С отклонениями в овладении речью
Схема №
|
|
|
Схема комплексного обследования включает изучение клинических, социальных, психолого-педагогических и собственно логопедических данных (операциональных компонентов и продукта речевой деятельности).
Собственно логопедическое обследование проводится в форме индивидуальных занятий в течение двух недель. Задания распределяются в четыре серии.
I серия: пробы с реальными предметами (овощи, фрукты, соленая - сладкая, холодная - теплая вода, предметы одежды), игрушками, организованные дидактические игры, схема тела, части лица.
II серия: состояние импрессивного словаря по лексическим темам: игрушки, посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты, домашние и дикие животные, части тела животного, транспорт.
III серия: понимание глаголов, прилагательных, наречий, предлогов; обследование состояния артикуляционного аппарата (игра с зеркалом «А кто там?»), мелкой моторики, фонематического слуха, по возможности интонационно-ритмических компонентов.
IV серия: чтение текста (I эпикризный период сказка «Теремок», II эпикризный период текст из пособия О.Е. Громовой, Т.В. Базжиной «Не хочу, не буду!») и беседа по прочитанному.
С каждым ребенком логопед занимается в течение 10 -15 минут. Количество занятий варьируется индивидуально (не менее четырех в зависимости от состояния и желания ребенка). Занятия проводятся в утреннее время после завтрака.
В качестве наглядного материала использовался компьютерная программа «Диагностика психоречевого развития ребёнка раннего возраста» (Е.В. Шереметьева), а также периодические издания «Для самых-самых маленьких» и «Раннее развитие. Первые шаги», издательского дома «Карапуз».
В соответствии с возрастными особенностями развития зрительного восприятия и уровнем произвольности одномоментно предъявляется не более двух изображений формата А5 и не более 4 реальных предметов или игрушек.
Диагностическое занятия проводится в игровой форме и на положительном эмоциональном фоне, что позволяет детям группы риска менее болезненно адаптироваться к новым условиям воспитания и обучения.
Методические рекомендации к проведению музыкально-логопедических занятий
Логопедические занятия с детьми раннего возраста в течение учебного года проводятся в двух формах: музыкально-логопедические фронтальные и индивидуальные.
Индивидуальные логопедические занятия проводятся по графику работы учителя-логопеда в соотвествии с вывленным типом отклонений в овладении речью.
Музыкально-логопедические фронтальные занятия проводятся учителем-логопедом и музыкальным руководителем в музыкальном зале один раз в неделю на 4 и 6 этапах согласно сетке занятий детского сада со всеми детьми подгруппы. Последнее занятие периода - итоговое. Всего в течение учебного года проведится в среднем 29 музыкально-логопедических фронтальных занятий, которые построены по концентрическому принципу и наполняются определенным лексическим содержанием в соответствии с сезонностью явлений в природе и событиями общественной жизни, что позволяет разделить весь процесс пропедевтического обучения на три периода.
Таблица №3