Первая симфония «Зимние грезы»

Симфоническая музыка, наряду с оперной, была главной областью творчества Чайковского. Композитор считал сим­фонию высшей формой музыкального искусства, способной наиболее полно отразить состояния человеческой души.

Симфоническое творчество Чайковского разнообразно по жанрам: это симфонии, одночастные программные произве­дения, оркестровые сюиты, инструментальные концерты. Многие из них программны, причем композитора, всегда привлекали остродраматические сюжеты Шекспира, Байро­на, Данте, Островского, раскрывающие мир чувств и страс­тей человека, сложные отношения личности и окружающе­го мира. Три последние симфонии Чайковского (Четвертая, Пятая и Шестая) и симфония «Манфред» стали подлинны­ми лирико-философскими «инструментальными драмами», отразившими все коллизии борьбы героя за счастье, всю глубину его размышлений о смысле и цели человеческой жизни.

Первая симфония «Зимнею грезы» (соль минор) была написана в 1866 году. Ее содержание навеяно классически­ми образами русского искусства — картинами зимней при­роды и дороги, с которыми тесно связаны размышления и самые задушевные чувства человека. Многие темы симфо­нии имеют песенный характер и интонационно близки рус­ской народной музыке.

В симфонии четыре части, из которых первая и вторая носят программные заголовки.

Первая часть— «Грезы зимнею дорогой» — написана в сонатной форме. Главная партия (соль минор) строится на двух контрастных темах и имеет трехчастную форму (Такая форма главной партии станет типичной для сонатного аллегро во многих симфонических произведениях Чайковского). Пер­вая тема, лирическая и песенная, звучит у флейты и фагота через две октавы на фоне тихого тремоло скрипок:

Скоро, безмятежно

Первая симфония «Зимние грезы» - student2.ru

Вторая тема главной партии отличается от первой чисто инструментальным характером, суховато-«колким», «вьюжным», и основана на нисходящем хроматическом мотиве:

Скоро, безмятежно

Первая симфония «Зимние грезы» - student2.ru

Обе темы активно развиваются и достигают мощной драматической кульминации. Побочная партия (ре ма­жор) — светлая широкая мелодия у солирующего кларне­та; своими интонациями, ладовой переменностью, богатым подголосочным развитием она близка народным протяж­ным песням:

Скоро, безмятежно

Первая симфония «Зимние грезы» - student2.ru

Заключительная партия имеет народно-плясовой харак­тер и звучит у духовых инструментов:

Первая симфония «Зимние грезы» - student2.ru

Ее аккордовая тема непосредственно переходит в разра­ботку. Здесь ведущее значение получает первая тема глав­ной партии, которая благодаря активному развитию приоб­ретает героический облик. Ее кульминация подчеркивает­ся фанфарным звучанием труб и валторн.

Реприза сокращена. Главная партия (первая тема) те­перь взволнованно и ярко звучит у струнных; а после по­бочной и заключительной партий (соль мажор) начинает­ся развернутая драматичная кода, в которой продолжают развиваться темы главной партии. Но к концу коды напря­женность музыки ослабевает, и первая часть заканчивается возвращением первой темы главной партии в ее первона­чальном изложении.

Вторая часть— «Угрюмый край, туманный край» (ми-бемоль мажор) — написана под впечатлением поездки Чай­ковского на остров Валаам по Ладожскому озеру и воздей­ствием строгой красоты северной русской природы. Adagio cantabile обрамлено сдержанным поэтичным вступлением и заключением.

Главная тема исполняется солирующим гобоем и впе­чатляет плавной широтой и непрерывностью развития пленительной мелодии, длящейся 20 (!) тактов. Интонаци­онно она, как и темы первой части, связана с народной ли­рической песенностью:

Первая симфония «Зимние грезы» - student2.ru

Вторая часть симфонии имеет рондообразное строение, и эта мелодия выполняет роль рефрена. Музыка обоих эпизо­дов рождается из развития одного из мотивов рефрена и является его непосредственным продолжением. Второе про­ведение рефрена звучит у виолончелей в ля-бемоль мажо­ре. Кульминацией всей части становится третье проведе­ние главной темы, где она звучит у валторн по-новому ярко и драматично.

