Первая симфония «Зимние грезы»
Симфоническая музыка, наряду с оперной, была главной областью творчества Чайковского. Композитор считал симфонию высшей формой музыкального искусства, способной наиболее полно отразить состояния человеческой души.
Симфоническое творчество Чайковского разнообразно по жанрам: это симфонии, одночастные программные произведения, оркестровые сюиты, инструментальные концерты. Многие из них программны, причем композитора, всегда привлекали остродраматические сюжеты Шекспира, Байрона, Данте, Островского, раскрывающие мир чувств и страстей человека, сложные отношения личности и окружающего мира. Три последние симфонии Чайковского (Четвертая, Пятая и Шестая) и симфония «Манфред» стали подлинными лирико-философскими «инструментальными драмами», отразившими все коллизии борьбы героя за счастье, всю глубину его размышлений о смысле и цели человеческой жизни.
Первая симфония «Зимнею грезы» (соль минор) была написана в 1866 году. Ее содержание навеяно классическими образами русского искусства — картинами зимней природы и дороги, с которыми тесно связаны размышления и самые задушевные чувства человека. Многие темы симфонии имеют песенный характер и интонационно близки русской народной музыке.
В симфонии четыре части, из которых первая и вторая носят программные заголовки.
Первая часть— «Грезы зимнею дорогой» — написана в сонатной форме. Главная партия (соль минор) строится на двух контрастных темах и имеет трехчастную форму (Такая форма главной партии станет типичной для сонатного аллегро во многих симфонических произведениях Чайковского). Первая тема, лирическая и песенная, звучит у флейты и фагота через две октавы на фоне тихого тремоло скрипок:
Скоро, безмятежно
Вторая тема главной партии отличается от первой чисто инструментальным характером, суховато-«колким», «вьюжным», и основана на нисходящем хроматическом мотиве:
Скоро, безмятежно
Обе темы активно развиваются и достигают мощной драматической кульминации. Побочная партия (ре мажор) — светлая широкая мелодия у солирующего кларнета; своими интонациями, ладовой переменностью, богатым подголосочным развитием она близка народным протяжным песням:
Скоро, безмятежно
Заключительная партия имеет народно-плясовой характер и звучит у духовых инструментов:
Ее аккордовая тема непосредственно переходит в разработку. Здесь ведущее значение получает первая тема главной партии, которая благодаря активному развитию приобретает героический облик. Ее кульминация подчеркивается фанфарным звучанием труб и валторн.
Реприза сокращена. Главная партия (первая тема) теперь взволнованно и ярко звучит у струнных; а после побочной и заключительной партий (соль мажор) начинается развернутая драматичная кода, в которой продолжают развиваться темы главной партии. Но к концу коды напряженность музыки ослабевает, и первая часть заканчивается возвращением первой темы главной партии в ее первоначальном изложении.
Вторая часть— «Угрюмый край, туманный край» (ми-бемоль мажор) — написана под впечатлением поездки Чайковского на остров Валаам по Ладожскому озеру и воздействием строгой красоты северной русской природы. Adagio cantabile обрамлено сдержанным поэтичным вступлением и заключением.
Главная тема исполняется солирующим гобоем и впечатляет плавной широтой и непрерывностью развития пленительной мелодии, длящейся 20 (!) тактов. Интонационно она, как и темы первой части, связана с народной лирической песенностью:
Вторая часть симфонии имеет рондообразное строение, и эта мелодия выполняет роль рефрена. Музыка обоих эпизодов рождается из развития одного из мотивов рефрена и является его непосредственным продолжением. Второе проведение рефрена звучит у виолончелей в ля-бемоль мажоре. Кульминацией всей части становится третье проведение главной темы, где она звучит у валторн по-новому ярко и драматично.
Третья часть, Скерцо(до минор), написана в сложной трехчастной форме. В крайних разделах хрупкая, прозрачная, стремительная тема возвращает к зимним «метелистым» образам первой части симфонии:
Скоро, шутливо
В Трио (ми-бемоль мажор) возникает задушевный лирический вальс, создающий теплую, уютную атмосферу, — первый вальс Чайковского в симфонической музыке:
Постепенно его звучание становится более напряженным; тревога проникает и в коду Скерцо, где тема вальса печально звучит в миноре на фоне беспокойного и прихотливого ритма первой темы, исполняемого литаврами.
