучению нового, введения нового, применения к решению задач, этапа контроля за усвоением и др. Дифференцировано может быть содержание изучаемого материала (выделение обязательного и дополнительного); дифференцировать можно методы (приемы) обучения, варьируя ими с целью оказания различной степени индивидуальной или групповой помощи ученикам при организации самостоятельной работы по изучению нового, при решении задач и др.; дифференцировать можно средства и формы обучения. Опыт передовых учителей показывает, что дифференциация может затрагивать все элементы методической системы обучения и в этом случае она дает наибольший эффект в условиях обычного класса.

Наши рекомендации