Третья часть, Скерцо(до минор), написана в сложной трехчастной форме. В крайних разделах хрупкая, прозрач­ная, стремительная тема возвращает к зимним «метелис­тым» образам первой части симфонии:

Скоро, шутливо

Первая симфония «Зимние грезы» - student2.ru

Первая симфония «Зимние грезы» - student2.ru

В Трио (ми-бемоль мажор) возникает задушевный ли­рический вальс, создающий теплую, уютную атмосферу, — первый вальс Чайковского в симфонической музыке:

Первая симфония «Зимние грезы» - student2.ru

Первая симфония «Зимние грезы» - student2.ru

Постепенно его звучание становится более напряженным; тревога проникает и в коду Скерцо, где тема вальса печаль­но звучит в миноре на фоне беспокойного и прихотливого ритма первой темы, исполняемого литаврами.

Если музыка первых трех частей симфонии связана с внутренним миром человека и лирическими образами, то торжественный финалрисует картину народного праздника. Он начинается с медленного, несколько сумрачного вступ­ления (соль минор), которое продолжает настроение послед­них тактов скерцо и основано на мелодии народной город­ской песни «Я посею ли млада»:

Первая симфония «Зимние грезы» - student2.ru

Постепенно характер музыки светлеет, и сонатное ал­легро (соль мажор) начинается размашистой, немного тяже­ловатой (благодаря массивному тутти) главной партией:

Первая симфония «Зимние грезы» - student2.ru

Побочная партия (си минор) строится на уже звучав­шей во вступлении народной мелодии; здесь она приобре­тает лихой плясовой характер:

Первая симфония «Зимние грезы» - student2.ru

Первая симфония «Зимние грезы» - student2.ru

В разработке обе темы энергично развиваются с исполь­зованием полифонических приемов. Реприза сокращена — в ней отсутствует побочная партия. Завершается финал боль­шой кодой, в которой тема «Я посею ли млада» становится торжественной и ликующей.

Первая симфония стала одним из лучших сочинений московского периода творчества Чайковского. В ней впер­вые проявились характерные образы, композиционные приемы и особенности музыкального мышления великого ком­позитора-симфониста.

Вопросы и задания

1.Какова роль симфонической музыки в творчестве Чайковского?

2. Назовите основные симфонические произведения композитора. К каким жанрам они относятся?

3. Расскажите об образном содержании Первой симфонии. Оха­рактеризуйте темы и композиционные особенности каждой части.

4. Сыграйте основные темы произведения.

«Евгений Онегин»

С юности Чайковский страстно любил театр. Театр при­тягивал и пленял воображение композитора возможностью отразить жизнь и характеры людей, раскрыть богатый и сложный внутренний мир героев и тем самым воздейство­вать на сердца людей. Неудивительно, что опера стала его любимейшим жанром. Для своих произведений Чайков­ский стремился выбирать сюжеты, в которых, по его словам, должны действовать «настоящие живые люди, чувствующие так же, как и я». Художественным идеалом для компози­тора было создание «интимной, но сильной драмы». Таким сочинением стал «Евгений Онегин».

Сюжет для оперы Чайковскому подсказала известная певица Е. А. Лавровская. В письме к Модесту Ильичу ком­позитор рассказывал:

«На прошлой неделе я был как-то у Лавровской. Разго­вор зашел о сюжетах для оперы... Лизавета Андреевна мол­чала и добродушно улыбалась, как вдруг сказала: „А что бы взять Евгения Онегина"? Мысль эта показалась мне ди­кой, и я ничего не отвечал. Потом, обедая в трактире один, я вспомнил об Онегине, задумался, потом начал находить мысль Лавровской возможной, потом увлекся и к концу обеда ре­шился. Тотчас побежал отыскивать Пушкина. С трудом нашел, отправился домой, перечел с восторгом и провел со­вершенно бессонную ночь, результатом которой был сценариум прелестной оперы с текстом Пушкина».

В составлении либретто принимал участие его друг, ли­тератор К. С. Шиловский.

В своем романе в стихах Пушкин создал многогранный портрет современной ему эпохи, ее нравов и обычаев; Бе­линский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией рус­ской жизни». Но композитора в первую очередь привлека­ла лирическая драма героев — и именно она заняла цент­ральное место в опере, которую автор назвал «лирическими сценами».