Если музыка первых трех частей симфонии связана с внутренним миром человека и лирическими образами, то торжественный финалрисует картину народного праздника. Он начинается с медленного, несколько сумрачного вступления (соль минор), которое продолжает настроение последних тактов скерцо и основано на мелодии народной городской песни «Я посею ли млада»:
Постепенно характер музыки светлеет, и сонатное аллегро (соль мажор) начинается размашистой, немного тяжеловатой (благодаря массивному тутти) главной партией:
Побочная партия (си минор) строится на уже звучавшей во вступлении народной мелодии; здесь она приобретает лихой плясовой характер:
В разработке обе темы энергично развиваются с использованием полифонических приемов. Реприза сокращена — в ней отсутствует побочная партия. Завершается финал большой кодой, в которой тема «Я посею ли млада» становится торжественной и ликующей.
Первая симфония стала одним из лучших сочинений московского периода творчества Чайковского. В ней впервые проявились характерные образы, композиционные приемы и особенности музыкального мышления великого композитора-симфониста.
Вопросы и задания
1.Какова роль симфонической музыки в творчестве Чайковского?
2. Назовите основные симфонические произведения композитора. К каким жанрам они относятся?
3. Расскажите об образном содержании Первой симфонии. Охарактеризуйте темы и композиционные особенности каждой части.
4. Сыграйте основные темы произведения.
«Евгений Онегин»
С юности Чайковский страстно любил театр. Театр притягивал и пленял воображение композитора возможностью отразить жизнь и характеры людей, раскрыть богатый и сложный внутренний мир героев и тем самым воздействовать на сердца людей. Неудивительно, что опера стала его любимейшим жанром. Для своих произведений Чайковский стремился выбирать сюжеты, в которых, по его словам, должны действовать «настоящие живые люди, чувствующие так же, как и я». Художественным идеалом для композитора было создание «интимной, но сильной драмы». Таким сочинением стал «Евгений Онегин».
Сюжет для оперы Чайковскому подсказала известная певица Е. А. Лавровская. В письме к Модесту Ильичу композитор рассказывал:
«На прошлой неделе я был как-то у Лавровской. Разговор зашел о сюжетах для оперы... Лизавета Андреевна молчала и добродушно улыбалась, как вдруг сказала: „А что бы взять Евгения Онегина"? Мысль эта показалась мне дикой, и я ничего не отвечал. Потом, обедая в трактире один, я вспомнил об Онегине, задумался, потом начал находить мысль Лавровской возможной, потом увлекся и к концу обеда решился. Тотчас побежал отыскивать Пушкина. С трудом нашел, отправился домой, перечел с восторгом и провел совершенно бессонную ночь, результатом которой был сценариум прелестной оперы с текстом Пушкина».
В составлении либретто принимал участие его друг, литератор К. С. Шиловский.
В своем романе в стихах Пушкин создал многогранный портрет современной ему эпохи, ее нравов и обычаев; Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни». Но композитора в первую очередь привлекала лирическая драма героев — и именно она заняла центральное место в опере, которую автор назвал «лирическими сценами».
Главная героиня оперы — Татьяна. Чайковский вслед за Пушкиным тонко передал красоту и поэтичность ее души, гениально изобразил силу любви Татьяны. Сохранив в основном пушкинские характеристики главных действующих лиц, композитор немного по-иному обрисовал их: так, в облике Ленского он подчеркнул его вдохновенность, восторженность чувств и искренность души. Чайковскому дорого душевное родство Татьяны и Ленского, темы которых он объединяет общими интонациями. Музыкальные образы персонажей, как и их судьбы, непрерывно развиваются на протяжении всего произведения. Лирическая драма развертывается на фоне бытовых сцен разного характера, которые ярко и рельефно оттеняют глубину душевных переживаний героев.
Музыкальный язык оперы тесно связан с характерными особенностями русского лирического романса. Важной чертой оперного стиля Чайковского является своеобразный диалог голоса и оркестра, состоящий в частых переходах темы из вокальной партии в оркестр, который «досказывает» речь героев. Типичным является и прием «рождения» вокальной мелодии из инструментальной темы.
