Виды музыкальной деятельности: Пение
Практическая работа №4
Цель:Формировать у студентов навыки анализа детских песен.
Материалы и оборудование:
Музыкальное оформление:
М.Р. Раухвергер « Птичка»
В.И. Ребиков « Медведь»
С.Н. Василенко « Кукла спит»
А. Филиппенко «На мосточке»
А. Филиппенко «Сегодня мамин праздник»
В. Витлин «Серенькая кошечка»
А. Филиппенко «Веселая девочка Алена»
Е. Тиличеева «Узнай по голосу»
В. Карасева «Зима»
Образовательные результаты, заявленные ФГОС 3+:
Студенты, пропев детскую песню, должны проанализировать ее, используя схему.
Схема анализа песни
1. Авторы музыки и слов песни.
2. Возрастная группа.
3. Воспитательная ценность музыкального произведения.
4. Анализ литературного текста: наличие сюжета, обращения, диалога; наиболее значительные в выразительном отношении слова; непонятные детям данной возрастной группы слова и словосочетания; наличие образных выражений (эпитетов, метафор, сравнений); сложные в дикционном отношении слова и словосочетания.
5. Анализ мелодии песни: лад; размер; темп; динамика; структура мелодии (количество фраз); характер, интонационная выразительность мелодии; ритм, его выразительность, трудности воспроизведения ритмического рисунка; диапазон, его соответствие возрастным возможностям детей.
6. Аккомпанемент: художественные достоинства; соответствие эмоционально-образному содержанию песни; доступность для восприятия детьми; наличие вступления и заключения, их характер, мелодические и ритмические особенности.
7. Структура песни:одночастная, двухчастная, куплетная, запевно-припевная.
8. Педагогические выводы.
Задания для практического занятия:
Задание:Пропеть детскую песню и сделать анализ по схеме.
Форма отчётности:Выполненная работа оформляется и вкладывается в
файл.
Форма контроля выполнения практических работ:Выполненная работа предоставляется преподавателю в виде проекта документа в формате а4 на отдельном листе.
Практическая работа №5:
Цель: Изучить особенности проявления музыкальных способностей детей в процессе проведения групповой и индивидуальной диагностики.
Материалы и оборудование:
записи музыкальных произведений;
сборники музыкального материала по возрастным группам;
словарь музыкальных терминов и понятий;
Образовательные результаты, заявленные ФГОС 3+:
Уметь проводить диагностику музыкального развития детей. Обрабатывать полученные данные, оценить уровень развития музыкальных способностей детей, заполнить таблицу, согласно критериям по 3-м уровням(по данным, полученным в детском саду).
Задания для практического занятия:
Задание: Изучить особенности проявления музыкальных способностей детей в одной из возрастных групп.
Методические указания
Данное практическое занятие проводится в детском саду. Студенты делятся на 2 подгруппы для проведения и наблюдения диагностики детей в 2-х возрастных группах (младший и старший дошкольный возраст). Каждый студент наблюдает за тремя детьми одной возрастной группы и принимает посильное участие в индивидуальной диагностике», которую проводит музыкальный руководитель.
При проведении индивидуального обследования рекомендуется руководствоваться следующими критериями:
Дети 3-4 лет
1. Ладовое чувство:
· просьба повторить;
· наличие любимых произведений;
· узнавание знакомой мелодии;
· высказывания о характере музыки (двухчастная форма);
· узнавание знакомой мелодии по фрагменту;
· определение окончания мелодии (для детей средней группы);
· определение правильности интонации в пении у себя и у других (для детей средней группы).
2. Музыкально-слуховые представления:
· пение знакомой мелодии с сопровождением (для детей младшей группы - выразительное подпевание);
· воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3-4 звуков на металлофоне (для детей средней группы);
· воспроизведение в хлопках, притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии;
· соответствие эмоциональной окраски и ритма движений характеру и ритму музыки с контрастными частями. Дети 5-7 лет
1. Ладовое чувство:
· просьба повторить, наличие любимых произведений;
· эмоциональная активность во время звучания музыки;
· высказывания о музыке с контрастными частями (использование образных сравнений, «словаря эмоций»);
· узнавание знакомой мелодии по фрагменту;
· определение окончания мелодии;
· окончание на тонике начатой мелодии.
2. Музыкально-слуховые представления:
· пение малознакомой мелодии без сопровождения;
· подбор по слуху на металлофоне хорошо знакомой попевки;
· подбор по слуху малознакомой попевки.
3. Чувство ритма:
· воспроизведение в хлопках, притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии (более сложного, чем в младших группах);
· выразительность движений в соответствие их характеру музыки с малоконтрастными частями;
· соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма).
Полученные результаты необходимо занести в протокол обследования в виде таблицы.
Таблица
№ п/п | ФИ ребенка | Ладовое Чувство | Музыкально- слуховые представления | Чувство Ритма | |||
Задания | Оценка | Задания | Оценка | Задания | Оценка | ||
Оценивать уровень развития музыкальных способностей рекомендуется по трехбальной системе: 3 балла - высокий уровень (ребенок самостоятельно справляется с заданием): 2 балла - средний уровень (справляется с заданием при поддержке взрослого): 1 балл - низкий уровень (ребенок не справляется с заданием).
Задание 2. По завершению практической работы в детском саду обработать полученные данные, оценить уровень развития музыкальных способностей детей, заполнить таблицу, согласно критериям по 3-м уровням: высокий, средний, низкий.
Форма отчётности:Выполненная работа оформляется и вкладывается в
файл.
Форма контроля выполнения практических работ:Выполненная работа предоставляется преподавателю в виде проекта документа в формате а4 на отдельном листе.
Практическая работа №6:
Цель: Изучить вокально – хоровые навыки детей младшей группы, средней, старшей, подготовительной к школе группы.
Материалы и оборудование:
сборники музыкального материала по возрастным группам;
словарь музыкальных терминов и понятий;
Образовательные результаты, заявленные ФГОС 3+:
Студент должен подбирать методы и приёмы на развитие вокально – хоровых навыков дошкольников.
Задания для практического занятия:
Задание: Раскройте игровые задания, подберите приемы, упражнения, наглядные пособия, направленные на формирование вокальных и хоровых навыков у детей младшей группы, средней, старшей, подготовительной к школе группы.
Оформить в виде таблицы
группа | Вокально-хоровые навыки | Методы и приёмы | Игровые задания, упражнения | Наглядные пособия(название) |
Младшая | ||||
Средняя | ||||
Старшая | ||||
Подготовительная |
Заполнить таблицу в соответствии с заданием, вписав в соответствующую ячейку таблицы нужную информацию.
Форма отчётности:Выполненная работа оформляется и вкладывается в
отдельную папку с файлами.
Форма контроля выполнения практических работ:Выполненная работа предоставляется преподавателю в виде отдельной папки с файлами в формате а4.