Зачем учиться в музыкальной школе?
Зачем учиться в музыкальной школе?
Кирнарская Д.К., доктор искусствоведения, доктор психологических наук, проректор Российской академии музыки им. Гнесиных
ДМШ: самые распространенные ошибки родителей
Возможно, ребенку не нравится "на музыке" по одной из следующих причин.
Ошибка № 1. Рьяное выполнение с детьми первых сольфеджийных заданий. Сольфеджио, особенно вначале, кажется карикатурой на урок рисования: каллиграфическое выведение скрипичного ключа, продырявленные ластиком страницы с половинными и четвертными нотами...
Совет. Не берите с места в карьер. Не разочаровывайте ребенка упреками за некрасивые ноты, кривой скрипичный ключ и грязные следы от ластика. За семь лет в ДМШ даже обезьянка научится и нотам, и "ключам". К тому же давно изобретены компьютерные программы Finale и Sibelius, воспроизводящие все подробности нотного текста на мониторе. Так что если ваш ребенок вдруг станет композитором, он, скорее всего, воспользуется именно компьютером, а не карандашом и бумагой.
Ошибка № 2. Дикая гордость при известии, что ребенок одним из первых в группе "подготовишек" распределен к педагогу по специальности. Но первыми как раз комплектуют классы педагогов менее востребованных, в то время как педагоги более востребованные подбирают контингент учеников совсем другим способом.
Совет. Пообщайтесь с мамами, с кем-то из музыкально образованных знакомых, наконец, просто присмотритесь к тем педагогам, которые ходят по школе. Не сидите и не ждите, когда чужие дяди и тети определят ваше чадо к психологически не совместимому с ним человеку. Действуйте сами и скорее попадете в цель: ведь никто не знает вашего ребенка лучше, чем вы.
Ошибка № 3. Выбор инструмента не по ребенку, а по себе. Скажем, мама мечтает, чтобы сын играл на рояле, а сын хочет играть на трубе.
Совет. Отдайте ребенка на тот инструмент, который ему нравится. Тем более что роялем все без исключения дети-инструменталисты овладевают в рамках обязательной в ДМШ дисциплины "общее фортепиано". Если уж так необходимо продвинуть ребенка в фортепианном отношении, всегда можно договориться о двух "специальностях". Но ситуацию с двойной нагрузкой лучше не форсировать, пока не убедитесь, что здоровье ребенка этой нагрузке не противится.
Ошибка № 4. Шантаж музыкой. Это же именно шантаж, когда домашнее музыкальное задание превращено родителем в условие: "Не позанимаешься — не пущу гулять", "Не выучишь пьесы от сих до сих — не куплю давно обещанное Lego".
Совет. Делайте то же самое, только наоборот. "Вот тебе Lego, так что давай, миленькая, теперь пьесу поучим", "Давай погуляй часок, а потом столько же — с инструментом". Сами же знаете: система пряника гораздо результативнее системы кнута
Зачем ребенку музыкальная школа?
Родители стараются дать своему ребенку лучшее образование и разностороннее развитие. Спорт, курсы иностранного языка, различные кружки, музыкальная и художественная школа – есть большой выбор.
Часто родители отдают детей в музыкальную школу. Кто-то делает это, потому что у ребенка наблюдаются способности, кто-то просто вспомнил свою давнюю мечту и решил воплотить ее в ребенке, а кто-то просто старается занять чадо, чтобы не было времени на глупости.
Нюансы обучения
Нужно быть готовым к тому, что даже если ребенку нравится петь или играть, придется мотивировать его и подталкивать. Ведь побегать на улице или пообщаться с друзьями все-таки веселее, чем несколько раз повторять музыкальное произведение. Да и петь в хоре интереснее, чем дома учить слова песни. А нотная грамота может даваться с трудом. Так что придется хотя бы в первых классах вникать вместе с ребенком в нюансы нотной грамоты и помогать в учебе. Конечно, когда ребенок подрастет, он сам начнет разбираться, и будет все понимать лучше вас.
Обычно занятия по специальности проходят два раза в неделю, а другие занятия – один раз. Но этих занятий мало, поэтому обязательно нужно заниматься дома. Проигрывать произведения стоит несколько раз. Если в каком-то месте получается плохо, значит, следует повторить еще 3-6 раз. Сначала играть медленно, постепенно увеличивая темп. Что касается занятий по вокалу, произведения тоже необходимо учить дома, причем и слова, и нотный текст. А вот сольфеджио и музыкальная литература не требуют каждодневных занятий. Достаточно выполнять домашние задания и разбираться, как правильно их делать.
Дети в музыкальной школе часто выступают на сцене. Конкурсы, концерты и другие мероприятия очень важно посещать с ребенком. Вы должны подбодрить, если ребенок волнуется и показать, что гордитесь им.
Главный вопрос — зачем
Родители думают, что музыкальная школа поможет развить слух и голос, поэтому надо записать ребёнка на занятия. Стоп.
Первый вопрос: вы уверены, что надо развивать то, чего нет?
Музыкальный слух, чувство ритма — это всё приобретается со временем, но если у ребёнка не было задатков, великий музыкант из него не вырастет. Моцарта, может, и учили играть чуть ли не с младенчества. Но с тех пор так издевались много над кем, а Моцарт как был один, так и остался.
Приведите ребёнка на прослушивание, пусть педагоги расскажут, есть ли смысл в учёбе. Только учтите, что некоторые преподаватели готовы заливаться соловьём и рассказывать, какой у вас гениальный малыш, лишь бы вы отдали деньги за занятия. Так что выбирайте консультанта, который не заинтересован финансово в вашем ребёнке.
Второй вопрос: зачем вашему ребёнку слух и голос?
Подумайте, где будет петь ребёнок кроме отчётного концерта в музыкальной школе. Ладно, допустим, будет участвовать в шоу и станет победителем «Евровидения» (хотя это сомнительное достижение). А где он будет играть на валторне?
Сколько человек закончили музыкальную школу, но не стали даже звёздами караоке. Их потолок — сыграть «Собачий вальс» и три блатных аккорда, если увидят инструмент.
И вот ради этого нужно было несколько лет каждый день портить осанку и зрение? Серьёзно?
Востребованных музыкантов не так уж много, жизнь у них не самая простая. Тянет ребёнка в музыку — выбирайте инструменты, которые хоть как-то пригодятся в музыкальных коллективах (говорят, с хорошими ударниками напряжёнка).
Зачем учиться в музыкальной школе?
Кирнарская Д.К., доктор искусствоведения, доктор психологических наук, проректор Российской академии музыки им. Гнесиных