В исполнении оперы композитор стремился достичь наибольшей искренности и простоты, поэтому постановка «Евгения Онегина» была по желанию автора осуществлена силами студентов Московской консерватории. Премьера состоялась 17 марта 1879 года под руководством Н. Г. Рубинштейна.
В опере семь картин (три действия).
Краткое содержание
Картина первая.Усадьба Лариных. Из дома доносится пение сестер — Татьяны и Ольги. В саду Ларина и няня Филиппьевна варят варенье и вспоминают свою молодость. С разукрашенным снопом приходят крестьяне поздравить барыню с окончанием жатвы.
Приезжают гости. Владимир Ленский, юный поэт, влюбленный в Ольгу, представляет своего соседа и друга Онегина. Татьяна глубоко взволнована новым знакомством, она видит в Онегине воплощение своих мечтаний о счастье и любви.
Картина вторая.Комната Татьяны. Взволнованная встречей с Онегиным, она не может уснуть и просит няню рассказать о ее молодости. Няня начинает бесхитростный рассказ, но Татьяна не слушает ее, поглощенная своими мыслями. Оставшись одна, она пишет письмо Онегину, в котором признается ему в любви.
Наступает утро. Вдали слышится наигрыш пастушеской свирели. Татьяна просит няню послать внука с письмом к Онегину.
Картина третья.В саду девушки собирают ягоды. Вбегает Татьяна. Она взволнована в ожидании встречи с Онегиным. Появляется Онегин. На признание Татьяны он отвечает с холодной откровенностью: он не склонен к семейной жизни, его речь сдержанна, учтива и завершается нравоучением, которое потрясенная девушка выслушивает молча. М.Н.Клементьева-Муромцева – первая
исполнительнмца роли Татьяны (1879 г.)
Картина четвертая.Зима. Бал в доме Лариных в честь именин Татьяны. Гости от души веселятся; француз Трике посвящает Татьяне поздравительные куплеты собственного сочинения. Онегин, которого привез на бал Ленский, раздражен провинциальными лицами, нарядами, сплетнями и пересудами. Он сердится на Ленского и, решая ему отомстить, начинает ухаживать за Ольгой, приглашая на вальс, а затем и на мазурку. Ленский оскорблен: он вызывает Онегина на дуэль. Гости безуспешно пытаются их помирить.
Картина пятая.Зимнее утро. У мельницы назначена дуэль. Ленский и его секундант Зарецкий ждут Онегина. Мысли Ленского проникнуты тяжелыми предчувствиями.
Появляется Онегин со своим слугой-секундантом. Бывшие друзья, понимая нелепость ссоры, полны нерешительности, но, ни один из них не делает первого шага к примирению. Противники становятся к барьеру и по знаку секундантов начинают сходиться. Раздается выстрел: Ленский убит. Онегин в ужасе охватывает голову руками.
Картина шестая.Блестящий бал в Петербурге. Среди гостей — вернувшийся из дальних странствий Онегин, так и не сумевший рассеять свою скуку. В зале появляется князь Гремин, дальний родственник Онегина, с супругой. В величавой великосветской даме Евгений с изумлением узнает Татьяну. Князь рассказывает ему о своем счастье и представляет Онегина жене. Татьяна, научившись «властвовать собой», с честью выдерживает испытание, искусно скрывая свое волнение, а затем под предлогом усталости покидает бал. В сердце Онегина вспыхивает страстная любовь к Татьяне.
Картина седьмая.Дом Греминых. Татьяна в смятении читает письмо Онегина. Неожиданно входит Онегин. Он умоляет Татьяну ответить на его чувство. С глубокой болью она вспоминает их первую встречу, когда «счастье было так возможно, так близко», и признается, что по-прежнему любит его. Но мольбы Онегина напрасны: Татьяна остается верна своему супружескому долгу и покидает Онегина, навек простясь со своей любовью.