Главная героиня оперы — Татьяна. Чайковский вслед за Пушкиным тонко передал красоту и поэтичность ее души, гениально изобразил силу любви Татьяны. Сохранив в ос­новном пушкинские характеристики главных действующих лиц, композитор немного по-иному обрисовал их: так, в обли­ке Ленского он подчеркнул его вдохновенность, восторжен­ность чувств и искренность души. Чайковскому дорого душевное родство Татьяны и Ленского, темы которых он объеди­няет общими интонациями. Музыкальные образы персона­жей, как и их судьбы, непрерывно развиваются на протяже­нии всего произведения. Лирическая драма развертывается на фоне бытовых сцен разного характера, которые ярко и рельефно оттеняют глубину душевных переживаний героев.

Музыкальный язык оперы тесно связан с характерны­ми особенностями русского лирического романса. Важной чертой оперного стиля Чайковского является своеобразный диалог голоса и оркестра, состоящий в частых переходах темы из вокальной партии в оркестр, который «досказыва­ет» речь героев. Типичным является и прием «рождения» вокальной мелодии из инструментальной темы.

В исполнении оперы композитор стремился достичь наи­большей искренности и простоты, поэтому постановка «Ев­гения Онегина» была по желанию автора осуществлена си­лами студентов Московской консерватории. Премьера со­стоялась 17 марта 1879 года под руководством Н. Г. Рубин­штейна.

В опере семь картин (три действия).

Краткое содержание

Картина первая.Усадьба Лариных. Из дома доносится пение сес­тер — Татьяны и Ольги. В саду Ларина и няня Филиппьевна варят варенье и вспоминают свою молодость. С разукрашенным снопом при­ходят крестьяне поздравить барыню с окончанием жатвы.

Приезжают гости. Владимир Ленский, юный поэт, влюбленный в Ольгу, представляет своего соседа и друга Онегина. Татьяна глубоко взвол­нована новым знакомством, она видит в Онегине воплощение своих меч­таний о счастье и любви.

Первая симфония «Зимние грезы» - student2.ru Картина вторая.Комната Татьяны. Взволнованная встречей с Оне­гиным, она не может уснуть и просит няню рассказать о ее молодости. Няня начинает бесхитростный рассказ, но Татьяна не слушает ее, погло­щенная своими мыслями. Оставшись одна, она пишет письмо Онегину, в котором признается ему в любви.

Наступает утро. Вдали слышится наигрыш пастушеской свирели. Татьяна просит няню послать внука с письмом к Онегину.

Картина третья.В саду девушки собирают ягоды. Вбегает Татьяна. Она взволнована в ожидании встречи с Онегиным. Появляется Онегин. На признание Татьяны он отвечает с холодной откровенностью: он не склонен к семейной жизни, его речь сдержанна, учтива и завершается нравоучением, которое потрясенная девушка выслушивает молча. М.Н.Клементьева-Муромцева – первая

исполнительнмца роли Татьяны (1879 г.)

Картина четвертая.Зима. Бал в доме Лариных в честь именин Татьяны. Гости от души веселятся; француз Трике посвящает Татьяне поздравительные куплеты собственного сочинения. Онегин, которого привез на бал Ленский, раздражен провинциальными лицами, нарядами, сплетнями и пересудами. Он сердится на Ленского и, решая ему ото­мстить, начинает ухаживать за Ольгой, приглашая на вальс, а затем и на мазурку. Ленский оскорблен: он вызывает Онегина на дуэль. Гости без­успешно пытаются их помирить.

Картина пятая.Зимнее утро. У мельницы назначена дуэль. Лен­ский и его секундант Зарецкий ждут Онегина. Мысли Ленского про­никнуты тяжелыми предчувствиями.

Появляется Онегин со своим слугой-секундантом. Бывшие друзья, понимая нелепость ссоры, полны нерешительности, но, ни один из них не делает первого шага к примирению. Противники становятся к барьеру и по знаку секундантов начинают сходиться. Раздается выстрел: Лен­ский убит. Онегин в ужасе охватывает голову руками.