Картина первая.Опера начинается с небольшого оркестрового вступления.Его задумчивая нежная тема, изложенная в виде нисходящей секвенции, является первой музыкальной характеристикой Татьяны, темой ее девичьих грез. Она будет иметь большое значение в музыкальном развитии первой и второй картин, а также появится в заключительной сцене:
Продолжая элегическое настроение вступления, дуэт Татьяны (сопрано) и Ольги (контральто) «Слыхали ль вы» передает обаяние пушкинской эпохи и написан в характере бытового романса начала XIX века. Его музыка полна задушевной мечтательности:
Затем дуэт переходит в квартет: к голосам девушек присоединяются Ларина и няня, вспоминающие «давно прошедшие года». Ярким контрастом звучат сочиненные в народной манере песни и пляска крестьян.Сначала крестьяне поют медленную, печальную, в характере протяжной «Болят мои скоры ноженьки» (начинается за сценой); она сменяется веселой, удалой плясовой «Уж как по мосту, мосточку»:
Б Весьма умеренно
Различны и характеры сестер: если Татьяна любит мечтать под звуки песен (в оркестре появляется ее тема из вступления), то Ольга от души веселится, повторяя плясовой напев.
Ария Ольги«Я не способна к грусти томной» — музыкальный портрет, полный детской радости, простодушия и шаловливости, с которой она подшучивает над задумчивостью Татьяны и ее романтическими вздохами:
Приезд Ленского и Онегина продолжает экспозицию главных действующих лиц оперы. КвартетТатьяны, Ольги, Ленского и Онегина на мгновение останавливает развитие событий и передает душевное состояние каждого из героев, несходство их взглядов и характеров.
Образ юного поэта ярче всего раскрывается в ариозо Ленского(тенор) «Я люблю вас». Его гибкая взволнованная мелодия — тема любви Ленского — звучит светло и восторженно, она полна счастливых надежд:
Ариозо имеет трехчастную форму с динамической репризой. Тональность ми мажор (а затем в следующих картинах ми минор) является в опере постоянной тональной характеристикой героя. Музыка средней части ариозо («Я отрок был, тобой плененный») предвосхищает не только тему его арии из пятой картины, но и тему Татьяны из второй картины («Кто ты: мой ангел ли хранитель»), тем самым подчеркивая родство образов Татьяны и Ленского.
Ариозо Онегина «Мой дядя самых честных правил» выдержано в ритме менуэта и создает облик скучающего светского человека, надменно-учтивого и равнодушного. Первая картина завершается взволнованно звучащей в оркестре темой Татьяны.
Картина втораянаиболее полно раскрывает образ главной героини. Картина имеет трехчастную композицию: диалоги с няней обрамляют центральный раздел — сцену письма. Оркестровое вступлениеначинается с выразительного мотива — «вздоха» Татьяны, предсказывающего ее печальную судьбу:
Умеренно
Далее звучит тема-секвенция (из вступления к первой картине), которая пронизывает весь диалог с няней; она появится также в сцене письма. Неторопливый рассказ няни строится на выразительных речевых интонациях и близок народным песням. В сцене с няней рождается страстная, порывистая тема любви Татьяны, играющая важную роль во второй картине («Ах, няня, няня, я страдаю, я тоскую»).
Сцена письма,с которой Чайковский начал сочинять оперу, раскрывает всю глубину переживаний героини, тайники ее души. Сцена представляет собой монолог, состоящий из четырех эпизодов с кодой, и начинается с оркестрового вступления, построенного на теме любви:
Оживленно
Первый раздел — небольшое ариозо «Пускай погибну (ре-бемоль мажор) выражает страстную решимость Татьяны:
Его порывистой мелодии «отвечают» столь же взволнованные фразы оркестра (Эта мелодия появится в шестой картине в партии Онегина). Появившаяся тема-секвенция приводит ко второму разделу сцены (ре минор), где переплетаются проникновенная лирическая тема письма у солирующего гобоя и трогательные декламационные интонации вокальной партии:
Третий раздел (до мажор), исполненный уверенности в выборе избранника, звучит пылко и устремленно:
В его среднем эпизоде на смену приходит светлая мечтательная мелодия:
Она интонационно близка как темам Ленского («Я отрок был, тобой плененный» и «Что день грядущий мне готовит»), так и теме следующего, четвертого раздела сцены письма — восторженного обращения к Онегину:
Он является одновременно тональной репризой сцены (ре-бемоль мажор) и ее ликующей кульминацией, которая подчеркивается в оркестре мощным тутти (с трубой соло).