Картина шестая.Блестящий бал в Петербурге. Среди гостей — вернувшийся из дальних странствий Онегин, так и не сумевший рассе­ять свою скуку. В зале появляется князь Гремин, дальний родственник Онегина, с супругой. В величавой великосветской даме Евгений с изум­лением узнает Татьяну. Князь рассказывает ему о своем счастье и пред­ставляет Онегина жене. Татьяна, научившись «властвовать собой», с че­стью выдерживает испытание, искусно скрывая свое волнение, а затем под предлогом усталости покидает бал. В сердце Онегина вспыхивает страстная любовь к Татьяне.

Картина седьмая.Дом Греминых. Татьяна в смятении читает пись­мо Онегина. Неожиданно входит Онегин. Он умоляет Татьяну ответить на его чувство. С глубокой болью она вспоминает их первую встречу, когда «счастье было так возможно, так близко», и признается, что по-прежнему любит его. Но мольбы Онегина напрасны: Татьяна остается верна своему супружескому долгу и покидает Онегина, навек простясь со своей любовью.

Картина первая.Опера начинается с небольшого оркест­рового вступления.Его задумчивая нежная тема, изложен­ная в виде нисходящей секвенции, является первой музы­кальной характеристикой Татьяны, темой ее девичьих грез. Она будет иметь большое значение в музыкальном разви­тии первой и второй картин, а также появится в заключи­тельной сцене:

Первая симфония «Зимние грезы» - student2.ru

Продолжая элегическое настроение вступления, дуэт Татьяны (сопрано) и Ольги (контральто) «Слыхали ль вы» передает обаяние пушкинской эпохи и написан в характере бытового романса начала XIX века. Его музыка полна заду­шевной мечтательности:

Первая симфония «Зимние грезы» - student2.ru

Затем дуэт переходит в квартет: к голосам девушек присоединяются Ларина и няня, вспоминающие «давно про­шедшие года». Ярким контрастом звучат сочиненные в народной манере песни и пляска крестьян.Сначала кресть­яне поют медленную, печальную, в характере протяжной «Болят мои скоры ноженьки» (начинается за сценой); она сменяется веселой, удалой плясовой «Уж как по мосту, мо­сточку»:

Первая симфония «Зимние грезы» - student2.ru

Первая симфония «Зимние грезы» - student2.ru

Б Весьма умеренно

Первая симфония «Зимние грезы» - student2.ru

Первая симфония «Зимние грезы» - student2.ru

Различны и характеры сестер: если Татьяна любит меч­тать под звуки песен (в оркестре появляется ее тема из вступ­ления), то Ольга от души веселится, повторяя плясовой на­пев.

Ария Ольги«Я не способна к грусти томной» — музы­кальный портрет, полный детской радости, простодушия и шаловливости, с которой она подшучивает над задумчиво­стью Татьяны и ее романтическими вздохами:

Первая симфония «Зимние грезы» - student2.ru

Первая симфония «Зимние грезы» - student2.ru

Первая симфония «Зимние грезы» - student2.ru

Первая симфония «Зимние грезы» - student2.ru

Приезд Ленского и Онегина продолжает экспозицию главных действующих лиц оперы. КвартетТатьяны, Ольги, Ленского и Онегина на мгновение останавливает развитие событий и передает душевное состояние каждого из героев, несходство их взглядов и характеров.

Образ юного поэта ярче всего раскрывается в ариозо Ленского(тенор) «Я люблю вас». Его гибкая взволнован­ная мелодия — тема любви Ленского — звучит светло и восторженно, она полна счастливых надежд:

Первая симфония «Зимние грезы» - student2.ru

Ариозо имеет трехчастную форму с динамической реп­ризой. Тональность ми мажор (а затем в следующих кар­тинах ми минор) является в опере постоянной тональной характеристикой героя. Музыка средней части ариозо («Я отрок был, тобой плененный») предвосхищает не только тему его арии из пятой картины, но и тему Татьяны из второй картины («Кто ты: мой ангел ли хранитель»), тем самым подчеркивая родство образов Татьяны и Ленского.

Ариозо Онегина «Мой дядя самых честных правил» выдержано в ритме менуэта и создает облик скучающего светского человека, надменно-учтивого и равнодушного. Первая картина завершается взволнованно звучащей в ор­кестре темой Татьяны.