Оркестровая картина рассвета, безыскусный наигрыш пастушьего рожка (соло гобоя) своим покойным, безмятежным характером подчеркивает драматизм предыдущей сцены. Завершает вторую картину широкое и властное звучание темы любви.
Начиная с третьей картиныдраматическое развитие сюжета оперы строится на столкновении, «жизненном поединке» (по определению Б. Асафьева) Татьяны, Ленского и Онегина. Как и вторая картина, она имеет трехчастное строение.
Сцена свидания Татьяны и Онегина обрамлена хором«Девицы, красавицы». Нежная пасторальная музыка, ее изящная вальсовость оттеняют глубину переживаний Татьяны:
Умеренно скоро
Появление Татьяны сопровождается стремительным и тревожным звучанием оркестра, выражающим ее душевное смятение. Вокальная партия Татьяны в этой сцене лаконична; она строится на нисходящих секундовых интонациях, которые передают ее душевное состояние.
Музыкальный портрет Онегина представлен в оркестре, по выражению Б. В. Асафьева, «одной из его мелодий-поз, в которых холодная сдержанность сочетается с приветливым достоинством». Ария Онегина(баритон) «Когда бы жизнь домашним кругом» — учтивое наставление Татьяне — звучит уверенно и неторопливо, в ровном размеренном ритме:
Картина четвертаяначинается с оркестрового вступления, напоминающего о драме Татьяны: нежная мелодия «Кто ты, мой ангел ли хранитель» сменяется тревожным звучанием отрывистых аккордов. Бал открывает веселый беззаботный вальс,на фоне которого слышится хор гостей, радующихся празднику:
Темп вальса
Вальс не только рисует пеструю картину собравшегося у Лариных общества; постепенно его музыка драматизируется, отражая переживания героев и первое столкновение Ленского и Онегина.
Появление Трике с поздравительными куплетами (Для куплетов Трике Чайковский использовал популярную песенку модного в 30-е годы XIX века в России французского композитора А. де Боплана) прерывает начавшуюся было ссору. Бал продолжает блестящая, по-провинциальному «размашистая» мазурка. Но затем она сменяется печальной лирической мелодией (ми минор), предвосхищающей тему арии Ленского из пятой картины; на ее фоне вновь вспыхивает ссора Ленского и Онегина.
Финал четвертой картины начинается с ариозо Ленского «В вашем доме»; как светлое воспоминание о невозвратно ушедшем счастье, звучат начальные фразы, построенные на измененной теме любви Ленского:
Чистота и искренность чувства сменяются настроением горького упрека. Ариозо переходит в ансамбль и хор; в квинтете мелодически различные вокальные партии передают тревожное состояние всех участников. Вызов на дуэль и всеобщее смятение завершают картину.
Л.В.Собинов в роли Ленского
Картина пятая— первая кульминация оперы и трагическая развязка драмы Ленского. Оркестровое вступление открывается мрачными,напряженными аккордами, предвосхищающими исход поединка. С пронзительной обреченностью у виолончелей в ми миноре звучит тема арии Ленского «Что день грядущий мне готовит?» Наиболее полно раскрываются здесь красота душевного мира юного поэта, его сожаление о несбывшихся надеждах, трепетная любовь к Ольге и предчувствие гибели. Ария Ленскогоначинается выразительным речитативным вступлением:
Главная тема арии — изумительная по красоте лирическая мелодия — интонационно родственна темам Татьяны. Особенную выразительность придает ей широкое ниспадающее движение от III к V ступени лада, опеваемой секундами:
Вокальные фразы постоянно «допеваются» в оркестре, что способствует непрерывности музыкального развития. Средний раздел трехчастной формы (соль мажор) «Блеснет заутра луч денницы», более оживленный и светлый по характеру, мелодически связан с ариозо «В вашем доме». В динамической репризе страстный порыв любви сменяется прежним печальным настроением. Эта ария — одна из лирических вершин оперы.
Сцена поединка начинается с дуэта «Враги»,который построен в форме канона: мелодия Онегина вторит партии Ленского, что передает общие чувства скорби, сожаления и предвещает неотвратимый трагический исход:
Мерно повторяющиеся на доминанте до-диез минора приглушенные удары литавр придают музыке характер мрачного оцепенения. Далее в оркестре, как воспоминание, проходит преображенная тема любви Ленского; стремительно ускоряющееся движение музыки обрывается выстрелом, который передается с помощью уменьшенного септаккорда и тремоло литавр. Как прощание с героем, картину завершает траурное проведение в оркестре темы предсмертной арии Ленского.