Картина втораянаиболее полно раскрывает образ глав­ной героини. Картина имеет трехчастную композицию: диалоги с няней обрамляют центральный раздел — сцену письма. Оркестровое вступлениеначинается с выразитель­ного мотива — «вздоха» Татьяны, предсказывающего ее пе­чальную судьбу:

Умеренно

Первая симфония «Зимние грезы» - student2.ru

Далее звучит тема-секвенция (из вступления к первой картине), которая пронизывает весь диалог с няней; она появится также в сцене письма. Неторопливый рассказ няни строится на выразительных речевых интонациях и близок народным песням. В сцене с няней рождается страстная, порывистая тема любви Татьяны, играющая важную роль во второй картине («Ах, няня, няня, я страдаю, я тоскую»).

Сцена письма,с которой Чайковский начал сочинять оперу, раскрывает всю глубину переживаний героини, тай­ники ее души. Сцена представляет собой монолог, состо­ящий из четырех эпизодов с кодой, и начинается с оркестро­вого вступления, построенного на теме любви:

Оживленно

Первая симфония «Зимние грезы» - student2.ru

Первый раздел — небольшое ариозо «Пускай погибну (ре-бемоль мажор) выражает страстную решимость Татьяны:

Первая симфония «Зимние грезы» - student2.ru

Первая симфония «Зимние грезы» - student2.ru

Его порывистой мелодии «отвечают» столь же взволно­ванные фразы оркестра (Эта мелодия появится в шестой картине в партии Онегина). Появившаяся тема-секвенция при­водит ко второму разделу сцены (ре минор), где переплета­ются проникновенная лирическая тема письма у солиру­ющего гобоя и трогательные декламационные интонации вокальной партии:

Первая симфония «Зимние грезы» - student2.ru Первая симфония «Зимние грезы» - student2.ru

Третий раздел (до мажор), исполненный уверенности в выборе избранника, звучит пылко и устремленно:

 
  Первая симфония «Зимние грезы» - student2.ru

В его среднем эпизоде на смену приходит светлая мечтательная мелодия:

Первая симфония «Зимние грезы» - student2.ru

Первая симфония «Зимние грезы» - student2.ru

Она интонационно близка как темам Ленского («Я от­рок был, тобой плененный» и «Что день грядущий мне го­товит»), так и теме следующего, четвертого раздела сцены письма — восторженного обращения к Онегину:

Первая симфония «Зимние грезы» - student2.ru

Первая симфония «Зимние грезы» - student2.ru

Он является одновременно тональной репризой сцены (ре-бемоль мажор) и ее ликующей кульминацией, которая подчеркивается в оркестре мощным тутти (с трубой соло).

Оркестровая картина рассвета, безыскусный наигрыш пастушьего рожка (соло гобоя) своим покойным, безмятеж­ным характером подчеркивает драматизм предыдущей сцены. Завершает вторую картину широкое и властное зву­чание темы любви.

Начиная с третьей картиныдраматическое развитие сю­жета оперы строится на столкновении, «жизненном поедин­ке» (по определению Б. Асафьева) Татьяны, Ленского и Оне­гина. Как и вторая картина, она имеет трехчастное строение.

Сцена свидания Татьяны и Онегина обрамлена хором«Девицы, красавицы». Нежная пасторальная музыка, ее изящ­ная вальсовость оттеняют глубину переживаний Татьяны:

Умеренно скоро

Первая симфония «Зимние грезы» - student2.ru

Появление Татьяны сопровождается стремительным и тревожным звучанием оркестра, выражающим ее душев­ное смятение. Вокальная партия Татьяны в этой сцене ла­конична; она строится на нисходящих секундовых интона­циях, которые передают ее душевное состояние.

Музыкальный портрет Онегина представлен в оркест­ре, по выражению Б. В. Асафьева, «одной из его мелодий-поз, в которых холодная сдержанность сочетается с привет­ливым достоинством». Ария Онегина(баритон) «Когда бы жизнь домашним кругом» — учтивое наставление Татья­не — звучит уверенно и неторопливо, в ровном размерен­ном ритме:

Первая симфония «Зимние грезы» - student2.ru

Первая симфония «Зимние грезы» - student2.ru

Картина четвертаяначинается с оркестрового вступле­ния, напоминающего о драме Татьяны: нежная мелодия «Кто ты, мой ангел ли хранитель» сменяется тревожным звуча­нием отрывистых аккордов. Бал открывает веселый без­заботный вальс,на фоне которого слышится хор гостей, радующихся празднику:

Темп вальса

Первая симфония «Зимние грезы» - student2.ru

 
  Первая симфония «Зимние грезы» - student2.ru

Вальс не только рисует пеструю картину собравшегося у Лариных общества; постепенно его музыка драматизирует­ся, отражая переживания героев и первое столкновение Ленского и Онегина.

Появление Трике с поздравительными куплетами (Для куплетов Трике Чайковский использовал популярную песен­ку модного в 30-е годы XIX века в России французского композитора А. де Боплана) пре­рывает начавшуюся было ссору. Бал продолжает блестящая, по-провинциальному «размашистая» мазурка. Но затем она сменяется печальной лирической мелодией (ми минор), предвосхищающей тему арии Ленского из пятой картины; на ее фоне вновь вспыхивает ссора Ленского и Онегина.

Первая симфония «Зимние грезы» - student2.ru

Финал четвертой картины начинается с ариозо Ленского «В вашем доме»; как светлое воспоминание о невозврат­но ушедшем счастье, звучат начальные фразы, построенные на измененной теме любви Ленского:

Первая симфония «Зимние грезы» - student2.ru

Первая симфония «Зимние грезы» - student2.ru

Чистота и искренность чувства сменяются настроением горького упрека. Ариозо переходит в ансамбль и хор; в квин­тете мелодически различные вокальные партии передают тревожное состояние всех участников. Вызов на дуэль и все­общее смятение завершают картину.

Первая симфония «Зимние грезы» - student2.ru

Л.В.Собинов в роли Ленского

Картина пятая— первая кульминация оперы и тра­гическая развязка драмы Ленского. Оркестровое вступле­ние открывается мрачными,напряженными аккордами, предвосхищающими исход поединка. С пронзительной об­реченностью у виолончелей в ми миноре звучит тема арии Ленского «Что день грядущий мне готовит?» Наиболее полно раскрываются здесь красота душевного мира юно­го поэта, его сожаление о несбывшихся надеждах, трепет­ная любовь к Ольге и предчувствие гибели. Ария Лен­скогоначинается выразительным речитативным вступ­лением:

Первая симфония «Зимние грезы» - student2.ru

Главная тема арии — изумительная по красоте лири­ческая мелодия — интонационно родственна темам Татья­ны. Особенную выразительность придает ей широкое ниспадающее движение от III к V ступени лада, опеваемой секундами:

Первая симфония «Зимние грезы» - student2.ru

Первая симфония «Зимние грезы» - student2.ru

Вокальные фразы постоянно «допеваются» в оркестре, что способствует непрерывности музыкального развития. Средний раздел трехчастной формы (соль мажор) «Блеснет заутра луч денницы», более оживленный и светлый по ха­рактеру, мелодически связан с ариозо «В вашем доме». В динамической репризе страстный порыв любви сменяется прежним печальным настроением. Эта ария — одна из ли­рических вершин оперы.

Сцена поединка начинается с дуэта «Враги»,который построен в форме канона: мелодия Онегина вторит партии Ленского, что передает общие чувства скорби, сожаления и предвещает неотвратимый трагический исход:

Первая симфония «Зимние грезы» - student2.ru

Первая симфония «Зимние грезы» - student2.ru

Мерно повторяющиеся на доминанте до-диез минора при­глушенные удары литавр придают музыке характер мрачно­го оцепенения. Далее в оркестре, как воспоминание, проходит преображенная тема любви Ленского; стремительно ускоря­ющееся движение музыки обрывается выстрелом, который передается с помощью уменьшенного септаккорда и тремоло литавр. Как прощание с героем, картину завершает траурное проведение в оркестре темы предсмертной арии Ленского.

Картина шестаяначинается блестящим парадным по­лонезом. Монолог Онегина «И здесь мне скучно» вводит в дальнейшее развитие событий.