Картина шестаяначинается блестящим парадным полонезом. Монолог Онегина «И здесь мне скучно» вводит в дальнейшее развитие событий.
Появление Татьяны на балу сопровождается спокойной и благородной лирической темой вальсаре-бемоль мажор, который создает новый облик героини — приветливо-сдержанной и величаво-прекрасной княгини Греминой:
Ария Гремина (бас) дополняет эту характеристику Татьяны и вместе в тем обрисовывает благородный облик князя:
В момент представления Онегина Татьяне в оркестре горячо и взволнованно звучит тема любви Татьяны.
В ариозо Онегина«Увы, сомненья нет» решительно изменяется его образ; в его сердце вспыхивает страстная любовь к Татьяне. Его музыкальная речь становится горячей, порывистой и строится на теме Татьяны «Пускай погибну я»:
Картина седьмая— вторая драматическая кульминация оперы. В оркестровом вступлении печальная элегическая тема выражает скорбные мысли Татьяны. Во время монолога Татьяны, читающей письмо Онегина, в оркестре, как воспоминание о юности, звучит тема ее девичьих грез. Размышления Татьяны прерывает бурное появление Онегина. Их сцена-диалог — последнее объяснение героев, полное эмоциональных контрастов; оно передает сложную борьбу их чувств, стремление к счастью и невозможность его достижения. Ариозные эпизоды — высказывания Татьяны и Онегина — сменяют друг друга. В музыкальном развитии сцены краткой выразительной остановкой становится дуэт-элегия «Счастье было так возможно, так близко», лирическая мелодия которого близка темам Татьяны и Ленского.
Последнее обращение Онегина к Татьяне «О, не гони! меня ты любишь!», полное мольбы и страсти, звучит в ми миноре — П.А.Хохлов в роли Онегина
тональности Ленского, которая, завершая оперу, подчеркивает трагическую обреченность чувств и судеб героев.
О вечной жизни и красоте музыки Чайковского замечательно сказал уже в XX веке Д. Д. Шостакович: «Нет ни одного русского композитора конца XIX или первой половины XX столетия, который не был бы обязан той или иной стороной своего творчества Петру Ильичу Чайковскому... Подобно Пушкину он вошел в самую основу основ русского национального сознания. Без Чайковского мы не можем жить в дни нашей национальной скорби, имя его сопровождает нас и в дни побед, и в годины величайшего творческого подъема русского национального духа...»
Вопросы и задания
1.Почему опера стала излюбленным жанром для Чайковского? Какие сюжеты привлекали к себе композитора?
2. Расскажите историю создания оперы «Евгений Онегин».
3. В каком жанре написана опера? Какова ее тема?
4. Изложите содержание оперы по картинам.
5. Расскажите о главных героях; как они охарактеризованы в музыке?
6. В чем состоят особенности музыкального языка оперы? Расскажите об интонационных связях музыкальных образов произведения.
Основные произведения
10 опер: «Воевода», «Ундина», «Опричник», «Кузнец Вакула» (позже переработана в «Черевички»), «Евгений Онегин», «Орлеанская дева», «Мазепа», «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта»
3 балета: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»
Симфонические произведения: 6 симфоний, симфония «Манфред», фантазии «Фатум», «Буря», «Франческа да Римини»; увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» и «Гамлет», Итальянское каприччио, Торжественная увертюра «1812 год», 4 симфонические сюиты, Серенада для струнного оркестра, 3 концерта для фортепиано с оркестром, концерт для скрипки с оркестром, Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром
Камерно-инструментальные произведения: 3 струнных квартета, фортепианное трио «Памяти великого художника», струнный секстет «Воспоминание о Флоренции» и другие
Фортепианные произведения: 2 сонаты, Тема с вариациями, циклы «Времена года» и «Детский альбом», отдельные пьесы
Вокальные произведения: более 100 романсов; «Литургия св. Иоанна Златоуста», «Всенощное бдение» и другие произведения