Появление Татьяны на балу сопровождается спокойной и благородной лирической темой вальсаре-бемоль мажор, который создает новый облик героини — приветливо-сдер­жанной и величаво-прекрасной княгини Греминой:

Первая симфония «Зимние грезы» - student2.ru

Ария Гремина (бас) дополняет эту характеристику Татьяны и вместе в тем обрисовывает благородный облик князя:

Первая симфония «Зимние грезы» - student2.ru

Первая симфония «Зимние грезы» - student2.ru

В момент представления Онегина Татьяне в оркестре горячо и взволнованно звучит тема любви Татьяны.

В ариозо Онегина«Увы, сомненья нет» решительно изме­няется его образ; в его сердце вспыхивает страстная любовь к Татьяне. Его музыкальная речь становится горячей, поры­вистой и строится на теме Татьяны «Пускай погибну я»:

Первая симфония «Зимние грезы» - student2.ru

Первая симфония «Зимние грезы» - student2.ru Картина седьмая— вторая драматическая кульмина­ция оперы. В оркестровом вступлении печальная элегиче­ская тема выражает скорбные мысли Татьяны. Во время монолога Татьяны, читающей письмо Онегина, в оркестре, как воспоминание о юности, звучит тема ее девичьих грез. Размышления Татьяны прерывает бурное появление Онеги­на. Их сцена-диалог — последнее объяснение героев, пол­ное эмоциональных контрастов; оно передает сложную борьбу их чувств, стремление к счастью и невозможность его дости­жения. Ариозные эпизоды — высказывания Татьяны и Оне­гина — сменяют друг друга. В музыкальном развитии сце­ны краткой выразительной остановкой становится дуэт-элегия «Счастье было так возможно, так близко», лириче­ская мелодия которого близка темам Татьяны и Ленского.

Последнее обращение Онегина к Татьяне «О, не гони! меня ты любишь!», полное мольбы и страсти, звучит в ми мино­ре — П.А.Хохлов в роли Онегина

тональности Ленского, которая, завершая оперу, под­черкивает трагическую обреченность чувств и судеб героев.

О вечной жизни и красоте музыки Чайковского замеча­тельно сказал уже в XX веке Д. Д. Шостакович: «Нет ни одного русского композитора конца XIX или первой поло­вины XX столетия, который не был бы обязан той или иной стороной своего творчества Петру Ильичу Чайковскому... Подобно Пушкину он вошел в самую основу основ русского национального сознания. Без Чайковского мы не можем жить в дни нашей национальной скорби, имя его сопро­вождает нас и в дни побед, и в годины величайшего творче­ского подъема русского национального духа...»

Вопросы и задания

1.Почему опера стала излюбленным жанром для Чайковского? Какие сюжеты привлекали к себе композитора?

2. Расскажите историю создания оперы «Евгений Онегин».

3. В каком жанре написана опера? Какова ее тема?

4. Изложите содержание оперы по картинам.

5. Расскажите о главных героях; как они охарактеризованы в му­зыке?

6. В чем состоят особенности музыкального языка оперы? Расска­жите об интонационных связях музыкальных образов произведения.

Основные произведения

10 опер: «Воевода», «Ундина», «Опричник», «Кузнец Вакула» (позже переработана в «Черевички»), «Евгений Онегин», «Орлеанская дева», «Мазепа», «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта»

3 балета: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»

Симфонические произведения: 6 симфоний, симфония «Манфред», фантазии «Фатум», «Буря», «Франческа да Римини»; увертюры-фанта­зии «Ромео и Джульетта» и «Гамлет», Итальянское каприччио, Торже­ственная увертюра «1812 год», 4 симфонические сюиты, Серенада для струнного оркестра, 3 концерта для фортепиано с оркестром, концерт для скрипки с оркестром, Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром

Камерно-инструментальные произведения: 3 струнных квартета, фортепианное трио «Памяти великого художника», струнный секстет «Воспоминание о Флоренции» и другие

Фортепианные произведения: 2 сонаты, Тема с вариациями, циклы «Времена года» и «Детский альбом», отдельные пьесы

Вокальные произведения: более 100 романсов; «Литургия св. Иоан­на Златоуста», «Всенощное бдение» и другие произведения

Наши рекомендации